Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 13:43, дипломная работа
В работе представлено теоретическое обоснование методики формирования коммуникативных умений младших школьников с использованием собственных рисунков детей. Кроме того, в данном пособии описана система работы по использованию собственных рисунков детей для развития речи на примере уроков русского языка в 3 классе (1-4).
сочинений (Т.А. Ладыженская);
4) повествование, описание, рассуждение – функционально-
смысловые типы речи (О.А. Нечаева, Е.И. Никитина, А.И.
Мамалыга и др.).
В мы будем пользоваться термином «функционально-
смысловые типы речи», поскольку в нем отражен полный под-
также функциональных особенностей. Эти общесмысловые значе-
ния в соответствии с характером мыслительных связей в одних слу-
чаях являются перечислением одновременных явлений, то есть опи-
санием предмета в широком понимании; в других – выражают после-
довательные или развивающиеся действия, состояния, что соответ-
ствует в речи повествованию; в-третьих, выражают причинно-след-
ственные выводные отношения, что соответствует в речи рассужде-
нию; в-четвертых, выражают оценку предмета или явления.
Интерес к описанию, повествованию, рассуждению и оценке
давно возник в учебно-методических целях, и это не случайно: жела-
ние обучать разновидностям речи стихийно приводило методистов к
этим типам монологических высказываний.
Безусловно, знания о типах речи, различных способах
выражения типового значения, об особенностях употребления
языковых средств имеют немаловажное значение для методики
развития связной речи. Это связано с тем, что в процессе речи
человеку приходится создавать и воспринимать высказывания
различных типов: то о последовательно сменяющих друг друга
действиях, то о признаках предметов, места, о состоянии окру-
жающей среды или человека, то о причинах или следствиях тех
или иных свойств, явлений, то о своей оценке чего-либо, поэто-
му, чтобы полноценно общаться, учащиеся должны создавать и
воспринимать различные высказывания, то есть, владеть умени-
ем оформлять высказывание в соответствии с типом речи, задан-
ным ситуацией общения.
Однако не следует отождествлять в школьной практике
жанры сочинений и функционально-
Нечаева считает, что подобное отождествление – один из основ-
ных недостатков методики обучения сочинениям разных типов,
который выражается в пока еще недостаточном уровне языково-
го оформления творческих работ учащихся. Чтобы устранить этот
недостаток, по ее мнению, необходимо четко определить: 1) ос-
нования для разграничения типов речи: повествования, описа-
ния, рассуждения и оценки; 2) характерные языковые особеннос-
ти типов речи; 3) лингвистические умения и навыки учащихся в
работе над сочинениями разных типов (12.2). О.А. Нечаева говорит
о необходимости работы над текстом в школе на типологической
основе, что «дает возможность обучать языковым построениям и
средствам в речевом потоке
дифференцированно в
логико-смыслового и связанного с ним языкового аспекта, а не гово-
рить о языковых средствах вообще или только о жанрово-смысловой
организации сочинений» (12.2, с. 151).
Поэтому считаем необходимым коротко охарактеризо-
вать особенности
но актуальных для речевой практики младших школьников –
повествование, описание и рассуждение.
В методике и в лингвистике есть разные определения по-
нятия «повествование», но каждое из них строится с учетом ло-
гической основы и функции типа речи.
В
повествовании говорится о
ях, мир представлен в динамике, то есть воспринимается в дви-
жении, во времени. Объектом повествования является лицо, со-
вершающее действия, сменяющие друг друга во времени. Пове-
ствование, как и другие типы речи, имеет свои композиционные,
логико-смысловые и языковые особенности.
Обычно для повествования характерна трехчастная ком-
позиция: начало, основная часть, которая может состоять из не-
скольких микротем, и концовка.
Логико-смысловая (типологическая) структура любого
типа речи опирается на: 1) логическую основу; 2) функцию пове-
ствования, описания или рассуждения как типа речи; 3) характер
объекта мысли и речи.
Итак,
логико-смысловая природа
1) логическая основа – «диахронность» (последователь-
ность) явлений в форме предложений повествования, то есть пос-
ледовательное изменение действий, движение во времени;
2) функция
в речи – сообщение о
няющихся, последовательно сменяющих друг друга действиях
(явлениях, событиях и т. д.);
3) характер
объекта мысли и речи –
речь: объект речи – рассказ о развивающихся действиях, произ-
водимых 1, 2, 3 лицом, т.е. субъектом (1.2).
Основная
функция повествования –
установка – сообщить, рассказать). В соответствии с этой функцией
тексты типа повествования строятся как рассказы о событиях, дей-
ствиях.
Языковые
особенности повествования.
ческая черта повествования – динамизм, который реализуется за
счет использования глаголов. По словам Т.В. Бронской, «... гла-
голы-предикаты, называющие действия, и акциональная рема-
тическая доминанта как главный фактор, образующий смысло-
вую структуру повествования» (3.2, с.7), составляют основу дан-
ного типа речи. Для передачи действий в их временных связях
используются, прежде всего, возможности временных форм гла-
гола, с помощью которых повествование получает основной при-
знак – глагольность. Чаще всего используются глагольные фор-
мы прошедшего времени совершенного вида.
Однако могут быть использованы и другие формы глаго-
ла. В основном эти формы применяются с целью придания тек-
сту выразительности, так как необычность употребления одной
формы вместо другой, привычной, порождает различные эксп-
рессивно-смысловые оттенки, обогащающие высказывание. На-
пример, глаголы прошедшего времени несовершенного вида дают
возможность выделить одно действие, подчеркнув его длитель-
ность. Иногда эта временная форма усиливается словом долго.
Глаголы настоящего времени позволяют представить действия
как бы происходящими на глазах читателя. Формы будущего
совершенного с частицей как, а также формы типа хлоп, прыг
помогают подчеркнуть стремительность, неожиданность того или
иного действия.
К
лексическим средствам
глаголов с различным значением характера протекания действия
во времени (начала, конца, внезапности, повторяемости и т. д.).
Для
того чтобы обеспечить
событий, используются, во-первых, глаголы со значением нача-
ла действия (начали, стали); во-вторых, слова и выражения, обо-
значающие время (сначала, затем, потом, после этого, немного
погодя, позже, через некоторое время, позднее, дальше, тут, тог-
да, наконец и др.).
В
описательном типе речи
ные явления, мир представлен в статике, то есть воспринимается
предметно, одномоментно. Объект описания носит однопредметный
характер: это картина природы, какая-либо обстановка, или это чело-
век, животное; может быть, и какой-нибудь неодушевленный пред-
мет. При описании этот объект речи раскрывается: уточняется его
форма, состав, структура, свойства, качества, назначение и т. д. Пу-
тем перечисления признаков, характерных для конкретного момента
обстановки, картины, предмета или вообще присущих этому объекту
речи.
Композиционные особенности описания таковы: главная
мысль чаще всего заключена в первом предложении, в основной
части дано описание особенностей того или иного предмета, явле-
ния, живого существа.
Логико-смысловая природа данного типа речи:
1) логическая основа – синхронность (одновременность) явле-
ний;
2) функция типа
речи – сообщение об
ках предметов (явлений);
3) характер объекта мысли и речи – объектная речь (1.2.).
По
характеру описываемых
на статичные и описания процессов, действий; по полноте изло-
жения – на развернутые (подробные) и сжатые (краткие). Рече-
вые жанры описания – пейзаж, портрет, характеристика, описа-
ние предмета, интерьера, животного и т. д.
Языковые
особенности выражены в
и в повествовании, соответствующими языковыми средствами,
однако эти средства языка преследуют иную цель – раскрытие
объекта речи в описании. С этой целью в описании употребля-
ются языковые категории, раскрывающие сополагающие призна-
ки фактов, явлений, предметов: качественно-именные конструк-
ции; слова с качественным и пространственным значением; эмо-
ционально-оценочная лексика; глаголы несовершенного вида;
изъявительное наклонение; глаголы одного временного плана;
абсолютные видо-временные формы глагола, передающие ста-
тичность описания.
Грамматически
описание отличается
выражении предикативности (модальности и времени). Модальность
в описании реальная, прямая. Это обусловлено тем, что описание –
констатирующая речь, в которой утверждается наличие или отсут-
ствие каких-либо признаков описываемого предмета. В описании пе-
редается значение реальности явлений – иначе – прямое отношение
действия к действительности, что выражается формами изъявитель-
ного наклонения. В описании используются глагольные формы с пря-
мой модальностью, очень ограниченно – вводные слова и возможны
модальные предикативные слова только с описывающей модальнос-
тью.
Категория времени в описании имеет свои особенности.
Описание может быть в форме настоящего, прошедшего или бу-
дущего времени. Своеобразие
категории времени в
типе речи в том, что в описании, по причине статичности содер-
жания, требуется единый временной план. Одновременность при-
знаков в описании выражается именно таким образом, что в каж-
дом описательном контексте глаголы употребляются в одном
абсолютном времени без смещения во времени. Однако иногда
наблюдается сочетание прошедшего времени с настоящим (гла-
голы совершенного вида с перфектным значением). Такие фор-
мы глагола обозначают признак предмета как результат того, что
свершилось в прошлом, и этот результат является одновремен-
ным с признаками в настоящем времени. Употребление описа-
ния в настоящем времени на фоне прошедшего также возможно
в стилистических целях.
Однородные компоненты описания (предложения, выра-
жающие суждения) начинаются обычно опорными словами пе-
речисления или словами, непосредственно обозначающими при-
знак описываемого объекта, они несут в себе ударение перечис-
ления, что придает описанию перечислительную интонацию.
Помимо грамматических и лексических средств, характер-
ных для данного типа речи, выделяют и синтаксические – раз-
личные виды предложений, которые имеют свои особенности
функционирования в том или ином типе речи. В описании чаще
всего используются номинативные и эллиптические предложения,
так как глагол часто отсутствует.
Многие исследователи подчеркивают, что «повествова-
ние как тип речи противопоставлено описанию» (11.2, с.100). Отсюда
следует важный методический вывод о необходимости обучения де-
тей описанию в сопоставлении и противопоставлении с повествова-
нием, это подсказывается
самой сущностью функционально-
ловых типов речи. В обновленных учебниках по русскому языку для
начальной школы Т.Г. Рамзаевой указанная идея частично реализу-
ется. Так, в учебнике для второго класса присутствует вводная тема,
при работе, над которой учащиеся знакомятся одновременно с тремя
типами речи (13.2, с. 62).
Рассуждение – это не только категория логики, но и кате-
гория языка. «Рассуждением называется такой тип речи, кото-
рый характеризуется особыми отношениями между входящими
в его состав суждениями, образующими умозаключение, и спе-
цифической языковой структурой, зависящей не только от при-
чинно-следственной логической основы рассуждения, но и от
смыслового значения выводного суждения» (6.2). Рассуждение
передает ход развития мысли, идеи, мир в причинно-следствен-
ных связях.
Композиция
рассуждения обычно имеет