Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 16:09, курсовая работа
Цель данной работы – определение условий формирования здоровьесберегающих компетенций и теоретическое обоснование процесса формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и объектом исследования сформулированы следующие задачи:
1. Изучить научно-теоретические основы формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков.
2. Выявить особенности подросткового возраста и дать характеристику образа жизни учащихся средних и старших классов.
Введение………………………………………………………………..3
1. Научно-теоретическая изученность проблемы……………………..11
2. Особенности подросткового возраста и характеристика
образа жизни…………………………………………………………….22
2.1. Характеристика образа жизни и здоровья подростков
2.2. Отношение старших школьников к здоровьесберегающему
поведению
3. Структура здоровьесберегающих компетенций подростков…..36
3.1. Сущность, структура и элементы здорового образа жизни
3.2. Здоровьесберегающие технологии
3.3. Здоровьесберегающее поведение подростков и определяющие его факторы
3.4. Концептуальные подходы к формированию здоровьесберегающего поведения в среде учащейся молодежи
3.5. Здоровьесберегающие компетенции подростков и их структура
4. Методические аспекты формирования здоровьесберегающих компетенций подростков…………………………………………………….98
Заключение…………………………………………………………….118
Список использованной литературы………………………………..132
По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).
По направлению
деятельности среди частных
Комплексные здоровьесберегающие технологии – технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); технологии, содействующие здоровью, формирующие ЗОЖ.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет подросткам более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.
Таким образом,
современная концепция ЗОЖ
3.3. Здоровьесберегающее поведение подростков и определяющие его факторы
Понятие «здоровье» отражает одну из фундаментальных характеристик человеческого существования, форму его жизни. Потому оно, естественно, переосмысливается всякий раз, когда социальная жизнь переживает глубокие изменения, будь то изменения в общественных отношениях или изменения в технических возможностях человечества.
Ценностное содержание здоровья аккумулируется в отношении человека (социума) к своему состоянию, которое обеспечивает успешную (достойную, приемлемую для данных условий) жизнедеятельность. Вместе с отношением человека к здоровью выстраивается система его ценностных ориентации, предпочтений, целей, без которых человеческое существование лишается смысла [Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. С. 16–17].
В свое содержание здоровье как ценность включает множество субценностей, имеющих смысложизненное значение для человека. Носителями здоровья, а следовательно, и субъектами ценностного отношения могут выступать отдельные личности, социальные группы, общество в целом. В этом отношении различаются индивидуальное здоровье, социумное (здоровье коллектива, социальной общности, этноса, религиозной конфессии, профессиональной или возрастной группы и т.д.) и планетарное (общечеловеческое) здоровье. Здоровье это и наслаждение, и польза, и слава, и красота, и добро, и счастье. И в этом отношении о здоровье можно говорить как об универсальной ценности.
Здоровье – это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, которая занимает верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей, а также в системе таких категорий человеческого бытия, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд, программа и ритм жизнедеятельности. По мере роста благосостояния населения, удовлетворения его естественных первичных потребностей (в пище, жилье и др.) относительная ценность здоровья все больше возрастает. Здоровье, будучи качественной характеристикой личности, способствует достижению многих других потребностей и целей.
По определению специалистов
Всемирной организации
Физическое благополучие – это когда все органы человеческого тела в порядке, функционируют в пределах нормы и даже могут при необходимости работать со значительным превышением нормы, т.е. обладают резервом.
Духовное (душевное, психическое) благополучие – предполагает преобладание у человека хорошего настроения, уверенности в своем будущем, положительного настроя на преодоление трудностей и неблагоприятных ситуаций в отличие от упаднического настроения, вызывающего отрицательные эмоции и даже депрессию. Душевное благополучие предполагает также доброе отношение к людям, отсутствие в характере человеконенавистнических черт, что очень важно для создания вокруг себя благожелательного фона человеческих отношений.
Социальное благополучие предполагает устойчивое положение человека в обществе, наличие хорошо оплачиваемой и желанной работы, полноценной семьи.
Понятие «здоровьесберегающее поведение» тесно связано с понятием «здоровый образ жизни». Данное понятие появилось совсем недавно, в 70-е годы прошлого века. Существует несколько подходов к определению понятия здоровьесберегающего поведения.
Наиболее часто перечисляются различные составляющие характеристики здорового образа жизни, которые тот или иной автор считает необходимым учесть. Б.А. Воскресенский полагает, что понятие «здоровый образ жизни» включает в себя правильно организованный физиологически оптимальный труд, нравственно-гигиеническое воспитание, психогигиену, физкультуру, закаливание, активный двигательный режим, продуманную организацию досуга, отказ от вредных привычек и экологическое воспитание [Воскресенский Б.А. Здоровый образ жизни и гигиеническое воспитание подростков и молодёжи. С. 37]. По мнению В.С. Попова в понятие «здоровьесберегающее поведение» входят составляющие: отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ); оптимальный двигательный режим; рациональное питание; закаливание; личная гигиена; положительные эмоции [Попов С.В. Валеология в школе и дома. С. 112]. Тем не менее, есть универсальные критерии, которые отмечают все авторы: отказ от вредных привычек, правильное питание, рациональное использование времени сна и отдыха, физическая активность.
Здоровый образ жизни – это сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющий в той или иной мере реализовать свой творческий потенциал, сохраняющий и улучшающий здоровье человека [Шухатович В. Р. Здоровый образ жизни. C. 79]. Здоровый образ жизни – категория общего понятия «образ жизни», включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в т.ч. поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, поддерживающих оптимальное качество жизни.
Существует деление факторов, повреждающих здоровье, на т.н. объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относятся: плохая экология, фактор наследственности, психо-эмоциональное напряжение (стрессы), уровень развития медицины, социально-экономический статус страны. Субъективные факторы это: вредные привычки, малоподвижный образ жизни, неправильное питание, нерациональный режим жизни (работа, отдых, сон), психо-эмоциональное напряжение [Горбенко П.П. Валеология – наука о качестве жизни и здоровье. С. 28]. В качестве основных составляющих здорового образа жизни можно назвать способность к рефлексии, состояние среды обитания, приемлемый режим труда и отдыха. Здоровье помогает выполнять планы, успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Исходя из этого, основные положения, которые должны быть положены в основу здорового образа жизни подростков, таковы: соблюдение режима дня учебы, труда, отдыха, сна – в соответствии с суточным биоритмом; двигательная активность, включающая систематические занятия доступными видами спорта, оздоровительным бегом, ритмической и статической гимнастикой, дозированной ходьбой на воздухе; разумное использование методов закаливания; рациональное питание.
В научной литературе представления о здоровом образе жизни связывают с рационально организованным, физиологически оптимальным трудом, нравственно-гигиеническим воспитанием, выполнением правил и требований психогигиены, рациональным питанием и личной гигиеной, активным двигательным режимом и систематическими занятиями физической культурой, эффективным закаливанием, продуманной организацией досуга, отказом от вредных привычек [Апанасенко Г.А. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. С. 64]. И с этой точки зрения учащаяся молодежь является наиболее уязвимой категорией населения по здоровьесберегающему поведению.
Образ жизни подростка зависит от многих условий (факторов). Первая группа факторов – все то, что окружает человека, его среда (это стены квартиры и дома, улицы, транспорт, лес, горы, природа, солнце и воздух). Сюда относятся и люди, окружающие подростка, или микросоциум (семья и учебная группа, соседи по квартире и др.). Среда – очень широкое понятие.
Вторая группа факторов – все то, что человек «вводит» в себя (продукты питания, лекарства, никотин, алкоголь, наркотики). Опасность некачественных продуктов питания, неправильность приема лекарств и сильный урон для организма от вредных привычек доказаны уже давно и бесспорно. Третья группа факторов – режим жизни (труда и отдыха, сна и бодрствования, ритмичность в учебе) – то, что человек делает с собой в результате волевых усилий (или безволия) и осознания необходимости своих действий. К этой группе относятся занятия физической культурой и спортом, закаливание.
Здоровый образ жизни – многостороннее направление стиля жизни. Его нельзя рассматривать только как отказ от вредных привычек и занятия спортом. Здоровый образ жизни старшеклассника отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности подростка, для которой характерно единство и целесообразность процессов самоорганизации и самодисциплины, саморегуляции и саморазвития, направленных на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную самореализацию своих сущностных сил, дарований и способностей в общекультурном и профессиональном развитии, жизнедеятельности в целом. Здоровый образ жизни создает для личности такую социокультурную микросреду, в условиях которой возникают реальные предпосылки для высокой творческой самоотдачи, работоспособности, трудовой и общественной активности, психологического комфорта, наиболее полно раскрывается психофизиологический потенциал личности, актуализируется процесс его самосовершенствования.
В условиях здорового образа жизни подростка формируется часть общекультурного развития, проявляющаяся в единстве стилевых особенностей поведения, способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни. Это направление мышления основано на гармоничном развитии самого подростка, которое в начале формирует основы здорового образа жизни, а потом создает гармонию между телом и духом.
Особый интерес в исследовании здорового образа жизни и здоровьесберегающего поведения вызывает учащаяся молодежь, поскольку именно данной категории населения труднее всего придерживаться принципов ЗОЖ. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курение и др. Здоровый образ жизни отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности подростков. В условиях здорового образа жизни ответственность за здоровье формируется них как часть общекультурного развития, проявляющаяся в единстве стилевых особенностей поведения, способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни.
Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностных, личностно-значимых ориентаций подростков, которые не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием. Так, в процессе накопления личностью социального опыта возможна дисгармония познавательных (научные и житейские знания), психологических (формирование интеллектуальных, эмоциональных, волевых структур), социально-психологических (социальные ориентации, система ценностей), функциональных (навыки, умения, привычки, нормы поведения, деятельность, отношения) процессов. Подобная дисгармония может стать причиной формирования асоциальных качеств личности. Поэтому подросткакм необходимо обеспечить сознательный выбор общественных ценностей здорового образа жизни и формировать на их основе устойчивую, индивидуальную систему ценностных ориентации, способную обеспечить саморегуляции личности, мотивацию ее поведения и деятельности.
Основными аспектами здорового образа жизни молодежи являются двигательная активность, личная гигиена, режим труда и отдыха, неприятие вредных привычек, рациональное питание, сексуальная культура, экологически грамотное поведение, профилактическое мышление и др. Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, как формируются навыки здорового образа жизни в юности, во многом зависит, насколько раскроется потенциал личности в будущем. Этим должна определяться деятельность специалистов образовательных учреждений, учреждений досуга и дополнительного образования, здравоохранения, социальных служб для детей и молодежи, социальная деятельность молодежных общественных объединений, предприятий и учреждений, где работают молодые граждане, средств массовой информации и др. в воспитании культуры здоровья.
Информация о работе Факторы формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков