Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 13:43, дипломная работа

Описание работы

В работе представлено теоретическое обоснование методики формирования коммуникативных умений младших школьников с использованием собственных рисунков детей. Кроме того, в данном пособии описана система работы по использованию собственных рисунков детей для развития речи на примере уроков русского языка в 3 классе (1-4).

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 236.39 Кб (Скачать файл)

нок или рядом с ними. Так на оконных стеклах получаются нарос-

ты изо льда.

- Послушайте, как описал  этот процесс один из писателей.

        Водяные  пары от холодного воздуха  стали капельками воды.

                                                             58

 

 

Достаточно пылинки на стекле, чтобы уцепиться первой льдин-

ке. Льдинки растут и растут. Вот и получаются разные рисун-

ки.

- Сравните мой рассказ  с рассказом писателя. В чем  разница?

Какие слова помогают превратить историю появления узоров на

стекле в волшебную? (Варианты ответов детей).

- К какому пункту плана  мы запишем эти слова?

Запись предложенных слов и выражений на доске и в  черновые

листы детей (с орфографическим  разбором).

2) отбор языковых средств  в процессе анализа собственных  ри-

сунков.

Цель упражнения:__________________________________________

- Положите нарисованный  вами рисунок на парту перед  собой.

- Внимательно посмотрите  на окно с узорами, которое  вы изоб-

разили.

- Что вы видите? Ветки,  картинка, цветы, орнамент, узор, сне-

жинки, рисунок, листочки.

- Подберите к каждому  из этих слов прилагательные.

- К какому пункту плана  мы запишем эти слова?

Запись в черновик (великолепный, прекрасный, чудный, завора-

живающий), орфографическая  работа.

3) подбор образных выражений  из стихов.

Цель упражнения:__________________________________________

Каждый ученик получает лист с отпечатанными стихотворными

текстами. рассыпалась, клоками

 Пришла,                          Заколдован невидимкой,

 Повисла на суках  дубов,           Дремлет лес под сказку сна,

 Легла волнистыми коврами          Словно белою косынкой,

 Среди полей, вокруг  холмов.       Подвязалася  сосна.

                    А. С. Пушкин                        С. Есенин

 

 Чародейкою Зимою                  Не колючий, светло-синий

 Околдован, лес стоит  –            По ветвям развешен иней,

 И под снежной бахромою            Погляди хоть ты!

 Неподвижною, немою,               Словно кто-то староватый

 Чудной жизнью он  блестит.         Свежей  белой пухлой ватой

                       Ф. Тютчев   Все убрал кусты.

                                                          А. Фет

 

                                                               59

 

 

 На дворах и домах                Вы, проворные ткачи –

 Снег лежит полотном              Вихри и метели,

 И от солнца блестит              Дайте радужной парчи

 Разноцветным огнем.              Для мохнатой ели.

                     И. Никитин                      С. Маршак

 

       Дети  читают, выбирают из них наиболее  образные выраже-

ния, которые характеризуют  русскую зиму, записывают их на чер-

новой листок.

4) Отбор языковых средств  в процессе анализа картины.

Цель упражнения:__________________________________________

       После  рассматривания репродукции картины  К.Ф. Юона

«Волшебница зима», которое  проходит под музыку П.И. Чай-

ковского «Времена года», проводится следующая работа:

- Каково ваше впечатление  от картины?

- Какие чувства она  у вас вызвала?

- Перечислите то, что вы  видите на картине.

Окраина деревни, речка, по берегам  деревья, причудливо разук-

рашенные, принаряженные  снегом.

       - Этот  вид очень напоминает строки  А. С. Пушкина:

       Опрятней  модного паркета

       Блистает  речка, льдом одета,

       Мальчишек  радостный народ

       Коньками  звучно режет лед.

- Можно ли сказать о  том, что на картине больше  всего нравит-

ся художнику?

Ему очень нравятся люди, которые вышли на улицу, у них  радо-

стное настроение, оттого что  выдался отличный денек, каждый

занят чем-то своим, но все  делается, как это видно на картине, с

большим удовольствием.

- Природа для Юона –  это, прежде всего, среда, в  которой живет

человек. Художник оживляет природу.

- Что особенного вы  заметили в изображении среднего  плана?

Красочно показаны деревья, они очень большие, их ветки при-

чудливо вырисовываются на фоне розовато-сероватого неба.

- Зима – это, прежде  всего, снег.

- Как изображает снег  художник?

 

                                                             60Серебристый, синеватый, белый  снег пушистым ковром устилает

землю. Снег осыпал, украсил  ветки деревьев. Снег лежит на кры-

шах домов.

- И это обилие снега  придает русской природе величие.  Все кругом

становится необыкновенным и сказочным. Вот почему название

картины – «Волшебница  зима».

- Преувеличив размеры  деревьев, художник убеждает нас,  что

зима – волшебница.

- Что еще создает образ  волшебницы зимы?

        Разубранные  инеем деревья.

        Большие  сугробы.

        Мягкие  пуховые перины.

        Ковры  из пушистого снега.

        Ощущаем  мягкий снег.

        Свежий  морозный воздух.

- Что мы видим на  заднем плане?

Слева и справа деревенские  улицы, темный лес, фигурки людей

на лошадях.

- Попробуйте, используя прием  олицетворения, описать, какие

превращения совершила зима.

Взмахнула зима белым рукавом  и укрыла своими коврами зем-

лю. Взмахнула она другим рукавом и превратила деревья  в ска-

зочных великанов в  причудливой одежде. Где пухом  лебяжьим

прикрыла, где серебристым  инеем накрыла, где алмазы и жем-

чуга развесила. Принарядила, украсила все вокруг и осталась

собой очень довольна.

5) подбор глаголов для  описания.

Цель упражнения:__________________________________________

- Если день солнечный  и морозный, что будет происходить  с зим-

ними, покрытыми инеем  деревьями? (Они будут блестеть, пере-

ливаться, сверкать в лучах  солнца; будут падать длинные тени).

- К какому пункту плана  мы запишем эти слова?

6) подбор прилагательных  и сравнений.

Цель упражнения:__________________________________________

- Какой иней? (мохнатый, сверкающий, блестящий).

- На что он похож? (на  алмазы, на разноцветный бисер,  на мелкие

осколки зеркала, стекла).

                                                             61

 

 

- Какие слова к какому  пункту плана запишете?

- Прочитайте запись на  доске:

С ветки лесной красавицы  свалилась снежная шапка. Снежная

шапка оказалась на старом пне.

- Какую ошибку допустил  автор этих строк? Исправьте  ее (снеж-

ная шапка – она).

7) сопоставление предложений  с точки зрения образности  лекси-

ки.

Цель упражнения:__________________________________________

- Сравните предложения.  Какое из них наиболее образное?

Везде лежит снег.

Вся земля покрыта снегом, словно наряжена в белое свадебное  пла-

тье.

- К какому пункту плана  мы запишем эти слова?

8) подбор образных прилагательных.

Цель упражнения:__________________________________________

- Подберите прилагательные  и образные выражения к словам,

записанным на доске:

Снег – белоснежный  ковер, пуховое покрывало (одеяло).

Воздух (какой?) – прозрачный, легок, чист, пахнет снегом, све-

жий, морозный.

Солнце (какое?) – яркое.

- Какие слова к какому  пункту плана мы запишем?

9) подбор прилагательных, глаголов и сравнений к одному  и тому

же слову.

Цель упражнения:__________________________________________

- Подберите прилагательные  к слову снег.

На доске: Снег (какой?) серебристый, пушистый, белый

- Подберите глаголы к  слову снег.

На доске: Снег (что делает?) сверкает, играет, блестит, искрит-

ся, переливается.

- С чем можно сравнить  снег?

Снег (как?) мягкая пуховая  перина, ковер из пушистого снега, слов-

но пуховый платок, пуховое  одеяло.

- К какому пункту плана  мы запишем эти слова?

 

 

                                                               62

 

 

     Глава 1.2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

  АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ  КОММУНИКАТИВНЫХ

        УМЕНИЙ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

     С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ

                   НАГЛЯДНОСТИ

 

       Особенность  предмета «Русский язык», обусловленная

взаимосвязью языка и  речи, оказывает определенное влияние  на

ход психолого-педагогических исследований, направляя их на

путь изучения детской  речи. На необходимость пристального

изучения детской речи указывали выдающиеся педагоги (Ф.И.

Буслаев, К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров, В.А. Добромыслов, К.Б.

Бархин, А.В. Миртов и др.) и  психологи (Ж. Пиаже, П.П. Блонс-

кий, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.И.

Жинкин, Д.Б. Эльконин и др.).

       В настоящее  время в науке существует ряд  психологичес-

ких концепций, признанных основополагающими  для методики

развития речи, и в частности  для методики обучения связной речи.

       Особенно  значимы для методики обучения  связной речи

теория речевой деятельности, которая непосредственно связана

с разработкой фундаментального психологического понятия де-

ятельность (А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя и др.), и учение о меха-

низмах речи (Н.И. Жинкин), на базе которого в 60-е годы мето-

дистом Т.А. Ладыженской  были сформулированы умения связ-

ной речи.

 

 

 

 

                                                             63

 

 

    РАЗДЕЛ 1.2.1. Теоретические  сведения, необходимые

 для формирования коммуникативных  умений младших

     школьников  с использованием изобразительной

                     наглядности

 

    Теория речевой  деятельности – психологическая  осно-

       ва формирования  коммуникативных умений

                 младших школьников

        Речевая  деятельность представляет собой  процесс созда-

ния и восприятия высказывания в устной и письменной форме.

Эти два основания (процесс  и форма) обусловливают выделение

нескольких видов речевой  деятельности: говорение, слушание,

чтение и письмо. В процессе восприятия высказывания ребенок

“двигается” от слова к  мысли - он читает или слушает, в процессе

создания высказывания, наоборот, – от мысли к слову, тогда ре-

бенок говорит или пишет (И.А. Зимняя). И для восприятия, и  для

создания высказывания характерны две формы речи: устная (го-

ворение, слушание) и письменная (чтение, письмо).

        С  точки зрения теории речевой  деятельности любое речевое

высказывание имеет динамическую структуру, состоящую из следу-

ющих фаз: ориентировка, планирование, реализация и контроль.

        Сориентироваться  в условиях общения – это  значит опре-

делить для себя место, роль высказывания в деятельности обще-

ния, а также в самых  общих чертах его форму: с учетом общего

мотива деятельности уточнить цель речевого действия и, оттал-

киваясь от основных условий  коммуникации (устное или пись-

менное общение, с одним  человеком или многими людьми, одно-

стороннее или двустороннее, в официальной или неофициальной

обстановке), решить вопрос о  форме (устная/письменная), виде

(монолог/диалог), типе и  стиле высказывания.

        Фаза  планирования заключается в отборе  содержания, в

составлении программы высказывания. Здесь решающую роль

играет предмет речи –  тема и основная мысль высказывания; од-

нако существенны также  и ограничения, накладываемые на от-

бор содержания требованиями стиля, типа, вида и формы речи.

По данным психологических  исследований программа формиру-

                                                             64

 

 

ется во внутренней речи и  существует обычно в «предметно-изобра-

зительном коде».

        Переход  от программы к ее реализации  в языковом коде

составляет третью фазу речевого действия. Для нее характерны

операции выбора слов, перебора и сопоставления синтаксичес-

ких вариантов, причем и здесь  так же как и на этапе планирова-

ния, говорящий стремиться отобрать языковые средства, адек-

ватно передающие предмет  речи, раскрывающие тему и основ-

ную мысль и соответствующие  условиям и задаче общения.

        Четвертая  фаза речевого действия – фаза  контроля – со-

стоит в том, что говорящий  сопоставляет результат речевого дей-

ствия и задачу общения. В  случае несовпадения полученного эф-

фекта с намерениями говорящего делается попытка найти оши-

бочное звено. Для этого  обычно мысленно прослеживается опе-

рационный состав речевого действия во всех фазах его формиро-

вания и выясняется, где  был допущен просчет: возможно не были

учтены какие-то существенные для данного случая общения ус-

ловия речевой ситуации, или  неудачно было спланировано со-

держание высказывания, или, может быть, программа была на-

рушена на стадии ее реализации (7, с. 6-13).

        Проследим  процесс создания высказывания  в соответствие

с перечисленными фазами деятельности. Толчком к созданию

высказывания всегда является потребность (мотив) человека всту-

пить в речевое общение  для решения определенных коммуника-

тивных задач. Так возникает  коммуникативное намерение, а вслед

Информация о работе Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности