Фольклор как основа создания русского танца

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 18:57, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: Выявить роль фольклора в процессе создания русского народно-сценического танца.
В соответствии с поставленной целью намечено решение следующих конкретных задач:
1. Определить основные понятия, относящиеся к традициям русского народно-сценического танца.
2. Уточнить виды и жанры русского народно-сценического танца.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1: Русский народно-сценический танец: теоретический аспект. 9
1.1 Основные понятия, относящиеся к традициям русского
народно-сценического танца. 9
1.2 Жанры и виды русского народно-сценического танца. 24
Глава 2. Трансформация хореографического фольклора как путь
создания русского народно-сценического танца. 35
2.1 Сценическая интерпретация танцевального фольклора и ее
способы при создании русского народно-сценического танца. 35
2.2 Роль самодеятельного и профессионального искусства
в трансформации хореографического фольклора. 46
Заключение 61
Литература 65

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 1.45 Мб (Скачать файл)

Одновременно обе девушки второй тройки (каждая отдельно), начиная с правой ноги, идут простыми шагами с раскрытыми в сторону руками, сохраняя одинаковое расстояние от юноши, находящегося в центре, и делают небольшой круг. Юноша, находящийся в центре, идет простыми шагами по небольшому кругу против движения часовой стрелки, раскрыв руки в стороны.

4—6-й такты. Обе девушки  быстро кружатся на месте, делая  шаг с левой ноги влево, а  затем приставляя к ней правую. Руки раскрыты в стороны. Юноша делает присядку.

На счет: «раз» (1-я четверть такта) — с небольшого прыжка делает полное приседание, с отделением пяток от пола и полным поворотом; «два» (2-я четверть такта) — «растяжку» (резкое вытягивание ног в стороны, на каблуки).

Одновременно танцующие обоих полукругов продолжают расходиться в стороны.

Повторяется 2-я часть мелодии

1—5-й такты. Обе девушки (2-й тройки), взмахивая руками, точно  крыльями и глядя друг на  друга, выстукивают следующую дробь.

1-й такт.

 На счет: «раз» (1-я четверть  такта) — пристукивают всей ступней  левой ноги; правую, согнутую в  колене, слегка отделяют от пола; «два» (2-я четверть такта) — пристукивают каблуком правой ноги и сейчас же с легким ударом переходят на полупальцы правой ноги.

2-й такт.

На счет: «раз» (1-я четверть такта) — пристукивают правой ногой; левую ногу, согнутую в колене, слегка отделяют от пола; «два» (2-я четверть такта) — пристукивают каблуком левой ноги и одновременно с легким ударом приподнимаются ка полупальцах, приподняв каблук от пола.

Затем движения повторяются с левой ноги, с правой и снова с левой ноги.

Юноша продолжает делать присядку (1—5-й такты).

Одновременно танцующие обеих половин полукруга на 1—5-м тактах возвращаются простыми шагами на свои места.

6-й такт. Танцующие, каждый в отдельности, кружатся вправо, образуя общий круг.

Третья пляска 7-й тройки.

2-я часть мелодии.

1—3-й такты. Оба полукруга  танцующих, меняясь местами, оставляют  в центре переднего плана сцены 7-ю тройку.

Одновременно две девушки 7-й тройки с обеих сторон, на одинаковом расстоянии от юноши, остающегося в центре, кружатся на месте, делая шаг с левой ноги влево и приставляя затем к ней правую ногу. Руки раскрыты в стороны. Одновременно юноша делает 3 раза «присядку с ковырялочкой».

На счет: «раз» (1-я четверть такта) — с небольшого прыжка делает полное приседание; «два» (2-я четверть такта) — поднимаясь на полусогнутую правую ногу, ставит левую согнутую ногу на носок, повернув колено к правой ноге; «и» — ставит прямую левую ногу на каблук, повернув колено в левую сторону.

Правую руку кладет на затылок, голову поворачивает влево.

Движения повторяются с правой, а затем с левой ноги (рис. 7).

                                                                                                           Рис.7

4—6-й такты. Две девушки, повернувшись лицом друг к другу, отбивают дробь, ударяя то каблуком, то подошвой сначала правой ноги, потом левой.

Юноша повторяет еще раз «присядку с ковырялочкой» с правой, а затем с левой ноги. Одновременно танцующие обоих полукругов продолжают расходиться в противоположные стороны, меняясь местами.

Повторяется 2-я часть мелодии.

1—3-й такты. Оба полукруга  танцующих идут обратно на  свои места.

Одновременно две девушки 7-й тройки, прихлопывая в ладоши, идут в глубину сцены.

Девушка, стоящая слева, повернувшись левым плечом , делает шаг левой ногой, приставляя к ней на полупальцах правую ногу. Вторая девушка, повернувшись правым плечом, делает шаг правой ногой, приставляя к ней левую.

Обе девушки повторяют свои движения три раза. Юноша исполняет «ползунок».

Затакт

На счет: «и» — с небольшого прыжка делает полное приседание, колени и носки обращены вперед; «раз» (1-я четверть такта) — не вставая с присядки, с легкого подскока на левой ноге вытягивает правую ногу наискось влево. Голову поворачивает также влево, а руки отводят вправо (рис. 8); «два» (2-я четверть такта) — на полном приседании перескакивает на полупальцы правой ноги, вытягивая одновременно левую ногу наискось вправо. Голову поворачивает вправо,- а руки отводит влево.                      Рис.8

4—5-й такты. Тем же движением  девушки 7-й тройки возвращаются  обратно, повторяя его с другой  ноги, и продвигаются вперед на  свои места, прихлопывая в ладоши, Юноша продолжает делать «ползунок». В то же время оба полукруга  танцующих возвращаются на свои  места.

6-й такт. Танцующие, каждый  в отдельности, положив руки на  пояс, кружатся вправо, образуя общий  круг.

Четвертая пляска 5-й тройки.

2-я часть мелодии.

1—6-й такты. Оба полукруга  танцующих, меняясь местами, оставляют  в середине переднего плана  сцены 5-ю тройку.

Одновременно две девушки 5-й тройки, разойдясь в разные стороны и глядя друг на друга, выстукивают следующую дробь.

На счет: «раз» (1-я четверть такта) — делают небольшой подскок на левой ноге, поставив правую ногу на каблук и тут же опустив ее на всю ступню; «два» (2-я четверть такта) — делают подскок на правой ноге, поставив левую ногу на каблук и тут же опустив ее на всю ступню, В следующем такте движение опять повторяется с левой, а затем с правой ноги.

Руки то скрещиваются на груди, то разводятся в стороны.

Юноша в центре, между двумя девушками, делает в продолжение 6-го такта следующие движения.

На счет: «раз» (1-я четверть первого такта) — делает подскок на левой ноге: одновременно повертывает правую ногу влево, согнув ее в колене и подняв горизонтально вверх; «два» (2-я четверть такта) — хлопок левой рукой по голенищу правого сапога;  «и» — хлопок правой рукой по голенищу правого сапога . (рис. 9).

На счет: «раз» (1-я четверть второго такта) — делает подскок на левой ноге; одновременно, не опуская правого колена, повертывает ногу вправо;  «два» (2-я четверть такта)—два хлопка обеими руками по голенищу правого сапога (рис. 10).                                                                           Рис. 9     Рис.10

Повторяется 2-я часть мелодии.

1-5-й такты. Две девушки, соединив правые руки и образуя  «воротца», обходят по кругу «русским  переменным шагом» по движению  часовой стрелки крутящеюся, как волчок, юношу. Левые руки вытянуты в стороны.

На счет: «раз» (восьмая такта) — юноша опускает пятку правой ноги;  «и» (восьмая такта) — немного отставляет левую ногу назад на носок;  «два», «и»— движение повторяется.

Это движение юноша исполняет на полуприседании, поворачиваясь, все время вправо (рис, 11).

Одновременно танцующие каждого полукруга, не возвращаясь обратно, продолжают идти по противоположной стороне сцены.

1—5-й такты. Танцующие (каждый  в отдельности) кружатся вправо  и образуют общий круг, разделившись  по тройкам, как в начале пляски.                                                                         Рис.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Фольклор как основа создания русского танца