Факторы формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – определение условий формирования здоровьесберегающих компетенций и теоретическое обоснование процесса формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и объектом исследования сформулированы следующие задачи:
1. Изучить научно-теоретические основы формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков.
2. Выявить особенности подросткового возраста и дать характеристику образа жизни учащихся средних и старших классов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
1. Научно-теоретическая изученность проблемы……………………..11
2. Особенности подросткового возраста и характеристика
образа жизни…………………………………………………………….22
2.1. Характеристика образа жизни и здоровья подростков
2.2. Отношение старших школьников к здоровьесберегающему
поведению
3. Структура здоровьесберегающих компетенций подростков…..36
3.1. Сущность, структура и элементы здорового образа жизни
3.2. Здоровьесберегающие технологии
3.3. Здоровьесберегающее поведение подростков и определяющие его факторы
3.4. Концептуальные подходы к формированию здоровьесберегающего поведения в среде учащейся молодежи
3.5. Здоровьесберегающие компетенции подростков и их структура
4. Методические аспекты формирования здоровьесберегающих компетенций подростков…………………………………………………….98
Заключение…………………………………………………………….118
Список использованной литературы………………………………..132

Файлы: 1 файл

здоровье курсовик-2.doc

— 704.50 Кб (Скачать файл)

Дефиниция здоровьесберегающих компетенций

Данная структура включает компетенции, которые сгруппированы  по признаку большего количества соответствующих  признаков:

▼ физиологические (безопасности): отношение к жизни, отношение к психоактивным средствам, алкоголю и курению, питанию, отношение к физическому развитию, знание опасных и вредных факторов различных видов сред;

▼ социально-психологические (принадлежности): отношение к общечеловеческим ценностям, окружающей среде и т.д.;

▼ гносеологические (познании): современное понимание сущности здоровья;

▼ акмеологические (признании, эстетические, самоактуализации): отношение к славе, высшим достижениям в спорте, искусственной красоте.

В связи с вышесказанным, в контексте проблемы исследования, формирование индивидуального опыта здравотворчества подростка не может происходить вне продуктивного педагогического действия, поскольку упорное продолжение образования в «знаниевой парадигме» не может предоставить подростку возможности осознания ценности и значимости здоровья для полноценной жизнедеятельности.

Анализ системы школьного  образования указывает на достаточно широкий спектр факторов, негативно  влияющих на здоровье подростков, наиболее значимыми из которых являются:

• повышение объема и интенсивности учебного плана;

• неэффективность консультирования и просвещения в системе педагогического здоровьесберегающего сопровождения школьного образования;

• недостаточная профессиональная компетентность педагога по применению здоровьесберегающих технологий;

• отсутствие интеграции знаний о здоровье, здоровом образе и стиле жизни в образовательном процессе школы;

• скудность информационных ресурсов по комплексному подходу к разработке и реализации программ здоровья;

• низкая двигательная активность – гипокинезия, которая негативно сказывается на психофизическом состоянии учащихся.

Все это способствует проявлению чрезмерных психофизических  перегрузок у школьников и долговременному  восстановлению их психических, физических и нравственных сил.

В этой связи традиционной школе необходим здоровьеформирующий способ обучения детей и подростков, нужны целенаправленные научные исследования по реализации здоровьетворящих технологий, методик и программ, которые должны носить системный характер и ориентировать образовательную практику на восстановление, сохранение и преумножение индивидуального здоровья школьников.

Однако, несмотря на то, что  распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-р. были одобрены «здоровьесберегающие технологии», только 10% инновационной  деятельности педагогов направлено на их разработку и внедрение в образовательный процесс, 90% сводится лишь к углублению и расширению содержания образования.

Проблема формирования индивидуального опыта здравотворчества подростков возрастает в контексте недостаточной изученности самого понятия, существует проблема достоверности методов его оценки и теоретико-методологических основ его формирования.

В контексте вышесказанного, представляется возможным отметить существующие проблемно-педагогические зоны и выделить факторы, способствующие (+) и препятствующие формированию (-) индивидуального опыта здравотворчества подростков.

 

Таблица 3. Факторы, способствующие и препятствующие формированию индивидуального опыта здравотворчества подростков

Факторы, способствующие формированию индивидуального опыта здравотворчества подростков (+)

Факторы, препятствующие формированию индивидуального опыта здравотворчества подростков (-)

Приоритет образовательной политики в сфере обеспечения охраны, укрепления, сохранения и развития здоровья подрастающего  поколения, закрепленный в нормативно-правовой основе функционирования системы образования

Недостаточная изученность понятия  «индивидуальный опыт здравотворчества», наличие проблемы достоверности  методов его оценки и теоретико-методологических основ его формирования.

Потребность в разработке и обосновании  программно-методического и технологического обеспечения процесса формирования опыта здравотворчества подростков в образовательной среде школы.

Компетентностный подход в стратегии  модернизации образования. Включение компетенции личностного самосовершенствования (усвоение способов физического, нравственного, эмоционального развития, забота о здоровье, его укреплении и развитии, гигиене) в перечень ключевых компетенций.

Интенсификация школьного образования. Недостаточно обоснованы система обеспечения здравотворчества, теоретико-методологические аспекты создания специально организованной образовательной среды, направленной на становление индивидуального опыта здравотворчества подростка. Недостаточно адекватным осуществлением психопрофилактической работы в школе

Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-р. О введении «здоровьесберегающих технологий».

Отсутствие целостного подхода  в осмыслении и применении здоровьесберегающих  и здоровьеформирующих технологий

Стимулирование и оптимизация  инновационной деятельности работников образования.

Недостаточный уровень профессионального  мастерства педагогов по здоровьеформированию подрастающего поколения.

Отсутствие творческого настроя  субъектов образовательного процесса.

Наличие в содержании предметных областей ОБЖ, биологии, химии, физике, физической культуре, знаниевой компоненты зравотворчества.

Отсутствие системы интеграции знаний о зравотворчестве посредством  проведения бинарных и интегрированных  уроков, внеклассных и внешкольных здоровьеформирующих мероприятий.

Наличие в общеобразовательных  школах психологических служб сопровождения  образовательного процесса.

Недостаточно адекватное осуществление  психопрофилактической работы в  школе. Отсутствие системы научно обоснованных рекомендаций педагогам по педагогической поддержке в формировании индивидуального опыта здравотворчества подростков

Оптимизация физкультурного образования

Свойственное подростковому возрасту диспропорциональное, гетерохронное  психофизическое развитие, бурные морфофункциональные перестройки организма, повышенная эрготропия, становление ряда личностных свойств (акцентуаций характера, способностей, наклонностей, интересов).

Межведомственное взаимодействие школы и социальных институтов

Не определены принципы и механизм  взаимоотношений педагога со школьной администрацией, педагогами, родителями по формированию индивидуального опыта здравотворчества подростка


 

Исходя из сказанного, с достаточной степенью обоснованности можно заключить следующее: гораздо более широким может быть спектр предоставляемых подростку возможностей применения его собственных знаний и творческих способностей на основе использования здоровьесберегающих технологий; характер индивидуальной работы с подростком не всегда адекватен его желаниям, склонностям и потребностям; выдвигаются новые требования к профессиональному мастерству педагогов по здоровьеформированию подрастающего поколения; требует оптимизации научно-методическое обеспечение процесса формирования индивидуального опыта здравотворчества подростка в школе.

 

Выводы к главе 3.

Формирование  здоровьесберегающих компетенций подростков – целенаправленный, специально организованный психолого-педагогический процесс, обеспечивающий формирование ценности здорового образа жизни у подростков, выработку устойчивого стереотипа социального поведения, формирование адекватного отношения к себе и окружающим, принятие значимых для здорового образа жизни мировоззренческих установок, направленных на предупреждение табакозависимости, на осознание ценности здоровья, на противостояние негативным влияниям, на формирование психологической установки ценности жизни без зависимости от психоактивных веществ, на сохранение и укрепление состояния здоровья. Сущностью данного процесса является ориентация на личностное развитие, на осознание мотивов поведения, на изменение поведения подростков за счёт создания психолого-педагогических условий, стимулирующих развитие рефлексивных способностей, ценностно-смысловой сферы, умений принимать ответственные решения по вопросам, связанным с сохранением и укреплением здоровья.

В настоящее время  возрастает значение обучения подростков знаниям и умениям поддержания своего здоровья, повышения собственного жизненного ресурса. Однако данные знания и умения не будут востребованы самими подростками без сформированных в его самосознании здоровьесберегающих ценностных ориентаций. Без устойчивой мотивации старшекласника на здоровьесбережение невозможно решить проблему его успешного самообучения, самосовершенствования.

Необходимо обеспечить подросткам благоприятные условия для выбора и поддержания такой линии поведения, такого образа жизни, которые способствуют укреплению здоровья. Учащиеся должны осознавать тот факт, что их поведение во многом определяется потребностями повседневного существования и собственным представлением о полноценной жизни.

Формирование здоровьесберегающего образа жизни представляет собой  исключительно длительный процесс  и может продолжаться всю жизнь. Обратная связь от наступающих в  организме в результате следования здоровьесберегающему образу жизни изменений срабатывает не сразу. Решающую роль играют цели человека, которых у него очень много. Все они направлены на удовлетворение каких-либо потребностей. Естественно, что путь каждого человека к здоровьесберегающему образу жизни отличается своими особенностями как во времени, так и по траектории движения, но это не имеет принципиального значения – важен конечный результат.

 

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПОДРОСТКОВ

 

В целях углубления компетенций по здоровьесбережению используют различные методы и приемы: • практический метод; • познавательная игра; • ситуационный метод; • игровой метод; • соревновательный метод; • активные методы обучения; воспитательные, просветительские и образовательные программы.

Формирование здорового  образа жизни подростков включает четыре составляющих:

1. Создание информационно-пропагандистской  системы повышения уровня знаний  о негативном влиянии факторов  риска на здоровье, возможностях  его снижения. Через текущую, повседневную информацию подросток получает необходимые знания, которые в той или иной степени влияют на поведение, а следовательно, и на образ жизни.

2. Второе важное направление  формирования здорового образа  жизни – так называемое «обучение здоровью»: комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни как отдельных людей, так и общества в целом. Сегодня это особенно важно в отношении молодежи, находящейся в зоне риска. Школа является центром формирования мировоззрения и интеллектуального уровня молодого человека. Именно здесь в течение всего периода есть возможность дать детям и родителям знания о сущности психического и физического здоровья, в доступной форме изложить причины его нарушений, научить методам его восстановления и укрепления.

Здоровье учащихся непосредственно  зависит от отношения детей к его сохранению и укреплению. В то же время воспитание у детей заботы за собственное здоровье, формирование соответствующих умений и навыков в подавляющем большинстве заформализовано. Сложившаяся практика сводит эту работу в школе к лекциям, основным содержанием которых являются сведения о клинике, диагностике и лечении заболеваний. Как правило, их читают школьные медработники или врачи территориальных поликлиник. Однако они не владеют методологией обучения и воспитания здоровому поведению, теорией и методами формирования у людей позитивной мотивации на сохранение здоровья. Отсюда отсутствие озабоченности состоянием собственного здоровья у подавляющей части здорового населения.

3. Меры по снижению  распространенности курения и  потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств. От степени заинтересованности людей в собственном здоровье напрямую зависит успех данного направления в работе по формированию здорового образа жизни. В последние годы в обществе стало более настойчивым стремление оградить население, особенно молодежь, от вредных привычек, формируется законодательная база в этой области, однако говорить об успехах преждевременно. Три четверти мужчин в возрасте до 40 лет курит, увеличивается удельный вес курящих женщин и подростков. Злоупотребление алкоголем является причиной более 70 процентов несчастных случаев, 60 процентов смертельных отравлений связано с употреблением алкогольных напитков. Согласно данным общероссийского мониторинга наркоситуации, количество лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков, составляет 6 млн. человек.

4. Побуждение подрастающего поколения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления. Конечно, коммерциализация спортивной инфраструктуры препятствует развитию массового спорта. В то же время, сводить проблему исключительно к доступности спортивных сооружений неправильно. Речь должна идти о борьбе с гиподинамией всеми доступными способами, включая уроки физкультуры в школе, утреннюю гимнастику, пешие прогулки и походы и другие формы, доступные для массового использования.

Формирование ценности здорового образа жизни у подростков обеспечивается подбором видов деятельности, их содержания, форм и методов, соответствующих возрастным особенностям. Для реализации этих задач, во-первых, необходимо вовлечение подростков в активное участие в процесс целостного осуществления профилактической программы: от постановки цели и задач, планирования средств и методов их реализации до координации, контроля и оценки (самооценки). Во-вторых, специфика такой деятельности предполагает элементы самоуправления, допускающие свободный выбор и творческий подход к подбору средств и способов достижения конечной цели и желаемого результата. В-третьих, сама деятельность является в достаточной степени сложной по структуре и интересной по содержанию. В-четвёртых, деятельность является доступной, посильной, длительной и систематической. Такая деятельность обеспечивает формирование ценностных установок и мотивов здорового образа жизни. Ценность здорового образа жизни – устойчивое личностное образование, присвоение личностью установки на здоровье как одной из наивысших человеческих ценностей, способствующей дальнейшему личностному развитию и самосовершенствованию.

Здесь необходимо учитывать и реалии подросткового  возраста: в этот период развития человека закладываются базовые ценности, которые на долгие годы определяют его социальный облик, складываются модели поведения. Доказано, что среди основных факторов, оказывающих влияние на здоровье, решающим является образ жизни. Следовательно, необходимо научить взрослеющего человека приложить собственные усилия в выбор здорового образа жизни, который максимально бы согласовывался с его внутренней природой.

Поэтому содержание работы с подростками должно быть направлено:

● на формирование самостоятельности, инициативы, ответственности, автономности подростков как альтернативы табакокурению и другим формам зависимого поведения;

● на пропаганду формирования ценностей здорового образа жизни и ценности здоровья в целом;

Информация о работе Факторы формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков