Фольклор как основа создания русского танца

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 18:57, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: Выявить роль фольклора в процессе создания русского народно-сценического танца.
В соответствии с поставленной целью намечено решение следующих конкретных задач:
1. Определить основные понятия, относящиеся к традициям русского народно-сценического танца.
2. Уточнить виды и жанры русского народно-сценического танца.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1: Русский народно-сценический танец: теоретический аспект. 9
1.1 Основные понятия, относящиеся к традициям русского
народно-сценического танца. 9
1.2 Жанры и виды русского народно-сценического танца. 24
Глава 2. Трансформация хореографического фольклора как путь
создания русского народно-сценического танца. 35
2.1 Сценическая интерпретация танцевального фольклора и ее
способы при создании русского народно-сценического танца. 35
2.2 Роль самодеятельного и профессионального искусства
в трансформации хореографического фольклора. 46
Заключение 61
Литература 65

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 1.45 Мб (Скачать файл)

4—5-й такты. Начиная с  правой ноги, все делают по  кругу 7 мелких шагов (на каждую  восьмую такта — шаг); на последнюю  восьмую — остановка (пауза)

6-й такт.

 На счет: «раз» (1-я четверть  такта) — танцующие с правой  стороны (7-я, 6-я и  5-я тройки) делают  полуповорот на левой ноге  влево; танцующие с левой стороны (1-я, 2-я, 3-я и 4-я тройки) делают  полный поворот влево. Правая  нога, согнутая в колене, немного  приподнимается; «два» (2-я четверть  такта) — после поворота все  ударяют ногой об пол.

5. Первая пляска 4-й тройки.

2-я часть мелодии.

1— 6-й такты. Танцующие  разрывают круг на заднем и  переднем плане сцены и образуют  два полукруга, оставляя в середине  переднего плана 4-ю тройку, которая  показывает свое мастерство, исполняя  русскую пляску.

Одновременно танцующие обоих полукругов, отступая  назад простыми шагами, меняются местами. Танцующие с правой стороны, начиная с 7-й тройки (в глубине сцены), затем 6-я а 5-я (у правой передней кулисы) идут по полукругу в левую сторону.

Танцующие с левой стороны: 1-я тройка, затем 2-я и 3-я (у левой передней кулисы) — переходят на правую сторону.

Правый полукруг танцующих начинает движение с левой ноги и так же возвращается обратно, держа правую руку на поясе, а левую положив на левое плечо впереди идущего.

Танцующие слева начинают движение с правой ноги и так же возвращаются обратно, держа левую руку на поясе, а правую положив на правое плечо впереди идущего.

Повторяется 2-я часть мелодии.

1—5-й такты. Танцующие  обоих полукругов возвращаются  простыми шагами на свои места, не меняя положения рук.

Одновременно 4-я тропка танцующих продолжает пляску на переднем плане сцены (рис. 4).

Рис. 4

6-й такт. Танцующие с  правой стороны сцены делают  полуповорот влево, танцующие слева  — полный поворот также влево.

Руки у всех — на поясе.

Все танцующие вместе с 4-й тройкой соединяются в один общий круг, становясь в затылок друг другу.

6. Общий круг

(исполняется второй раз)

1-я часть мелодии

1—6-й такты. Танцующие  идут по кругу в затылок  друг другу, держа руки на поясе  и выстукивая «третью дробь».

 На счет: «раз» (1-я четверть  такта) — два удара правой ногой; 6 «два» (2-я четверть такта) — притоп  левой ногой.

Повторяется 1-я часть мелодии

1—3-й такты. Все продолжают  продвигаться вперед по общему  кругу, выстукивая «третью дробь»,

4—5-й такты. Танцующие делают 7 мелких шагов (на каждую восьмую такта — шаг); на последнюю восьмую — остановка (пауза),

6-й такт.

На счет: «раз» (1-я четверть такта) — правый полукруг танцующих (5-я, 4-я и   3-я тройки) делает полуповорот на левой ноге влево — правая нога, согнутая в колене, приподнимается, — а левый полукруг танцующих (6-я, 7-я, 1-я и   2-я тройки) делает полный поворот влево; «два» (2-я четверть такта) — все ударяют правой ногой об пол.

7. Вторая пляска 2-й тройки.

2-я часть мелодии

1—6-й такты.Танцующие разрывают круг на заднем и переднем плане и образуют  два полукруга, оставляя в центре 2-ю тройку, которая пляшет, показывая свои лучшие  «колена».

Одновременно танцующие соединяют руки над головой.

Каждый танцующий берет правой рукой за левую руку впереди идущего. Корпус все держат прямо.

Танцующие меняются местами: правый полукруг (5-я, 4-я и 3-я тройки) переходит на левую сторону, а левый (6-я, 7-я и 1-я тройки), продвигаясь сзади правого полукруга, — на правую сторону. Отступая назад простыми шагами, танцующие правого полукруга начинают шаг с левой ноги, а левого полукруга — с правой.

Повторяется 2-я часть мелодии.

1—5-й такты. Оба полукруга  танцующих возвращаются на свои  места. Одновременно 2-я тройка продолжает  пляску на переднем плане сцены.

6-й такт. Все танцующие  кружатся и соединяются в один  общий круг вместе со 2-й тройкой. Руки — у всех на поясе.

8. Общий круг.

(исполняется третий раз)

Проигрывается 2 раза 1-я часть мелодии (12 тактов)

1—11-й такты. Танцующие  идут по кругу друг за другом, держа руки на поясе и выстукивая  «четвертую дробь».

На счет: «раз» (1-я четверть такта) —  ставят правую ногу на каблук; «и» — подошвой правой ноги ударяют об пол; «два» (2-я четверть такта) — подставляют к ней левую ногу;

12-й такт.

 На счет: «раз» (1-я четверть  такта)— правый полукруг танцующих (3-я, 2-я и 1-я тройки) делает полуповорот  на левой ноге влево. Левый  полукруг

 танцующих (4-я, 5-я, 6-я и 7-я тройки) делает полный поворот влево,

9. Третья пляска 7-й тройки.

Проигрывается 2 раза 2-я часть мелодии (12 тактов)

Танцующие разрывают круг на заднем и переднем планах сцены и образуют два полукруга, оставляя в центре переднего плана 7-ю тройку, которая показывает свое мастерство (рис. 7 и 8).

Одновременно 3-я, 2-я и 1-я тройки в правом полукруге и 4-я, 5-я и 6-я тройки в левом полукруге также меняются местами и возвращаются обратно, как во время пляски 4-й тройки. На последнем такте все вместе кружатся простыми шагами вправо, образуя круг.

10. Общий круг.

(исполняется четвертый  раз)

1-я часть мелодии.

1—6-й такты. Танцующие  идут в затылок друг другу  по кругу против движения часовой  стрелки, выстукивая «пятую дробь», поочередно делая небольшой шаг я а каждую восьмую такта попеременно то правой, то левой ногой.

На 6-й такт делают поворот влево, как в предыдущем построении на полукруге. Руки опущены вниз.

Повторяется 1-я часть мелодии

1—3-й такты. Все продолжают  идти по общему кругу, выстукивая  «пятую дробь».

4—5-й такты. Делают 7 мелких  шагов (на каждую восьмую такта—  шаг), постепенно усиливая удары ногами; на последнюю восьмую — остановка (пауза).

6-й такт.

 На счет: «раз» (1-я четверть такта)— танцующие справа от средней линии сцены делают полуповорот на левой ноге влево, а танцующие слева—полный поворот влево; «два)» (2-я четверть такта) — ударяют правой ногой об пол.

11.Четвертая пляска 5-й тройки.

2-й часть мелодии

1—б-й такты. Танцующие  разрывают круг на заднем и  переднем плане сцены и образуют  большой полукруг, оставляя в  центре 5-ю тройку, которая, соревнуясь  с остальными тройками, показывает  свои лучшие «колена» (рис. 9, 10, 11). Одновременно танцующие обоих  полукругов соединяют руки над  головой: правой рукой каждый: танцующий  берет левую руку впереди идущего. Корпус все держат прямо.

Танцующие обоих полукругов меняются местами; правый полукруг   (1-я, 7-я и 6-я тройки) переходит на левую сторону, а левый (2-я, 3-я и 4-я тройки) —на правую сторону, сзади правого полукруга. Отступая назад простыми шагами, танцующие правого полукруга движутся с левой ноги, а левого полукруга — с правой.

Повторяется 2-я часть мелодии.

1—5-й такты. Оба полукруга  танцующих не возвращаются обратно, как в предыдущих фигурах, а  продолжают идти простыми шагами  по противоположной стороне сцены, образуя общий круг. Одновременно 5-я тройка продолжает свою  пляску.

6-й такт. Все танцующие  снова по тройкам замыкают  круг, как в начале пляски. Девушки  становятся парами, правым плечом  к центру круга, на расстоянии  вытянутой руки друг от друга. Юноши лицом к девушкам (рис. 1)

12.Круг по тройкам.

 Проигрывается 2 раза 1-я  часть мелодии (12 тактов).

Каждая девушка, стоящая во внутреннем круге, кладет левую руку на плечо девушки, находящейся во внешнем круге, а правую руку себе на пояс. Девушки, стоящие во внешнем круге, наоборот, кладут правые руки на плечи девушек, стоящих во внутреннем круге, а левые — на пояс.

Отступая назад, идут простым шагом по кругу, начиная с правой ноги, против движения часовой стрелки.

В конце последнего такта, разъединив руки, они делают поворот друг от друга и оказываются лицом по движению круга танцующих.

Одновременно юноши идут лицом к девушкам своей тройки, выделывая перед ними разные «колена».

Проигрывается 2 раза 2-я часть мелодии (12 тактов).

Девушки продолжают двигаться по кругу в том же направлении, держа слегка согнутые в локтях руки впереди и покачивая ими в ритм музыки.

На последнем такте девушки делают полуповорот друг от друга и берутся за руки. У девушек, стоящих во внутреннем круге, левые руки лежат на поясе, а у девушек, образующих внешний круг, правые руки раскрыты в сторону. Одновременно юноши продолжают выделывать разные «колена».

Проигрывается 2 раза 1-я часть мелодии (12 тактов).

Девушки стремительно бегут по кругу на полупальцах «русским переменным шагом» (правой, левой и снова правой ногой), не меняя направления, т. е. против движения часовой стрелки, и соединенными руками образуют «воротца». На последнем такте подбегают к юноше своей тройки. Одновременно юноши, стоя лицом к девушкам, не сходя с места, делают «присядку» в «воротцах» проходящих пар.

На счет: «раз» (1-я четверть такта) — с небольшого прыжка низко приседают, положив руки на пояс; «два» (2-я четверть такта) — делают прыжок вверх, резко вытянув правую ногу вперед, а левую одновременно назад.

Опустившись на «присядку», юноши затем стремительно, как мяч, подскакивают вверх, резко вытянув одну ногу вперед, другую назад (рис. 5),

На последнем такте поднимаются и поворачиваются лицом по движению пляски.                                          Рис.5

Проигрывается 2 раза 2-я часть мелодии (12 тактов).

Танцующие «пятой дробью» идут по кругу в правую сторону.

1—2-й такты. Девушки, положив  обе руки на пояс, бегут по  кругу, пристукивая каблучками на  каждый шаг, начиная с левой  ноги (на каждые два такта —  четыре шага).

Юноши, отступив от девушек своей тройки на полшага, раскрывают руки в стороны и бегут по кругу, постукивая каблуками (на каждые два такта — четыре шага).

3-й такт. Все танцующие  делают полный поворот вправо.

На счет: «раз» (1-я четверть такта) — одновременно шаг правой ногой вперед, вправо (полуповорот);  «два» (2-я четверть такта) — шаг левой ногой вправо (еще полповорота).

4— 6-й и 1— 6-й такты. Повторив  еще три раза эти движения, танцующие обегают таким образом весь круг.

13.Уход

Проигрывается 2 раза 1-я частьмелодии (12 тактов).

 Начавшая пляску 4-я  тройка, дойдя до середины переднего  плана сцены, разрывает круг и, продолжая то же движение (4 шага  с поворотом), уводит тройку за  тройкой в правую сторону (рис. 6).

                                                                                           Рис. 6

За последней тройкой, продолжая играть, уходят музыканты,

ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ К ПЛЯСКАМ 4-й, 2-й, 7-й

и 5-й ТРОЕК.

 Первая пляска 4-й тройки.

2-я часть мелодии

1—3-й такты. Оба полукруга  танцующих, меняясь местами, оставляют  в центре переднего плана 4-ю  тройку. Одновременно танцующие 4-й  тройки идут гуськом друг за  другом (девушка, юноша, девушка), делая  кружок в центре. Все трое выстукивают  «мелкую дробь».

На счет: «раз» — делают небольшой шаг правой ногой вперед, ударяя об пол сначала каблуком, затем подошвой правой ноги, слегка согнутой в колене;  «и» — делают небольшой шаг левой ногой вперед, ударяя об пол сначала каблуком, затем подошвой левой ноги, слегка согнутой в колене;  «два», «и» — повторяют движения на счет «раз», «и».

4—6-й такты. Оба полукруга  танцующих продолжают расходиться  в стороны, меняясь местами. Одновременно  тройка, продолжая делать «мелкую  дробь», возвращается на середину  переднего плана сцены; обе девушки  становятся по краям, а юноша  в центре.

Повторяется 2-я часть мелодии.

1—5-й такты. Две девушки  становятся лицом друг к другу  и, положив руки на пояс, выстукивают  «двойную дробь».

На счет: «раз» (1-я четверть такта) — пристукивают правой, левой и снова правой ногой;  «два» (2-я четверть такта) — пристукивают левой, правой и снова левой ногой.

Одновременно юноша делает присядку.

На счет: «раз» (1-я четверть такта) — юноша с небольшого прыжка низко приседает, подняв пятки; оба колена отведены в левую сторону; «два» (2-я четверть такта)—поднимаясь, ставит правую ногу вправо на каблук, а левую, повернув колено вправо, — оставляет на полупальцах. Правую руку сгибает на уровне груди, корпус и голову поворачивает в правую сторону.

Присядка исполняется до конца 5-го такта (см. рис. 4).

Одновременно танцующие обоих полукругов простыми шагами возвращаются на свои места.

6-й такт. Обе девушки  и юноша кружатся вправо вместе  со всеми танцующими, присоединяясь  к общему кругу.

Вторая пляска 2-й тройки.

 2-я часть мелодии.

1—3-й такты. Оба полукруга  танцующих, меняясь местами, оставляют  в середине переднего плана  сцены 2-ю тройку.

Информация о работе Фольклор как основа создания русского танца