Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 16:09, курсовая работа
Цель данной работы – определение условий формирования здоровьесберегающих компетенций и теоретическое обоснование процесса формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и объектом исследования сформулированы следующие задачи:
1. Изучить научно-теоретические основы формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков.
2. Выявить особенности подросткового возраста и дать характеристику образа жизни учащихся средних и старших классов.
Введение………………………………………………………………..3
1. Научно-теоретическая изученность проблемы……………………..11
2. Особенности подросткового возраста и характеристика
образа жизни…………………………………………………………….22
2.1. Характеристика образа жизни и здоровья подростков
2.2. Отношение старших школьников к здоровьесберегающему
поведению
3. Структура здоровьесберегающих компетенций подростков…..36
3.1. Сущность, структура и элементы здорового образа жизни
3.2. Здоровьесберегающие технологии
3.3. Здоровьесберегающее поведение подростков и определяющие его факторы
3.4. Концептуальные подходы к формированию здоровьесберегающего поведения в среде учащейся молодежи
3.5. Здоровьесберегающие компетенции подростков и их структура
4. Методические аспекты формирования здоровьесберегающих компетенций подростков…………………………………………………….98
Заключение…………………………………………………………….118
Список использованной литературы………………………………..132
Если сравнить сегодняшние данные с данными исследований, проводимых в 70–80-х годах прошлого века, то можно сказать, что у современных подростков среди «терминальных ценностей» преобладают индивидуалистические ценности межличностных отношений (любовь, хорошие друзья, здоровье). Значимые в прошлом такие ценности, как «счастье других», «безопасность, мир», «красота природы», у современных подростков значимости не имеют. Тем не менее, молодежь сохраняет устойчивую ориентацию на знание, устойчивые личные отношения, настоящую любовь, верную дружбу. То есть верхнюю часть рейтинга в иерархии ценностных ориентаций современных подростков занимают ценности «интересная работа», «наличие хороших и верных друзей», «любовь», «счастливая семейная жизнь», «здоровье». Нижнюю часть рейтинга занимают ценности сохранения («безопасность» «конформность», «традиции») и ценности самовозвышения («власть», гедонизм»).
Как показывают результаты исследований подросткового возраста за последнее десятилетие (М.М. Безруких, А.Ю. Бражников; М.Я. Виленский, Г.К. Зайцев, В.Н. Касаткин, М.Л. Лазарев, Е.А. Леванова, А.В. Мудрик, Л.Г. Татарникова и др.) сформировать ценностное отношение к здоровому образу жизни у подростков возможно при условии включения профилактической работы в систему воспитания и образования. Содержательная основа профилактической работы сегодня предусматривает информационное поле, раскрывающее вред, например табакокурения, негативные последствия физиологической и психологической зависимости, а также вовлечение подростка в социально-значимую деятельность, формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей, развитию личностных качеств, способствующих устойчивой позиции противостояния негативным воздействиям.
Анализ исторических
исследований и официальных документов
свидетельствует о том, что проблема
здоровья подрастающего поколения
не переставала быть актуальной с
момента появления
Ряд ценных идей о воспитании здоровых привычек и мотивационных основ здорового образа жизни изложены в трудах К.Д. Ушинского, М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, Н.И. Новикова, Ф.И Лнковича, В.М. Бехтерева и др. К.Д. Ушинский, анализируя современные ему системы воспитания здоровых привычек, выдвинул два основополагающих принципа формирования здорового образа жизни подростка в школе: всестороннее познание учащегося, а также единство умственного, эмоционального, волевого и физического компонентов воспитательной работы по формированию здоровья.
2.1. Характеристика образа жизни и здоровья подростков
Формирование здоровья на этапе 7–18 лет в значительной мере зависит от условий обучения, характера учебного процесса, образа жизни ребенка. В настоящее время число здоровых детей школьного возраста в целом по стране не превышает 10% [Здоровье молодежи в XXI веке. С. 17].
Оценка современного состояния и тенденций здоровья подростков свидетельствует о серьезно неблагополучии, которое может привести к существенным ограничениям в реализации ими в будущем биологических и социальных функций. И в этом случае речь идет уже не просто о состоянии здоровья современных школьников, а о будущем России.
Развитие и
комплексная коррекция
Начиная с 2000-х годов активизировалось внимание к здоровому образу жизни учащейся молодежи, это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья подростков. Здоровье и здоровый образ жизни – качественная предпосылка будущей самореализации молодых людей, их активного долголетия, способности к созданию семьи и деторождению, к сложному учебному и профессиональному труду, общественно-политической и творческой активности. Но не существует здорового образа жизни как некой особенной формы жизнедеятельности вне образа жизни в целом. Баланс здоровья человека между организмом и окружающей средой обеспечивается комплексом факторов – биологических, социальных, политических, экономических, культурных, психологических, которые объединяются в 4 группы с различным вкладом в индивидуальное здоровье. Их соотношение применительно к России выглядит следующим образом: генетические факторы – 15–20%; состояние окружающей среды – 20–25%; медицинское обеспечение – 8–10%; условия и образ жизни людей – 50–55% [Петрушин В.И, Петрушина Н.В. Валеология. С. 118]. Здоровье человека – результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов.
Состояние здоровья подростков – одной из представительных групп молодежи страны, является актуальной проблемой современного общества. Все возрастающие требования к уровню подготовки, обусловленные увеличением потока информации, внедрением инновационных образовательных технологий, приводят к перегрузке старшеклассников. Повышается их психоэмоциональная напряженность, истощаются адаптационные резервы нервной, эндокринной и иммунной систем, возрастает вероятность заболеваний [Кон И.С. Психология ранней юности. C. 155]. Кроме того, экономические трудности, переживаемые страной, повсеместное ухудшение экологической обстановки, крушение социальных устоев не могут не отразиться на образе жизни и состоянии здоровья подрастающего поколения. К этому возрасту молодые люди имеют определенный статус здоровья, который уже сформировался в предыдущие годы [Журавлева И.В. Здоровье подростков: социологический анализ. С. 44].
В структуре заболеваемости современных подростков преобладают болезни органов дыхания (57,8–72%), у 30% старшеклассников отмечаются значительные отклонения в физическом развитии; наибольший удельный вес по распространенности занимают функциональные заболевания нервной системы [Юдин Б.Г. Здоровье: факт, норма и ценность. С. 54–68].
Содержание здорового образа жизни учеников старших классов отражает результат распространения индивидуального или группового стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности, закрепленных в виде образцов до уровня традиционного. Организуя свою жизнедеятельность, личность вносит в нее упорядоченность, используя некоторые устойчивые структурные компоненты. Это может быть определенный режим; устойчивой может быть и последовательность форм жизнедеятельности. Эти характеристики здоровьесберегающего поведения устойчивы по отношению к меняющимся, многочисленным воздействиям окружения человека.
С физиологической точки зрения определяющими здоровья человека являются следующие формулировки.
Здоровье представляет собой гармоничную совокупность структурно-функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих организму оптимальную жизнедеятельность, а также полноценную трудовую жизнедеятельность. Индивидуальное здоровье человека – это гармоническое единство всевозможных обменных процессов в организме, что создает условия для оптимальной жизнедеятельности всех систем и подсистем организма [Адо А.Д. Аллергология. С. 78]. Здоровье – это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни. [Казначеев В.П. Основание формирования программы общей и частной валеологии. С. 75–82]. Разделяют три вида здоровья: физическое, психическое и нравственное (социальное).
Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
Нравственное здоровье определяется моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.
Состояние здоровья
отражается на всех сферах жизни людей.
Полнота и интенсивность
Здоровье влияет на качество трудовых ресурсов, на производительность общественного труда и тем самым на динамику экономического развития общества. Именно поэтому так важно уделять особое внимание здоровью учащейся молодежи, как будущих специалистов в различных сферах. В условиях перехода к преимущественно интенсивному типу развития производства здоровье наряду с другими качественными характеристиками приобретает роль ведущего фактора экономического роста. Поэтому необходимо развивать потребность в здоровьесберегающем поведении у подростков.
Здоровье человека, как уже отмечалось, более чем на 50%, согласно разным источникам, зависит от его образа. Следовательно, образ жизни оказывает наибольшее влияние на здоровье и подростка и включает в себя основные элементы: рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену и санитарию, закаливание, рациональное питание, культуру сексуального поведения. Однако применительно к учащейся молодежи, можно утверждать, что в соблюдении данного образа жизни, который, несомненно, является «здоровьсберегающим», существует ряд проблем.
Во-первых, подросткам сложно придерживаться режима труда и отдыха. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Во-вторых, учащимся старших классов сложно придерживаться правил рационального питания. У них зачастую нет возможности на полноценные и здоровые приемы пищи. В итоге питание осуществляется «на ходу», и состоит, в основном, из хлебобулочных изделий, шоколада, продуктов с большим количеством углеводов и жиров, практически отсутствуют белки. К тому же вредно принимать пищу только 2 раза в день, но чрезмерными порциями, т.к. это создает большую нагрузку для кровообращения [Формирование здорового образа жизни российских подростков. С. 91–92].
Третьей проблемой можно выделить крайне низкую двигательную активность подростков. Оптимальный двигательный режим – важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей старшеклассников, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. Однако, здесь тоже существует ряд причин, почему подростки не придерживаются этого правила здоровьесберегающего поведения. Учащиеся старших классов большую часть времени проводят на занятиях в школе, у репетиторов, а это умственная, «сидячая» деятельность. Дома же это в основном пассивный отдых: просмотр телевизора, работа с компьютером, компьютерные игры, или так называемый «Интернет-серфинг»; подготовка уроков, чтение книг. Это все и является показателями низкой двигательной активности.
Информация о работе Факторы формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков