Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 16:09, курсовая работа
Цель данной работы – определение условий формирования здоровьесберегающих компетенций и теоретическое обоснование процесса формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и объектом исследования сформулированы следующие задачи:
1. Изучить научно-теоретические основы формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков.
2. Выявить особенности подросткового возраста и дать характеристику образа жизни учащихся средних и старших классов.
Введение………………………………………………………………..3
1. Научно-теоретическая изученность проблемы……………………..11
2. Особенности подросткового возраста и характеристика
образа жизни…………………………………………………………….22
2.1. Характеристика образа жизни и здоровья подростков
2.2. Отношение старших школьников к здоровьесберегающему
поведению
3. Структура здоровьесберегающих компетенций подростков…..36
3.1. Сущность, структура и элементы здорового образа жизни
3.2. Здоровьесберегающие технологии
3.3. Здоровьесберегающее поведение подростков и определяющие его факторы
3.4. Концептуальные подходы к формированию здоровьесберегающего поведения в среде учащейся молодежи
3.5. Здоровьесберегающие компетенции подростков и их структура
4. Методические аспекты формирования здоровьесберегающих компетенций подростков…………………………………………………….98
Заключение…………………………………………………………….118
Список использованной литературы………………………………..132
Зимняя И.А. в своей статье «Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования» выделяет 10 основных компетенций (видов):
1. Компетенции, относящиеся
к самому человеку как
● компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни; ● компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни, ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка) науки, производства, истории цивилизаций, собственной страны, религии; ● компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения приращения накопленных знаний; ● компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн); ● компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка; владение иностранным языком.
2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы:
● компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;
● компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста, знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета, кросскультурное общение, деловая переписка, делопроизводство, бизнесс-язык, иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента.
3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека:
● компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;
● компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;
● компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет технологией.
Если представить эти компетенции как актуальные компетентности, то последние будут включать такие характеристики, как:
► готовность к проявлению компетентности (то есть мотивационный аспект);
► владение знанием содержания компетентности (то есть когнитивный аспект);
► опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (то есть поведенческий аспект);
► отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (то есть ценностно-смысловой аспект);
► эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.
Обращает на себя внимание широкая представленность в различных видах компетентности категорий «готовность», «способность», а также фиксация таких психологических качеств, как «ответственность», «уверенность». Последнее детально сейчас изучается в плане компетентности.
Некоторые авторы определяют компетенцию как умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учебе и в жизни.
Здоровьесберегающие компетенции профессор А.Г. Бусыгин рассматривает как способность/готовность мобилизовать систему знаний, умений, умственных и личностных качеств, необходимых для формирования у школьников мотивации к здоровьесбережению, a также умению предвидеть, предотвращать или компенсировать потерю здоровья как меры удовлетворения базовых потребностей человека.
В.В. Лебедев в своей работе «Структурирование компетенции – перспективное направление в решение проблем образования» считает, что компетенция – это система, состоящая из понятийного аппарата, и действий, отражающая некоторые объекты, и позволяющие субъекту взаимодействовать с ними в определенных контекстах, т.е. в качестве компетенций следует понимать знания, умения и навыки, взятые в комплексе [Рыбакина Н.А. Компетенция как педагогическая инновация. С. 11].
По мнению доктора педагогических наук Г. Селевко, компетенция – это готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы, для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения, психологические особенности, ценности и т.д. Компетентности – это качества; приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта.
Под компетенцией И.Ф. Горохова понимает круг вопросов, в которых личность обладает познанием и опытом, что позволяет ей быть успешной в собственной жизнедеятельности [там же. С. 13].
В последние годы зарубежные исследователи (К. Белиель, М Липар, Б. Рей, Ж. Ле Ботерф, Л. Тюркаль, Н. Гиньон, Ф. Ропе, Л. Танги) толкуют термин «competence» как высшую интегративную способность мобилизовать организованные в систему знания, умения и личностные качества (все ресурсы), необходимые для выполнения определенной задачи, усматривая в том понятии «способность/готовность к мобилизации» в непосредственной связи с эффективностью и оптимальной рентабельностью действия. Последняя дефиниция наиболее точно отвечает деятельностной модели обучения, направленной на развитие способностей «научиться учиться», соединять необходимые базовые элементы (предпосылки, мотивы, знания, умения, качества) в единое целое для достижения высокого уровня исполнения, действия в зависимости от цели, контекста, ситуации, исполняемойроли, функции и пр.
Основные составляющие элементы понятия «компетенция»:
◘ знания – это набор фактов, требуемых для»выполнения работы. Знания – более широкое понятие, чем навыки. Знания представляют интеллектуальный контекст, в котором работает человек;
◘ навыки – владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Навыки проявляются в широком диапазоне; от физической силы, сноровки до специализированного обучения. Общим для навыков является их конкретность.
◘ способность – врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. Способность также является приблизительным синонимом одаренности;
◘ стереотипы поведения означают видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи. Поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации, и ситуационные раздражители. Наше поведение проявляет наши ценности, этику, убеждения и реакцию на окружающий мир. Когда человек демонстрирует уверенность в себе, формирует из коллег команду, или проявляет склонность к действиям, его поведение соответствует требованиям организации. Ключевым аспектом является возможность наблюдать это поведение;
◘ усилия – это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов. Усилия составляют ядро рабочей этики. Любому человеку можно простить нехватку таланта или средние способности, но никогда – недостаточные усилия: Без усилий человек напоминает вагоны без локомотива, которые также полны способностей, однако безжизненно стоят на рельсах.
Функции компетенций
▲ Отражать социальную-востребованность на молодых граждан, подготовленных к участию в повседневной жизни;
▲ Быть условием реализации личностных смыслов учащихся в обучении, средством преодоления его отчуждения от образования;
▲ Задавать реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности;
▲ Задавать опыт предметной деятельности учащихся, необходимый для формирования у него способности и практической подготовленности в отношении к реальным объектам действительности;
▲ Быть частью содержания различных учебных предметов и образовательных областей в качестве метапредметных элементов содержания образования;
▲ Соединять теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач;
▲ Представлять собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и служить средствами организации комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля.
При диагностике качества образования большое внимание в последние годы стало уделяться оценке эффективности здоровьесберегающей деятельности, основными компонентами которой являются:
1. Ценность (ценностью и главной целью здоровьесберегающего образования является уровень здоровья учащихся и педагога).
2. Система (реализация
здоровьесберегающего
3. Процесс (педагогическая
деятельность, в основу которой
положены методологические
4. Результат (сформированность
у учащихся компетенции
Формирование
1. Обучение здоровьесберегающей
компетенции как
2. Включение данной
компетенции в учебные
Проблема формирования
здоровьесберегающей
Структура здоровьесберегающей компетенций включает знания:
● структуры и содержания сущности понятия «здоровья» и «здоровъесберегающего образа жизни»;
● основ самовоспитания здоровьесберегающих качеств;
● влияния алкоголя, никотина и психоактивных веществ на здоровье человека;
● влияния питания на психофизиологическое состояние организма;
● и умения оценивать состояние собственного здоровья и здоровья окружающих;
● основных подходов к преодолению стрессовых состояний человека;
● убежденность в необходимости передачи своих знаний для здоровьесбережения других людей;
● высокая мотивация подростков на здоровъесберегающий образ жизни;
● влияния анаболических стероидов на здоровье человека;
● развитие практических умений и навыков по соблюдению здоровьесберегающего образа жизни.
Таблица № 2. Группировка здоровьесберегающих компетенций
Группа компетенций |
Компоненты базовых потребностей, потенциально дестабилизирующие здоровье |
Физиологичские, в безопасности |
– отношение к жизни, – отношение к питанию, – отношение к алкоголю, – отношение к курению, – отношение к физическому развитию, – знание законов равновесного питания, – знание законов физического развития и 12 правил ЗОЖ, – знание пределов потребления алкоголя и курения, – отношение к психоактивным средствам, – изучение собственного образа жизни, – умение проводить самооценку физического развития. |
Социально-психологические |
– отношение к общечеловеческим ценностям, окружающей среде и ноосферным нормам поведения людей Земли, – отношение к страху и собственному тревожному состоянию, – умение «любить себя», – знание положительных и отрицательных сторон страха и владение методиками воспитания стрессо-устойчивости. |
Гносеологические |
– современное понимание сущности здоровья, – знание теории здоровья здорового человека на всех трех уровнях, – знание законов развития памяти, ума. |
Акмеологические |
– отношение к искусственной красоте, – отношение к известности, славе, достижениям в спорте, искусстве, – знание законов сохранения здоровья и признаков мудрости человека, – знание пределов вмешательства в строение тела эстетической медицины (анаболические стероиды, допинги). |
Многие респонденты считают, что занятия здоровьем практически полностью сводятся к физической культуре. Основным условием, препятствующим эффективным занятиям здоровьем, подавляющая часть студентов считает дефицит времени и усталость после учебы.
Информация о работе Факторы формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков