Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 13:43, дипломная работа

Описание работы

В работе представлено теоретическое обоснование методики формирования коммуникативных умений младших школьников с использованием собственных рисунков детей. Кроме того, в данном пособии описана система работы по использованию собственных рисунков детей для развития речи на примере уроков русского языка в 3 классе (1-4).

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 236.39 Кб (Скачать файл)

6.1. Лингвистический энциклопедический  словарь / Гл. ред. В.Н. Ярце-

  ва. – М., 1990. – 685 с.

7.1. Лосева Л.М. Как строится  текст. – М., 1980. – 96 с.

                                                                 13

 

 

8.1. Львов М.Р. Словарь–справочник  по методике русского языка.  – М., 1997.

  – 256 с.

9.1. Москальская О.И. Грамматика  текста. – М., 1981. – 183 с.

10.1. Рождественский Н.С.  О языке и речи в начальном  обучении // На-

  чальная школа. –  1992. – № 9–10. – С. 9–13.

11.1. Солганик Г.Я. Синтаксическая  стилистика. – М., 1991. – 181 с.

12.1. Тураева З.Я. Лингвистика  текста: текст: структура и семантика.  –

  М., 1986. – 126 с.

 

      РАЗДЕЛ 1.1.2. Теоретические сведения, необходимые

       для формирования  коммуникативных умений

 

    Умение создавать  высказывание в соответствии  с темой

              и раскрывать основную мысль

 

      Для формирования  коммуникативного умения создавать

высказывание в соответствии с темой необходимы знания о том,

что такое тема текста. Данное коммуникативное умение, по мне-

нию М.Р. Львова, считается  одним из главных коммуникатив-

ных умений учащихся (9.2.). Тема – это предмет высказывания

или то, о чем говорится  в тексте. В ЛТ тема – это смысловое  ядро

текста. Понятие темы, как  указывалось выше, соотносится с  ка-

тегорией информативности. В единстве темы проявляется такая

категория текста, как цельность (смысловая цельность) текста.

В ЛТ понятие темы рассматривалось  О.И. Москальской (10.2.).

      Формирование  коммуникативного умения раскрывать  глав-

ную мысль текста основано на понятии «основная (главная) мысль»

текста. Основная мысль текста – это то, что говорится о  предмете

высказывания. В ЛТ данное понятие также соотносится с  катего-

рией информативности, поскольку  в тексте присутствует содержа-

тельно-подтекстная и содержательно-концептуальная информация.

В первой заложен скрытый  смысл, извлекаемый из описания фак-

тов, явлений, событий. Во второй раскрывается авторское понима-

ние отношений между данными  явлениями, фактами, событиями.

Раскрытие содержательно-подтекстной  и содержательно-концепту-

альной информации – это  раскрытие основной мысли.

      Заметим,  что для раскрытия содержательно-концептуальной

                                                                       14

 

 

информации ученик должен владеть еще и умением выражать,

например, через языковые средства, свое отношение, давать

оценку предмету высказывания.

 

             Умение озаглавливать высказывание

 

      Для формирования  коммуникативного умения озаглавли-

вать высказывание необходимо понятие заголовок (название).

Данное понятие соотносится  в ЛТ с категорией завершенности.

Ведущее свойство заголовка  – «ограничивать текст и наделять

его завершенностью» (4.2, с.134). Заголовок – представленная в

сжатом виде содержательно-концептуальная информация, кото-

рая в процессе развертывания  высказывания распрямляется, ли-

нейно организуется, интегрируется  и завершается в концовке

высказывания.

      Умение составлять  план, последовательно излагать  и ком-

позиционно оформлять  высказывание

      Формирование  структурно-композиционных умений  млад-

ших школьников (составлять план, последовательно излагать,

правильно композиционно  оформлять) опирается на ряд линг-

вистических понятий.

      Лингвистическими  основами умения составлять план  тек-

ста и последовательно  излагать высказывание являются понятие

микротема (Л.М. Лосева) и понятие  структурные части текста,

которое подробно рассматривается  в ЛТ (И.В. Арнольд, Г.А.

Золотова, Н.Д. Зарубина, Л.М. Лосева, О.И. Москальская, Г.Я.

Солганик, И.А. Фигуровский, Е.И. Шендельс и др.).

      Заметим,  что последовательно изложить  текст ребенок

может, опираясь на план текста, поэтому важно сформировать у

школьников умение планировать  высказывание.

      Основными  структурными элементами текста  являются

предложения (фразы, высказывания, текстемы), группы предло-

жений (фразовые единства или  фразовые ансамбли, сверхфразо-

вые единства (СФЕ), сложные  синтаксические целые (ССЦ), союз

текстем, прозаические строфы), более крупные объединения пред-

ложений – текстовые ансамбли (коммуникативные блоки, пре-

дикативно-релятивные комплексы), еще более крупные объедине-

                                                           15

 

 

ния – абзац, параграф, глава, часть.

      Микротема  (подтема) в ЛТ соотносится  со сложным син-

таксическим целым, существенным признаком которого, наряду

с наличием внутренних грамматических связей, является его те-

матическое единство. Микротема  отражает содержание несколь-

ких самостоятельных предложений  большого текста, связанных

одной мыслью. Микротема обычно соответствует одному пунк-

ту плана в высказывании, следовательно, ученик, чтобы соста-

вить план, должен уметь  определять микротемы текста, или  бу-

дущего высказывания.

      Существенное  методическое значение для формирования

структурно-композиционных умений школьников имеет выделе-

ние абзаца. И.В. Арнольд дает следующее определение понятию

«абзац»: «Абзацем называется отрезок письменной речи от од-

ной красной строчки до другой, функционирующий как ССЦ  и

составляющий относительно законченный отрезок литературно-

го текста» (2.2, с. 244). Выделение  абзаца способствует формиро-

ванию коммуникативного умения правильно композиционно офор-

млять высказывание.

      Однако одного  понятия «абзац» недостаточно  для форми-

рования данного коммуникативного умения, необходимо пони-

мать, что такое композиция.

      Композиция  – это состав и определенное  расположение ча-

стей, элементов и образов  произведения в некоторой значимой

временной последовательности. В широком смысле слова ком-

позиция – это структура  художественной формы, и первая ее фун-

кция – «держать» элементы целого, делать целое из отдельных

частей (5.2, с. 127).

        Композиция  текста обычно трехчастная: зачин,  средняя

часть, концовка (8.2, с. 9). Однако каждый функционально-смыс-

ловой тип речи имеет свои композиционные особенности, о ко-

торых будет сказано ниже (см. с. 20). Композиционное оформле-

ние текста помогает последовательно  и более полно раскрыть его

содержание и смысл. В  процессе структурирования текста и  со-

здания его композиционной формы проявляются категории  связ-

ности и завершенности.

            Умение связно излагать высказывание

                                                             16

 

 

       Для формирования  коммуникативного умения связно  из-

лагать высказывание необходимы знания о средствах, типах и

видах связи и тема-рематических цепочках.

       На основе  материала, изложенного Л.М. Лосевой  и М.Р. Льво-

вым, обозначим следующие  виды связи между единицами текста:

       1. Содержательные, событийные, сюжетные.

       2. Логические.

       3. Лексические:  повторы слов, синонимические связи,  ан-

тонимические отношения.

       4. Стилистические (весь текст в одном стиле  или целесо-

образная смена стилей).

       Учеными  выделяются следующие средства  связи в тексте:

       1. Замены: местоименные, наречные.

       2. Вводные  слова и предложения, обобщающие  конструк-

ции, частицы и союзы.

       3. Вопросительные  предложения.

       4. Интонационные  связи (на письме представлены  пунк-

туационными знаками).

       Связующим  средством в ССЦ может служить  тип связи

между предложениями. Учеными, занимающимися исследовани-

ями текста, его единиц и  связей между ними, выделяются следую-

щие типы связи между предложениями  в тексте: цепная и парал-

лельная. Кроме того, существует такой вид цепной связи, как

возврат к прошлому: 3←2←1.

        Для  реализации цепной (последовательной) связи исполь-

зуются такие средства, как синтаксический повтор, синонимы,

местоимения и т.п.

       Для осуществления  параллельной связи применяется  та-

кое средство, как параллелизм  построения предложений, выра-

жающийся в использовании  глаголов с единым временным пла-

ном, одинакового порядка  слов, анафорических элементов и  т.п.

       С категориями  последовательности, связности и  цельнос-

ти соотносятся тема-рематические цепочки. На основе тема-ре-

матических цепочек построена  теория актуального членения

предложения (Л.Н. Мурзин, А.С. Штерн и др.).

             Теория актуального членения  предложения

                                                              17

 

 

        Теорию  актуального членения предложения  (В. Матезиус, И.

Ковтунова, Т. Николаева) в  данном пособии изложим на основе мате-

риала, представленного О.М. Казарцевой, Н.Н. Сергеевой и М.С.Со-

ловейчик (7.2, 14.2).

        Текст  создается для того, чтобы развить  мысль (замысел),

а не просто ее выразить. Развитие мысли требует смены синтак-

сических конструкций. Суть этого явления в том, что каждое пос-

ледующее предложение  опирается на предшествующее, продви-

гая высказывание от известного («данного») к неизвестному («но-

вому»), вследствие чего образуется цепочка предложений, имею-

щая начало и конец, определяющая границы текста. Это явление

и называется актуальным членением  предложения. «Данное» в

лингвистике называется темой, а «новое» – ремой.

        В  теме повторяется часть информации  из предыдущего пред-

ложения, и это повторение выполняет функцию связующего звена.

        В  реме содержится новая информация, которая развива-

ет, обогащает смысл высказывания, движет мысль вперед.

        Лингвистами  установлено, что «скрепляются»  предложе-

ния с помощью «данных» каждого из них. При этом связь  может

быть цепной (последовательной) и параллельной.

        При  цепной (последовательной) связи возникает  своеоб-

разная цепочка: то, что  было «новым», в следующем предложе-

нии становится данным, к  нему добавляется «новое», оно опять

становится «данным» и  т. д.

        Д1          Н1           Д2            Н2

    Мальчик пошел  на горку. Горка была в соседнем  дворе.

        Д3        Н3              Д4       Н4

    Двор всегда  полон ребят. Ребята весело  катались.

 

        Данную  тема-рематическую цепочку можно  представить

в виде схемы (см. Схему 1):

 

 

 

 

                                                              18

 

 

        При  параллельной связи возникает  как бы «пучок» мыслей: в

нескольких предложениях «данное» одно, а «новое» в каждом свое.

    Д1           Н1          Д2                   Н2

Москва – столица России. Это политический, культурный и

                                   Д3                  Н3

промышленный центр страны. Москва – крупный транспортный

узел.

    Представленную  тема-рематическую цепочку можно  изобра-

зить в виде схемы (см. Схему 2):

 

 

 

 

                                                              19

 

 

     Умение создавать  высказывание соответствующего

               типа (жанра) речи и стиля

 

       Для формирования  коммуникативного умения создавать

высказывание соответствующего типа (жанра) речи и стиля не-

обходимо понятие литературная обработка текста, под кото-

рой подразумевается придание тексту соответствующего жанро-

вого оформления (повествование, описание, рассуждение) и соот-

ветствующей стилистической окраски.

       Остановимся  на жанровом оформлении текста, под которым

понимается выражение  в языке связей между явлениями  действи-

тельности на сверхфразовом  уровне в виде функционально-смыс-

ловых типов речи: описания, повествования, рассуждения и оценки.

 

              Функционально-смысловые типы речи:

            описание, повествование и рассуждение

       Как термины  методические, логические и филологичес-

кие они давно использовались в литературе, причем, с различ-

ным толкованием.

       Анализ  научно-методической и лингвистической  литера-

туры по проблеме функционально-смысловых  типов речи позво-

ляет сделать вывод, что  в понимании сущности и определении

понятий «описание», «повествование»  и «рассуждение» сложи-

лись следующие основные направления:

1)   повествование, описание, рассуждение – «роды разговоров»

    (М.В. Ломоносов);

2)   повествование, описание, рассуждение – виды ученических

    сочинений (Ф.И.  Буслаев, Е.В. Белявский, С.В.  Преображен-

    ский, А.Д. Алферов,  А.В. Миртов, М.А. Тюкалов, Н.С.  Дер-

    жавин, К.Б. Бархин  и др.);

3)   повествование, описание, рассуждение – жанры школьных

Информация о работе Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности