Факторы формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – определение условий формирования здоровьесберегающих компетенций и теоретическое обоснование процесса формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и объектом исследования сформулированы следующие задачи:
1. Изучить научно-теоретические основы формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков.
2. Выявить особенности подросткового возраста и дать характеристику образа жизни учащихся средних и старших классов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
1. Научно-теоретическая изученность проблемы……………………..11
2. Особенности подросткового возраста и характеристика
образа жизни…………………………………………………………….22
2.1. Характеристика образа жизни и здоровья подростков
2.2. Отношение старших школьников к здоровьесберегающему
поведению
3. Структура здоровьесберегающих компетенций подростков…..36
3.1. Сущность, структура и элементы здорового образа жизни
3.2. Здоровьесберегающие технологии
3.3. Здоровьесберегающее поведение подростков и определяющие его факторы
3.4. Концептуальные подходы к формированию здоровьесберегающего поведения в среде учащейся молодежи
3.5. Здоровьесберегающие компетенции подростков и их структура
4. Методические аспекты формирования здоровьесберегающих компетенций подростков…………………………………………………….98
Заключение…………………………………………………………….118
Список использованной литературы………………………………..132

Файлы: 1 файл

здоровье курсовик-2.doc

— 704.50 Кб (Скачать файл)

Формирование  здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики как начального, а потому решающего  звена в укреплении здоровья населения  через изменение образа жизни, его оздоровлении, борьбу с вредными привычками, преодоление других неблагоприятных сторон образа жизни. Внедрение основных элементов первичной профилактики в виде навыков гигиенического поведения должно входить в систему школьного воспитания подростков, отражаться в системе санитарного просвещения (которое все больше ориентируется на пропаганду здорового образа жизни), физической культуры и спорта.

История здорового образа жизни корнями  уходит в прошлое, в недра предупредительной  народной медицины. Забота о питании и здоровье уже на первых стадиях развития общества являлась жизненно важной задачей человека. В России впервые государственное значение этому вопросу придал великий русский ученый М.В. Ломоносов. Затем вопросами охраны здоровья стали заниматься первые русские профессора-энциклопедисты Ф. Барсук, М. Моесеев, С. Зыбелин, Н. Амбодик и прогрессивные государственные деятели и мыслители И.Н. Беской, Н.И. Новиков, А.Н. Родищев.

В настоящее время также ведется  работа по здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

Для правильной и эффективной организации  ЗОЖ необходимо систематически следить  за своим образом жизни и стремиться соблюдать такие условия, как достаточная двигательная активность, правильное питание, наличие чистого воздуха и воды, закаливание, связь с природой; соблюдение правил личной гигиены; отказ от вредных привычек; рациональный режим руда и отдыха. Всё вместе это и называется соблюдением здорового образа жизни – ЗОЖ.

Таким образом, здоровый образ жизни – это процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.

С позиции генетической природы данного  человека и ее соответствия условиям жизнедеятельности принято определять здоровый образ жизни как способ жизнедеятельности, соответствующий  генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека и конкретным условиям жизни, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья и полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций [Лисицын Ю.П. Здоровье человека – социальная ценность. С. 3–4].

При формировании индивидуального здоровья стиль жизни имеет большое значение, так как несет персофицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитетом), личными наклонностями. Поэтому при более или менее одинаковом уровне потребностей каждой личности, характеризуется индивидуальным способом их удовлетворения. Это проявляется в разном поведении людей, что определяется воспитанием и в разнообразии индивидуальных образов жизни. При этом надо учитывать как типологические особенности каждого человека, так возрастно-половую принадлежность и социальную обстановку, в которой он живет. Важное место в исходных посылках должны занимать личностно-мотивационные качества данного человека, его жизненные ориентиры.

Здоровый  образ жизни как система складывается из трех основных взаимосвязанных элементов, трех культур: культуры питания, культура движения, культура эмоций. Известно, что отрицательные эмоции обладают разрушительной силой, положительные эмоции сохраняют здоровье, способствуют успеху.

Сложившаяся система образования не способствует формированию ЗОЖ, поэтому знания взрослых людей о здоровом образе жизни не стали их убеждениями. В школе рекомендации по здоровому образу жизни детям часто насаждаются в назидательной и категорической форме, что не вызывает у них положительных реакций.

Подростки не занимаются формированием своего здоровья, так как это требует  волевых усилий, а в основном занимаются предупреждением нарушений здоровья и реабилитацией утраченного.

Таким образом, здоровый образ жизни должен целенаправленно и постоянно формироваться в течение жизни человека, а не зависеть от обстоятельств и жизненных ситуаций.

Здоровый образ  жизни является предпосылкой для  развития разных сторон жизнедеятельности  человека, достижения им активного  долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности [Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Валеология. С. 93].

На сегодняшний  день ответственность школы, педагогов за здоровье учащихся обоснована, во-первых, исторически и социально сложившейся ответственностью взрослых за то, что происходит с детьми; во-вторых, здоровье учащихся зависит от реальных условий, качества образовательной и воспитательной среды и действий, осуществляемых педагогами; в-третьих, организация здоровьесберегающего пространства, использование здоровьесберегающих технологий в образовательном и воспитательном процессах обеспечат профилактический и формирующий, созидающий эффект в становлении и развитии здоровья учащихся и их образа жизни.

Здоровьесберегающая образовательная среда – это интеграция всех компонентов образовательного пространства и образовательного процесса на основе развивающегося управления и самоуправления субъектов образовательной деятельности, при которых учитывается и активизируется здоровьесберегающий потенциал внутренних и внешних ресурсов, обеспечивающих и определяющих динамику развития здоровья и культуры здоровья педагогов, учащихся и родителей. Здоровьесберегающая образовательная среда в средней школе концептуально направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся-старшеклассников.

Исследование проблемы формирования здоровьесберегающего образа жизни (ЗсОЖ) подростков, их готовность к восприятию и усвоению его требует  уяснения сущности и содержания самого понятия «ЗОЖ». Это понятие прочно вошло в обиход авторов научной, научно-методической литературы и постепенно приобрело категориальный характер. ЗОЖ является предметом теоретического анализа многих исследователей главным образом потому, что в смысловом отношении связан со здоровьем, роль которого в развитии и функционировании человеческого фактора в жизни общества с каждым годом возрастает.

Формирование  специальных здоровьесберегающих  знаний, ориентаций, навыков признаётся необходимым условием противостояния негативным экологическим и социальным воздействиям на современного человека (Н.М. Амосов, И.И. Брехман, Д.Д. Венедиктов, В.Я. Виленский, В.В. Марков, Б.М. Чекменев, Г.Г. Щербаков и др.).

Анализ научной  литературы позволяет констатировать, что здоровый образ жизни определяется как часть общей культуры человека, характеризующаяся определенным уровнем специальных знаний и мотивационно-ценностных ориентаций, приобретённых в результате воспитания, образования, самовоспитания, как типичные формы работы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности человека. Отталкиваясь от этих определений и опираясь на исследования отечественных педагогов и психологов о физическом развитии подростков и формировании их психики и эмоционально-волевой сферы (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.), а также на работы современных учёных (В.К. Бальсевич, В.М. Баранов, В.Я. Виленский, Е.А. Леванова, В.И. Харитонов), формирование ценности здорового образа жизни – это привитие значимых для здоровья мировоззренческих установок, основных навыков сохранения и укрепления здоровья, элементов личной физической, гигиенической культуры, а также культуры психофизической регуляции и гармоничного межличностного общения.

Понятие «ценность» в нашем исследовании представлено как значимость явлений, объектов, предметов окружающего мира человека. Ценности приобретают личностный смысл для индивида, социальной группы, как свойство объекта, удовлетворяющего потребность и т.д. Именно ценностные смыслы определяют позиции личности, её цели и содержание жизнедеятельности. Приобретение человеком осознаваемых смыслов позволяет ему изменять свой облик, продвигаться в дальнейшем личностном саморазвитии и самосовершенствовании.

Элементы  здорового образа жизни. В биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды. Ученые включают в «здоровый образ жизни» разные составляющие, из них базовые:

♦ воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

♦ окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;

♦ отказ от курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя;

♦ питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям, информированность о качестве употребляемых продуктов;

♦ движения: физически активная жизнь с учётом возрастных и физиологических особенностей;

♦ гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками оказания первой помощи;

♦ закаливание [Давиденко Д.Н., Щедрин Ю.Н., Щеголев В.А. Здоровье и образ жизни студентов. С. 97].

На физиологическое  состояние человека большое влияние  оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его ментальных установок. Поэтому некоторые исследователи также выделяют дополнительно следующие аспекты здорового образа жизни:

● эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами;

● интеллектуальное самочувствие: способность использовать новую информацию для оптимальных действий. Позитивное мышление.

● духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, достигать их. Оптимизм.

Некоторые исследователи выделяют также «социальное самочувствие» – способность взаимодействовать с другими людьми.

Изучением здорового  образа жизни занимается валеология (от лат. valeo – «быть здоровым») – общая теория здоровья, претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека со стороны естественных, общественных и гуманитарных наук – медицины, гигиены, биологии, сексологии, психологии, социологии, философии, культурологии, педагогики и других [Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. с. 4]. Термин введён в научный оборот советским учёным, профессором И. Брехманом.

В основу концепции  валеологического обеспечения образовательного процесса положена идея создания условий  для реализации доминирующих базовых  потребностей, природно присущих человеку. Ведущей в системе этих потребностей выступает потребность в двигательной активности, физическом самосовершенствовании. Она проявляется в единстве с потребностью получения удовольствия, наслаждения от участия в двигательной деятельности; потребностью сопереживания в процессе взаимодействия и общения; потребностью в самоутверждении.

Валеологическое образование и воспитание – воспитание у учащихся потребности в здоровье, формирование у них научного понимания сущности здорового образа жизни и выработки соответствующего поведения. В основе Валеологического образования и воспитания лежит концепция формирования здорового человека, осуществляемого через нравственное, физическое и половое воспитание, обучение способам психосаморегуляции, передачу и освоение гигиенических, физиологических, экологических и медецинских заданий.

Виды работ валеологического направления:

■ Здоровьесберегающие образовательные технологии – составная часть и отличительная особенность всей образовательной системы.

■ Смысл здоровьесберегающей технологии – в формировании у учащихся подростков потребности в здоровом образе жизни, осознании ответственности за свое здоровье.

Конечная цель валеологического воспитания – сформировать личность, которая обладает развиваемыми качествами: стремлением к заботе о своем здоровье, раскрытием оздоровительных возможностей человека, развитием саморегуляции организма, валеологической активностью, то есть деятельностью, направленной на оздоровление организма, умением вести здоровый образ жизни.

В последнее  время как часть общей культуры человека выделяется валеологическая  культура – социально-психологическая  деятельность индивидуума, направленная на укрепление и сохранение здоровья, освоение норм, принципов, традиций здорового  образа жизни, превращение их во внутреннее богатство личности [Дыхан Л.Б. Педагогическая валеология. С.51].

Вокруг детей  с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно-воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. Это приведет к формированию потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Таким образом, сформированные традиции здорового образа жизни становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей.

Информация о работе Факторы формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков