Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 13:43, дипломная работа

Описание работы

В работе представлено теоретическое обоснование методики формирования коммуникативных умений младших школьников с использованием собственных рисунков детей. Кроме того, в данном пособии описана система работы по использованию собственных рисунков детей для развития речи на примере уроков русского языка в 3 классе (1-4).

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 236.39 Кб (Скачать файл)

по принципу сходства с  явлениями и процессами материальной

жизни. Так, говорят: “цепь  доказательств”, “ход вещей”, “поток

происшествий”, “корень  зла”. Этот вид метафор, возникший  в

языке позднее других, в  меньшей мере утерял ощутимость своей

иносказательности (3.3, с. 248).

       «Эпитет  (от греческого epitheton – приложенное)  – один

из тропов, образное определение  предмета (явления), выраженное

преимущественно прилагательными, но также наречием, именем

существительным, числительным, глаголом...» (6.3, с. 512). В

учебниках начальной школы  встречается следующее определение

эпитета: «Эпитет – не простое определение, а такое, которое

помогает ярче представить  героя, событие, предмет. Эпитет

показывает и авторское  отношение к герою, событию или

предмету. Чтобы не ошибиться, нужно читать эпитет с тем

словом, которое он определяет» (9.3, с.117).

       Сравнение  – также один из тропов, который  в начальной

школе представлен следующими языковыми средствами:

сравнительным оборотом; сравнительным  придаточным

предложением; причастным оборотом; творительным падежом (8.3).

       На сопоставлении  явлений жизни по их сходству  основана

не только метафора как  вид словесной изобразительности, но и

другой ее вид – простое  сравнение, которое следует отличать от

сравнений, распространенных на более поздних стадиях

общественной науки, наряду с ним. В связи с развитием  более

рассудочного восприятия мира стало возникать и более

расчлененное сопоставление  явлений, основанное на

сознательном сравнении, на сближении одного познавательного

явления с другими для  осмысления и оценки его существенных

свойств.

                                                           39

 

 

       Если  смотреть с этой точки зрения, то сопоставление явлений,

которое словесно выражается в форме управления одного

существительного другим, стоящим в творительном падеже (“у него

нос крючком”, “он смотрит  зверем”), то надо признать, что это,

конечно, уже не метафора, а сравнение, но, очевидно, это ранняя

ступень развития сравнений, основанная на более непосредственном

сопоставлении явлений жизни, нежели настоящие сравнения,

создаваемые словесно с помощью  союзов “как”, “словно”, “будто”,

“точно”. Вот, например, три  различных образных выражения мысли:

“на него свалилась лавина несчастий” (это метафора); “несчастье

свалились на него лавиной” (это ранняя форма сравнения, переход

метафоры в сравнение) и “несчастья свалились на него, как лавина”

(это уже вполне сложившееся  простое сравнение).

       Вероятно, сравнение в форме творительного  падежа

произошло, по своему содержанию, из древних поверий об

“оборотничестве”. На стадии первобытного идеологического

синкретизма, существовавшего  в общественном сознании при

родовом строе, люди верили, что человек может, в тех или  иных

условиях, превращаться в  зверя, птицу или дерево –

“оборачиваться” ими. В старинных  русских народных сказках

нередко встречаются такие  сцены: герой ударяется о землю  и

оборачивается серым волком. В русской народной песне поется:

“Вскинуся, взброшуся горькой  пташечкой и полечу я, горькая, в

маменькин садок...” В этих примерах очевидно порождение самой

грамматической формы  образной речи определенным

фантастическим содержанием. Позднее такое содержание

потеряло свое значение в  общественном сознании, но

порожденная им форма сохранилась  как наиболее

непосредственная и, вероятно, более ранняя разновидность

сравнений. Она стала средством  словесной изобразительности и

выразительности.

       Примеры      сравнений в         творительном       падеже,

распространенных в разговорной  и литературной речи, - “ноги

дугой”, “волосы копной”, “хвост трубой”, “запел соловьем”  и т.п.

       Не менее  распространены и простые устойчивые

сравнения, построенные с  помощью союзов: “труслив как заяц”,

“кроток как голубь”, “гол как сокол”, “встал как пень”  и т.п. (3.3,

                                                                40

с.250).

        Олицетворение,  или персонификация (от лат. persona –

лицо и facio – делаю), –  перенесение признаков и свойств  человека

не неодушевленные предметы и отвлеченные понятия. С.И.

Ожегов в «Словаре русского языка» определяет слово

«олицетворить» как выразить, представить в образе живого

существа.

        Перифраз(а)  – выражение, передающее описательно

смысл другого выражения  или слова (по С.И. Ожегову).

Перифраза (от греч. periphrasis –  окольный оборот) – троп,

состоящий в замене названия лица, предмета или явления

описанием их существенных признаков  или указанием на их

характерные черты: царь зверей вместо лев; пишущий эти строки

вместо я. Разновидность  перефраза – эвфемизм. Эвфемизм (от

греч. еuphemeo – скажу вежливо, хорошо) – слово или выражение,

смягчающее резкое высказывание: не выдумывайте вместо не

врите.

        Часто  встречаются в художественных  текстах такие

средства, как метонимия  и синекдоха. Кратко охарактеризуем их.

        Метонимия  (гр. metonymia – переименование) – это

перенос наименования с одного предмета на другой на основании

их смежности.

        Так,  метонимическим является перенос  названия

материала на изделие, из которого оно изготовлено (золото,

серебро – спортсмены привезли с олимпиады золото и серебро);

название места (помещения) на группы людей, которые там

находятся (класс, аудитория  – класс готовится к контрольной

работе, аудитория внимательно  слушает лектора) и т.д.

        Синекдоха  (гр. synekdoche – соподразумевание) –  это

перенос названия целого на его часть и наоборот. Например,

груша – фруктовое дерево и груша – плод этого дерева; голова –

часть тела и голова –  человек умный, способный (10.3, с.95)

        На    наш     взгляд,    работа    по    формированию

коммуникативного умения отбирать языковые средства является

важнейшей составляющей в  работе по развитию связной речи

младших школьников. Это объясняется  тем, что от уровня

развития данного умения зависит то, насколько полно и  правильно

                                                              41

 

 

будет раскрыта тема и главная  мысль высказывания, а также

насколько будет соответствовать  высказывание заданному типу и

стилю речи.

       Итак, выше  рассмотрены обозначенные в литературе

лингвистические и стилистические сведения, необходимые для

формирования коммуникативных  умений школьников: создавать

высказывание в соответствии с темой и основной мыслью;

озаглавливать его; планировать  высказывание, правильно

композиционно оформлять  высказывание; связно его излагать;

отбирать для создания высказывания соответствующие типу

(жанру) и стилю речи  языковые средства.

       Таким  образом, теоретический материал  по лингвистике

текста и стилистике является базовым для формирования

коммуникативных умений учащихся. Однако данная теория

должна быть усвоена учащимися  не в виде определений понятий

и формулировок правил, а  в виде умений производить

соответствующие учебные  действия с этими понятиями и

правилами.

 

                        Литература к разделу 1.1.3:

1.3. Арефьева С.А. Синтаксико–стилистический  аспект работы над со-

  чинениями разных типов  (на основе учета особенностей  речи учащих-

  ся): Диссертация ... докт. пед. наук. – М., 1998. – 488 с.

2.3. Барлас Л.Г. Русский  язык: Стилистика. - М., 1978.

3.3. Введение в литературоведение  / Под ред. Поспелова. – М., 1988. -

  528 с.

4.3. Ипполитова Н.А. Текст  в системе изучения русского  языка в шко-

  ле. – М., 1992. – 126 с.

5.3. Лингвистический энциклопедический  словарь / Гл. ред. В.Н. Ярце-

  ва. – М., 1990. – 685 с.

6.3. Литературный энциклопедический  словарь / Под ред. В.М. Кожев-

  никова, П.А. Николаева  и др. – М., 1987. – 752 с.

7.3. Львов М.Р. Речь младших  школьников и пути ее развития. – М.,

  1975. – 176 с.

8.3. Орлова О.Б. Эмоционально–экспрессивные  средства языка как ос-

  нова формирования  творческого отношения к слову  у младших

  школьников: Диссертация  ... канд. пед. наук. – М., 1997. – 161 с.

9.3. Родная речь: Учебник  по чтению для учащихся начальной  школы. Кн. 3, ч.

 

                                                                        42

 

 

  1 / Сост. Н.В. Голованова  и др. – М., 1994. – 255 с.

10.3. Розенталь Д.Э., Голуб  И.Б., Теленкова М.Р. Современный  рус-

  ский язык. – М., 1995. – 285 с.

11.3. Розенталь Д.Э. Русский  язык: Учебное пособие. - М.: Дрофа, 1996.

12.3. Солганик Г.Я. Стилистика  текста: Учебное пособие. – М., Флин-

  та, Наука, 2000. – 256 с.

13.3. Степанов А.В. Проблемы  стиля научно-популярной литературы /

  В кн.: Вопросы стилистики. - М., 1966.

14.3. Шмелев Д.Н. Русский  язык в его функциональных  разновиднос-

  тях (К постановке  проблемы). – М., 1977. – 168 с.

 

 

 

        Практические  занятия к разделам 1.1.1 – 1.1.3.

 

          Практическое занятие 1 (к разделу  1.1.1).

     Тема: Текст  – центральное понятие методики  развития

                         связной речи.

 

1. Актуализация теоретических  знаний.

                    Вопросы для обсуждения:

• Лингвистика текста –  основа обучения связной речи младших

школьников.

    1) Почему учение  о тексте является лингвистической  базой

       формирования  коммуникативных умений школьников?

    2) Перечислите  этапы развития современной лингвистики

       текста.

    3) В каких направлениях  развивается лингвистика текста?

    4) Почему знание  учителем текстовых категорий  имеет

       важное  значение для организации работы  по

       формированию  коммуникативных умений учащихся?

• Понятие «текст» –  важнейшее понятие методики развития

связной речи младших школьников.

    1) Что такое  текст?

    2) В чем сходство  в определениях понятия «текст»,  которые

       дают  ученые?

    3) В чем заключаются  различия в понимании учеными

       понятия  «текст»?

    4) Какие возможности  дает учителю современное толкование

                                                                   43

 

 

       понятия  «текст»?

2. Формирование методических  умений.

Задание 1. Проанализируйте  программу по русскому языку для

начальной школы и перечислите  представленные теоретические

сведения о тексте, необходимые  для формирования у школьников

коммуникативных умений.

                               Литература:

Программы общеобразовательных  учреждений. Начальные классы

(1-3). - Составители: Н.Е.  Буслаева и др. - М., 1986. - 240 с.

Программы общеобразовательных  учреждений. Начальные классы

(1 - 4). - Составители: Н.Е.  Буслаева и др. - М., 1991. - 266 с.

Задание 2. Охарактеризуйте  каждую текстовую категорию,

пользуясь предложенной литературой.

                             Литература:

1. Гальперин И.Р. Текст  как объект лингвистических исследований. -

  М., 1981. - 138 с.

2. Ипполитова Н.А. Текст  в системе изучения русского  языка в школе.

  - М., 1992. - 126 с.

3. Лосева Л.М. Как строится  текст. - М., 1980. - 96 с.

Задание 3. Определите, что  из представленного является текстом.

Докажите, что это текст.

 

                 Клесты.

      На занесенных  снегом ветвях     Таня  каталась с собакой

ели ползают, висят вверх  ногами       Кин с  крутого берега реки.

небольшие       красноватые       и   Девочка ушла в холодную

зеленоватые     птицы.      Своими    воду по шею. Кин с  визгом

сильными           перекрещенными     кружился      у    полыньи.

клювами они достают семена из         Девочка           закричала

желтых еловых шишек.                  отчаянным голосом. Много

      Это клесты. Они не боятся ни    раз  пальцы Тани срывались

вьюги, ни мороза. Детей выводят       с края льда, потому что

зимой. В самый лютый  мороз            пальто намокло и тянуло

клесты кормят своих маленьких         девочку на дно. Он лег на

птенцов. Те сидят под толстыми        лед, подполз к самому краю.

сучьями, у самого ствола.             Кин с большим трудом

      Корма малышам  хватает, а        тащил  девочку.

холод в теплом гнезде не страшен.

                                                                44

 

 

Задание 4. Познакомьтесь  с фрагментом урока русского языка  и

перечислите признаки текста, которые повторяют ученики 3 клас-

са (1-4).

 

      Первым этапом  урока было повторение, которое  осуществ-

лялось в ходе фронтальной  работы. Учащимся предлагались сле-

дующие вопросы:

- Что такое речь? Для  чего нужна речь? (Все, что мы  говорим,

читаем, слышим. Чтобы общаться). Из чего состоит наша речь?

(Из предложений). Что выражает  предложение? (Законченную

мысль). Из чего состоит предложение? (Из слов).

      Затем детям  предлагалось обратить внимание  на доску.

Информация о работе Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности