Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 13:43, дипломная работа

Описание работы

В работе представлено теоретическое обоснование методики формирования коммуникативных умений младших школьников с использованием собственных рисунков детей. Кроме того, в данном пособии описана система работы по использованию собственных рисунков детей для развития речи на примере уроков русского языка в 3 классе (1-4).

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 236.39 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

              РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Псковский государственный  педагогический университет

                  им. С.М. Кирова

 

 

 

 

               Михайлова И. М.

 

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ

  УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНОСТИ

 

 

                Учебное пособие

                   к спецкурсу

 

 

 

 

                     Псков 2005

 

 

ББК 74.268.1 Рус

    М 69

 

       Печатается  по решению кафедры гуманитарного  начального образования

и редакционно-издательского  совета ПГПУ им. С.М.Кирова

 

Михайлова И.М. Формирование коммуникативных умений младших  школьни-

ков с использованием наглядности  – Псков: ПГПУ, 2005, 188 с.

 

       Автор  выражает искреннюю благодарность  учителю начальных классов

средней школы № 1 г. Малая  Вишера Новгородской области Матвеевой  Валентине

Алексеевне и кандидату  филологических наук, доценту кафедры  методики гумани-

тарного начального образования  Кузнецовой Людмиле Константиновне.

 

       В учебном  пособии представлено теоретическое  обоснование методики

формирования коммуникативных  умений младших школьников с использова-

нием собственных рисунков детей. Кроме того, в данном пособии  описана сис-

тема работы по использованию  собственных рисунков детей для  развития речи

на примере уроков русского языка в 3 классе (1-4).

       Издание,  прежде всего, рассчитано на  студентов факультета начального

образования.

       Пособие  окажет значительную помощь преподавателям  для организации

работы студентов в  ходе изучения спецкурса «Формирование  коммуникативных

умений учащихся на текстовом  и изобразительном материале». Материалы  учеб-

ного пособия могут  быть использованы студентами и учителями  для написания

квалификационных работ, преподавателями в разработке лекционных курсов.

       Предлагаемые  в пособии разработки могут  найти практическое приме-

нение в работе учителей начальных  классов, домашних воспитателей.

 

      Рецензенты:

      Андреев  В.К. кандидат филологических  наук, доцент кафедры русского

языка ПГПУ;

      Матвеева  Н.Н. зав. кафедрой начального  обучения МОУ "ЦО "ППК"

 

 

ISBN 5–87854–348-6                         © Михайлова С.М., 2005

                                           © Псковский государственный

                                           педагогический университет

                                           им. С.М. Кирова

                                           (ПГПУ им. С.М.Кирова), 2005

                                                                          2

 

 

                                ОТ АВТОРА

 

      Характерной  чертой современной школы является  усили-

вающийся процесс гуманизации  образования, ориентированно-

го на личность ребенка, которая  формируется прежде всего в ходе

деятельности и общения. Вот почему задача подготовки учащих-

ся к полноценному общению  в устной и письменной форме выд-

вигается в настоящее  время на первый план.

      Реализация  данной задачи предполагает формирование  у

школьников речевых умений: коммуникативных и некоммуни-

кативных (М.Т. Баранов).

      Понятие  “коммуникативные умения” (или  коммуникатив-

но-речевые) является стержневым в методике обучения связной

речи, поскольку учить  ребенка связно говорить/писать - значит

формировать у него определенный комплекс основанных на ре-

чеведческих понятиях умений по созданию высказывания.

      Мы вслед  за М.Т. Барановым понимаем  под коммуникатив-

ными умениями те, которые  направлены на создание текста, а под

некоммуникативными - нацеленные на понимание чужих текстов.

      К сожалению,  практика показывает, что далеко  не все выпуск-

ники общеобразовательных  школ и других средних учебных  заведе-

ний умеют четко и логично  излагать свои мысли, композиционно

оформлять свою речь, адекватно  воспринимать и анализировать чу-

жие высказывания. На наш  взгляд, существует ряд причин низкого

уровня владения школьниками  коммуникативными умениями.

      Во-первых, работе по формированию коммуникативных

умений уделяется недостаточное  внимание в начальной школе,

о чем свидетельствуют  проведенный анализ программ и учебни-

ков по русскому языку для  начальной школы и современные  эк-

спериментальные исследования речи школьников.

      Между тем  еще в период становления методики  первона-

чального обучения русскому языку К.Д. Ушинский отмечал, что

“учение детей отечественному языку имеет три цели” и  первая

цель - это “развивать в  детях ту врожденную душевную способ-

ность, которую называют даром  слова”* .

 

* Хрестоматия по методике  русского языка: Организация учебного  процесса по

русскому языку: Пособие  для учителя / Авт.-сост. Б.Т. Панов, Л.Я. Яковлева. - М.,

1991. - С. 87.

                                                                               3

 

 

      В 60-70-е  годы нашего столетия в методической  науке актив-

но разрабатывался коммуникативный  подход к обучению языку (В.А.

Добромыслов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и другие). Т.А. Лады-

женской были вычленены основные коммуникативные умения: соот-

носить высказывание с  темой и раскрывать его основную мысль,

связно и последовательно  излагать речевое произведение, уместно

использовать в высказывании языковые средства и правильно ком-

позиционно его оформлять. Однако до сих пор коммуникативный  под-

ход к обучению родному  языку должным образом не реализуется.

      Во-вторых, не в полной мере учитываются  возрастные осо-

бенности младшего школьника, который, как правило, мыслит

конкретно и не всегда устанавливает  внутреннюю взаимосвязь

между словом и образом (Л.В. Занков, Н.Я. Мещерякова, З.С.

Смелкова и др.), между  конкретным и абстрактным мышлени-

ем. Несоответствие между  сферой образного и логического  у

младших школьников отрицательно сказывается на уровне их

речевого развития: учащиеся не могут в полном объеме выска-

зать свои впечатления, не умеют словесно оформить возникаю-

щие в их внутреннем мире образы и представления, неадекватно

интерпретируют воспринятый  текст. На наш взгляд, данный факт

объясняется недооценкой  в начальной школе развития сферы

образного, эмоционального, чему в первую очередь способству-

ет использование  средств изобразительной наглядности. Вместе

с тем методические возможности  изобразительных средств обу-

чения для формирования коммуникативных  умений реализуют-

ся в начальной школе  недостаточно, в частности возможности

собственного рисунка, созданного младшим школьником к тексту.

      Безусловно, использование изобразительной  наглядности

особенно важно на начальном  этапе формирования коммуника-

тивных умений, поскольку  позволяет апеллировать непосред-

ственно к понятийно-смысловому уровню сознания, обеспечи-

вает единство конкретного  и абстрактного, сочетание словесно-

го и изобразительного материала, создание благоприятных  ус-

ловий для речевых ситуаций, стимулирующих речевую актив-

ность учащихся.

      Важными  для решения проблемы формирования  коммуни-

кативных умений учащихся являются исследования, проведенные  на

                                                              4

 

 

материале разнообразных  средств наглядности (Г.Г. Городилова, Л.М.

Зельманова, З.И. Курцева, Л.П. Прессман, Т.М. Фалина и др.).

      В ряде  научных работ представлены результаты  методичес-

ких изысканий, связанных  с отдельными видами средств обучения

(В.Ю. Выборнова, Г.Б.  Вершинина, Т.Н. Волкова, И.Ю.  Кудина, М.Е.

Львова, Н.Я. Мещерякова, Г.А. Мурзо, Л.А. Ходякова и др.).

      Опираясь  на мысли, высказанные психологами,  педагогами и

методистами (А.Д. Алферов, К.Б. Бархин, Л.С. Выготский, В.А.

Добромыслов, Л.В. Занков, В.С. Мухина, Л.Н. Толстой, М.А. Рыб-

никова, К.Д. Ушинский и др.), о необходимости сочетания речевой

(Л.М. Зельманова) и изобразительной  наглядности считаем, что соб-

ственный рисунок внесет в учебный процесс разнообразие и занима-

тельность, повысит интерес  учащихся к изучению русского языка,

создаст на уроке эффект новизны, организует новую речевую ситуа-

цию на уроке русского языка, и тем самым мотивирует младших

школьников на составление  речевого произведения, активизирует

использование учащимися  начальной школы образно-выразительных

средств языка, эмоционально-оценочной  лексики в высказываниях.

      В данном  пособии представлена система  работы по использо-

ванию, наряду с текстом, собственного рисунка как средства обуче-

ния, направленного на формирование коммуникативных умений уча-

щихся начальных классов.

 

 

 

 

                                                                5

 

 

ЧАСТЬ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

         ФОРМИРОВАНИЯ  КОММУНИКАТИВНЫХ

         УМЕНИЙ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

     Глава 1.1. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ

     ФОРМИРОВАНИЯ  КОММУНИКАТИВНЫХ

       УМЕНИЙ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

      Теоретическую  основу обучения связной речи  составляют

лингвистические дисциплины, предметом изучения которых яв-

ляется речь. К ним относятся  лингвистика текста и стилистика.

Понятие «коммуникативные умения»  является центральным в

методике обучения связной  речи, поэтому лингвистика текста и

стилистика – это базовые  лингвистические дисциплины, кото-

рые являются теоретической  основой формирования коммуни-

кативных умений школьников.

 

   РАЗДЕЛ 1.1.1. Текст –  центральное понятие методики

                 развития связной речи

 

    Лингвистика текста  – основа обучения связной  речи

                младших школьников

 

      Коммуникативные  умения формируются на основе  текста

и в процессе его создания. Вместе с тем текст является предме-

том изучения лингвистических  дисциплин, поэтому можно сде-

лать вывод: лингвистической  базой формирования коммуникатив-

ных умений является учение о тексте.

      Текст изучается  такой языковедческой наукой, как  линг-

вистика текста (в дальнейшем ЛТ) – дисциплина, которая ставит

своей задачей выявление  общих закономерностей, касающихся

текста в целом. При  этом текст понимается как языковая едини-

ца. Однако текст расценивается  и как единица речи. Так, З.Я.

Тураева дает ЛТ следующее  определение: «ЛТ – это наука  о сущ-

ности и организации предпосылок  и условий человеческой ком-

муникации» (12.1).

                                                            6

 

 

       ЛТ –  сравнительно молодая научная  дисциплина, и ее терми-

нология в полной мере еще  не установилась, поэтому в литературе

можно встретить различные  термины, определяющие данную дис-

циплину: ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА, ТЕОРИЯ ТЕКСТА, СИН-

ТАКСИС ТЕКСТА, ТЕКСТУАЛЬ  НАЯ ЛИНГВИСТИКА,

СИНТАКСИС СЛОЖНОГО СИНТАКСИЧЕСКОГО  ЦЕЛО-

ГО, КОММУНИКАТИВНЫЙ СИНТАКСИС  и др. В данной

работе мы будем пользоваться термином «лингвистика текста».

       Проследим  историю становления ЛТ. Предпосылки  развития

ЛТ возникли еще в начале XX века. Вследствие этого стали разви-

ваться ответвления языкознания, отличающиеся теоретико-информа-

ционным и теоретико-коммуникативным  подходом к трактовке язы-

ка, что и послужило  толчком к выдвижению Ф. де Соссюром идеи о

трояком аспекте языковых явлений, выступающих не только в  каче-

стве конституентов системы  языка, но и играющих существенную

роль в формировании речи. В связи с этим, по свидетельству  А. Сеше,

де Соссюр говорил о  необходимости дополнить лингвистику  языка

лингвистикой речи.

       В русской  науке о языке 20 – 40-х годов  XX века были пред-

приняты две попытки решения  и осмысления проблемы различе-

ния языка и речи. Одна была осуществлена Л.В. Щербой, другая –

А.И. Смирницким, который пытался  заменить троичное деление

де Соссюра (язык, речь и  речевая деятельность) и Л.В. Щербы (ре-

чевая деятельность, языковая система и языковой материал) своим

делением – речь, язык и «сверхъязыковой остаток».

       Становление  ЛТ как особой лингвистической  дисциплины,

по мнению О.И. Москальской, началось с того момента, когда

понятие «текст» стало  собственно лингвистическим, то есть было

включено в номенклатуру единиц языка и речи, получив необхо-

димое структурное описание, став объектом лингвистического

исследования. Так, еще в 1947 году А.И. Белич в своей статье,

посвященной классификации  лингвистических дисциплин, пишет

о том, что в грамматическом представлении фактов языка сле-

дует отвести отдельное  место целой цепи предложений, соеди-

ненных общностью значения и представляющих известное син-

таксико-семантическое целое.

Информация о работе Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности