Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 13:43, дипломная работа
В работе представлено теоретическое обоснование методики формирования коммуникативных умений младших школьников с использованием собственных рисунков детей. Кроме того, в данном пособии описана система работы по использованию собственных рисунков детей для развития речи на примере уроков русского языка в 3 классе (1-4).
На доске были написаны слова: Синицы, дворе, во, жили,
веселые.
После ознакомления
с написанным на доске
предлагались вопросы и задания:
- Являются ли данные слова предложением? Почему? Составьте
устно предложение из данных слов. О ком говорится в предложе-
нии? Что о них говорится? Можно ли узнать, что с ними проис-
ходило? Почему? (Нет. Надо несколько последовательных пред-
ложений, то есть текст).
Далее рассматривалось
другое задание, также
на доске.
Запись на доске:
1. Пушок - это котенок. Пушок - это котенок. У
2. Ребята читают сказки. него белые лапки. Он
3. Снег засыпал дорожки. любит молоко.
После знакомства с записью на доске, учитель спрашивал
школьников:
- Какую из этих записей
мы можем назвать текстом?
рую. Один предмет речи). Что же такое текст? Что такое тема
текста? Что мы называем главной мыслью текста?
Практическое занятие 2 (к разделу 1.1.2).
Тема: Теоретические сведения, необходимые для форми-
рования коммуникативных умений.
1. Актуализация теоретических знаний.
Вопросы для обсуждения:
• Умение создавать высказывание в соответствии с темой и основ-
ной мыслью.
1) Поясните, какие знания о тексте необходимы учителю и
какие
теоретические сведения о
для успешного формирования коммуникативного умения
создавать высказывание в соответствии с темой.
2) С какой категорией
текста соотносится данное
кативное умение?
3) Какое еще
умение соотносится с
информативности? Поясните.
4) Как связано
умение давать оценку с
основную мысль текста?
• Умение озаглавливать высказывание.
5) На какие лингвистические понятия необходимо опирать-
ся учителю, формируя умение озаглавливать текст?
Структурно-композиционные умения.
6) Охарактеризуйте
лингвистические основы
композиционных умений:
последовательно излагать; составлять план высказывания;
правильно композиционно оформлять высказывание.
7) На какие категории
текста должен опираться
формируя
структурно-композиционные
• Умение связно излагать высказывание: средства и виды свя-
зи предложений в тексте; теория актуального членения пред-
ложения.
8) Какие существуют виды связи и средства связи между еди-
ницами текста?
9) Раскройте суть теории актуального членения предло-
жений.
Умение создавать высказывание соответствующего типа (жан-
ра) речи.
10) На чем основана
работа по формированию
тивного умения создавать высказывание определенного
типа и стиля речи?
11) Что такое
функционально-смысловые типы
12) Почему возник
интерес к функционально-
пам
речи в учебно-методических
13) Раскройте особенности повествования как типа речи?
14) Расскажите об
особенностях описательного
15) В чем заключаются
особенности текстов-
16) Почему обучение
школьников языковым
типов речи должно осуществляться на функционально-
стилистической основе?
2. Формирование методических умений.
Задание 1. Сформулируйте тему и основную мысль текста.
Озаглавьте его. Разбейте текст на части. Составьте план текста.
Какие средства связи и виды связи в данном тексте присутству-
ют. Определите тип речи и аргументируйте свой выбор.
В лесу
золотой дождь! Медленно и
землю разноцветные листья клена. Сыплются мелкие желтые,
будто солнышко, листья березы. Кружатся сердечки липы. Вьют-
ся по ветру узенькие листья ивы. Листопад украсил землю на-
рядным ковром.
Осенью деревья дарят елочке подарки. Осина дарит крас-
ные китайские фонарики. Клен роняет оранжевые звезды. Ива
засыпает елочку тонкими золотыми рыбками. И стоит елочка
нарядная. Раскинула лапки, а на ладошках подарки.
Друзья были разные: кот настоящий, а собака игрушечная.
Игрушка была старая. Правое ухо оторвали дикие звери. От хво-
ста осталось одно проволочное колечко. Шерсть на спине съела
моль. Лежала собачка на полке. Агапычу жилось скучно. На ули-
цу его не пускали. Животных в квартире не было. А от человека
какое коту веселье? Однажды игрушечная собачка упала с пол-
ки. Кот Агапыч испугался. Хозяин покрутил проволоку. Собака
завертела головой. Агапыч обрадовался. Он отнес собаку на кух-
ню. Там стояло молоко для кота... Агапыч решил накормить со-
баку. Он держал игрушку за шиворот и тыкал в блюдечко но-
сом. Молоко текло по усам, только в рот не попадало, но Ага-
пыч был доволен.
Великий сказочник Андерсен гулял в лесу. На поляне он уви-
дел много грибов. Вечером он вернулся на поляну. Под каждый
гриб он спрятал конфету или ленточку. Под одним восковой цве-
ток, под другим - наперсток. Здесь - пряник, там - яблоко. Утром
сказочник привел на поляну дочку лесника. Ей было семь лет. Под
каждым грибком она находила подарок. Не было только пряни-
ка. Его, наверное, унесла ворона. Глаза девочки горели востор-
гом. А сказочник сказал ей, что эти подарки спрятали гномы.
Я люблю воробьев. Это смелые и умные птицы. У них ма-
ленькие крылья и серые перья. Воробьи живут в деревнях и го-
родах возле жилья людей. Я часто любуюсь этими птицами. Вот
они скачут по бульварам. Весело клюют крошки хлеба и семеч-
ки. Всюду слышно их дружное чириканье. Такие забавные пти-
цы – воробьи!
Кто не знает мать-и-мачеху?! Это первый весенний цветок,
который дает нам знать, что пришла весна. Почему этому расте-
нию дано такое странное название – мать-и-мачеха? А вот поче-
му. Попробуйте взять и приложить к щеке лист. Нижняя часть
его покрыта нежными пушистыми волосками. Она мягкая и теп-
лая. Это мать. А верхняя – жесткая и холодная. Это мачеха.
Задание 2. Рассмотрите данный текст с точки зрения актуально-
го членения предложения.
Капустница.
Капустница – это большая белая бабочка. Но эта красавица
– первый вредитель урожая.
Она летает над капустой и откладывает на листья ма-
ленькие яички. Из яичек выведутся крошечные гусеницы. Гусени-
цы много едят и очень быстро растут. Они поедают сочные
капустные листья.
Гусеница – вредное и опасное насекомое. Надо спасать уро-
жай от этих вредителей.
Задание 3. Познакомьтесь с конспектом урока и сформулируйте цель
урока и его задачи (см. на с. 52). Формирование каких коммуни-
кативных умений осуществляется на уроке? Какие виды работы ис-
пользуются учителем на уроке для формирования данных умений?
Урок посвящался составлению высказывания типа повество-
вания по цветной учебной жанровой картинке и вопросам. Грам-
матико-орфографическая тема: Родовые окончания имен существи-
тельных среднего рода.
Цель урока ___________________
______________________________
Задачи ……………………………………………………………
..............................
Первый этап урока - проверка домашнего задания, сообще-
ние темы урока, постановка учебной задачи.
Учащиеся вместе с учителем проверяли правильность вы-
полнения домашнего задания. Затем учитель сообщал тему и за-
дачи урока:
- Сегодня на уроке мы
будем учиться писать
ществительных среднего рода. Кроме того, мы будем составлять
рассказ по жанровой картинке и вопросам.
Второй этап
урока был посвящен
ми окончаниями имен существительных среднего рода. Учитель
спрашивал учащихся:
- Какие окончания имеют
имена существительные
Далее следовал
словарный диктант с
Учащимся давалось задание:
- Запишите слова, выделите
окончания, обозначьте
Слова для диктанта: здоровье, печенье, окошко, крылышко, серд-
це, сердечко, солнце, солнышко, кольцо, колечко, блюдце, блюдечко,
хозяйство, небо, варенье, платье, местечко, крылечко, яблоко,
чудо, бревнышко, полотенце.
- Запомните, имена
чания -о, -е; никогда не имеют окончания -а: блюдце, блюдечко,
зернышко.
На третьем
этапе урока учащиеся
ем высказывания по жанровой картинке. Для этого предлагались
следующие виды работы:
Работа с иллюстрацией в учебнике: упр. № 420 (Рамзаева Т.Г.
Русский язык. Учебник для 3 класса четырехлетней начальной
школы. - М., 1992. - С. 158). Учащимся предлагалось рассмотреть
картинку и ответить на вопросы:
- Что изображено на картинке? (Дети работают в теплице). Как
ее можно озаглавить? (Дружная работа в теплице). Какова ее ос-
новная мысль? (Хорошо работают ребята в школьной теплице).
Основная мысль картинки определяет и основную мысль текста,
который мы будем составлять.
Вопросы по содержанию картинки:
- Ответьте на вопросы учебника с опорой на картинку.
1. Где работают школьники? 2. Чем заняты ребята? Кто что
делает?
Работа по созданию текста. Начиналась работа с поясне-
ний учителя:
- Нам необходимо составить
рассказ. Для этого мы
вопросы, слова для справок и жанровую картинку. Затем уча-
щимся предлагалось озаглавить текст:
- Прежде, чем составлять рассказ, его надо озаглавить. Какой
заголовок подойдет к данному тексту? Варианты: - В школьной
теплице. - Дружная работа. Можно ли его озаглавить так же,
как мы озаглавили картинку? (Можно, так как у них одна и та же
основная мысль).
Коллективное составление плана текста, лексико-стилис-
тическая работа: Работа над первой частью рассказа. Учащим-
ся предлагались вопросы:
- Сколько частей будет в вашем тексте и какие? (Три. Начало,
основная часть и концовка).
Какие слова мы будем использовать в первой части, из тех, что
даны в учебнике? (в теплице). Посмотрите еще раз на картинку и
составьте свои предложения. Варианты: У нас есть большая
школьная теплица. В ней тепло и светло, Хорошо у нас в тепли-
це. Допишите свои опорные слова к первой части (тепло, свет-
ло), (хорошо). Как мы озаглавим первую часть рассказа? (Школь-
ная теплица).
Работа над второй частью рассказа. Учащимся предлага-
лись вопросы:
- О чем расскажем во второй части? (Что мы видим в школьной
теплице). Какие слова мы будем использовать во второй части,
из тех, что даны в учебнике? (тюльпаны, помидоры). Посмотри-
те на картинку и составьте свои предложения (На грядках алеют
тюльпаны. Цветы очень красивые. Созрели в теплице крупные
красные помидоры). Дополните список опорных слов (алеют,
красивые, крупные, красные). Как озаглавим вторую часть рас-
сказа? Вариант: Что растет в теплице.
Работа над третьей частью рассказа. Учащимся предлага-
лись вопросы:
- В третьей части мы будем говорить о том, чем занимаются ре-
бята. Какие выражения из учебника будем использовать? (сни-
мают с кустов, поливают, рыхлят землю). Составьте свои пред-
ложения к третьей части. Чтобы избежать повторений и более
логично изложить содержание этой части рассказа, дайте детям
имена. (Все работают. Маша и Коля поливают тюльпаны. Настя
рыхлит землю граблями. Другие ребята заняты сбором урожая.
Школьники осторожно срывают с кустов плоды и кладут их в
ящики. Саше повезло, он отыскал помидор-великан. В теплице
богатый урожай). Допишите свои опорные слова (грабли, уро-