Факторы формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – определение условий формирования здоровьесберегающих компетенций и теоретическое обоснование процесса формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и объектом исследования сформулированы следующие задачи:
1. Изучить научно-теоретические основы формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков.
2. Выявить особенности подросткового возраста и дать характеристику образа жизни учащихся средних и старших классов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
1. Научно-теоретическая изученность проблемы……………………..11
2. Особенности подросткового возраста и характеристика
образа жизни…………………………………………………………….22
2.1. Характеристика образа жизни и здоровья подростков
2.2. Отношение старших школьников к здоровьесберегающему
поведению
3. Структура здоровьесберегающих компетенций подростков…..36
3.1. Сущность, структура и элементы здорового образа жизни
3.2. Здоровьесберегающие технологии
3.3. Здоровьесберегающее поведение подростков и определяющие его факторы
3.4. Концептуальные подходы к формированию здоровьесберегающего поведения в среде учащейся молодежи
3.5. Здоровьесберегающие компетенции подростков и их структура
4. Методические аспекты формирования здоровьесберегающих компетенций подростков…………………………………………………….98
Заключение…………………………………………………………….118
Список использованной литературы………………………………..132

Файлы: 1 файл

здоровье курсовик-2.doc

— 704.50 Кб (Скачать файл)

Анализ литературных источников показал неразработанность проблемы формирования здоровьесберегающих компетенций подростков.

Недостаточная разработанность  темы, актуальность исследования, наличие  обозначенных противоречий, значимость результатов для практической деятельности определили проблему нашего исследования: каковы условия, стимулы, факторы успешного формирования здоровьесберегающих компетенций и здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков

Объект курсовой работы: теория и практика процесса формирования здоровьесберегающих компетенций и ценностных ориентаций подростков.

Предмет исследования – содержание, структура здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков и факторы их формирования.

Цель данной работы – определение условий формирования здоровьесберегающих компетенций и теоретическое обоснование процесса формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков.

В соответствии с проблемой, целью, предметом и  объектом исследования сформулированы следующие задачи:

  1. Изучить научно-теоретические основы формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков.
  2. Выявить особенности подросткового возраста и дать характеристику образа жизни учащихся средних и старших классов.
  3. Дать анализ отношения школьников среднего и старшего звена к здоровьесберегающему поведению, определить содержание и выявить структуру здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков.
  4. Раскрыть сущность, структуру, содержание и элементы здоровьесберегающих компетенций, выявить причины недостаточной здоровьесберегающей компетентности подростков.
  5. Обосновать потребность и необходимость формирования здоровьесберегающих компетенций подростков.
  6. Изучить концептуальные подходы к формированию здоровьесберегающего поведения у молодежи.
  7. Дать сущностную характеристику здоровьесберегающих технологий.
  8. Исследовать методические аспекты формирования здоровьесберегающих компетенций подростков.
  9. Факторы формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков
  10.  
  11. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИЗУЧЕННОСТЬ проблемы

Здоровье  человека – это прежде всего процесс сохранения и развития его психических и физических качеств, оптимальной работоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

По  данным известного ученого-академика  Ю.П. Лисицина, являющего признанным авторитетом в области профилактической медицины и социологии, первостепенным вопросом здоровья является здоровый образ жизни, который занимает около 50–55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения. Это подтверждается данными отечественных и зарубежных специалистов [Лисицын Ю.П. Здоровье человека – социальная ценность. С. 13–14].

В настоящее время  в социально-экономической, психолого-педагогической, философской и медицинской литературе «здоровье» часто трактуется с разных методологических и теоретических позиций.

П.И. Калью к 1988 году рассмотрел 79 определений здоровья человека, сформулированных представителями различных научных  школ в разное время в различных  странах мира [Никифоров Г.С. Здоровье как системное понятие. С. 26–27]. Ни одной другой категории, кроме культуры, человечество не уделило такого внимания. П.И. Калью пишет, что в определении понятия здоровья одни авторы трактуют его как состояние, другие как динамический прогресс, а третьи вообще обходят этот вопрос стороной. Он отмечает, что здоровье рассматривается как состояние в более ранних определениях этого понятия. В последние десятилетия отечественные и зарубежные ученые все чаще склоняются к тому, что здоровье есть динамический процесс.

Количество попыток  справиться с этой задачей; особенно в последнее время, всё увеличивается. К 2004 году учёные насчитали уже около 300 определений «здоровье», но до сих пор устроившее бы всех определение пока не найдено. Обращаясь к А. Маслоу, возьмем за основу базовые потребности человека (он выделил 7 основных потребностей). В результате, для физически здорового человека определение будет звучать так: «здоровье – это удовлетворение базовых потребностей человека», то есть главной движущей силой здорового человека являются потребности в развитии и полной актуализации заложенных в нем способностей.

Необозримость формулировок понятия здоровья поставила ученых перед необходимостью классифицировать их в несколько моделей:

▼ Медицинская модель здоровья – отсутствие болезней, их симптомов. Содержит лишь медицинские признаки и характеристики здоровья.

▼ Биомедицинская модель здоровья. Здоровье рассматривается как отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья. Внимание акцентируется на природно-биологической сущности человека, подчеркивается доминирующее значение биологических закономерностей в жизнедеятельности человека и в его здоровье.

▼ Биосоциальная модель здоровья. В понятие здоровья включаются биологические и. социальные признаки; которые рассматриваются в единстве, но социальным признакам придается приоритетное значение.

▼ Ценностно-социальная модель, здоровья. Здоровье – это ценность для человека, необходимая предпосылка для полноценной жизни, удовлетворениям материальных и духовных потребностей участия в труде и социальной жизни, в экономической, научной, культурной и других видах деятельности.

▼ Интегративная модель. Концепция интегративной модели: её разработчики в понятие «здоровье» предлагают включить не один и не два признака, а множество: ● медицинские, ● биологические, ● социальные, ● природные, ● функциональные, ● факторы окружающей среды.

К пяти основным моделям  здоровья недавно присоединили 6-ю модель здоровья – ноосферную, введенную А.Г. Бусыгиным.

Среди российских исследователей, впервые обративших внимание на проблемы самосбережения здоровья, были К.Д. Ушинский и Ф.Ф. Эрисман. К.Д. Ушинский подчеркивал важность обучения учителей наукам о здоровье и его сбережении. Вклад в разработку проблемы здоровьесбережения внес выдающийся русский ученый И.И. Мечников, показавший значение активной позиции личности в отношении собственного здоровья. Его учение об ортобиозе как здоровом образе жизни развил в своих работах доктор философских наук В.М. Шепель, разработавший методологические основы технологии самосбережения здоровья (ортобиотики).

Русский ученый В.М. Бехтерев рассматривал здоровье как мировоззренческую  проблему. Им была предложена концепция  здоровья человека, основанная на идее его личностного развития. Конкретные рекомендации по формированию здорового  образа жизни были разработаны в первые годы советской власти И.Г. Назаровым. Вклад в решение проблемы здоровьесбережения педагогов внесли валеологи И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, Г.К. Зайцев и др.

Здоровье всегда было предметом внимания классиков как  зарубежной, так и отечественной педагогики. Н.И. Пирогов и П.Ф. Лесгафт подчеркивали связь между образом жизни человека и состоянием его здоровья. И.Г. Песталоцци называл условием жизненного успеха личности согласованность между его физическим и душевным здоровьем. П.Ф. Каптерев указывал на значение психологического и нравственного оздоровления людей, что воплотилось в его системе «нравственного закаливания». В.А. Сухомлинский считал, что забота о здоровье и сохранении жизни является высшей ценностью и приоритетной составляющей деятельности педагога.

Сегодня изучение проблемы здоровьесбережения носит междисциплинарный  характер. Феномены здоровья и здорового  образа жизни как ценностных ориентаций изучаются не только медициной, но и философией, социологией, психологией, педагогикой и созданными на стыке наук такими дисциплинами, как акмеология, валеология, ортобиотика.

Образ жизни человека определяется его мировоззрением и  прежде всего его ценностями и  ценностными ориентациями. Проблема ценностей имеет глубокую историко-философскую  традицию. Впервые она поднимается  в учениях Платона, Аристотеля, развивается  в работах Монтеня, Паскаля, Декарта, Канта. Во второй половине XIX в. возникает наука аксиология, исследующая категорию «ценность».

Одним из первых в начале XX в. вопрос о ценностном процессе поднял М. Хайдеггер, справедливо утверждавший, что ценности должны быть «рождены», выстраданы человеком в результате личного опыта. Вопросы структуры, содержания и условий формирования ценностей и ценностных ориентаций отражены в трудах В.П. Тугаринова, А.Г. Здравомыслова, В. А. Ядова, Е.А. Подольской, Ю.Р. Саарнита. В современной педагогической науке проблемы ценностей, формирования ценностных ориентаций касаются российские ученые Г.Н. Игонина, И.Г. Казакина, А.П. Капаева, О.Н. Никитина, Н.М. Полетаева, С.Н. Чистякова, Н.Е. Щуркова и др.

Российская  общеобразовательная школа к  настоящему времени имеет опыт проведения воспитательно-профилактической работы с подростками. Воспитание здоровой личности возможно только при условии реализации целенаправленной, соотнесенной с физиологическими, возрастными и психологическими особенностями подросткового возраста профилактической работы, направленной на формирование внутренней личностной установки на ценность здорового образа жизни. Поиск решения данной проблемы имеет место в психолого-педагогической литературе (Н.А. Агаджанян, И.И. Брехман, Г.К. Зайцев, В.М. Звонков, В.П. Кащенко, А.П. Матвеев, С.Б. Мельников, Г.Н. Сердюковская и др.) и направлен в работах ученых на формирование здорового образа жизни. Исследования в данной области создают необходимые предпосылки для формирования у подростков ценности здорового образа жизни.

Вместе с  тем существует ряд противоречий, которые указывают на несоответствие между растущими требованиями, предъявляемыми обществом к молодому поколению (стрессоустойчивость, физическое и  психологическое здоровье, сопротивляемость негативному влиянию социума и др.). Можно отметить такие противоречия: между потребностью в формировании ценности здорового образа жизни подростков как одной из приоритетных задач государственного образования и реально низким уровнем их здоровья; возможностями профилактической работы предупреждения подросткового табакокурения и недооценкой её роли в формировании ценности здорового образа жизни в образовательном пространстве школы; признанием необходимости приобщения подростков к здоровому образу жизни и отсутствием научно-методического обеспечения формирования здорового образа жизни.

Среди педагогических факторов, отрицательно влияющих на здоровье школьников, отечественные исследователи (А.Г. Асмолов, СМ. Ветвицкая, О.В. Кумейкина, Г.А. Мамитова) относят чрезмерную интенсификацию педагогического процесса, его нерациональную организацию, интеллектуальные и психо-эмоциональные перегрузки учащихся, стрессовые ситуации, несоблюдение элементарных гигиенических и физиологических требований к организации учебно-воспитательного процесса.

Следует позитивно  оценить накопленный педагогической наукой опыт в области решения  проблемы оздоровления школьников. Так, проблемы гигиены детей и подростков как одного из структурных компонентов  здоровьесберегающих компетенций нашли свое отражение в работах И.А. Арнольди, М.В. Антроповой, О.А. Василенко, А.К. Кагиева, Н.Ф. Петровой, Г.Н. Сердюковской, СП. Шишкунова и др.

Исследованием проблемы здоровьесберегающего образа жизни, разработкой  педагогических технологии и моделей здоровьесбережения подростков занимается ряд ученых: A.Е. Бусыгин, А.Л. Бусыгина; Н.П. Абаскалова, Н.А. Агаджанян, М.В. Артюхов, В.А. Бароненко, В.И. Бондин, В.А. Бордовский, С.Г. Добротворская, В.П. Зайцев, С.А. Чурюкина, И.В. Николаева, О.П. Коваленко, А.В. Федотов, Т.В. Карасева, Е.П. Алексеева, М.Г. Волчек, Н.В. Сократов, А.В. Стариков, Н.Г. Смирнов, М.А. Ермакова; И.В. Чупаха, Е.В. Осолодкова, A.M. Митяева и другие.

Аспекты укрепления, сбережения и сохранения здоровья в научной  литературе занимают важное место. Фундаментальные вопросы, связанные со здоровьем человека, раскрывались в работах А.М. Амосова, П.К. Анохина, Г.Л. Апанасенко, Р.И. Айзмана, Р.М. Баевского, В.А. Бароненко, И.И. Брехмана, К.В. Гаврикова, С.В. Гущиной, Д.Н. Давиденко, В.В. Зобкова, Э.М. Казина, Г.А. Кураева, Ю.П. Лисицина, А.Д. Рифтина, Н.К. Смирнова, А.И. Федорова, А.Г. Хрипковой, Ю.П. Шорина, С.Ю. Юровского и др. Вопрос здоровьесбережения освещался в исследованиях В.И. Загвязинского, П.И. Пидкасистого, Т.И. Шамовой и др.

Проблема исключительной важности здоровья современного человека обусловливает необходимость включения молодежи в решение вопросов, связанных с укреплением и сохранением здоровья.

Теоретические исследования идеи личностно-ориентированного и деятельностного подходов в обучении отражены в работах Е.В. Бондаревской, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.В. Серикова, В.А. Сластенина и др.; идеи компетентностного подхода – в разработках О.Ф. Алексеевой, Р.И. Байденко, А.А. Вербицкого, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, Т.В. Поштаревой, А.В. Хуторского, современные исследования в области здоровьесбережения – у И.А. Арнольди, М.В. Антроповой, М.В. Василенко, С.М. Каракотовой, О.А. Ногаец, Г.А. Мамитовой и др.

Информация о работе Факторы формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков