Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 13:43, дипломная работа

Описание работы

В работе представлено теоретическое обоснование методики формирования коммуникативных умений младших школьников с использованием собственных рисунков детей. Кроме того, в данном пособии описана система работы по использованию собственных рисунков детей для развития речи на примере уроков русского языка в 3 классе (1-4).

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 236.39 Кб (Скачать файл)

      На доске  были написаны слова: Синицы, дворе,  во, жили,

веселые.

      После ознакомления  с написанным на доске школьникам

предлагались вопросы  и задания:

- Являются ли данные  слова предложением? Почему? Составьте

устно предложение из данных слов. О ком говорится в предложе-

нии? Что о них говорится? Можно ли узнать, что с ними проис-

ходило? Почему? (Нет. Надо несколько  последовательных пред-

ложений, то есть текст).

      Далее рассматривалось  другое задание, также записанное

на доске.

      Запись на  доске:

1. Пушок - это котенок.        Пушок - это котенок. У

2. Ребята читают сказки.       него белые лапки. Он

3. Снег засыпал дорожки.       любит молоко.

 

      После знакомства  с записью на доске, учитель  спрашивал

школьников:

- Какую из этих записей  мы можем назвать текстом? Почему? (Вто-

рую. Один предмет речи). Что  же такое текст? Что такое тема

текста? Что мы называем главной  мыслью текста?

 

 

 

 

                                                            45

 

 

       Практическое  занятие 2 (к разделу 1.1.2).

Тема: Теоретические сведения, необходимые для форми-

         рования  коммуникативных умений.

 

1. Актуализация теоретических  знаний.

                    Вопросы для обсуждения:

• Умение создавать высказывание в соответствии с темой и основ-

ной мыслью.

    1) Поясните, какие  знания о тексте необходимы  учителю и

       какие  теоретические сведения о тексте  нужны школьнику

       для успешного  формирования коммуникативного  умения

       создавать  высказывание в соответствии  с темой.

    2) С какой категорией  текста соотносится данное коммуни-

       кативное  умение?

    3) Какое еще  умение соотносится с текстовой  категорией

       информативности?  Поясните.

    4) Как связано  умение давать оценку с умением  раскрывать

       основную  мысль текста?

• Умение озаглавливать высказывание.

    5) На какие лингвистические  понятия необходимо опирать-

       ся учителю,  формируя умение озаглавливать  текст?

      Структурно-композиционные  умения.

    6) Охарактеризуйте  лингвистические основы структурно-

       композиционных  умений:

    последовательно  излагать; составлять план высказывания;

    правильно композиционно  оформлять высказывание.

    7) На какие категории  текста должен опираться учитель,

       формируя  структурно-композиционные умения?

• Умение связно излагать высказывание: средства и виды свя-

зи предложений в тексте; теория актуального членения пред-

ложения.

    8) Какие существуют  виды связи и средства связи  между еди-

       ницами  текста?

    9) Раскройте суть  теории актуального членения  предло-

       жений.

 

                                                            46

 

 

      Умение создавать  высказывание соответствующего  типа (жан-

ра) речи.

    10) На чем основана  работа по формированию коммуника-

        тивного  умения создавать высказывание  определенного

        типа  и стиля речи?

    11) Что такое  функционально-смысловые типы речи?

    12) Почему возник  интерес к функционально-смысловым  ти-

        пам  речи в учебно-методических целях?

    13) Раскройте особенности  повествования как типа речи?

    14) Расскажите об  особенностях описательного типа  речи.

    15) В чем заключаются  особенности текстов-рассуждений?

    16) Почему обучение  школьников языковым особенностям

        типов  речи должно осуществляться на  функционально-

        стилистической  основе?

 

2. Формирование методических  умений.

 

Задание 1. Сформулируйте  тему и основную мысль текста.

Озаглавьте его. Разбейте текст на части. Составьте план текста.

Какие средства связи и  виды связи в данном тексте присутству-

ют. Определите тип речи и  аргументируйте свой выбор.

                                                       Текст 1

      В лесу  золотой дождь! Медленно и плавно  опускаются на

землю разноцветные листья клена. Сыплются мелкие желтые,

будто солнышко, листья березы. Кружатся сердечки липы. Вьют-

ся по ветру узенькие листья ивы. Листопад украсил землю на-

рядным ковром.

                                                       Текст 2

      Осенью деревья  дарят елочке подарки. Осина  дарит крас-

ные китайские фонарики. Клен роняет оранжевые звезды. Ива

засыпает елочку тонкими  золотыми рыбками. И стоит елочка

нарядная. Раскинула лапки, а на ладошках подарки.

                                                       Текст 3

      Друзья были  разные: кот настоящий, а собака  игрушечная.

Игрушка была старая. Правое ухо оторвали дикие звери. От хво-

ста осталось одно проволочное  колечко. Шерсть на спине съела

моль. Лежала собачка на полке. Агапычу жилось скучно. На ули-

                                                            47

 

 

цу его не пускали. Животных в квартире не было. А от человека

какое коту веселье? Однажды  игрушечная собачка упала с пол-

ки. Кот Агапыч испугался. Хозяин покрутил проволоку. Собака

завертела головой. Агапыч обрадовался. Он отнес собаку на кух-

ню. Там стояло молоко для  кота... Агапыч решил накормить со-

баку. Он держал игрушку за шиворот и тыкал в блюдечко но-

сом. Молоко текло по усам, только в рот не попадало, но Ага-

пыч был доволен.

                                                         Текст 4

      Великий  сказочник Андерсен гулял в  лесу. На поляне он уви-

дел много грибов. Вечером  он вернулся на поляну. Под каждый

гриб он спрятал конфету  или ленточку. Под одним восковой цве-

ток, под другим - наперсток. Здесь - пряник, там - яблоко. Утром

сказочник привел на поляну дочку лесника. Ей было семь лет. Под

каждым грибком она  находила подарок. Не было только пряни-

ка. Его, наверное, унесла ворона. Глаза девочки горели востор-

гом. А сказочник сказал ей, что эти подарки спрятали гномы.

                                                         Текст 5

      Я люблю  воробьев. Это смелые и умные  птицы. У них ма-

ленькие крылья и серые  перья. Воробьи живут в деревнях и го-

родах возле жилья людей. Я часто любуюсь этими птицами. Вот

они скачут по бульварам. Весело клюют крошки хлеба и семеч-

ки. Всюду слышно их дружное  чириканье. Такие забавные пти-

цы – воробьи!

                                                         Текст 6

      Кто не  знает мать-и-мачеху?! Это первый  весенний цветок,

который дает нам знать, что  пришла весна. Почему этому расте-

нию дано такое странное название – мать-и-мачеха? А вот поче-

му. Попробуйте взять и  приложить к щеке лист. Нижняя часть

его покрыта нежными пушистыми  волосками. Она мягкая и теп-

лая. Это мать. А верхняя  – жесткая и холодная. Это мачеха.

 

Задание 2. Рассмотрите данный текст с точки зрения актуально-

го членения предложения.

                         Капустница.

      Капустница  – это большая белая бабочка.  Но эта красавица

– первый вредитель урожая.

                                                             48

 

 

     Она летает  над капустой и откладывает  на листья ма-

ленькие яички. Из яичек выведутся  крошечные гусеницы. Гусени-

цы много едят и очень  быстро растут. Они поедают сочные

капустные листья.

     Гусеница –  вредное и опасное насекомое.  Надо спасать уро-

жай от этих вредителей.

 

Задание 3. Познакомьтесь  с конспектом урока и сформулируйте  цель

урока и его задачи (см.  на с. 52). Формирование каких коммуни-

кативных умений осуществляется на уроке? Какие виды работы ис-

пользуются учителем на уроке  для формирования данных умений?

 

          Урок посвящался составлению  высказывания типа повество-

вания по цветной учебной  жанровой картинке и вопросам. Грам-

матико-орфографическая тема: Родовые окончания имен существи-

тельных среднего рода.

          Цель урока ___________________________________________

__________________________________________________________

          Задачи ……………………………………………………………

...........................................................................................................

 

      Первый этап  урока - проверка домашнего задания,  сообще-

ние темы урока, постановка учебной  задачи.

      Учащиеся  вместе с учителем проверяли  правильность вы-

полнения домашнего задания. Затем учитель сообщал тему и  за-

дачи урока:

- Сегодня на уроке мы  будем учиться писать окончания  имен су-

ществительных среднего рода. Кроме того, мы будем составлять

рассказ по жанровой картинке и вопросам.

      Второй этап  урока был посвящен наблюдениям  над родовы-

ми окончаниями имен существительных  среднего рода. Учитель

спрашивал учащихся:

- Какие окончания имеют  имена существительные среднего  рода?

      Далее следовал  словарный диктант с комментированием.

Учащимся давалось задание:

- Запишите слова, выделите  окончания, обозначьте ударение.

 

                                                                                                       49

 

 

Слова для диктанта: здоровье, печенье, окошко, крылышко, серд-

це, сердечко, солнце, солнышко, кольцо, колечко, блюдце, блюдечко,

хозяйство, небо, варенье, платье, местечко, крылечко, яблоко,

чудо, бревнышко, полотенце.

- Запомните, имена существительные  среднего рода имеют окон-

чания -о, -е; никогда не имеют  окончания -а: блюдце, блюдечко,

зернышко.

      На третьем  этапе урока учащиеся занимались  составлени-

ем высказывания по жанровой картинке. Для этого предлагались

следующие виды работы:

Работа с иллюстрацией в учебнике: упр. № 420 (Рамзаева Т.Г.

Русский язык. Учебник для 3 класса четырехлетней начальной

школы. - М., 1992. - С. 158). Учащимся предлагалось рассмотреть

картинку и ответить на вопросы:

- Что изображено на  картинке? (Дети работают в теплице). Как

ее можно озаглавить? (Дружная  работа в теплице). Какова ее ос-

новная мысль? (Хорошо работают ребята в школьной теплице).

Основная мысль картинки определяет и основную мысль текста,

который мы будем составлять.

      Вопросы  по содержанию картинки:

- Ответьте на вопросы  учебника с опорой на картинку.

      1. Где работают  школьники? 2. Чем заняты ребята? Кто  что

делает?

      Работа по  созданию текста. Начиналась работа  с поясне-

ний учителя:

- Нам необходимо составить  рассказ. Для этого мы используем

вопросы, слова для справок  и жанровую картинку. Затем уча-

щимся предлагалось озаглавить текст:

- Прежде, чем составлять  рассказ, его надо озаглавить. Какой

заголовок подойдет к данному  тексту? Варианты: - В школьной

теплице. - Дружная работа. Можно ли его озаглавить так же,

как мы озаглавили картинку? (Можно, так как у них одна и  та же

основная мысль).

      Коллективное  составление плана текста, лексико-стилис-

тическая работа: Работа над  первой частью рассказа. Учащим-

ся предлагались вопросы:

- Сколько частей будет  в вашем тексте и какие? (Три.  Начало,

основная часть и концовка).

                                                               50- О чем мы расскажем в первой  части? (Где происходит действие).

Какие слова мы будем использовать в первой части, из тех, что

даны в учебнике? (в теплице). Посмотрите еще раз на картинку и

составьте свои предложения. Варианты: У нас есть большая

школьная теплица. В ней  тепло и светло, Хорошо у нас  в тепли-

це. Допишите свои опорные  слова к первой части (тепло, свет-

ло), (хорошо). Как мы озаглавим  первую часть рассказа? (Школь-

ная теплица).

       Работа  над второй частью рассказа. Учащимся  предлага-

лись вопросы:

- О чем расскажем во  второй части? (Что мы видим  в школьной

теплице). Какие слова мы будем использовать во второй части,

из тех, что даны в учебнике? (тюльпаны, помидоры). Посмотри-

те на картинку и составьте  свои предложения (На грядках алеют

тюльпаны. Цветы очень  красивые. Созрели в теплице крупные

красные помидоры). Дополните  список опорных слов (алеют,

красивые, крупные, красные). Как озаглавим вторую часть рас-

сказа? Вариант: Что растет в теплице.

       Работа  над третьей частью рассказа. Учащимся предлага-

лись вопросы:

- В третьей части мы  будем говорить о том, чем  занимаются ре-

бята. Какие выражения  из учебника будем использовать? (сни-

мают с кустов, поливают, рыхлят землю). Составьте свои пред-

ложения к третьей части. Чтобы избежать повторений и более

логично изложить содержание этой части рассказа, дайте детям

имена. (Все работают. Маша и Коля поливают тюльпаны. Настя

рыхлит землю граблями. Другие ребята заняты сбором урожая.

Школьники осторожно срывают  с кустов плоды и кладут их в

ящики. Саше повезло, он отыскал  помидор-великан. В теплице

богатый урожай). Допишите свои опорные слова (грабли, уро-

Информация о работе Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности