Факторы формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – определение условий формирования здоровьесберегающих компетенций и теоретическое обоснование процесса формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и объектом исследования сформулированы следующие задачи:
1. Изучить научно-теоретические основы формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков.
2. Выявить особенности подросткового возраста и дать характеристику образа жизни учащихся средних и старших классов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
1. Научно-теоретическая изученность проблемы……………………..11
2. Особенности подросткового возраста и характеристика
образа жизни…………………………………………………………….22
2.1. Характеристика образа жизни и здоровья подростков
2.2. Отношение старших школьников к здоровьесберегающему
поведению
3. Структура здоровьесберегающих компетенций подростков…..36
3.1. Сущность, структура и элементы здорового образа жизни
3.2. Здоровьесберегающие технологии
3.3. Здоровьесберегающее поведение подростков и определяющие его факторы
3.4. Концептуальные подходы к формированию здоровьесберегающего поведения в среде учащейся молодежи
3.5. Здоровьесберегающие компетенции подростков и их структура
4. Методические аспекты формирования здоровьесберегающих компетенций подростков…………………………………………………….98
Заключение…………………………………………………………….118
Список использованной литературы………………………………..132

Файлы: 1 файл

здоровье курсовик-2.doc

— 704.50 Кб (Скачать файл)

Зимняя И.А. в своей  статье «Ключевые компетенции –  новая парадигма результата современного образования» выделяет 10 основных компетенций (видов):

1. Компетенции, относящиеся  к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения:

● компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни; ● компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни, ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка) науки, производства, истории цивилизаций, собственной страны, религии; ● компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения приращения накопленных знаний; ● компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн); ● компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка; владение иностранным языком.

2. Компетенции, относящиеся  к социальному взаимодействию  человека и социальной сферы:

● компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;

● компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста, знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета, кросскультурное общение, деловая переписка, делопроизводство, бизнесс-язык, иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента.

3. Компетенции, относящиеся  к деятельности человека:

● компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;

● компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;

● компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет технологией.

Если представить эти  компетенции как актуальные компетентности, то последние будут включать такие  характеристики, как:

► готовность к проявлению компетентности (то есть мотивационный аспект);

► владение знанием содержания компетентности (то есть когнитивный аспект);

► опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (то есть поведенческий аспект);

► отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (то есть ценностно-смысловой аспект);

► эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.

Обращает на себя внимание широкая представленность в различных  видах компетентности категорий  «готовность», «способность», а также  фиксация таких психологических качеств, как «ответственность», «уверенность». Последнее детально сейчас изучается в плане компетентности.

Некоторые авторы определяют компетенцию как умения, необходимые  для того, чтобы добиться успеха на работе, в учебе и в жизни.

Здоровьесберегающие компетенции профессор А.Г. Бусыгин рассматривает как способность/готовность мобилизовать систему знаний, умений, умственных и личностных качеств, необходимых для формирования у школьников мотивации к здоровьесбережению, a также умению предвидеть, предотвращать или компенсировать потерю здоровья как меры удовлетворения базовых потребностей человека.

В.В. Лебедев в своей  работе «Структурирование компетенции  – перспективное направление  в решение проблем образования» считает, что компетенция – это  система, состоящая из понятийного аппарата, и действий, отражающая некоторые объекты, и позволяющие субъекту взаимодействовать с ними в определенных контекстах, т.е. в качестве компетенций следует понимать знания, умения и навыки, взятые в комплексе [Рыбакина Н.А. Компетенция как педагогическая инновация. С. 11].

По мнению доктора  педагогических наук Г. Селевко, компетенция – это готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы, для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения, психологические особенности, ценности и т.д. Компетентности – это качества; приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта.

Под компетенцией И.Ф. Горохова понимает круг вопросов, в которых личность обладает познанием и опытом, что позволяет ей быть успешной в собственной жизнедеятельности [там же. С. 13].

В последние годы зарубежные исследователи (К. Белиель, М Липар, Б. Рей, Ж. Ле Ботерф, Л. Тюркаль, Н. Гиньон, Ф. Ропе, Л. Танги) толкуют термин «competence» как высшую интегративную способность мобилизовать организованные в систему знания, умения и личностные качества (все ресурсы), необходимые для выполнения определенной задачи, усматривая в том понятии «способность/готовность к мобилизации» в непосредственной связи с эффективностью и оптимальной рентабельностью действия. Последняя дефиниция наиболее точно отвечает деятельностной модели обучения, направленной на развитие способностей «научиться учиться», соединять необходимые базовые элементы (предпосылки, мотивы, знания, умения, качества) в единое целое для достижения высокого уровня исполнения, действия в зависимости от цели, контекста, ситуации, исполняемойроли, функции и пр.

Основные составляющие элементы понятия «компетенция»:

◘ знания – это набор фактов, требуемых для»выполнения работы. Знания – более широкое понятие, чем навыки. Знания представляют интеллектуальный контекст, в котором работает человек;

◘ навыки – владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Навыки проявляются в широком диапазоне; от физической силы, сноровки до специализированного обучения. Общим для навыков является их конкретность.

◘ способность – врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. Способность также является приблизительным синонимом одаренности;

◘ стереотипы поведения означают видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи. Поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации, и ситуационные раздражители. Наше поведение проявляет наши ценности, этику, убеждения и реакцию на окружающий мир. Когда человек демонстрирует уверенность в себе, формирует из коллег команду, или проявляет склонность к действиям, его поведение соответствует требованиям организации. Ключевым аспектом является возможность наблюдать это поведение;

◘ усилия – это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов. Усилия составляют ядро рабочей этики. Любому человеку можно простить нехватку таланта или средние способности, но никогда – недостаточные усилия: Без усилий человек напоминает вагоны без локомотива, которые также полны способностей, однако безжизненно стоят на рельсах.

Функции компетенций

▲ Отражать социальную-востребованность на молодых граждан, подготовленных к участию в повседневной жизни;

▲ Быть условием реализации личностных смыслов учащихся в обучении, средством преодоления его отчуждения от образования;

▲ Задавать реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности;

▲ Задавать опыт предметной деятельности учащихся, необходимый для формирования у него способности и практической подготовленности в отношении к реальным объектам действительности;

▲ Быть частью содержания различных учебных предметов и образовательных областей в качестве метапредметных элементов содержания образования;

▲ Соединять теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач;

▲ Представлять собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и служить средствами организации комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля.

При диагностике качества образования большое внимание в последние годы стало уделяться оценке эффективности здоровьесберегающей деятельности, основными компонентами которой являются:

1. Ценность (ценностью и главной целью здоровьесберегающего образования является уровень здоровья учащихся и педагога).

2. Система (реализация  здоровьесберегающего образования  в системе, включающей в себя  нормативно-правовое регулирование здоровьесберегающей деятельности, создание организационных структур, осуществляющих управление этой деятельностью в программно-целевом режиме, на основе мониторинга условий обучения и воспитания; в том числе организационных, мониторинга, эффективности применения здоровьесберегающих образовательных технологий и программ обучения сохранения здоровья).

3. Процесс (педагогическая  деятельность, в основу которой  положены методологические приемы, активизирующие познавательную  активность учащихся, повышающие мотивацию к обучению, обеспечивающие оптимальный уровень психофизиологических затрат, необходимых для освоения учебной программы, снижающие риск развития заболеваний).

4. Результат (сформированность  у учащихся компетенции здоровьесбережения; учитывая всеобъемлющий характер здоровьесберегающей компетенции, формирование которой проходит практически через все дисциплины, затрагивает внеучебную деятельность, касается всех сфер жизни человека. Её классифицируют как ключевую).

Формирование здоровьесберегающей компетенции может проходить двумя путями:

1. Обучение здоровьесберегающей  компетенции как самостоятельному (личностному) качеству. Такое обучение  целесообразно проводить на факультативных  занятиях, спецкурсах используя  новейшие педагогические технологии.

2. Включение данной  компетенции в учебные дисциплины. При этом важно, что овладение  ключевыми компетенциями рассматривается  как необходимый компонент формирования  здоровьесберегающей компетенции.

Проблема формирования здоровьесберегающей компетенции  подростков становится все более актуальной, так как образовательная система пока не обеспечивает необходимый и достаточный уровень ее сформированности.

Структура здоровьесберегающей компетенций включает знания:

● структуры и содержания сущности понятия «здоровья» и «здоровъесберегающего образа жизни»;

● основ самовоспитания здоровьесберегающих качеств;

● влияния алкоголя, никотина и психоактивных веществ на здоровье человека;

● влияния питания  на психофизиологическое состояние  организма;

● и умения оценивать  состояние собственного здоровья и здоровья окружающих;

● основных подходов к  преодолению стрессовых состояний  человека;

● убежденность в необходимости  передачи своих знаний для здоровьесбережения других людей;

● высокая мотивация  подростков на здоровъесберегающий образ жизни;

● влияния анаболических  стероидов на здоровье человека;

● развитие практических умений и навыков по соблюдению здоровьесберегающего образа жизни.

 

Таблица № 2. Группировка здоровьесберегающих компетенций

Группа компетенций

Компоненты  базовых потребностей, потенциально дестабилизирующие здоровье

 

 

Физиологичские, в безопасности

– отношение  к жизни,

– отношение  к питанию,

– отношение  к алкоголю,

– отношение  к курению,

– отношение  к физическому развитию,

– знание законов  равновесного питания,

– знание законов  физического развития и 12 правил ЗОЖ,

– знание пределов потребления алкоголя и курения,

– отношение  к психоактивным средствам,

– изучение собственного образа жизни,

– умение проводить  самооценку физического развития.

 

 

Социально-психологические

– отношение  к общечеловеческим ценностям, окружающей среде и ноосферным нормам поведения  людей Земли,

– отношение  к страху и собственному тревожному состоянию,

– умение «любить  себя»,

– знание положительных  и отрицательных сторон страха и  владение методиками воспитания стрессо-устойчивости.

 

Гносеологические

– современное  понимание сущности здоровья,

– знание теории здоровья здорового человека на всех трех уровнях,

– знание законов  развития памяти, ума.

 

 

Акмеологические

– отношение  к искусственной красоте,

– отношение  к известности, славе, достижениям  в спорте, искусстве,

– знание законов  сохранения здоровья и признаков  мудрости человека,

– знание пределов вмешательства в строение тела эстетической медицины (анаболические стероиды, допинги).


 

Многие респонденты считают, что занятия здоровьем практически полностью сводятся к физической культуре. Основным условием, препятствующим эффективным занятиям здоровьем, подавляющая часть студентов считает дефицит времени и усталость после учебы.

Информация о работе Факторы формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков