Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 18:57, дипломная работа
Цель исследования: Выявить роль фольклора в процессе создания русского народно-сценического танца.
В соответствии с поставленной целью намечено решение следующих конкретных задач:
1. Определить основные понятия, относящиеся к традициям русского народно-сценического танца.
2. Уточнить виды и жанры русского народно-сценического танца.
Введение 4
Глава 1: Русский народно-сценический танец: теоретический аспект. 9
1.1 Основные понятия, относящиеся к традициям русского
народно-сценического танца. 9
1.2 Жанры и виды русского народно-сценического танца. 24
Глава 2. Трансформация хореографического фольклора как путь
создания русского народно-сценического танца. 35
2.1 Сценическая интерпретация танцевального фольклора и ее
способы при создании русского народно-сценического танца. 35
2.2 Роль самодеятельного и профессионального искусства
в трансформации хореографического фольклора. 46
Заключение 61
Литература 65
4—5-й такты. Начиная с правой ноги, все делают по кругу 7 мелких шагов (на каждую восьмую такта — шаг); на последнюю восьмую — остановка (пауза)
6-й такт.
На счет: «раз» (1-я четверть такта) — танцующие с правой стороны (7-я, 6-я и 5-я тройки) делают полуповорот на левой ноге влево; танцующие с левой стороны (1-я, 2-я, 3-я и 4-я тройки) делают полный поворот влево. Правая нога, согнутая в колене, немного приподнимается; «два» (2-я четверть такта) — после поворота все ударяют ногой об пол.
5. Первая пляска 4-й тройки.
2-я часть мелодии.
1— 6-й такты. Танцующие
разрывают круг на заднем и
переднем плане сцены и
Одновременно танцующие обоих полукругов, отступая назад простыми шагами, меняются местами. Танцующие с правой стороны, начиная с 7-й тройки (в глубине сцены), затем 6-я а 5-я (у правой передней кулисы) идут по полукругу в левую сторону.
Танцующие с левой стороны: 1-я тройка, затем 2-я и 3-я (у левой передней кулисы) — переходят на правую сторону.
Правый полукруг танцующих начинает движение с левой ноги и так же возвращается обратно, держа правую руку на поясе, а левую положив на левое плечо впереди идущего.
Танцующие слева начинают движение с правой ноги и так же возвращаются обратно, держа левую руку на поясе, а правую положив на правое плечо впереди идущего.
Повторяется 2-я часть мелодии.
1—5-й такты. Танцующие обоих полукругов возвращаются простыми шагами на свои места, не меняя положения рук.
Одновременно 4-я тропка танцующих продолжает пляску на переднем плане сцены (рис. 4).
Рис. 4
6-й такт. Танцующие с правой стороны сцены делают полуповорот влево, танцующие слева — полный поворот также влево.
Руки у всех — на поясе.
Все танцующие вместе с 4-й тройкой соединяются в один общий круг, становясь в затылок друг другу.
6. Общий круг
(исполняется второй раз)
1-я часть мелодии
1—6-й такты. Танцующие идут по кругу в затылок друг другу, держа руки на поясе и выстукивая «третью дробь».
На счет: «раз» (1-я четверть такта) — два удара правой ногой; 6 «два» (2-я четверть такта) — притоп левой ногой.
Повторяется 1-я часть мелодии
1—3-й такты. Все продолжают продвигаться вперед по общему кругу, выстукивая «третью дробь»,
4—5-й такты. Танцующие делают 7 мелких шагов (на каждую восьмую такта — шаг); на последнюю восьмую — остановка (пауза),
6-й такт.
На счет: «раз» (1-я четверть такта) — правый полукруг танцующих (5-я, 4-я и 3-я тройки) делает полуповорот на левой ноге влево — правая нога, согнутая в колене, приподнимается, — а левый полукруг танцующих (6-я, 7-я, 1-я и 2-я тройки) делает полный поворот влево; «два» (2-я четверть такта) — все ударяют правой ногой об пол.
7. Вторая пляска 2-й тройки.
2-я часть мелодии
1—6-й такты.Танцующие разрывают круг на заднем и переднем плане и образуют два полукруга, оставляя в центре 2-ю тройку, которая пляшет, показывая свои лучшие «колена».
Одновременно танцующие соединяют руки над головой.
Каждый танцующий берет правой рукой за левую руку впереди идущего. Корпус все держат прямо.
Танцующие меняются местами: правый полукруг (5-я, 4-я и 3-я тройки) переходит на левую сторону, а левый (6-я, 7-я и 1-я тройки), продвигаясь сзади правого полукруга, — на правую сторону. Отступая назад простыми шагами, танцующие правого полукруга начинают шаг с левой ноги, а левого полукруга — с правой.
Повторяется 2-я часть мелодии.
1—5-й такты. Оба полукруга
танцующих возвращаются на
6-й такт. Все танцующие кружатся и соединяются в один общий круг вместе со 2-й тройкой. Руки — у всех на поясе.
8. Общий круг.
(исполняется третий раз)
Проигрывается 2 раза 1-я часть мелодии (12 тактов)
1—11-й такты. Танцующие
идут по кругу друг за другом,
держа руки на поясе и
На счет: «раз» (1-я четверть такта) — ставят правую ногу на каблук; «и» — подошвой правой ноги ударяют об пол; «два» (2-я четверть такта) — подставляют к ней левую ногу;
12-й такт.
На счет: «раз» (1-я четверть
такта)— правый полукруг
танцующих (4-я, 5-я, 6-я и 7-я тройки) делает полный поворот влево,
9. Третья пляска 7-й тройки.
Проигрывается 2 раза 2-я часть мелодии (12 тактов)
Танцующие разрывают круг на заднем и переднем планах сцены и образуют два полукруга, оставляя в центре переднего плана 7-ю тройку, которая показывает свое мастерство (рис. 7 и 8).
Одновременно 3-я, 2-я и 1-я тройки в правом полукруге и 4-я, 5-я и 6-я тройки в левом полукруге также меняются местами и возвращаются обратно, как во время пляски 4-й тройки. На последнем такте все вместе кружатся простыми шагами вправо, образуя круг.
10. Общий круг.
(исполняется четвертый раз)
1-я часть мелодии.
1—6-й такты. Танцующие
идут в затылок друг другу
по кругу против движения
На 6-й такт делают поворот влево, как в предыдущем построении на полукруге. Руки опущены вниз.
Повторяется 1-я часть мелодии
1—3-й такты. Все продолжают идти по общему кругу, выстукивая «пятую дробь».
4—5-й такты. Делают 7 мелких шагов (на каждую восьмую такта— шаг), постепенно усиливая удары ногами; на последнюю восьмую — остановка (пауза).
6-й такт.
На счет: «раз» (1-я четверть такта)— танцующие справа от средней линии сцены делают полуповорот на левой ноге влево, а танцующие слева—полный поворот влево; «два)» (2-я четверть такта) — ударяют правой ногой об пол.
11.Четвертая пляска 5-й тройки.
2-й часть мелодии
1—б-й такты. Танцующие
разрывают круг на заднем и
переднем плане сцены и
Танцующие обоих полукругов меняются местами; правый полукруг (1-я, 7-я и 6-я тройки) переходит на левую сторону, а левый (2-я, 3-я и 4-я тройки) —на правую сторону, сзади правого полукруга. Отступая назад простыми шагами, танцующие правого полукруга движутся с левой ноги, а левого полукруга — с правой.
Повторяется 2-я часть мелодии.
1—5-й такты. Оба полукруга
танцующих не возвращаются
6-й такт. Все танцующие снова по тройкам замыкают круг, как в начале пляски. Девушки становятся парами, правым плечом к центру круга, на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Юноши лицом к девушкам (рис. 1)
12.Круг по тройкам.
Проигрывается 2 раза 1-я часть мелодии (12 тактов).
Каждая девушка, стоящая во внутреннем круге, кладет левую руку на плечо девушки, находящейся во внешнем круге, а правую руку себе на пояс. Девушки, стоящие во внешнем круге, наоборот, кладут правые руки на плечи девушек, стоящих во внутреннем круге, а левые — на пояс.
Отступая назад, идут простым шагом по кругу, начиная с правой ноги, против движения часовой стрелки.
В конце последнего такта, разъединив руки, они делают поворот друг от друга и оказываются лицом по движению круга танцующих.
Одновременно юноши идут лицом к девушкам своей тройки, выделывая перед ними разные «колена».
Проигрывается 2 раза 2-я часть мелодии (12 тактов).
Девушки продолжают двигаться по кругу в том же направлении, держа слегка согнутые в локтях руки впереди и покачивая ими в ритм музыки.
На последнем такте девушки делают полуповорот друг от друга и берутся за руки. У девушек, стоящих во внутреннем круге, левые руки лежат на поясе, а у девушек, образующих внешний круг, правые руки раскрыты в сторону. Одновременно юноши продолжают выделывать разные «колена».
Проигрывается 2 раза 1-я часть мелодии (12 тактов).
Девушки стремительно бегут по кругу на полупальцах «русским переменным шагом» (правой, левой и снова правой ногой), не меняя направления, т. е. против движения часовой стрелки, и соединенными руками образуют «воротца». На последнем такте подбегают к юноше своей тройки. Одновременно юноши, стоя лицом к девушкам, не сходя с места, делают «присядку» в «воротцах» проходящих пар.
На счет: «раз» (1-я четверть такта) — с небольшого прыжка низко приседают, положив руки на пояс; «два» (2-я четверть такта) — делают прыжок вверх, резко вытянув правую ногу вперед, а левую одновременно назад.
Опустившись на «присядку», юноши затем стремительно, как мяч, подскакивают вверх, резко вытянув одну ногу вперед, другую назад (рис. 5),
На последнем такте поднимаются
и поворачиваются лицом по движению пляски.
Проигрывается 2 раза 2-я часть мелодии (12 тактов).
Танцующие «пятой дробью» идут по кругу в правую сторону.
1—2-й такты. Девушки, положив обе руки на пояс, бегут по кругу, пристукивая каблучками на каждый шаг, начиная с левой ноги (на каждые два такта — четыре шага).
Юноши, отступив от девушек своей тройки на полшага, раскрывают руки в стороны и бегут по кругу, постукивая каблуками (на каждые два такта — четыре шага).
3-й такт. Все танцующие делают полный поворот вправо.
На счет: «раз» (1-я четверть такта) — одновременно шаг правой ногой вперед, вправо (полуповорот); «два» (2-я четверть такта) — шаг левой ногой вправо (еще полповорота).
4— 6-й и 1— 6-й такты. Повторив еще три раза эти движения, танцующие обегают таким образом весь круг.
13.Уход
Проигрывается 2 раза 1-я частьмелодии (12 тактов).
Начавшая пляску 4-я тройка, дойдя до середины переднего плана сцены, разрывает круг и, продолжая то же движение (4 шага с поворотом), уводит тройку за тройкой в правую сторону (рис. 6).
За последней тройкой, продолжая играть, уходят музыканты,
ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ К ПЛЯСКАМ 4-й, 2-й, 7-й
и 5-й ТРОЕК.
Первая пляска 4-й тройки.
2-я часть мелодии
1—3-й такты. Оба полукруга танцующих, меняясь местами, оставляют в центре переднего плана 4-ю тройку. Одновременно танцующие 4-й тройки идут гуськом друг за другом (девушка, юноша, девушка), делая кружок в центре. Все трое выстукивают «мелкую дробь».
На счет: «раз» — делают небольшой шаг правой ногой вперед, ударяя об пол сначала каблуком, затем подошвой правой ноги, слегка согнутой в колене; «и» — делают небольшой шаг левой ногой вперед, ударяя об пол сначала каблуком, затем подошвой левой ноги, слегка согнутой в колене; «два», «и» — повторяют движения на счет «раз», «и».
4—6-й такты. Оба полукруга
танцующих продолжают
Повторяется 2-я часть мелодии.
1—5-й такты. Две девушки становятся лицом друг к другу и, положив руки на пояс, выстукивают «двойную дробь».
На счет: «раз» (1-я четверть такта) — пристукивают правой, левой и снова правой ногой; «два» (2-я четверть такта) — пристукивают левой, правой и снова левой ногой.
Одновременно юноша делает присядку.
На счет: «раз» (1-я четверть такта) — юноша с небольшого прыжка низко приседает, подняв пятки; оба колена отведены в левую сторону; «два» (2-я четверть такта)—поднимаясь, ставит правую ногу вправо на каблук, а левую, повернув колено вправо, — оставляет на полупальцах. Правую руку сгибает на уровне груди, корпус и голову поворачивает в правую сторону.
Присядка исполняется до конца 5-го такта (см. рис. 4).
Одновременно танцующие обоих полукругов простыми шагами возвращаются на свои места.
6-й такт. Обе девушки
и юноша кружатся вправо
Вторая пляска 2-й тройки.
2-я часть мелодии.
1—3-й такты. Оба полукруга танцующих, меняясь местами, оставляют в середине переднего плана сцены 2-ю тройку.
Информация о работе Фольклор как основа создания русского танца