Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 13:43, дипломная работа
В работе представлено теоретическое обоснование методики формирования коммуникативных умений младших школьников с использованием собственных рисунков детей. Кроме того, в данном пособии описана система работы по использованию собственных рисунков детей для развития речи на примере уроков русского языка в 3 классе (1-4).
6.1. Лингвистический
ва. – М., 1990. – 685 с.
7.1. Лосева Л.М. Как строится текст. – М., 1980. – 96 с.
8.1. Львов М.Р. Словарь–справочник по методике русского языка. – М., 1997.
– 256 с.
9.1. Москальская О.И. Грамматика текста. – М., 1981. – 183 с.
10.1. Рождественский Н.С. О языке и речи в начальном обучении // На-
чальная школа. – 1992. – № 9–10. – С. 9–13.
11.1. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. – М., 1991. – 181 с.
12.1. Тураева З.Я. Лингвистика текста: текст: структура и семантика. –
М., 1986. – 126 с.
РАЗДЕЛ 1.1.2. Теоретические сведения, необходимые
для формирования коммуникативных умений
Умение создавать высказывание в соответствии с темой
и раскрывать основную мысль
Для формирования
коммуникативного умения
высказывание в соответствии с темой необходимы знания о том,
что такое тема текста. Данное коммуникативное умение, по мне-
нию М.Р. Львова, считается одним из главных коммуникатив-
ных умений учащихся (9.2.). Тема – это предмет высказывания
или то, о чем говорится в тексте. В ЛТ тема – это смысловое ядро
текста. Понятие темы, как указывалось выше, соотносится с ка-
тегорией информативности. В единстве темы проявляется такая
категория текста, как цельность (смысловая цельность) текста.
В ЛТ понятие темы рассматривалось О.И. Москальской (10.2.).
Формирование
коммуникативного умения
ную мысль текста основано на понятии «основная (главная) мысль»
текста. Основная мысль текста – это то, что говорится о предмете
высказывания. В ЛТ данное понятие также соотносится с катего-
рией информативности, поскольку в тексте присутствует содержа-
тельно-подтекстная и
В первой заложен скрытый смысл, извлекаемый из описания фак-
тов, явлений, событий. Во второй раскрывается авторское понима-
ние отношений между данными явлениями, фактами, событиями.
Раскрытие содержательно-подтекстной и содержательно-концепту-
альной информации – это раскрытие основной мысли.
Заметим,
что для раскрытия
информации ученик должен
владеть еще и умением
например, через языковые средства, свое отношение, давать
оценку предмету высказывания.
Умение озаглавливать
Для формирования
коммуникативного умения
вать высказывание необходимо понятие заголовок (название).
Данное понятие соотносится в ЛТ с категорией завершенности.
Ведущее свойство заголовка
– «ограничивать текст и
его завершенностью» (4.2, с.134). Заголовок – представленная в
сжатом виде содержательно-концептуальная информация, кото-
рая в процессе развертывания высказывания распрямляется, ли-
нейно организуется, интегрируется и завершается в концовке
высказывания.
Умение составлять план, последовательно излагать и ком-
позиционно оформлять высказывание
Формирование
структурно-композиционных
ших школьников (составлять план, последовательно излагать,
правильно композиционно оформлять) опирается на ряд линг-
вистических понятий.
Лингвистическими
основами умения составлять
ста и последовательно излагать высказывание являются понятие
микротема (Л.М. Лосева) и понятие структурные части текста,
которое подробно рассматривается в ЛТ (И.В. Арнольд, Г.А.
Золотова, Н.Д. Зарубина, Л.М. Лосева, О.И. Москальская, Г.Я.
Солганик, И.А. Фигуровский, Е.И. Шендельс и др.).
Заметим, что последовательно изложить текст ребенок
может, опираясь на план текста, поэтому важно сформировать у
школьников умение планировать высказывание.
Основными
структурными элементами
предложения (фразы, высказывания, текстемы), группы предло-
жений (фразовые единства или фразовые ансамбли, сверхфразо-
вые единства (СФЕ), сложные синтаксические целые (ССЦ), союз
текстем, прозаические строфы),
более крупные объединения
ложений – текстовые ансамбли (коммуникативные блоки, пре-
дикативно-релятивные комплексы), еще более крупные объедине-
ния – абзац, параграф, глава, часть.
Микротема (подтема) в ЛТ соотносится со сложным син-
таксическим целым, существенным признаком которого, наряду
с наличием внутренних грамматических связей, является его те-
матическое единство. Микротема отражает содержание несколь-
ких самостоятельных предложений большого текста, связанных
одной мыслью. Микротема обычно соответствует одному пунк-
ту плана в высказывании, следовательно, ученик, чтобы соста-
вить план, должен уметь определять микротемы текста, или бу-
дущего высказывания.
Существенное
методическое значение для
структурно-композиционных умений школьников имеет выделе-
ние абзаца. И.В. Арнольд дает следующее определение понятию
«абзац»: «Абзацем называется отрезок письменной речи от од-
ной красной строчки до другой, функционирующий как ССЦ и
составляющий относительно
законченный отрезок
го текста» (2.2, с. 244). Выделение абзаца способствует формиро-
ванию коммуникативного умения правильно композиционно офор-
млять высказывание.
Однако одного понятия «абзац» недостаточно для форми-
рования данного коммуникативного умения, необходимо пони-
мать, что такое композиция.
Композиция – это состав и определенное расположение ча-
стей, элементов и образов произведения в некоторой значимой
временной последовательности. В широком смысле слова ком-
позиция – это структура художественной формы, и первая ее фун-
кция – «держать» элементы целого, делать целое из отдельных
частей (5.2, с. 127).
Композиция
текста обычно трехчастная:
часть, концовка (8.2, с. 9). Однако каждый функционально-смыс-
ловой тип речи имеет свои композиционные особенности, о ко-
торых будет сказано ниже (см. с. 20). Композиционное оформле-
ние текста помогает последовательно и более полно раскрыть его
содержание и смысл. В процессе структурирования текста и со-
здания его композиционной формы проявляются категории связ-
ности и завершенности.
Умение связно излагать
Для формирования
коммуникативного умения
лагать высказывание необходимы знания о средствах, типах и
видах связи и тема-рематических цепочках.
На основе
материала, изложенного Л.М.
вым, обозначим следующие виды связи между единицами текста:
1. Содержательные, событийные, сюжетные.
2. Логические.
3. Лексические: повторы слов, синонимические связи, ан-
тонимические отношения.
4. Стилистические (весь текст в одном стиле или целесо-
образная смена стилей).
Учеными выделяются следующие средства связи в тексте:
1. Замены: местоименные, наречные.
2. Вводные
слова и предложения,
ции, частицы и союзы.
3. Вопросительные предложения.
4. Интонационные связи (на письме представлены пунк-
туационными знаками).
Связующим средством в ССЦ может служить тип связи
между предложениями. Учеными, занимающимися исследовани-
ями текста, его единиц и связей между ними, выделяются следую-
щие типы связи между предложениями в тексте: цепная и парал-
лельная. Кроме того, существует такой вид цепной связи, как
возврат к прошлому: 3←2←1.
Для реализации цепной (последовательной) связи исполь-
зуются такие средства, как синтаксический повтор, синонимы,
местоимения и т.п.
Для осуществления
параллельной связи
кое средство, как параллелизм построения предложений, выра-
жающийся в использовании глаголов с единым временным пла-
ном, одинакового порядка слов, анафорических элементов и т.п.
С категориями последовательности, связности и цельнос-
ти соотносятся тема-
матических цепочек построена теория актуального членения
предложения (Л.Н. Мурзин, А.С. Штерн и др.).
Теория актуального членения предложения
Теорию
актуального членения
Ковтунова, Т. Николаева) в данном пособии изложим на основе мате-
риала, представленного О.М. Казарцевой, Н.Н. Сергеевой и М.С.Со-
ловейчик (7.2, 14.2).
Текст создается для того, чтобы развить мысль (замысел),
а не просто ее выразить. Развитие мысли требует смены синтак-
сических конструкций. Суть этого явления в том, что каждое пос-
ледующее предложение опирается на предшествующее, продви-
гая высказывание от известного («данного») к неизвестному («но-
вому»), вследствие чего образуется цепочка предложений, имею-
щая начало и конец, определяющая границы текста. Это явление
и называется актуальным членением предложения. «Данное» в
лингвистике называется темой, а «новое» – ремой.
В
теме повторяется часть
ложения, и это повторение выполняет функцию связующего звена.
В
реме содержится новая
ет, обогащает смысл высказывания, движет мысль вперед.
Лингвистами
установлено, что «скрепляются»
ния с помощью «данных» каждого из них. При этом связь может
быть цепной (последовательной) и параллельной.
При цепной (последовательной) связи возникает своеоб-
разная цепочка: то, что было «новым», в следующем предложе-
нии становится данным, к нему добавляется «новое», оно опять
становится «данным» и т. д.
Д1 Н1 Д2 Н2
Мальчик пошел
на горку. Горка была в
Д3 Н3 Д4 Н4
Двор всегда полон ребят. Ребята весело катались.
Данную
тема-рематическую цепочку
в виде схемы (см. Схему 1):
При параллельной связи возникает как бы «пучок» мыслей: в
нескольких предложениях «данное» одно, а «новое» в каждом свое.
Д1 Н1 Д2 Н2
Москва – столица России. Это политический, культурный и
промышленный центр страны. Москва – крупный транспортный
узел.
Представленную
тема-рематическую цепочку
зить в виде схемы (см. Схему 2):
Умение создавать высказывание соответствующего
типа (жанра) речи и стиля
Для формирования
коммуникативного умения
высказывание соответствующего типа (жанра) речи и стиля не-
обходимо понятие литературная обработка текста, под кото-
рой подразумевается придание тексту соответствующего жанро-
вого оформления (повествование, описание, рассуждение) и соот-
ветствующей стилистической окраски.
Остановимся на жанровом оформлении текста, под которым
понимается выражение в языке связей между явлениями действи-
тельности на сверхфразовом уровне в виде функционально-смыс-
ловых типов речи: описания, повествования, рассуждения и оценки.
Функционально-смысловые типы
описание, повествование и рассуждение
Как термины методические, логические и филологичес-
кие они давно использовались в литературе, причем, с различ-
ным толкованием.
Анализ
научно-методической и
туры по проблеме функционально-смысловых типов речи позво-
ляет сделать вывод, что в понимании сущности и определении
понятий «описание», «повествование» и «рассуждение» сложи-
лись следующие основные направления:
1) повествование, описание,
рассуждение – «роды
(М.В. Ломоносов);
2) повествование, описание, рассуждение – виды ученических
сочинений (Ф.И. Буслаев, Е.В. Белявский, С.В. Преображен-
ский, А.Д. Алферов, А.В. Миртов, М.А. Тюкалов, Н.С. Дер-
жавин, К.Б. Бархин и др.);
3) повествование, описание, рассуждение – жанры школьных