Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 16:09, курсовая работа
Цель данной работы – определение условий формирования здоровьесберегающих компетенций и теоретическое обоснование процесса формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и объектом исследования сформулированы следующие задачи:
1. Изучить научно-теоретические основы формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков.
2. Выявить особенности подросткового возраста и дать характеристику образа жизни учащихся средних и старших классов.
Введение………………………………………………………………..3
1. Научно-теоретическая изученность проблемы……………………..11
2. Особенности подросткового возраста и характеристика
образа жизни…………………………………………………………….22
2.1. Характеристика образа жизни и здоровья подростков
2.2. Отношение старших школьников к здоровьесберегающему
поведению
3. Структура здоровьесберегающих компетенций подростков…..36
3.1. Сущность, структура и элементы здорового образа жизни
3.2. Здоровьесберегающие технологии
3.3. Здоровьесберегающее поведение подростков и определяющие его факторы
3.4. Концептуальные подходы к формированию здоровьесберегающего поведения в среде учащейся молодежи
3.5. Здоровьесберегающие компетенции подростков и их структура
4. Методические аспекты формирования здоровьесберегающих компетенций подростков…………………………………………………….98
Заключение…………………………………………………………….118
Список использованной литературы………………………………..132
Значимость определения стратегических задач в аспекте своевременного осмысления проблемы укрепления и сохранения здоровья молодежи для будущей жизнедеятельности в условиях образовательных учреждений раскрыта в работах Л.П. Вашлаевой, А.П. Видюка, М.Я. Виленского, Т.К. Виноградовой, Т.А. Волосовеца, И.А. Гайса, И.А. Герасимовой, Т.В. Гладковой, Е.А. Демьяненко, Э.М. Казина, И.В. Карнаевой, Н.А. Литвиновой, Н.А. Мелешковой, Н.П. Недоспасовой, А.А. Сидоренко, Е.И. Тороховой и др. Проблеме формирования здорового образа жизни студентов и школьников посвящены работы Н.П. Абоскаловой, О.С. Васильевой, Е.А. Волбушко, Н.А. Добровольской, А.В. Лотоненко и др. Научный вклад в изучение проблемы формирования мотивации здоровьесбережения внесли И.С. Алексейчук, О.С. Васильева, Е.А. Волбушко, Н.А. Добровольская, А.В. Лотоненко, В.Н. Трофимов и др.
Проблемы здоровьесберегающего образа жизни, разработка педагогических технологий и моделей здоровьесбережения подростков достаточно полно отражены в исследованиях, выполненных под руководством профессоров А.Г. Бусыгина и A.JI. Бусыгиной в период с 2000 по 2010 гг.: С.А. Чурюкина, И.В. Николаева, О.П. Коваленко, A.B. Федотов, И.А. Левицкий, Е.А. Большакова, Н.К. Иванова, Е.В. Лизунова и др.
Изучением различных
педагогических технологий по формированию
здоровьесберегающих
Следует позитивно
оценить накопленный
Общие вопросы компетентностной подготовки школьников в области формирования психического, социального, духовного здоровья освещены в исследованиях О.Ф. Алексеева, Б.Г. Ананьева, Асмолова А.Г., Л.И. Божович, Б.С Гершунского, Е.В. Гуровой, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, О.А Кухтаревой, И.В. Черкасовой и др. Предметом внимания ученых являются проблемы физического здоровья школьников: В.Х. Аюбов, М.Э. Карамурзина, О.А. Ногаец, И.Р. Тарасенко.
Хотя вопросы формирования и воспитания культуры здорового образа жизни подростков рассмотрены в многочисленных работах И.И. Брехмана, Э. Н. Вайнера, Л. Волошиной, М. П. Дорошкевич, Г.К. Зайцева, Т.С. Казаковцевой, Н.В. Тверской и др., тем не менее, проблема формирования здорового образа жизни школьников остаётся актуальной и требует дальнейшего изучения.
Вместе с тем есть и немало современных проблем, которые нуждаются в дальнейшем их решении:
а) необходимость
определения теоретических
б) необходимость уточнения содержания и структуры здоровьесберегающих компетенций применительно к особенностям развития учащихся старшего возраста;
в) важность исследования этнорегиональных особенностей в осуществлении здоровьесберегающей работы;
г) значимость выявления основных условий и стимулов успешного функционирования здоровьесберегающей работы в старших классах общеобразовательной школы.
К настоящему времени сложились противоречия:
а) между реально
существующим и необходимым уровнем
здоровьесберегающих
б) между новыми социокультурными требованиями к осуществлению здоровьесберегающей работы в условиях общеобразовательной школы и не достаточной, в сравнении с традиционной, компетентностью учителя в этом направлении;
в) между образовательными
возможностями школы и
г) между необходимостью формирования компетентности в здоровом образе жизни у каждого школьника и слабой опорой на этнорегиональную направленность здоровьесберегающей работы с учащимися старших классов.
Воспитание
здорового образа жизни населения
в некоторой степени
В Конституции РФ нашли разностороннее отражение вопросы укрепления здоровья. Существует также большое количество других статей законов, которые формулируют охрану здоровья человека, его профилактику. Но краткий анализ нормативных документов политики здорового образа жизни позволяет сделать выводы о том, что провозглашенная профилактическая направленность не была внедрена в практику на протяжении десятилетий. Необходимым условием формирования здорового образа жизни и развития профилактики заболеваний среди детей и подростков – создание эффективной здоровьесохраняющей и здоровьеукрепляющей системы.
В настоящее время увеличилось число исследователей, которые изучают отношение современной молодежи к здоровому образу жизни и рассматривают влияние социально-психологических факторов на отношение молодежи к здоровому образу жизни. Теоретической и методологической основой данного исследования являются статьи, публикации, социологические исследования, монографии, федеральные и региональные законы, а также электронные ресурсы. Проблемы формирования установки учащейся молодежи на здоровьесберегающее поведение описывают Н.А. Безруких, Н.И. Белова. Отношение учащейся молодежи к здоровью и здоровьесберегающему поведению, установки молодежи на здоровьесбережение исследуют О.Ю. Малоземов, В.А. Ядов, И.П. Попова, Е.И. Соколенко, М.Ю. Сурмач. Г.А. Трофимова, С.Н. Лавровский, А.В. Савельева, А.И. Ковалев занимаются исследованием концептуальных основ формирования здоровьесберегающего поведения подростков. В.В. Смирнов рассматривает формирование культуры здоровья в контексте социально-культурного подхода.
Условия и факторы создания здоровьесберегающей среды в учебном заведении рассматривается в статье Н.Ю. Крючковой и С.В. Салько, здоровьесбережение учащейся молодежи в образовательных учреждениях изучает О.В. Сухарева.
Выводы к главе 1.
Ряд философов (Дж. Локк, А.Смит, К. Гельвеций, М.В. Ломоносов, К. Маркс), психологов (Л.С. Выготский, В.М. Бехтерев), ученых-медиков (Н.М. Амосов, В.П. Казначеев, Ю.П. Лисицын, М.М. Буянов, И.И. Брехман, Б.Н. Чумаков), педагогов (Л.Г. Татарникова, В.В. Колбанов, В.К. Зайцев, С.В. Попов) пытались решать проблему здоровья, формирования здорового образа жизни человека, особенно подросткового возраста возраста. Они разработали и оставили многочисленные труды о сохранении здоровья, продлении долголетия и повышении жизненного потенциала.
Необходимость ориентации образовательных процессов на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения отражена в соответствующих документах государственного масштаба. Наиболее значимыми являются Закон РФ «Об образовании», «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» и др.
Таблица 1.
Теория |
Научная разработка |
|
A.Г. Здравомыслов,
В.П. Тугаринов, В.А. Ядов Б.Г. философские концепции Аристотеля, Сократа, Плутарха, Ж.-Ж. Руссо; Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Д. Грэхэм, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Х. Кемп, Р. Кэмпбелл, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Ж. Пиаже, К. Роджерс, Л.С. Славина, Б. Спок, Д.Б. Эльконин и др. B.А. Бароненко, А.П. Видюк, Е.А. Демьяненко, А.Г. Спиркин и др.
И.И. Мечников В.М. Шепель И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, Г.К. Зайцев и др. Г.Л. Апанасенко, В.А. Гуров, Н.А. Красноперов, Г.А. Кураев, Ю.С. Малов, C.К. Сергеев, Ю.В. Шленов и др.
Ф.Ф. Эрисман Н.М. Амосов, А.П. Алексеев, И.В. Бестужев-Лада, М.М. Борисов, А.Т. Бутенко, И.М. Быховская, М.Я. Виленский, П.А. Виноградов, ВЛ. Казначеев, О.А. Мильштейн, А.А. Остроумов, Г.М. Соловьёв, А.Д. Степанов, Ю.В. Сысоев
В.Ф. Базарный, М.М. Безруких, О.В. Белоусова, Л.И. Губарева, Е.В. Канеева, В.В. Колбанов, В.Р. Кучма, Т.Г. Олешкевич, Н.К. Смирнов, Г.М. Соловьёв, С.Ш. Степанова, Н.Д. Сухарева, Б.Н. Чумаков. В.А. Авсеев, В.А. Бароненко, Ф.Р. Филатова, А.Г. Щедрин и др. |
Наиболее интересны, с точки зрения формирования системы ценностных ориентаций личности, старший подростковый и переходный к юношескому, возраст, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.
Система ценностных ориентаций личности является многофункциональным психологическим органом, механизмом личностного роста и саморазвития, при этом сами носят развивающийся характер и представляют собой динамическую систему.
Особое значение для формирования ценностной структуры подростка определяется характерной для этого периода специфической ситуацией развития. Подростковый возраст (или ранняя юность) – это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни.
Особое положение
подросткового периода в
По всем направления происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения.
В кризисные периоды состояния общества подростки оказываются, как отмечают ученые В.Г. Алексеев, Б.С. Волков, И.С. Кон и др., – самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и не защищенными. Современные подростки испытывают острый кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций. Прежде всего, он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей (смысл жизни, понятие о жизни, духовность, патриотизм и многое другое).
Психологи сходятся на том, что подростковый возраст является особым этапом развития личности. Взросление из «ребенка в подростка» неизменно сопровождается стремлением более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Этот круг интересов является психологической базой ценностных ориентаций подростка. В этом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали, эстетики. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным [Волков Б.С. Психология юности и молодости. С. 102].
Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников – все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации и являются факторами, оказывающими влияние на формирование ценностных ориентаций личности.
Подростковый возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Процесс формирования ценностных ориентаций стимулируется значительным расширением общения, столкновением с многообразием форм поведения, взглядов, идеалов.
Ценностные ориентации – система личностных установок по отношению к существующим в обществе материальным и духовным ценностям. Формирование системы ценностей – это последовательный и длительный процесс, при котором ценности подвергаются изменениям, проходят определённые состояния: из непосредственных в опосредованные, из непроизвольных в произвольные, из неосознаваемых в сознательные.
Ценностные ориентации подростков – сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций выражает внутреннюю основу отношений личности с действительностью [Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. С. 112]. Ценностные ориентации задают общую направленность интересам и устремлениям подростка; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; меру готовности и решимости к реализации собственного «проекта» жизни.
Информация о работе Факторы формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков