Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 16:09, курсовая работа
Цель данной работы – определение условий формирования здоровьесберегающих компетенций и теоретическое обоснование процесса формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и объектом исследования сформулированы следующие задачи:
1. Изучить научно-теоретические основы формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков.
2. Выявить особенности подросткового возраста и дать характеристику образа жизни учащихся средних и старших классов.
Введение………………………………………………………………..3
1. Научно-теоретическая изученность проблемы……………………..11
2. Особенности подросткового возраста и характеристика
образа жизни…………………………………………………………….22
2.1. Характеристика образа жизни и здоровья подростков
2.2. Отношение старших школьников к здоровьесберегающему
поведению
3. Структура здоровьесберегающих компетенций подростков…..36
3.1. Сущность, структура и элементы здорового образа жизни
3.2. Здоровьесберегающие технологии
3.3. Здоровьесберегающее поведение подростков и определяющие его факторы
3.4. Концептуальные подходы к формированию здоровьесберегающего поведения в среде учащейся молодежи
3.5. Здоровьесберегающие компетенции подростков и их структура
4. Методические аспекты формирования здоровьесберегающих компетенций подростков…………………………………………………….98
Заключение…………………………………………………………….118
Список использованной литературы………………………………..132
Дефиниция здоровьесберегающих компетенций
Данная структура включает компетенции, которые сгруппированы по признаку большего количества соответствующих признаков:
▼ физиологические (безопасности): отношение к жизни, отношение к психоактивным средствам, алкоголю и курению, питанию, отношение к физическому развитию, знание опасных и вредных факторов различных видов сред;
▼ социально-психологические (принадлежности): отношение к общечеловеческим ценностям, окружающей среде и т.д.;
▼ гносеологические (познании): современное понимание сущности здоровья;
▼ акмеологические (признании, эстетические, самоактуализации): отношение к славе, высшим достижениям в спорте, искусственной красоте.
В связи с вышесказанным, в контексте проблемы исследования, формирование индивидуального опыта здравотворчества подростка не может происходить вне продуктивного педагогического действия, поскольку упорное продолжение образования в «знаниевой парадигме» не может предоставить подростку возможности осознания ценности и значимости здоровья для полноценной жизнедеятельности.
Анализ системы школьного образования указывает на достаточно широкий спектр факторов, негативно влияющих на здоровье подростков, наиболее значимыми из которых являются:
• повышение объема и интенсивности учебного плана;
• неэффективность консультирования и просвещения в системе педагогического здоровьесберегающего сопровождения школьного образования;
• недостаточная профессиональная компетентность педагога по применению здоровьесберегающих технологий;
• отсутствие интеграции знаний о здоровье, здоровом образе и стиле жизни в образовательном процессе школы;
• скудность информационных ресурсов по комплексному подходу к разработке и реализации программ здоровья;
• низкая двигательная активность – гипокинезия, которая негативно сказывается на психофизическом состоянии учащихся.
Все это способствует проявлению чрезмерных психофизических перегрузок у школьников и долговременному восстановлению их психических, физических и нравственных сил.
В этой связи традиционной
школе необходим здоровьеформир
Однако, несмотря на то, что распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-р. были одобрены «здоровьесберегающие технологии», только 10% инновационной деятельности педагогов направлено на их разработку и внедрение в образовательный процесс, 90% сводится лишь к углублению и расширению содержания образования.
Проблема формирования индивидуального опыта здравотворчества подростков возрастает в контексте недостаточной изученности самого понятия, существует проблема достоверности методов его оценки и теоретико-методологических основ его формирования.
В контексте вышесказанного, представляется возможным отметить существующие проблемно-педагогические зоны и выделить факторы, способствующие (+) и препятствующие формированию (-) индивидуального опыта здравотворчества подростков.
Таблица 3. Факторы, способствующие и препятствующие формированию индивидуального опыта здравотворчества подростков
Факторы, способствующие формированию индивидуального опыта здравотворчества подростков (+) |
Факторы, препятствующие формированию индивидуального опыта здравотворчества подростков (-) |
Приоритет образовательной политики в сфере обеспечения охраны, укрепления, сохранения и развития здоровья подрастающего поколения, закрепленный в нормативно-правовой основе функционирования системы образования |
Недостаточная изученность понятия «индивидуальный опыт здравотворчества», наличие проблемы достоверности методов его оценки и теоретико-методологических основ его формирования. Потребность в разработке и обосновании
программно-методического и |
Компетентностный подход в стратегии модернизации образования. Включение компетенции личностного самосовершенствования (усвоение способов физического, нравственного, эмоционального развития, забота о здоровье, его укреплении и развитии, гигиене) в перечень ключевых компетенций. |
Интенсификация школьного |
Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-р. О введении «здоровьесберегающих технологий». |
Отсутствие целостного подхода
в осмыслении и применении здоровьесберегающих
и здоровьеформирующих технолог |
Стимулирование и оптимизация инновационной деятельности работников образования. |
Недостаточный уровень профессионального мастерства педагогов по здоровьеформированию подрастающего поколения. Отсутствие творческого |
Наличие в содержании предметных областей ОБЖ, биологии, химии, физике, физической культуре, знаниевой компоненты зравотворчества. |
Отсутствие системы интеграции знаний о зравотворчестве посредством проведения бинарных и интегрированных уроков, внеклассных и внешкольных здоровьеформирующих мероприятий. |
Наличие в общеобразовательных
школах психологических служб |
Недостаточно адекватное осуществление психопрофилактической работы в школе. Отсутствие системы научно обоснованных рекомендаций педагогам по педагогической поддержке в формировании индивидуального опыта здравотворчества подростков |
Оптимизация физкультурного образования |
Свойственное подростковому |
Межведомственное |
Не определены принципы и механизм взаимоотношений педагога со школьной администрацией, педагогами, родителями по формированию индивидуального опыта здравотворчества подростка |
Исходя из сказанного, с достаточной степенью обоснованности можно заключить следующее: гораздо более широким может быть спектр предоставляемых подростку возможностей применения его собственных знаний и творческих способностей на основе использования здоровьесберегающих технологий; характер индивидуальной работы с подростком не всегда адекватен его желаниям, склонностям и потребностям; выдвигаются новые требования к профессиональному мастерству педагогов по здоровьеформированию подрастающего поколения; требует оптимизации научно-методическое обеспечение процесса формирования индивидуального опыта здравотворчества подростка в школе.
Выводы к главе 3.
Формирование
здоровьесберегающих компетенци
В настоящее время возрастает значение обучения подростков знаниям и умениям поддержания своего здоровья, повышения собственного жизненного ресурса. Однако данные знания и умения не будут востребованы самими подростками без сформированных в его самосознании здоровьесберегающих ценностных ориентаций. Без устойчивой мотивации старшекласника на здоровьесбережение невозможно решить проблему его успешного самообучения, самосовершенствования.
Необходимо обеспечить подросткам благоприятные условия для выбора и поддержания такой линии поведения, такого образа жизни, которые способствуют укреплению здоровья. Учащиеся должны осознавать тот факт, что их поведение во многом определяется потребностями повседневного существования и собственным представлением о полноценной жизни.
Формирование
В целях углубления компетенций по здоровьесбережению используют различные методы и приемы: • практический метод; • познавательная игра; • ситуационный метод; • игровой метод; • соревновательный метод; • активные методы обучения; воспитательные, просветительские и образовательные программы.
Формирование здорового образа жизни подростков включает четыре составляющих:
1. Создание информационно-
2. Второе важное направление
формирования здорового образа
жизни – так называемое «
Здоровье учащихся непосредственно зависит от отношения детей к его сохранению и укреплению. В то же время воспитание у детей заботы за собственное здоровье, формирование соответствующих умений и навыков в подавляющем большинстве заформализовано. Сложившаяся практика сводит эту работу в школе к лекциям, основным содержанием которых являются сведения о клинике, диагностике и лечении заболеваний. Как правило, их читают школьные медработники или врачи территориальных поликлиник. Однако они не владеют методологией обучения и воспитания здоровому поведению, теорией и методами формирования у людей позитивной мотивации на сохранение здоровья. Отсюда отсутствие озабоченности состоянием собственного здоровья у подавляющей части здорового населения.
3. Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств. От степени заинтересованности людей в собственном здоровье напрямую зависит успех данного направления в работе по формированию здорового образа жизни. В последние годы в обществе стало более настойчивым стремление оградить население, особенно молодежь, от вредных привычек, формируется законодательная база в этой области, однако говорить об успехах преждевременно. Три четверти мужчин в возрасте до 40 лет курит, увеличивается удельный вес курящих женщин и подростков. Злоупотребление алкоголем является причиной более 70 процентов несчастных случаев, 60 процентов смертельных отравлений связано с употреблением алкогольных напитков. Согласно данным общероссийского мониторинга наркоситуации, количество лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков, составляет 6 млн. человек.
4. Побуждение подрастающего поколения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления. Конечно, коммерциализация спортивной инфраструктуры препятствует развитию массового спорта. В то же время, сводить проблему исключительно к доступности спортивных сооружений неправильно. Речь должна идти о борьбе с гиподинамией всеми доступными способами, включая уроки физкультуры в школе, утреннюю гимнастику, пешие прогулки и походы и другие формы, доступные для массового использования.
Формирование ценности здорового образа жизни у подростков обеспечивается подбором видов деятельности, их содержания, форм и методов, соответствующих возрастным особенностям. Для реализации этих задач, во-первых, необходимо вовлечение подростков в активное участие в процесс целостного осуществления профилактической программы: от постановки цели и задач, планирования средств и методов их реализации до координации, контроля и оценки (самооценки). Во-вторых, специфика такой деятельности предполагает элементы самоуправления, допускающие свободный выбор и творческий подход к подбору средств и способов достижения конечной цели и желаемого результата. В-третьих, сама деятельность является в достаточной степени сложной по структуре и интересной по содержанию. В-четвёртых, деятельность является доступной, посильной, длительной и систематической. Такая деятельность обеспечивает формирование ценностных установок и мотивов здорового образа жизни. Ценность здорового образа жизни – устойчивое личностное образование, присвоение личностью установки на здоровье как одной из наивысших человеческих ценностей, способствующей дальнейшему личностному развитию и самосовершенствованию.
Здесь необходимо
учитывать и реалии подросткового
возраста: в этот период развития человека
закладываются базовые
Поэтому содержание работы с подростками должно быть направлено:
● на формирование самостоятельности, инициативы, ответственности, автономности подростков как альтернативы табакокурению и другим формам зависимого поведения;
● на пропаганду формирования ценностей здорового образа жизни и ценности здоровья в целом;
Информация о работе Факторы формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков