Факторы формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – определение условий формирования здоровьесберегающих компетенций и теоретическое обоснование процесса формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и объектом исследования сформулированы следующие задачи:
1. Изучить научно-теоретические основы формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков.
2. Выявить особенности подросткового возраста и дать характеристику образа жизни учащихся средних и старших классов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
1. Научно-теоретическая изученность проблемы……………………..11
2. Особенности подросткового возраста и характеристика
образа жизни…………………………………………………………….22
2.1. Характеристика образа жизни и здоровья подростков
2.2. Отношение старших школьников к здоровьесберегающему
поведению
3. Структура здоровьесберегающих компетенций подростков…..36
3.1. Сущность, структура и элементы здорового образа жизни
3.2. Здоровьесберегающие технологии
3.3. Здоровьесберегающее поведение подростков и определяющие его факторы
3.4. Концептуальные подходы к формированию здоровьесберегающего поведения в среде учащейся молодежи
3.5. Здоровьесберегающие компетенции подростков и их структура
4. Методические аспекты формирования здоровьесберегающих компетенций подростков…………………………………………………….98
Заключение…………………………………………………………….118
Список использованной литературы………………………………..132

Файлы: 1 файл

здоровье курсовик-2.doc

— 704.50 Кб (Скачать файл)

Еще одной проблемой  является отсутствие мотивации, потребности  и осознания необходимости здоровьесберегающего поведения у подростков, или неправильное определение понятия «здоровьесберегающего поведения». В среде учащихся старших классов существует заблуждение, что молодым не обязательно заботиться о своем здоровье. Отсюда возникает безразличное отношение к образу жизни и его здоровьесберегающих компонентам. С другой стороны, молодой человек может заботиться о здоровье, стараться рационально и правильно питаться, больше двигаться, не имеет вредных привычек, но равнодушно относится к режиму труда, сна и отдыха, выделяя на сон малое количество времени.

Вредные привычки, особенно такие, как курение и употребление алкоголя, употребление большого количества кофеина, отсутствие культуры сексуального поведения, закаливания организма и несоблюдение правил личной гигиены и санитарии, тоже имеют место в жизни старшеклассников. Однако наибольшую проблему в отсутствии здорового образа жизни у подростков представляют именно нерациональный режим труда, сна и отдыха, несоблюдение основ правильного, рационального и здорового питания, низкая двигательная активность и отсутствие мотивации в ведении здорового образа жизни.

Здоровьесберегающее поведение – общепризнанный, надежный, действенный способ сохранения и  укрепления здоровья учащихся. Благоприятные условия учебы, быта и досуга молодежи – необходимая, но не единственная, а часто и не главная предпосылка осуществления здорового образа жизни. Обусловливаясь социально-экономическими, природными, культурными и другими факторами, здоровый образ жизни, как и образ жизни в целом, в конечном счете, определяется самим молодым человеком, его всесторонней сознательной деятельностью. Повседневная реализация здорового образа жизни зависит от осознанного и ответственного отношения подростка к своему здоровью и здоровью окружающих, уровня его гигиенической культуры как неотъемлемой части гуманитарной культуры, богатства духовного мира, его жизненных целей и ценностных ориентаций.

 

2.2. Отношение старших школьников к здоровьесберегающему поведению

Ценность здоровья в жизни подростка выступает как ключевая категория, поскольку здоровье является необходимым условием не только развития и роста человека, но и выживания всего общества.

Отношение к  здоровью – система избирательных  связей личности с различными аспектами действительности, способствующими или, наоборот, угрожающими здоровью. Структурный компонент отношения к здоровью – самоотношение (оценка своего физического и психического состояния) непосредственно связано с целостной оценкой субъектом самого себя, своих качеств, жизненных возможностей в настоящем и будущем; является своего рода индикатором и регулятором реального и вербального поведения. Отношение к здоровью может быть адекватным и неадекватным, в силу этого выделяют различные типы поведения по отношению к факторам, способствующим или, напротив, угрожающим здоровью. Поведенческие критерии адекватности отношения к своему здоровью: соответствие действий и поступков личности требованиям здорового образа жизни, нормативно предписанным требованиям медицины, санитарии и гигиены, высказываемые мнения и суждения относительно факторов сохранения и укрепления здоровья (уровень осведомленности, компетентности индивида). Интенсивность заботы студента о своем психическом и физическом благополучии зависит не столько от ухудшения состояния здоровья, сколько от отношения к себе, к своему состоянию.

Здоровьесберегающее поведение в современном мире стало актуальной темой для обсуждения, раньше этот вопрос поднимался лишь при  обследовании у врача, а теперь призывы  к здоровому образу жизни можно услышать и увидеть практически везде, и средства массовой коммуникации здесь играют не последнюю роль.

Подростки в  большинстве своем знают основы здоровьесберегающего поведения, причем под здоровым образом жизни большинство из них понимает занятие физической культурой, отказ от вредных привычек, рациональное питание, режим труда и отдыха. Старшеклассники положительно относятся к здоровому образу жизни. Учащаяся молодежь пытается вести здоровый образ жизни, однако не может постоянно соблюдать нормы здорового поведения из-за различных причин. У большинства учащихся старших классов слабая мотивация к здоровьесберегающему поведению. Учащейся молодежи не хватает времени и средств для ведения здорового образа жизни.

Анализ исследования и опросов подростков по компоненту здоровьесберегающих компетенций показал, что подавляющая их часть считает здоровье приоритетной жизненной ценностью, хотя не имеет четкого представления сущности данного термина, подростки хорошо понимают его роль в жизни человека, представляют себе факторы, влияющие на здоровье, однако при этом не считают необходимым систематически следить за своим здоровьем. Лишь 14% старших школьников задумываются о своем здоровье и стараются вести здоровьесберегающий образ жизни.

 

Выводы к главе 2.

Одна из актуальных проблем  современного общества – воспитание личности, готовой жить в меняющихся социальных и экономических условиях. Известно, что наибольшая сензитивность  к развитию проявляется в подростковом возрасте. Здесь закладывается фундамент личности, формируются базовые социальные установки, основы мировоззрения, привычки, развиваются познавательные способности, эмоционально-волевая сфера, складываются многообразные отношения с окружающим миром, закладываются базовые ценности, в том числе и здоровье.

Учащиеся старших классов – это социальный слой населения, который можно отнести к группе повышенного риска в отношении здоровья, так как на непростые возрастные проблемы учащихся накладывается негативное влияние кризиса практически всех основных сфер общества. Охрана здоровья учащихся – одна из важнейших социальных задач общества.

В массовой педагогической практике процесс сохранения и укрепления здоровья обучающихся, особенно это важно в подростковом возрасте, формирования ценности здорового образа жизни и их оздоровления носит формальный характер, используются традиционные средства: мероприятия в режиме дня, нормативные уроки физкультуры, спортивные игры, что принципиально не меняет ситуации. Для многих современных педагогов здоровье обучающихся (воспитанников) не является целевым результатом педагогического процесса. Физическая культура редко рассматривается как базовая ценность сознания, отсутствует привычка придерживаться принципов здорового образа жизни. Культура бережного отношения к своему здоровью, желание и умение заботиться о нем у многих подростков остаются на низком уровне.

 

  1. структура здоровьесберегающих компетенций подростков

 

Современные стрессовые, социальные, экологические и психические  нагрузки приводят к отклонениям  в нравственном и физическом здоровье подрастающего поколения. В условиях общественной неустойчивости человек должен обладать высокой адаптивностью, чтобы сохранить свою индивидуальность. Именно поэтому в последние годы медики, философы, психологи, педагоги уделяют пристальное внимание воспитанию общей культуры личности, развитию у человека умения защищать себя и свое здоровье от вредных воздействий окружающей среды. Задача укрепления здоровья человека рассматривается как важное условие их разностороннего развития и обеспечения их нормальной жизнедеятельности.

О связи здоровья с  образом жизни говорили еще врачи-философы древности Алкмеон (5 в. до н.э.), Гиппократ (4-5 вв. до н.э.), Эмпедокл (4 в: до н.э.), утверждавшие, что поведение и образ жизни  людей зависят от состояния их здоровья. Теоретические подходы к решению проблем здоровья учащихся содержаться в трудах В.Г. Белинского, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, Д.И. Писарева, К.Д. Ушинского. Они придавали особую значимость закаливанию воли, развитию самостоятельности личности. В изучение проблемы здоровья немалый вклад внесли А.Г. Бусыгин, А.Л. Бусыгина, И.В. Николаева, О.П. Коваленко, Рублева О.В, С.А. Чурюкина, М.Ю. Чуркина и др., заложившие основы педагогической валеологии.

В настоящее время  в мировоззрении российского социума происходит качественный сдвиг, который характеризуется формированием осознания приоритета ценности здоровья человека. Следствием этой позитивной динамики являются государственные концепции и нормативные акты, в которых на правовом уровне отражены приоритетные задачи и стратегии государства в области сбережения здоровья населения России.

В условиях глобального  экологического кризиса, когда здоровье человека выдвинулось на одно из первых мест в ряду общечеловеческих ценностей, проблемой здоровья человека и человеческой популяции занимаются представители различных наук: медики, философы, педагоги, психологи, естественники, социологи, инженеры, экономисты.

Здоровье выступает  основой жизнедеятельности человека, представляет собой сложный многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психический, социальный и педагогический компоненты.

Здоровье – величайшая социальная ценность. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических  и социальных функций, фундамент  самореализации личности.

Фундамент здоровья закладывается  в детстве, и это забота не только медиков. Здоровье человека зависит (по данным исследований Всемирной организации  здравоохранения): на 50% и более – здоровье обусловлено образом жизни; на 20–25% – состоянием (загрязнением) внешней среды; на 20% – генетическими факторами; на 8–10% – состоянием здравоохранения.

 

3.1. Сущность, структура и элементы здорового образа жизни

Во  все времена у всех народов  мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства.

Но, несмотря на большую ценность, придаваемую здоровью, понятие «здоровье» с давних пор не имело конкретного научного определения. И в настоящее время существуют разные подходы к его определению – более 300 определений понятия «здоровье». По уставу ВОЗ, «здоровье – это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия».

Физическое  здоровье это: ► совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение); ► состояние роста и развития органов и систем организма (медицинское определение).

Психическое здоровье это: ◄ высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение); ◄ состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).

Понятие «здоровье» в отношении индивида отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних и внутренних факторов.

Здоровье человека во многом зависит от стиля жизни. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями человека. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Человеческий  организм функционирует по законам  саморегуляции. При этом на него воздействует множество внешних факторов. Многие из них оказывают отрицательное влияние: нарушение гигиенических требований режима дня и режима питания; неблагоприятные экологические факторы; вредные привычки; отягчённая или неблагополучная наследственность; низкий уровень медицинского обеспечения и др.

Одним из наиболее эффективных способов противодействия этим факторам является следование правилам здорового образа жизни (ЗОЖ). Как уже говорилось, учёные определили, что состояние здоровья человека больше всего – на 50%, зависит от образа жизни, а остальные 50% приходятся на экологию (20%), наследственность (20%), медицину (10%) (т.е. на независящие от человека причины). В свою очередь, в ЗОЖ основная роль отводится правильно организованной двигательной активности, которая составляет около 30% из пятидесяти.

«Здоровьесберегающий образ жизни – это способ жизнедеятельности каждого конкретного человека, в результате которого происходит удовлетворение его базовых потребностей с учетом их равновесия в необходимости и достаточности» [Бусыгин А.Г. Двойная спираль Жизни, Здоровья и базовых потребностей. с. 49]. По мнению А. Калягина, здоровьесберегающий образ жизни – это совокупность сознательно сформированных привычек человека, направленных на поддержание и укрепление здоровья и творческого долголетия [Дубровский В.И. Здоровый образ жизни. С. 56].

К сожалениию, в настоящее время проблему формирования здоровьесберегающего, образа жизни «индивиды» рассматривают во всех сферах жизнедеятельности односторонне. Проблема здорового образа жизни – это медико-биологическая и психолого-педагогическая проблема, тем более что в России здоровьесберегающий образ жизни пока не стал популярным стилем жизни, к которому бы стремились с самого детства и не по принуждению, а по собственному убеждению.

Здоровый образ жизни  объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

Здоровьесберегающий образ жизни нельзя приобрести раз  и навсегда, образ жизни может  быть здоровым тогда, когда он развивается, дополняется новыми полезными для  здоровья элементами, привычками.

Здоровый образ  жизни – единственное средство защиты от всех болезней сразу. Он направлен на предотвращение не каждой болезни в отдельности, а всех в совокупности. Поэтому особенно рационален. Это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения.

Здоровый образ жизни – понятие многоплановое, это активная деятельность людей, направленная на сохранение и укрепление здоровья как условие и предпосылки осуществления и развития других сторон и аспектов образа жизни, на преодоление «факторов риска», возникновение и развитие заболеваний, оптимального использования в интересах охраны и улучшения здоровья социальных и природных условий и факторов образа жизни. В более узком и конкретном виде – максимально благоприятное для общественного и индивидуального здоровья проявления медицинской активности [Дубровский В.И. Здоровый образ жизни. С 19–39].

Информация о работе Факторы формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков