Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 16:09, курсовая работа
Цель данной работы – определение условий формирования здоровьесберегающих компетенций и теоретическое обоснование процесса формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и объектом исследования сформулированы следующие задачи:
1. Изучить научно-теоретические основы формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков.
2. Выявить особенности подросткового возраста и дать характеристику образа жизни учащихся средних и старших классов.
Введение………………………………………………………………..3
1. Научно-теоретическая изученность проблемы……………………..11
2. Особенности подросткового возраста и характеристика
образа жизни…………………………………………………………….22
2.1. Характеристика образа жизни и здоровья подростков
2.2. Отношение старших школьников к здоровьесберегающему
поведению
3. Структура здоровьесберегающих компетенций подростков…..36
3.1. Сущность, структура и элементы здорового образа жизни
3.2. Здоровьесберегающие технологии
3.3. Здоровьесберегающее поведение подростков и определяющие его факторы
3.4. Концептуальные подходы к формированию здоровьесберегающего поведения в среде учащейся молодежи
3.5. Здоровьесберегающие компетенции подростков и их структура
4. Методические аспекты формирования здоровьесберегающих компетенций подростков…………………………………………………….98
Заключение…………………………………………………………….118
Список использованной литературы………………………………..132
Формирование
здорового образа жизни является
главным рычагом первичной
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности [Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Валеология. С. 93].
На сегодняшний день ответственность школы, педагогов за здоровье учащихся обоснована, во-первых, исторически и социально сложившейся ответственностью взрослых за то, что происходит с детьми; во-вторых, здоровье учащихся зависит от реальных условий, качества образовательной и воспитательной среды и действий, осуществляемых педагогами; в-третьих, организация здоровьесберегающего пространства, использование здоровьесберегающих технологий в образовательном и воспитательном процессах обеспечат профилактический и формирующий, созидающий эффект в становлении и развитии здоровья учащихся и их образа жизни.
Здоровьесберегающая образовательная среда – это интеграция всех компонентов образовательного пространства и образовательного процесса на основе развивающегося управления и самоуправления субъектов образовательной деятельности, при которых учитывается и активизируется здоровьесберегающий потенциал внутренних и внешних ресурсов, обеспечивающих и определяющих динамику развития здоровья и культуры здоровья педагогов, учащихся и родителей. Здоровьесберегающая образовательная среда в средней школе концептуально направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся-старшеклассников.
Исследование проблемы формирования здоровьесберегающего образа жизни (ЗсОЖ) подростков, их готовность к восприятию и усвоению его требует уяснения сущности и содержания самого понятия «ЗОЖ». Это понятие прочно вошло в обиход авторов научной, научно-методической литературы и постепенно приобрело категориальный характер. ЗОЖ является предметом теоретического анализа многих исследователей главным образом потому, что в смысловом отношении связан со здоровьем, роль которого в развитии и функционировании человеческого фактора в жизни общества с каждым годом возрастает.
Формирование
специальных
Анализ научной литературы позволяет констатировать, что здоровый образ жизни определяется как часть общей культуры человека, характеризующаяся определенным уровнем специальных знаний и мотивационно-ценностных ориентаций, приобретённых в результате воспитания, образования, самовоспитания, как типичные формы работы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности человека. Отталкиваясь от этих определений и опираясь на исследования отечественных педагогов и психологов о физическом развитии подростков и формировании их психики и эмоционально-волевой сферы (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.), а также на работы современных учёных (В.К. Бальсевич, В.М. Баранов, В.Я. Виленский, Е.А. Леванова, В.И. Харитонов), формирование ценности здорового образа жизни – это привитие значимых для здоровья мировоззренческих установок, основных навыков сохранения и укрепления здоровья, элементов личной физической, гигиенической культуры, а также культуры психофизической регуляции и гармоничного межличностного общения.
Понятие «ценность» в нашем исследовании представлено как значимость явлений, объектов, предметов окружающего мира человека. Ценности приобретают личностный смысл для индивида, социальной группы, как свойство объекта, удовлетворяющего потребность и т.д. Именно ценностные смыслы определяют позиции личности, её цели и содержание жизнедеятельности. Приобретение человеком осознаваемых смыслов позволяет ему изменять свой облик, продвигаться в дальнейшем личностном саморазвитии и самосовершенствовании.
Элементы здорового образа жизни. В биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды. Ученые включают в «здоровый образ жизни» разные составляющие, из них базовые:
♦ воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
♦ окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
♦ отказ от курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя;
♦ питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям, информированность о качестве употребляемых продуктов;
♦ движения: физически активная жизнь с учётом возрастных и физиологических особенностей;
♦ гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками оказания первой помощи;
♦ закаливание [Давиденко Д.Н., Щедрин Ю.Н., Щеголев В.А. Здоровье и образ жизни студентов. С. 97].
На физиологическое
состояние человека большое влияние
оказывает его
● эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами;
● интеллектуальное самочувствие: способность использовать новую информацию для оптимальных действий. Позитивное мышление.
● духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, достигать их. Оптимизм.
Некоторые исследователи выделяют также «социальное самочувствие» – способность взаимодействовать с другими людьми.
Изучением здорового образа жизни занимается валеология (от лат. valeo – «быть здоровым») – общая теория здоровья, претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека со стороны естественных, общественных и гуманитарных наук – медицины, гигиены, биологии, сексологии, психологии, социологии, философии, культурологии, педагогики и других [Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. с. 4]. Термин введён в научный оборот советским учёным, профессором И. Брехманом.
В основу концепции валеологического обеспечения образовательного процесса положена идея создания условий для реализации доминирующих базовых потребностей, природно присущих человеку. Ведущей в системе этих потребностей выступает потребность в двигательной активности, физическом самосовершенствовании. Она проявляется в единстве с потребностью получения удовольствия, наслаждения от участия в двигательной деятельности; потребностью сопереживания в процессе взаимодействия и общения; потребностью в самоутверждении.
Валеологическое образование и воспитание – воспитание у учащихся потребности в здоровье, формирование у них научного понимания сущности здорового образа жизни и выработки соответствующего поведения. В основе Валеологического образования и воспитания лежит концепция формирования здорового человека, осуществляемого через нравственное, физическое и половое воспитание, обучение способам психосаморегуляции, передачу и освоение гигиенических, физиологических, экологических и медецинских заданий.
Виды работ валеологического направления:
■ Здоровьесберегающие образовательные технологии – составная часть и отличительная особенность всей образовательной системы.
■ Смысл здоровьесберегающей технологии – в формировании у учащихся подростков потребности в здоровом образе жизни, осознании ответственности за свое здоровье.
Конечная цель валеологического воспитания – сформировать личность, которая обладает развиваемыми качествами: стремлением к заботе о своем здоровье, раскрытием оздоровительных возможностей человека, развитием саморегуляции организма, валеологической активностью, то есть деятельностью, направленной на оздоровление организма, умением вести здоровый образ жизни.
В последнее время как часть общей культуры человека выделяется валеологическая культура – социально-психологическая деятельность индивидуума, направленная на укрепление и сохранение здоровья, освоение норм, принципов, традиций здорового образа жизни, превращение их во внутреннее богатство личности [Дыхан Л.Б. Педагогическая валеология. С.51].
Вокруг детей
с самого раннего детства необходимо
создавать такую учебно-
Информация о работе Факторы формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков