Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 13:43, дипломная работа

Описание работы

В работе представлено теоретическое обоснование методики формирования коммуникативных умений младших школьников с использованием собственных рисунков детей. Кроме того, в данном пособии описана система работы по использованию собственных рисунков детей для развития речи на примере уроков русского языка в 3 классе (1-4).

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 236.39 Кб (Скачать файл)

    сочинений (Т.А.  Ладыженская);

4)    повествование,  описание, рассуждение – функционально-

    смысловые типы  речи (О.А. Нечаева, Е.И. Никитина, А.И.

    Мамалыга и др.).

       В мы  будем пользоваться термином  «функционально-

смысловые типы речи», поскольку  в нем отражен полный под-

                                                             20ход к речи, с учетом ее  общесмыслового и структурного  значения, а

также функциональных особенностей. Эти общесмысловые значе-

ния в соответствии с характером мыслительных связей в одних слу-

чаях являются перечислением  одновременных явлений, то есть опи-

санием предмета в широком  понимании; в других – выражают после-

довательные или развивающиеся  действия, состояния, что соответ-

ствует в речи повествованию; в-третьих, выражают причинно-след-

ственные выводные отношения, что соответствует в речи рассужде-

нию; в-четвертых, выражают оценку предмета или явления.

        Интерес  к описанию, повествованию, рассуждению  и оценке

давно возник в учебно-методических целях, и это не случайно: жела-

ние обучать разновидностям речи стихийно приводило методистов к

этим типам монологических высказываний.

        Безусловно, знания о типах речи, различных  способах

выражения типового значения, об особенностях употребления

языковых средств имеют  немаловажное значение для методики

развития связной речи. Это связано с тем, что в  процессе речи

человеку приходится создавать  и воспринимать высказывания

различных типов: то о последовательно  сменяющих друг друга

действиях, то о признаках  предметов, места, о состоянии окру-

жающей среды или человека, то о причинах или следствиях тех

или иных свойств, явлений, то о своей оценке чего-либо, поэто-

му, чтобы полноценно общаться, учащиеся должны создавать и

воспринимать различные  высказывания, то есть, владеть умени-

ем оформлять высказывание в соответствии с типом речи, задан-

ным ситуацией общения.

        Однако  не следует отождествлять в  школьной практике

жанры сочинений и функционально-смысловые  типы речи. О.А.

Нечаева считает, что подобное отождествление – один из основ-

ных недостатков методики обучения сочинениям разных типов,

который выражается в пока еще недостаточном уровне языково-

го оформления творческих работ учащихся. Чтобы устранить  этот

недостаток, по ее мнению, необходимо четко определить: 1) ос-

нования для разграничения  типов речи: повествования, описа-

ния, рассуждения и оценки; 2) характерные языковые особеннос-

ти типов речи; 3) лингвистические  умения и навыки учащихся в

работе над сочинениями  разных типов (12.2). О.А. Нечаева говорит

                                                               21

 

 

о необходимости работы над  текстом в школе на типологической

основе, что «дает возможность  обучать языковым построениям и

средствам в речевом потоке дифференцированно в зависимости  от

логико-смыслового и связанного с ним языкового аспекта, а  не гово-

рить о языковых средствах  вообще или только о жанрово-смысловой

организации сочинений» (12.2, с. 151).

        Поэтому  считаем необходимым коротко  охарактеризо-

вать особенности функционально-смысловых  типов речи, особен-

но актуальных для речевой  практики младших школьников –

повествование, описание и  рассуждение.

        В  методике и в лингвистике есть  разные определения по-

нятия «повествование», но каждое из них строится с учетом ло-

гической основы и функции  типа речи.

        В  повествовании говорится о последовательных  действи-

ях, мир представлен в  динамике, то есть воспринимается в  дви-

жении, во времени. Объектом повествования является лицо, со-

вершающее действия, сменяющие  друг друга во времени. Пове-

ствование, как и другие типы речи, имеет свои композиционные,

логико-смысловые и языковые особенности.

        Обычно  для повествования характерна  трехчастная ком-

позиция: начало, основная часть, которая может состоять из не-

скольких микротем, и концовка.

        Логико-смысловая  (типологическая) структура любого

типа речи опирается на: 1) логическую основу; 2) функцию пове-

ствования, описания или рассуждения  как типа речи; 3) характер

объекта мысли и речи.

        Итак, логико-смысловая природа данного  типа речи следующая:

        1) логическая  основа – «диахронность» (последователь-

ность) явлений в форме  предложений повествования, то есть пос-

ледовательное изменение  действий, движение во времени;

        2) функция  в речи – сообщение о развивающихся,  изме-

няющихся, последовательно  сменяющих друг друга действиях

(явлениях, событиях и т.  д.);

        3) характер  объекта мысли и речи – субъектно-объектная

речь: объект речи – рассказ  о развивающихся действиях, произ-

водимых 1, 2, 3 лицом, т.е. субъектом (1.2).

        Основная  функция повествования – информативная  (целевая

                                                                22

 

 

установка – сообщить, рассказать). В соответствии с этой функцией

тексты типа повествования  строятся как рассказы о событиях, дей-

ствиях.

        Языковые  особенности повествования. Основная  специфи-

ческая черта повествования  – динамизм, который реализуется  за

счет использования глаголов. По словам Т.В. Бронской, «... гла-

голы-предикаты, называющие действия, и акциональная рема-

тическая доминанта как  главный фактор, образующий смысло-

вую структуру повествования» (3.2, с.7), составляют основу дан-

ного типа речи. Для передачи действий в их временных связях

используются, прежде всего, возможности временных форм гла-

гола, с помощью которых  повествование получает основной при-

знак – глагольность. Чаще всего используются глагольные фор-

мы прошедшего времени  совершенного вида.

        Однако  могут быть использованы и  другие формы глаго-

ла. В основном эти формы  применяются с целью придания тек-

сту выразительности, так  как необычность употребления одной

формы вместо другой, привычной, порождает различные эксп-

рессивно-смысловые оттенки, обогащающие высказывание. На-

пример, глаголы прошедшего времени несовершенного вида дают

возможность выделить одно действие, подчеркнув его длитель-

ность. Иногда эта временная  форма усиливается словом долго.

Глаголы настоящего времени  позволяют представить действия

как бы происходящими на глазах читателя. Формы будущего

совершенного с частицей как, а также формы типа хлоп, прыг

помогают подчеркнуть  стремительность, неожиданность того или

иного действия.

        К  лексическим средствам относятся  семантические ряды

глаголов с различным  значением характера протекания действия

во времени (начала, конца, внезапности, повторяемости и т. д.).

        Для  того чтобы обеспечить соединительное  перечисление

событий, используются, во-первых, глаголы со значением нача-

ла действия (начали, стали); во-вторых, слова и выражения, обо-

значающие время (сначала, затем, потом, после этого, немного

погодя, позже, через некоторое  время, позднее, дальше, тут, тог-

да, наконец и др.).

        В  описательном типе речи перечисляются  одновремен-

                                                              23

 

 

ные явления, мир представлен  в статике, то есть воспринимается

предметно, одномоментно. Объект описания носит однопредметный

характер: это картина  природы, какая-либо обстановка, или  это чело-

век, животное; может быть, и какой-нибудь неодушевленный пред-

мет. При описании этот объект речи раскрывается: уточняется его

форма, состав, структура, свойства, качества, назначение и т. д. Пу-

тем перечисления признаков, характерных для конкретного  момента

обстановки, картины, предмета или вообще присущих этому объекту

речи.

        Композиционные  особенности описания таковы: главная

мысль чаще всего заключена  в первом предложении, в основной

части дано описание особенностей того или иного предмета, явле-

ния, живого существа.

        Логико-смысловая  природа данного типа речи:

1)    логическая основа  – синхронность (одновременность)  явле-

     ний;

2)    функция типа  речи – сообщение об одновременных  призна-

     ках предметов  (явлений);

3)    характер объекта  мысли и речи – объектная  речь (1.2.).

        По  характеру описываемых признаков  описания делятся

на статичные и описания процессов, действий; по полноте изло-

жения – на развернутые (подробные) и сжатые (краткие). Рече-

вые жанры описания – пейзаж, портрет, характеристика, описа-

ние предмета, интерьера, животного  и т. д.

        Языковые  особенности выражены в описании  так же, как

и в повествовании, соответствующими языковыми средствами,

однако эти средства языка  преследуют иную цель – раскрытие

объекта речи в описании. С этой целью в описании употребля-

ются языковые категории, раскрывающие сополагающие призна-

ки фактов, явлений, предметов: качественно-именные конструк-

ции; слова с качественным и пространственным значением; эмо-

ционально-оценочная лексика; глаголы несовершенного вида;

изъявительное наклонение; глаголы  одного временного плана;

абсолютные видо-временные  формы глагола, передающие ста-

тичность описания.

        Грамматически  описание отличается особенностями  в

выражении предикативности (модальности и времени). Модальность

                                                                 24

 

 

в описании реальная, прямая. Это обусловлено тем, что описание –

констатирующая речь, в  которой утверждается наличие или  отсут-

ствие каких-либо признаков  описываемого предмета. В описании пе-

редается значение реальности явлений – иначе – прямое отношение

действия к действительности, что выражается формами изъявитель-

ного наклонения. В описании используются глагольные формы с  пря-

мой модальностью, очень ограниченно  – вводные слова и возможны

модальные предикативные  слова только с описывающей модальнос-

тью.

        Категория  времени в описании имеет свои  особенности.

Описание может быть в  форме настоящего, прошедшего или  бу-

дущего времени. Своеобразие  категории времени в описательном

типе речи в том, что  в описании, по причине статичности  содер-

жания, требуется единый временной  план. Одновременность при-

знаков в описании выражается именно таким образом, что в каж-

дом описательном контексте  глаголы употребляются в одном

абсолютном времени без  смещения во времени. Однако иногда

наблюдается сочетание прошедшего времени с настоящим (гла-

голы совершенного вида с  перфектным значением). Такие фор-

мы глагола обозначают признак предмета как результат  того, что

свершилось в прошлом, и этот результат является одновремен-

ным с признаками в настоящем  времени. Употребление описа-

ния в настоящем времени  на фоне прошедшего также возможно

в стилистических целях.

        Однородные  компоненты описания (предложения,  выра-

жающие суждения) начинаются обычно опорными словами пе-

речисления или словами, непосредственно обозначающими  при-

знак описываемого объекта, они несут в себе ударение перечис-

ления, что придает описанию перечислительную интонацию.

        Помимо  грамматических и лексических  средств, характер-

ных для данного типа речи, выделяют и синтаксические – раз-

личные виды предложений, которые имеют свои особенности

функционирования в том  или ином типе речи. В описании чаще

всего используются номинативные и эллиптические предложения,

так как глагол часто отсутствует.

        Многие  исследователи подчеркивают, что  «повествова-

ние как тип речи противопоставлено  описанию» (11.2, с.100). Отсюда

                                                               25

 

 

следует важный методический вывод о необходимости обучения де-

тей описанию в сопоставлении  и противопоставлении с повествова-

нием, это подсказывается самой сущностью функционально-смыс-

ловых типов речи. В обновленных  учебниках по русскому языку для

начальной школы Т.Г. Рамзаевой  указанная идея частично реализу-

ется. Так, в учебнике для  второго класса присутствует вводная  тема,

при работе, над которой  учащиеся знакомятся одновременно с  тремя

типами речи (13.2, с. 62).

        Рассуждение  – это не только категория  логики, но и кате-

гория языка. «Рассуждением  называется такой тип речи, кото-

рый характеризуется особыми  отношениями между входящими

в его состав суждениями, образующими умозаключение, и спе-

цифической языковой структурой, зависящей не только от при-

чинно-следственной логической основы рассуждения, но и от

смыслового значения выводного  суждения» (6.2). Рассуждение

передает ход развития мысли, идеи, мир в причинно-следствен-

ных связях.

        Композиция  рассуждения обычно имеет следующие  части:

Информация о работе Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности