Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 16:09, курсовая работа
Цель данной работы – определение условий формирования здоровьесберегающих компетенций и теоретическое обоснование процесса формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и объектом исследования сформулированы следующие задачи:
1. Изучить научно-теоретические основы формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков.
2. Выявить особенности подросткового возраста и дать характеристику образа жизни учащихся средних и старших классов.
Введение………………………………………………………………..3
1. Научно-теоретическая изученность проблемы……………………..11
2. Особенности подросткового возраста и характеристика
образа жизни…………………………………………………………….22
2.1. Характеристика образа жизни и здоровья подростков
2.2. Отношение старших школьников к здоровьесберегающему
поведению
3. Структура здоровьесберегающих компетенций подростков…..36
3.1. Сущность, структура и элементы здорового образа жизни
3.2. Здоровьесберегающие технологии
3.3. Здоровьесберегающее поведение подростков и определяющие его факторы
3.4. Концептуальные подходы к формированию здоровьесберегающего поведения в среде учащейся молодежи
3.5. Здоровьесберегающие компетенции подростков и их структура
4. Методические аспекты формирования здоровьесберегающих компетенций подростков…………………………………………………….98
Заключение…………………………………………………………….118
Список использованной литературы………………………………..132
Факторы формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
образа жизни………………………………………………
2.1. Характеристика образа жизни и здоровья подростков
2.2. Отношение старших школьников к здоровьесберегающему
поведению
3.1. Сущность, структура и элементы здорового образа жизни
3.2. Здоровьесберегающие технологии
3.3. Здоровьесберегающее
поведение подростков и
3.4. Концептуальные
подходы к формированию
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………..132
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Состояние здоровья человека – это его естественный капитал, часть которого является наследственной, а другая – приобретенной в результате усилий самого человека и общества. Состояние здоровья лишь на 10% зависит от качества медицинского обслуживания, и на 50% – от того образа жизни, который он ведёт. В то же время, по данным социологических обследований – только каждый десятый россиянин в полной мере заботится о своем здоровье через соблюдение основ и принципов здорового образа жизни (ЗОЖ). Поэтому формирование здорового образа жизни – одно из основных направлений политики Российской Федерации. Во вновь разработанной «Концепции развития системы здравоохранения в РФ до 2020 г.», Концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы» одним из основных направлений государственной политики принято сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни.
Согласно ВОЗ здоровье
– это состояние полного
Создание действенной политики профилактики и укрепления здоровья возможно только в том случае, если объект этой профилактики – население, также активно участвует в процессе. Именно поэтому, главная задача сегодняшнего дня органов власти всех уровней, медицинских, санитарно-эпидемических, спортивных, образовательных и общественных организаций – организовывать и поощрять процессы формирования здорового образа жизни, грамотно ими управлять и направлять в нужное русло.
Наиболее актуально и остро указанные проблемы стоят перед молодежью. В современных условиях требуется такое развитие личности учащегося в процессе образования, которое обеспечит ему возможность в дальнейшем опережать существующую в каждый момент времени востребованность знаний за счет собственной познавательной активности. Общий культурный уровень является ключом к непрерывному образованию.
Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Главным фактором здоровья выступает поведение, направленное на его сбережение, укрепление, улучшение, ведение здорового образа жизни. Существует тесная взаимосвязь здоровья, здоровьесберегающего поведения и развитого потенциала молодого человека. Формирование здоровьесберегающего поведения особенно важно в студенческой среде, поскольку образовательный процесс тесно связан с воспитательным.
Здоровьесберегающие ценностные ориентации в современном мире стало актуальной темой для обсуждения, поскольку общество осознало важность понятия, что любую болезнь, физическую, психическую или социальную, целесообразнее предотвратить, чем лечить ее последствия. Особенно актуальна тема здоровья становится по отношению к подросткам, поскольку это будущие специалисты и показатель общественного здоровья через 10–30 лет.
Особый интерес для
исследований представляет проблема разработки
здоровьесберегающих
Специфика подростковой группы заключается в том, что именно в этом возрасте закладывается фундамент нравственных позиций, трудовых отношений, формируются ценностные ориентации. Вместе с тем для данной социально-демографической группы характерно максимальное число важнейших переходов из одной социальной среды в другую, перестройка организма и уклада жизни.
Актуальность данной работы. Проблема формирования здорового образа жизни подрастающего поколения приобрела сегодня особую актуальность и значимость. Забота о здоровье выдвигается в качестве и приоритета внутренней политики государства.
Формирование
ценности здорового образа жизни
теснейшим образом связано с
воспитанием личности, с её социализацией.
Одним из путей воспитания полноценной,
здоровой личности является формирование
у подрастающего поколения
Выделение подростковой возрастной группы в настоящем исследовании обусловлено тем, что в силу возрастной сензитивности подростки не способны противостоять негативным воздействиям. Вместе с тем, именно в подростковом возрасте закладываются базовые ценности, которые во многом определяют социально-нравственный облик взрослого человека. Сущность данного процесса – ориентация на личностное развитие, на осознание мотивов поведения, на изменение поведения подростков за счёт создания психолого-педагогических условий, стимулирующих развитие рефлексивных способностей, ценностно-смысловой сферы, умений принимать ответственные решения по вопросам, связанным с сохранением и укреплением здоровья.
Воспитание здоровой личности возможно только при условии реализации целенаправленной, соотнесенной с физиологическими, возрастными и психологическими особенностями подросткового возраста профилактической работы, направленной на формирование внутренней личностной установки на ценность здорового образа жизни.
В соответствии с образовательными стандартами у учащихся в процессе обучения должна быть сформирована компетентность здоровьесбережения, которая относится к социальным компетенциям.
Подростки – это социальный слой населения, который можно отнести к группе повышенного риска в отношении здоровья, так как на непростые проблемы подросткового возраста (адаптацию к физиологическим и анатомическим изменениям, связанных с процессами созревания, высокую психоэмоциональную и умственную нагрузку, приспособление к новым условиям проживания и обучения; формирование межличностных взаимоотношений вне семьи), накладывается негативное влияние кризиса практически всех основных сфер общества. Таким образом, охрана здоровья учащихся традиционно является одной из важнейших социальных задач общества.
Подростки знают основы здоровьесберегающего поведения, причем под здоровым образом жизни большинство из них понимают: занятие физической культурой, отказ от вредных привычек, рациональное питание, режим труда и отдыха. Сегодняшние подростки положительно относятся к здоровому образу жизни. Старшеклассники пытаются вести здоровый образ жизни, однако не могут постоянно соблюдать здоровый образ жизни из-за различных причин: слабая мотивация к здоровьесберегающему поведению; не хватает времени и средств для ведения здорового образа жизни.
Поиск решения данной проблемы имеет место в психолого-педагогической литературе (Н.А. Агаджанян, И.И. Брехман, Г.К. Зайцев, В.М. Звонков, В.П. Кащенко, А.П. Матвеев, С.Б. Мельников, Г.Н. Сердюковская) и направлен в работах ученых прежде всего на формирование здорового образа жизни. Исследования в данной области создают необходимые предпосылки для формирования у подростков ценности здорового образа жизни. Вместе с тем, существует противоречие, указывающее на несоответствие между растущими требованиями, предъявляемыми обществом к молодому поколению (стрессоустойчивость, физическое и психологическое здоровье, сопротивляемость негативному влиянию социума и др.) и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической науке.
Вместе с
тем есть немало современных проблем,
которые нуждаются в дальнейшем
их решении. Среди них: а) необходимость
определения теоретических
К настоящему времени сложились противоречия: а) между реально существующим и необходимым уровнем здоровьесберегающих компетенций учащихся старших классов; б) между новыми социокультурными требованиями к осуществлению здоровьесберегающей работы в условиях общеобразовательной школы и недостаточной компетентностью в этом направлении преподавателей; в) между образовательными возможностями школы и недостаточной научно-теоретической и практической разработанностью системы здоровьесберегающих технологий; г) между необходимостью формирования компетентности в здоровом образе жизни у каждого подростка и слабой опорой на этнорегиональную направленность здоровьесберегающей работы с учащимися старших классов.
Эти противоречия, имеющие тенденцию к нарастанию, отражают объективно существующую проблему, её социальную значимость, практическую востребованность, а также ее недостаточная разработанность. Несмотря на внимание к изучаемой проблеме и развитие философской, педагогической, психологической, социологической мысли в области здоровьесбережения в предшествующий период, проблема формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков является недостаточно изученной. Это обусловило выбор темы моей работы: «Факторы формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков», проблема которого заключается в выявлении структуры здоровьесберегающих компетенций, методических аспектов формирования здоровьесберегающих компетенций, обеспечивающей формирование ценности здорового образа жизни у подростков.
Ценностные ориентации подростковой среды, связывающие ее внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую систему, которая является одним из важнейших компонентов структуры личности, занимая пограничное положение между ее мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов. Система ценностных ориентаций личности не остается неизменной на протяжении всей жизни человека. На разных возрастных этапах те или иные аспекты развития системы ценностных ориентаций личности с определенной периодичностью выходят на первый план.
Актуальность
исследования проблемы компетентностного
подхода можно объяснить
Следует отметить,
что усилия, прилагаемые образовательными
учреждениями в направлении
Между тем анализ показывает, что учащиеся старших классов имеют низкий уровень компетентностной подготовки, в том числе по проблеме здоровьесбережения. Так, по результатам исследований учащихся старших классов только 32% уверены в том, что они знают, что такое здоровый образ жизни, 47% затруднялются с ответом на данный вопрос, а остальные дают отрицательный ответ. Все это доказывают необходимость поиска конструктов, адекватно отражающих способность личности вести здоровый образ жизни в условиях конкурентной среды. Одним из таких конструктов является понятие компетентностной готовности личности к здоровьесбережению. Данное понятие определяет содержание и динамику развития здоровьесберегающих компетенций, степень успешности старшеклассников в здоровьесберегающей сфере.
Информация о работе Факторы формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков