Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 13:43, дипломная работа
В работе представлено теоретическое обоснование методики формирования коммуникативных умений младших школьников с использованием собственных рисунков детей. Кроме того, в данном пособии описана система работы по использованию собственных рисунков детей для развития речи на примере уроков русского языка в 3 классе (1-4).
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Псковский государственный педагогический университет
им. С.М. Кирова
Михайлова И. М.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ
УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНОСТИ
Учебное пособие
к спецкурсу
Псков 2005
ББК 74.268.1 Рус
М 69
Печатается
по решению кафедры
и редакционно-издательского совета ПГПУ им. С.М.Кирова
Михайлова И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьни-
ков с использованием наглядности – Псков: ПГПУ, 2005, 188 с.
Автор
выражает искреннюю
средней школы № 1 г. Малая Вишера Новгородской области Матвеевой Валентине
Алексеевне и кандидату филологических наук, доценту кафедры методики гумани-
тарного начального образования Кузнецовой Людмиле Константиновне.
В учебном
пособии представлено
формирования коммуникативных умений младших школьников с использова-
нием собственных рисунков детей. Кроме того, в данном пособии описана сис-
тема работы по использованию собственных рисунков детей для развития речи
на примере уроков русского языка в 3 классе (1-4).
Издание,
прежде всего, рассчитано на
студентов факультета
образования.
Пособие
окажет значительную помощь
работы студентов в ходе изучения спецкурса «Формирование коммуникативных
умений учащихся на текстовом и изобразительном материале». Материалы учеб-
ного пособия могут быть использованы студентами и учителями для написания
квалификационных работ, преподавателями в разработке лекционных курсов.
Предлагаемые в пособии разработки могут найти практическое приме-
нение в работе учителей начальных классов, домашних воспитателей.
Рецензенты:
Андреев В.К. кандидат филологических наук, доцент кафедры русского
языка ПГПУ;
Матвеева Н.Н. зав. кафедрой начального обучения МОУ "ЦО "ППК"
ISBN 5–87854–348-6
Характерной
чертой современной школы
вающийся процесс гуманизации образования, ориентированно-
го на личность ребенка, которая формируется прежде всего в ходе
деятельности и общения. Вот почему задача подготовки учащих-
ся к полноценному общению в устной и письменной форме выд-
вигается в настоящее время на первый план.
Реализация
данной задачи предполагает
школьников речевых умений: коммуникативных и некоммуни-
кативных (М.Т. Баранов).
Понятие “коммуникативные умения” (или коммуникатив-
но-речевые) является стержневым в методике обучения связной
речи, поскольку учить ребенка связно говорить/писать - значит
формировать у него определенный комплекс основанных на ре-
чеведческих понятиях умений по созданию высказывания.
Мы вслед за М.Т. Барановым понимаем под коммуникатив-
ными умениями те, которые направлены на создание текста, а под
некоммуникативными - нацеленные на понимание чужих текстов.
К сожалению, практика показывает, что далеко не все выпуск-
ники общеобразовательных школ и других средних учебных заведе-
ний умеют четко и логично излагать свои мысли, композиционно
оформлять свою речь, адекватно воспринимать и анализировать чу-
жие высказывания. На наш взгляд, существует ряд причин низкого
уровня владения школьниками коммуникативными умениями.
Во-первых,
работе по формированию
умений уделяется
о чем свидетельствуют проведенный анализ программ и учебни-
ков по русскому языку для начальной школы и современные эк-
спериментальные исследования речи школьников.
Между тем
еще в период становления
чального обучения русскому языку К.Д. Ушинский отмечал, что
“учение детей отечественному языку имеет три цели” и первая
цель - это “развивать в детях ту врожденную душевную способ-
ность, которую называют даром слова”* .
* Хрестоматия по методике
русского языка: Организация
русскому языку: Пособие для учителя / Авт.-сост. Б.Т. Панов, Л.Я. Яковлева. - М.,
1991. - С. 87.
В 60-70-е
годы нашего столетия в
но разрабатывался коммуникативный подход к обучению языку (В.А.
Добромыслов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и другие). Т.А. Лады-
женской были вычленены основные коммуникативные умения: соот-
носить высказывание с темой и раскрывать его основную мысль,
связно и последовательно излагать речевое произведение, уместно
использовать в высказывании языковые средства и правильно ком-
позиционно его оформлять. Однако до сих пор коммуникативный под-
ход к обучению родному языку должным образом не реализуется.
Во-вторых, не в полной мере учитываются возрастные осо-
бенности младшего школьника, который, как правило, мыслит
конкретно и не всегда устанавливает внутреннюю взаимосвязь
между словом и образом (Л.В. Занков, Н.Я. Мещерякова, З.С.
Смелкова и др.), между конкретным и абстрактным мышлени-
ем. Несоответствие между сферой образного и логического у
младших школьников отрицательно сказывается на уровне их
речевого развития: учащиеся не могут в полном объеме выска-
зать свои впечатления, не умеют словесно оформить возникаю-
щие в их внутреннем мире образы и представления, неадекватно
интерпретируют воспринятый текст. На наш взгляд, данный факт
объясняется недооценкой в начальной школе развития сферы
образного, эмоционального, чему в первую очередь способству-
ет использование
средств изобразительной
с тем методические возможности изобразительных средств обу-
чения для формирования коммуникативных умений реализуют-
ся в начальной школе недостаточно, в частности возможности
собственного рисунка, созданного младшим школьником к тексту.
Безусловно, использование изобразительной наглядности
особенно важно на начальном этапе формирования коммуника-
тивных умений, поскольку позволяет апеллировать непосред-
ственно к понятийно-смысловому уровню сознания, обеспечи-
вает единство конкретного и абстрактного, сочетание словесно-
го и изобразительного материала, создание благоприятных ус-
ловий для речевых ситуаций, стимулирующих речевую актив-
ность учащихся.
Важными
для решения проблемы
кативных умений учащихся являются исследования, проведенные на
материале разнообразных средств наглядности (Г.Г. Городилова, Л.М.
Зельманова, З.И. Курцева, Л.П. Прессман, Т.М. Фалина и др.).
В ряде
научных работ представлены
ких изысканий, связанных с отдельными видами средств обучения
(В.Ю. Выборнова, Г.Б. Вершинина, Т.Н. Волкова, И.Ю. Кудина, М.Е.
Львова, Н.Я. Мещерякова, Г.А. Мурзо, Л.А. Ходякова и др.).
Опираясь
на мысли, высказанные
методистами (А.Д. Алферов, К.Б. Бархин, Л.С. Выготский, В.А.
Добромыслов, Л.В. Занков, В.С. Мухина, Л.Н. Толстой, М.А. Рыб-
никова, К.Д. Ушинский и др.),
о необходимости сочетания
(Л.М. Зельманова) и изобразительной наглядности считаем, что соб-
ственный рисунок внесет в учебный процесс разнообразие и занима-
тельность, повысит интерес учащихся к изучению русского языка,
создаст на уроке эффект новизны, организует новую речевую ситуа-
цию на уроке русского языка, и тем самым мотивирует младших
школьников на составление речевого произведения, активизирует
использование учащимися
начальной школы образно-
средств языка, эмоционально-оценочной лексики в высказываниях.
В данном пособии представлена система работы по использо-
ванию, наряду с текстом, собственного рисунка как средства обуче-
ния, направленного на формирование коммуникативных умений уча-
щихся начальных классов.
ЧАСТЬ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ
УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Глава 1.1. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ
УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Теоретическую основу обучения связной речи составляют
лингвистические дисциплины, предметом изучения которых яв-
ляется речь. К ним относятся лингвистика текста и стилистика.
Понятие «коммуникативные умения» является центральным в
методике обучения связной речи, поэтому лингвистика текста и
стилистика – это базовые лингвистические дисциплины, кото-
рые являются теоретической основой формирования коммуни-
кативных умений школьников.
РАЗДЕЛ 1.1.1. Текст – центральное понятие методики
развития связной речи
Лингвистика текста – основа обучения связной речи
младших школьников
Коммуникативные умения формируются на основе текста
и в процессе его создания. Вместе с тем текст является предме-
том изучения лингвистических дисциплин, поэтому можно сде-
лать вывод: лингвистической базой формирования коммуникатив-
ных умений является учение о тексте.
Текст изучается такой языковедческой наукой, как линг-
вистика текста (в дальнейшем ЛТ) – дисциплина, которая ставит
своей задачей выявление общих закономерностей, касающихся
текста в целом. При этом текст понимается как языковая едини-
ца. Однако текст расценивается и как единица речи. Так, З.Я.
Тураева дает ЛТ следующее определение: «ЛТ – это наука о сущ-
ности и организации предпосылок и условий человеческой ком-
муникации» (12.1).
ЛТ – сравнительно молодая научная дисциплина, и ее терми-
нология в полной мере еще не установилась, поэтому в литературе
можно встретить различные термины, определяющие данную дис-
циплину: ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА, ТЕОРИЯ ТЕКСТА, СИН-
ТАКСИС ТЕКСТА, ТЕКСТУАЛЬ НАЯ ЛИНГВИСТИКА,
СИНТАКСИС СЛОЖНОГО СИНТАКСИЧЕСКОГО ЦЕЛО-
ГО, КОММУНИКАТИВНЫЙ СИНТАКСИС и др. В данной
работе мы будем пользоваться термином «лингвистика текста».
Проследим историю становления ЛТ. Предпосылки развития
ЛТ возникли еще в начале XX века. Вследствие этого стали разви-
ваться ответвления
ционным и теоретико-коммуникативным подходом к трактовке язы-
ка, что и послужило толчком к выдвижению Ф. де Соссюром идеи о
трояком аспекте языковых явлений, выступающих не только в каче-
стве конституентов системы языка, но и играющих существенную
роль в формировании речи. В связи с этим, по свидетельству А. Сеше,
де Соссюр говорил о
необходимости дополнить
лингвистикой речи.
В русской науке о языке 20 – 40-х годов XX века были пред-
приняты две попытки решения и осмысления проблемы различе-
ния языка и речи. Одна была осуществлена Л.В. Щербой, другая –
А.И. Смирницким, который пытался заменить троичное деление
де Соссюра (язык, речь и речевая деятельность) и Л.В. Щербы (ре-
чевая деятельность, языковая система и языковой материал) своим
делением – речь, язык и «сверхъязыковой остаток».
Становление ЛТ как особой лингвистической дисциплины,
по мнению О.И. Москальской, началось с того момента, когда
понятие «текст» стало собственно лингвистическим, то есть было
включено в номенклатуру единиц языка и речи, получив необхо-
димое структурное описание, став объектом лингвистического
исследования. Так, еще в 1947 году А.И. Белич в своей статье,
посвященной классификации лингвистических дисциплин, пишет
о том, что в грамматическом представлении фактов языка сле-
дует отвести отдельное место целой цепи предложений, соеди-
ненных общностью значения и представляющих известное син-
таксико-семантическое целое.