Факторы формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – определение условий формирования здоровьесберегающих компетенций и теоретическое обоснование процесса формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и объектом исследования сформулированы следующие задачи:
1. Изучить научно-теоретические основы формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков.
2. Выявить особенности подросткового возраста и дать характеристику образа жизни учащихся средних и старших классов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
1. Научно-теоретическая изученность проблемы……………………..11
2. Особенности подросткового возраста и характеристика
образа жизни…………………………………………………………….22
2.1. Характеристика образа жизни и здоровья подростков
2.2. Отношение старших школьников к здоровьесберегающему
поведению
3. Структура здоровьесберегающих компетенций подростков…..36
3.1. Сущность, структура и элементы здорового образа жизни
3.2. Здоровьесберегающие технологии
3.3. Здоровьесберегающее поведение подростков и определяющие его факторы
3.4. Концептуальные подходы к формированию здоровьесберегающего поведения в среде учащейся молодежи
3.5. Здоровьесберегающие компетенции подростков и их структура
4. Методические аспекты формирования здоровьесберегающих компетенций подростков…………………………………………………….98
Заключение…………………………………………………………….118
Список использованной литературы………………………………..132

Файлы: 1 файл

здоровье курсовик-2.doc

— 704.50 Кб (Скачать файл)

Если сравнить сегодняшние данные с данными исследований, проводимых в 70–80-х годах прошлого века, то можно сказать, что у современных подростков среди «терминальных ценностей» преобладают индивидуалистические ценности межличностных отношений (любовь, хорошие друзья, здоровье). Значимые в прошлом такие ценности, как «счастье других», «безопасность, мир», «красота природы», у современных подростков значимости не имеют. Тем не менее, молодежь сохраняет устойчивую ориентацию на знание, устойчивые личные отношения, настоящую любовь, верную дружбу. То есть верхнюю часть рейтинга в иерархии ценностных ориентаций современных подростков занимают ценности «интересная работа», «наличие хороших и верных друзей», «любовь», «счастливая семейная жизнь», «здоровье». Нижнюю часть рейтинга занимают ценности сохранения («безопасность» «конформность», «традиции») и ценности самовозвышения («власть», гедонизм»).

Как показывают результаты исследований подросткового  возраста за последнее десятилетие (М.М. Безруких, А.Ю. Бражников; М.Я. Виленский, Г.К. Зайцев, В.Н. Касаткин, М.Л. Лазарев, Е.А. Леванова, А.В. Мудрик, Л.Г. Татарникова и др.) сформировать ценностное отношение к здоровому образу жизни у подростков возможно при условии включения профилактической работы в систему воспитания и образования. Содержательная основа профилактической работы сегодня предусматривает информационное поле, раскрывающее вред, например табакокурения, негативные последствия физиологической и психологической зависимости, а также вовлечение подростка в социально-значимую деятельность, формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей, развитию личностных качеств, способствующих устойчивой позиции противостояния негативным воздействиям.

Анализ исторических исследований и официальных документов свидетельствует о том, что проблема здоровья подрастающего поколения  не переставала быть актуальной с  момента появления человеческого  общества и на последующих этапах его развития рассматривалась по-разному. Начиная с первобытного общества, представления людей об укреплении здоровья оформились в основы физического воспитания, забота о котором сначала проявлялась через вовлечение детей в ритуалы, обряды, инициации, затем в подготовку к трудовой деятельности.

Ряд ценных идей о воспитании здоровых привычек и  мотивационных основ здорового  образа жизни изложены в трудах К.Д. Ушинского, М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, Н.И. Новикова, Ф.И Лнковича, В.М. Бехтерева и др. К.Д. Ушинский, анализируя современные ему системы воспитания здоровых привычек, выдвинул два основополагающих принципа формирования здорового образа жизни подростка в школе: всестороннее познание учащегося, а также единство умственного, эмоционального, волевого и физического компонентов воспитательной работы по формированию здоровья.

 

2.1. Характеристика образа жизни и здоровья подростков

Формирование  здоровья на этапе 7–18 лет в значительной мере зависит от условий обучения, характера учебного процесса, образа жизни ребенка. В настоящее время число здоровых детей школьного возраста в целом по стране не превышает 10% [Здоровье молодежи в XXI веке. С. 17].

Здоровье  подростков в любом обществе и  при любых социально-экономических  и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет бедующее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является барометром социально-экономического развития страны.

На состояние здоровья подростков оказывают существенное влияние такие факторы, как неблагоприятные социальные и экологические условия. Одновременно с негативным воздействием экологических и экономических кризисов на подрастающее население страны оказывают неблагоприятное влияние множество факторов риска, имеющих место в общеобразовательных учреждениях. Здоровье подростков, с одной стороны, чувствительно к воздействиям, с другой достаточно инертно по своей природе: разрыв между воздействием и результатом может быть значительным.

Поэтому важно на основе закономерностей  формирования здоровья подрастающего  поколения понимать фундаментальные  законы его развития, направлять действия общества на изменение неблагоприятных  тенденций, пока жизненный потенциал  населения страны не пострадал необратимо.

Здоровье подростков представляет собой интегральный параметр, результирующий влияние генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и других факторов, т.е. является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом.

Оценка современного состояния и тенденций здоровья подростков свидетельствует о серьезно неблагополучии, которое может привести к существенным ограничениям в реализации ими в будущем биологических  и социальных функций. И в этом случае речь идет уже не просто о состоянии здоровья современных школьников, а о будущем России.

Развитие и  комплексная коррекция различных  сторон образа жизни подростков, решение  задач подросткового самоопределения, нравственная атмосфера и характер взаимоотношений между взрослыми и подростками дома и в школе определяют здоровое развитие и влияют на формирование субъективного отношения к здоровому образу жизни.

Начиная с 2000-х  годов активизировалось внимание к  здоровому образу жизни учащейся молодежи, это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья подростков. Здоровье и здоровый образ жизни – качественная предпосылка будущей самореализации молодых людей, их активного долголетия, способности к созданию семьи и деторождению, к сложному учебному и профессиональному труду, общественно-политической и творческой активности. Но не существует здорового образа жизни как некой особенной формы жизнедеятельности вне образа жизни в целом. Баланс здоровья человека между организмом и окружающей средой обеспечивается комплексом факторов – биологических, социальных, политических, экономических, культурных, психологических, которые объединяются в 4 группы с различным вкладом в индивидуальное здоровье. Их соотношение применительно к России выглядит следующим образом: генетические факторы – 15–20%; состояние окружающей среды – 20–25%; медицинское обеспечение – 8–10%; условия и образ жизни людей – 50–55% [Петрушин В.И, Петрушина Н.В. Валеология. С. 118]. Здоровье человека – результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов.

Состояние здоровья подростков – одной из представительных групп молодежи страны, является актуальной проблемой современного общества. Все возрастающие требования к уровню подготовки, обусловленные увеличением потока информации, внедрением инновационных образовательных технологий, приводят к перегрузке старшеклассников. Повышается их психоэмоциональная напряженность, истощаются адаптационные резервы нервной, эндокринной и иммунной систем, возрастает вероятность заболеваний [Кон И.С. Психология ранней юности. C. 155]. Кроме того, экономические трудности, переживаемые страной, повсеместное ухудшение экологической обстановки, крушение социальных устоев не могут не отразиться на образе жизни и состоянии здоровья подрастающего поколения. К этому возрасту молодые люди имеют определенный статус здоровья, который уже сформировался в предыдущие годы [Журавлева И.В. Здоровье подростков: социологический анализ. С. 44].

В структуре  заболеваемости современных подростков преобладают болезни органов дыхания (57,8–72%), у 30% старшеклассников отмечаются значительные отклонения в физическом развитии; наибольший удельный вес по распространенности занимают функциональные заболевания нервной системы [Юдин Б.Г. Здоровье: факт, норма и ценность. С. 54–68].

Содержание  здорового образа жизни учеников старших классов отражает результат распространения индивидуального или группового стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности, закрепленных в виде образцов до уровня традиционного. Организуя свою жизнедеятельность, личность вносит в нее упорядоченность, используя некоторые устойчивые структурные компоненты. Это может быть определенный режим; устойчивой может быть и последовательность форм жизнедеятельности. Эти характеристики здоровьесберегающего поведения устойчивы по отношению к меняющимся, многочисленным воздействиям окружения человека.

С физиологической  точки зрения определяющими здоровья человека являются следующие формулировки.

Здоровье представляет собой гармоничную совокупность структурно-функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих организму оптимальную жизнедеятельность, а также полноценную трудовую жизнедеятельность. Индивидуальное здоровье человека – это гармоническое единство всевозможных обменных процессов в организме, что создает условия для оптимальной жизнедеятельности всех систем и подсистем организма [Адо А.Д. Аллергология. С. 78]. Здоровье – это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни. [Казначеев В.П. Основание формирования программы общей и частной валеологии. С. 75–82]. Разделяют три вида здоровья: физическое, психическое и нравственное (социальное).

Физическое  здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное  здоровье определяется моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.

Состояние здоровья отражается на всех сферах жизни людей. Полнота и интенсивность многообразных  жизнепроявлений человека зависит  от уровня здоровья, его «качественных» характеристик, которые определяют образ и стиль жизни человека: уровень социальной, экономической и трудовой активности, степень миграционной подвижности людей, приобщение их к современным достижениям культуры, науки, искусства, техники и технологии, характер и способы проведения досуга и отдыха. В то же время здесь проявляется и обратная зависимость: стиль жизни человека, степень и характер его активности в быту, в трудовой деятельности во многом определяют состояние его здоровья. Такая взаимозависимость открывает большие возможности для профилактики и укрепления здоровья.

Здоровье влияет на качество трудовых ресурсов, на производительность общественного труда и тем самым на динамику экономического развития общества. Именно поэтому так важно уделять особое внимание здоровью учащейся молодежи, как будущих специалистов в различных сферах. В условиях перехода к преимущественно интенсивному типу развития производства здоровье наряду с другими качественными характеристиками приобретает роль ведущего фактора экономического роста. Поэтому необходимо развивать потребность в здоровьесберегающем поведении у подростков.

Здоровье человека, как уже отмечалось, более чем на 50%, согласно разным источникам, зависит от его образа. Следовательно, образ жизни оказывает наибольшее влияние на здоровье и подростка и включает в себя основные элементы: рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену и санитарию, закаливание, рациональное питание, культуру сексуального поведения. Однако применительно к учащейся молодежи, можно утверждать, что в соблюдении данного образа жизни, который, несомненно, является «здоровьсберегающим», существует ряд проблем.

Во-первых, подросткам сложно придерживаться режима труда и отдыха. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Во-вторых, учащимся старших классов сложно придерживаться правил рационального питания. У них зачастую нет возможности на полноценные и здоровые приемы пищи. В итоге питание осуществляется «на ходу», и состоит, в основном, из хлебобулочных изделий, шоколада, продуктов с большим количеством углеводов и жиров, практически отсутствуют белки. К тому же вредно принимать пищу только 2 раза в день, но чрезмерными порциями, т.к. это создает большую нагрузку для кровообращения [Формирование здорового образа жизни российских подростков. С. 91–92].

Третьей проблемой  можно выделить крайне низкую двигательную активность подростков. Оптимальный двигательный режим – важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей старшеклассников, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. Однако, здесь тоже существует ряд причин, почему подростки не придерживаются этого правила здоровьесберегающего поведения. Учащиеся старших классов большую часть времени проводят на занятиях в школе, у репетиторов, а это умственная, «сидячая» деятельность. Дома же это в основном пассивный отдых: просмотр телевизора, работа с компьютером, компьютерные игры, или так называемый «Интернет-серфинг»; подготовка уроков, чтение книг. Это все и является показателями низкой двигательной активности.

Информация о работе Факторы формирования здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков