Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 16:09, курсовая работа
Цель данной работы – определение условий формирования здоровьесберегающих компетенций и теоретическое обоснование процесса формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и объектом исследования сформулированы следующие задачи:
1. Изучить научно-теоретические основы формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков.
2. Выявить особенности подросткового возраста и дать характеристику образа жизни учащихся средних и старших классов.
Введение………………………………………………………………..3
1. Научно-теоретическая изученность проблемы……………………..11
2. Особенности подросткового возраста и характеристика
образа жизни…………………………………………………………….22
2.1. Характеристика образа жизни и здоровья подростков
2.2. Отношение старших школьников к здоровьесберегающему
поведению
3. Структура здоровьесберегающих компетенций подростков…..36
3.1. Сущность, структура и элементы здорового образа жизни
3.2. Здоровьесберегающие технологии
3.3. Здоровьесберегающее поведение подростков и определяющие его факторы
3.4. Концептуальные подходы к формированию здоровьесберегающего поведения в среде учащейся молодежи
3.5. Здоровьесберегающие компетенции подростков и их структура
4. Методические аспекты формирования здоровьесберегающих компетенций подростков…………………………………………………….98
Заключение…………………………………………………………….118
Список использованной литературы………………………………..132
Серьезная роль в формировании навыков здорового образа жизни принадлежит семье и ближайшему окружению растущего человека: комплекс устойчивых, полезных для здоровья привычек в детстве при правильном сочетании стабильного режима дня, надлежащего воспитания, условий здорового быта и учебы вырабатывается легко и закрепляется прочно.
Охрана и укрепление здоровья подростков в основном определяется образом жизни. Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания. Необходимо отчетливо представлять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной формы жизнедеятельности вне образа жизни в целом. Можно выделить качественные критерии здорового образа жизни, которые позволяют определить отличие содержания понятия «здоровый образ жизни» от понятия «образ жизни». Эти критерии выражаются в 3-х компонентах: высокая социальная, трудовая, физическая активность; высокая нравственность; исключение вредных для здоровья сторон жизнедеятельности (курение, переедание, злоупотребление алкоголем и т.д.) [Биловус В.К. Здоровьесберегающее поведение как результат социализации. С. 48].
Одного выделения этих критериев без указания телеологического смысла их действия, недостаточно для понимания сути процесса интериоризации здоровьесберегающих моделей поведения. Поэтому важными факторами формирования здоровьесберегающего поведения у подростков являются внутренняя мотивация, потребность, стимул вести здоровый образ жизни. Мотивация – побуждение подростка к действию, способность выполнять свои потребности, обусловленное его собственным желанием. Без внутренней мотивации старшеклассника на здоровьесберегающее поведение практически бесполезно говорить о каких-либо путях воздействия на формирование такого поведения. Поэтому прежде всего учащаяся молодежь должна сама осознавать, для чего им необходимы здоровье и здоровый образ жизни.
Основываясь на понимании здорового образа жизни как качественной стороне образа жизни в целом и подростка как центрального звена, вопросам охраны и укрепления здоровья необходимо уделять первостепенное внимание не только в собственно профилактических программах, но и предусматривать их при проектировании и реализации всех социальных и гуманитарных мероприятий. Ни одна социальная технология не может быть эффективной, если она не предусматривает решения проблем охраны и укрепления здоровья молодежи.
Здоровый образ жизни молодежи как определяющий фактор охраны и укрепления здоровья подростков – условия и предпосылки социальной активности подрастающего поколения, полноты выражения его духовных и физических сил – предполагает обеспечение социально-экономических условий полноценной жизнедеятельности, целенаправленное формирование его сознания и поведения, соответствующих требованиям здоровья.
Здоровый образ жизни старшеклассника формирует его образ жизни – все стороны и проявления, позитивно влияющие на здоровье. Значит, нет такого вида, способа активности, деятельности, которые бы в своих положительных проявлениях не формировали здоровый образ жизни. Значит, в деятельности по охране и улучшению здоровья учащейся молодежи, в гигиеническом воспитании нужно учитывать многообразие воздействий, условий и факторов, определяющих характер и уровень здоровья подростков.
3.4. Концептуальные подходы к формированию здоровьесберегающего поведения в среде учащейся молодежи
Концепция – это понимание, система, определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения [Советский энциклопедический словарь. С. 504]. Термин «концепция» употребляется также для обозначения ведущего замысла конструктивного принципа в научном, художественном, техническом, политическом и других видах деятельности.
Основу концепции
Содержание здорового образа жизни отражает результат распространения индивидуального или группового стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности, закрепленных в виде образцов до уровня традиционного. Баланс здоровья человека между организмом и окружающей средой обеспечивается комплексом факторов – биологических, социальных, политических, экономических, культурных, психологических, которые объединяются в 4 группы с различным вкладом в индивидуальное здоровье. Их соотношение применительно к Российской Федерации выглядит следующим образом: генетические факторы – 15–20%; состояние окружающей среды – 20–25%; медицинское обеспечение – 8–10%; условия и образ жизни людей – 50–55% [Петрушин В.И, Петрушина Н.В. Валеология. С. 118]. Здоровье человека – результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов.
Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Вместе с тем подростки в большинстве случаев отказываются ответственно относиться к собственному здоровью и вести здоровый образ жизни до тех пор, пока не возникает серьезная угроза физическому и психическому благополучию. Отсюда следует, что в среде учащихся старших классов необходимо повышать мотивацию заботы о собственном здоровье, его укрепления и улучшения, развить понимание, что творение здоровья – это потребность и обязанность каждого человека. Такая работа должна осуществляться такими институтами общественности, как семья и школа.
Первостепенной задачей для повышения уровня здоровья должно стать не развитие медицины, а сознательная, целенаправленная работа самого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по принятию на себя ответственности за собственное здоровье, когда здоровый образ жизни становится потребностью. Первым шагом в этом направлении может служить выяснение представлений о здоровом образе жизни в современном обществе с целью дальнейшей их корректировки, а также формирования новых представлений и установок на здоровье, здоровый образ жизни и болезнь. В первую очередь это имеет значение для подрастающего поколения, так как его здоровье – это общественное здоровье через 10–30 лет [Государственный доклад о состоянии здоровья населения РФ. С. 4].
Здоровьесберегающее
поведение формируется всеми
сторонами и проявлениями общества,
связано с личностно-
Пути формирования
здорового образа жизни вытекают
из понимания его функциональной
структуры. Ключом к ним можно
считать медицинскую
Важнейшими институтами, отвечающими за формирование здоровьесберегающего поведения молодого человека, являются семья и школа как агенты социализации. Выделяют первичную и вторичную социализацию [Ковалева А. И. Социализация. С. 139–143]. Первичная социализация происходит от рождения человека вплоть до формирования зрелой личности. Здесь важными агентами выступают семья и друзья, то есть ближайшее окружение ребенка. Под вторичной социализацией понимается своеобразная перестройка личности уже в период ее социальной зрелости, которая длится на протяжении всей жизни индивида. Здесь уже агентами социализации выступают различные социальные институты, и в первую очередь, образовательные учреждения. Главными факторами формирования здорового образа жизни являются образование и просвещение в их конкретном выражении, т. е. в системе гигиенических знаний, навыков и умений, направленных на сохранение и укрепление здоровья. Это долгий и трудный процесс педагогического воздействия на человека на всем протяжении его роста и развития, становления его личности, характера, в том числе формирование установки на здоровый образ жизни. От того, что будет заложено в человеке с самого раннего детства, во многом будут зависеть его мировоззрение, культура и образ жизни.
Основной стратегической линией реализации программы укрепления здоровья подростков должно являться развитие у них ответственного отношения к своему здоровью, формирование здоровьесберегающего поведения как неотъемлемой и обязательной базы образа жизни. В первую очередь, это должна быть развитая структура санации и первичная профилактика различных заболеваний. Далее, активные просветительские работы, направленные на развитие у старшеклассников внутренней потребности следить за состоянием собственного здоровья, объяснение основ здорового образа жизни, и обучение переводу теоретических знаний о здоровьесберегающем поведении в практическую деятельность.
Выделяют пять основных блоков мер, влияющих на формирование здорового жизнеспособного молодого поколения. Первый блок – развитие инфраструктуры спорта и обеспечение доступности массовых занятий спортом. Второй блок – совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов различного профиля по формированию здорового образа жизни, вопросам правильного питания и физической культуры; разработка научных основ здорового образа жизни и физкультурно-оздоровительных программ. Третий блок – активизация воспитательной работы: продвижение ценностей здоровья, формирование потребностей молодежи в соблюдении принципов здорового образа жизни, стремления к позитивным изменениям и сознательном отказе от саморазрушающего поведения; приобщение к регулярным занятиям физкультурой и спортом. Четвертый блок – популяризация здорового образа жизни и физической активности, включающая в себя пропаганду ценностей здоровья через образовательные предметы, семинары, СМИ университета. Пятый блок – использование массовых и крупных международных спортивных мероприятий для формирования убеждения в престижности спортивных занятий и здорового поведения.
Основными компонентами
формирования здоровьесберегающего поведения
в образовательных учреждениях
выступают: аксиологический, гносеологический,
здоровьесберегающий, эмоционально-волевой,
экологический, физкультурно-оздоровительный [
Аксиологический проявляется в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности.
Осуществление аксиологического компонента происходит на основе формирования мировоззрения, внутренних убеждений человека, определяющих рефлексию и присвоение определенной системы духовных, витальных, медицинских, социальных и философских знаний, соответствующих физиологическим и нейропсихологическим особенностям возраста; познание законов психического развития человека, его взаимоотношений с самим собой, природой, окружающим миром. Таким образом, образование как педагогический процесс направляется на формирование ценностно-ориентированных установок на здоровье, здоровьесбережение и здравотворчество, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и мировоззрения. В этом процессе у подростка развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях.
Гносеологический связан с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма. Это происходит благодаря процессу формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладению умениями сохранять и совершенствовать личное здоровье, оценке формирующих его факторов, усвоению знаний о здоровом образе жизни и умений его построения. Этот процесс направлен на формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков поведения в повседневной деятельности, обеспечивающих ценностное отношение к личному здоровью и здоровью окружающих людей. Все это ориентирует подростка на развитие знаний, которые включают факты, сведения, выводы, обобщения об основных направлениях взаимодействия человека с самим собой, с другими людьми и окружающим миром. Они побуждают заботиться о здоровье, вести здоровый образ жизни, предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия для собственного организма и образа жизни.
Информация о работе Факторы формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков