Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 13:43, дипломная работа

Описание работы

В работе представлено теоретическое обоснование методики формирования коммуникативных умений младших школьников с использованием собственных рисунков детей. Кроме того, в данном пособии описана система работы по использованию собственных рисунков детей для развития речи на примере уроков русского языка в 3 классе (1-4).

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 236.39 Кб (Скачать файл)

тезис, то есть та мысль, которая  должна быть доказана в рассужде-

нии; развитие тезиса, его  доказательство (или опровержение), аргу-

менты; вывод, то есть подтверждение  тезиса (или его неправильно-

сти). Такое рассуждение  называется дедуктивным. Индуктивное

рассуждение тезиса не содержит, оно состоит из фактов, их анали-

за, синтеза и вывода (9.2, с. 170).

        Логико-смысловая  природа данного типа речи:

1) логическая основа –  причинно-следственные, казуальные  от-

     ношения между  суждениями, образующими умозаключение;

2) функция как типа речи  – функция обоснования мысли;

3) характер объекта мысли  и речи – умозаключение (1.2).

        Смысловые  разновидности рассуждения: обоснование  1)

признака; 2) действия; 3) обусловленного действия; 4) оценочно-

го состояния; 5) возможности, долженствования, необходимос-

ти; а также резкое отрицание  или утверждение чего-либо в фор-

ме риторического вопроса  или восклицания.

        Языковые  особенности рассуждения обусловлены  формой

вводного суждения. Для  рассуждения, где раскрываются причин-

но-следственные связи между  фактами и явлениями, событиями,

                                                                26

 

 

характерно употребление риторических вопросов, союзов (подчини-

тельных и сочинительных), сложноподчиненных предложений, ввод-

ных слов и предложений. Кроме  того, играет роль порядок следова-

ния посылок и вывода.

       Вместе  с тем, языковые средства типов  речи во многом

определяются стилевой принадлежностью  монологического выс-

казывания, подтверждением чему служат данные лингвистичес-

кой статистики (В.П. Вахтеров, Б.Н. Головин, М.Т. Баранов, М.Р.

Львов, Е.И. Богомолова, И.И. Меньшиков  и др.). Таким обра-

зом, можно сделать вывод, что языковые средства типов речи

обусловлены их логико-семантической (смысловой) основой и

стилевой принадлежностью.

       Отсюда  следует важный методический  вывод: обучение

школьников языковым особенностям типов речи должно осуще-

ствляться на функционально-стилистической основе.

 

                      Литература к разделу 1.1.2:

 

1.2. Арефьева С.А. Синтаксико–стилистический  аспект работы над со-

  чинениями разных типов  (на основе учета особенностей  речи учащих-

  ся): Диссертация ... докт. пед. наук. – М., 1998. – 488 с.

2.2. Арнольд И.В. Стилистика  современного английского языка.  Сти-

  листика декодирования.  – Л., 1973. – 303 с.

3.2. Бронская Т.В. Структурно–семантическая  организация текстов типа

  повествования в их  функционально–стилистических разновидностях

  (подготовительный факультет) // Автореферат диссертации ... канд.

  фил. наук. – Л., 1985. – 16 с.

4.2. Гальперин И.Р. Текст  как объект лингвистических исследований. –

  М., 1981. – 138 с.

5.2. Есин А.Б. Принципы  и приемы анализа литературного  произведе-

  ния. – М., 1999. – 248 с.

6.2. Караченцева О.В. Рассуждение  как тип речи в лирике А.  Ахмато-

  вой // Функционирование  языковых единиц в структуре  типов речи /

  Под ред. О.А. Нечаевой  – Улан–Уде, 1994. – С. 79–85.

7.2. Казарцева О.М. Культура  речевого общения: теория и  практика

  обучения. – М., 1999.

8.2. Лосева Л.М. Как строится  текст. – М., 1980. – 96 с.

9.2. Львов М.Р. Словарь–справочник  по методике русского языка.  – М., 1997.

 

                                                                       27

 

 

  – 256 с.

10.2. Москальская О.И. Грамматика  текста. – М., 1981. – 183 с.

11.2. Нечаева О.А. Функционально–смысловые  типы речи (описание,

  повествование, рассуждение). – Улан–Уде, 1974. – 262 с.

12.2. Нечаева О.А. Типы  речи и работа над ними в  школе: Учебное по-

  собие для студентов.  – Красноярск, 1989. – 166 с.

13.2. Рамзаева Т.Г. Русский  язык. Учебник для 2 класса четырехлетней

  начальной школы. –  М., 1995. – 191 с.

14.2. Русский язык в начальных  классах: теория и практика  обучения:

  Учебное пособие для  студентов пед. учеб. заведений  / Под ред. М.С.

  Соловейчик. – М., 1993. –  С. 223 – 340.

 

        РАЗДЕЛ 1.1.3. Стилистика – теоретическая  база

        обучения  связной речи младших школьников

 

     Умение создавать  высказывание определенного стиля

 

       В данном  разделе рассмотрены лингвистические  основы

формирования коммуникативного умения создавать высказыва-

ние определенного стиля, под которым подразумевается  прида-

ние тексту соответствующей  стилистической окраски. Придать

стилистическую окраску  – значит подобрать соответствующие

стилю языковые средства: 1) лексические; 2) грамматические (мор-

фологические и синтаксические); 3) средства словесной образно-

сти (тропы и стилистические фигуры). Для того чтобы подобрать

данные языковые средства, учащимся необходимы определенные

сведения по стилистике, поэтому  далее мы остановимся на дан-

ной области языкознания.

 

                    Функциональные стили речи

       В настоящее  время стилистика, являясь самостоятельной

лингвистической дисциплиной, располагает собственным пред-

метом изучения, системой понятий  и категорий, апробирован-

ными методами исследования, кругом научных проблем.

       Стилистика (лингвостилистика) – отрасль языкознания,

которая занимается, по определению  И.Р. Гальперина, во-первых,

особыми языковыми средствами, способными во взаимодействии с

                                                                 28

 

 

нейтральными средствами языка нести дополнительную эстетичес-

кую информацию, и, во-вторых, типологическим описанием текстов,

стилистическая дифференциация которых выкристаллизовалась в  со-

временном литературном языке  в связи с их специфическими функци-

ями, обусловленными для каждой сферы общения.

       Среди  ученых нет единства в понимании  данной области

языкознания. В работах  последних лет по стилистике выделяют

стилистику языка и  стилистику речи. По мнению исследовате-

лей, стилистика языка рассматривает  в языковых единицах не

основные значения, которые  соотносят язык с реалиями окружа-

ющего мира, а лишь те дополнительные (коннотативные, сопут-

ствующие) оттенки, которые  накладываются на понятийное зна-

чение слов или конструкций. В стилистике языка выделяют три

стиля: нейтральный, книжный (высокий) и разговорный (снижен-

ный). Стилистика речи изучает  «функционально-стилистическую

дифференциацию речи, то есть определяемое внешними факто-

рами различие: приемов  использования, частоты употребления,

сочетаемости тех или  иных языковых средств в отдельных  ком-

муникативных сферах. В  качестве основной единицы этой стили-

стической системы выступает  функциональный стиль. Функцио-

нальные стили – это  разновидности языка, обусловленные  раз-

личиями в сферах общения  и основных функциях языка.

       Функциональные  стили называют по-разному: стили  язы-

ка, стили речи и, наконец, стили языка и речи одновременно.

Последняя точка зрения нам  представляются наиболее убедитель-

ной. Однако чтобы избежать смешения функциональных стилей

со стилистически окрашенными  средствами языка («стилями язы-

ка»), мы в дальнейшем будем  называть их стилями речи.

       Функциональный  стиль речи – это определенная, социаль-

но осознанная разновидность  речи, соответствующая той или

иной сфере общественной деятельности и форме сознания, обла-

дающая своеобразной стилистической окраской, создаваемой

особенностями функционирования в этой области языковых

средств и специфичной  речевой организацией, имеющая свои

нормы отбора и сочетания  языковых единиц, определяющихся

задачами общения в  соответствующей сфере.

       Проблема  классификации стилей речи относится  к числу наи-

                                                             29

 

 

более дискуссионных в  стилистике. Данной проблеме посвящена  об-

ширная лингвистическая  литература, анализ которой позволил сде-

лать вывод, что единого  взгляда на классификацию функциональных

стилей среди исследователей нет. Это обусловлено многообразием

существующих подходов к  определению оснований для их выделе-

ния, в связи с чем, как  указывает Д.Н. Шмелев, «вызывает  споры

определение самих критериев, которые должны быть положены в

основу для выделения  функционально-речевых разновидностей» (14.3,

с. 17). В качестве оснований  для выделения функциональных стилей

могут выступать:

1) функция языка (А.М.  Пешковский, В.В. Виноградов);

2) структура речевого акта (Д.Н. Шмелев);

3) форма речи: устная и  письменная (Р.А. Будагов);

4) структурно-лингвистическая  специфика языка (Л.В. Щерба,

     А.К. Панфилов);

5) комплекс критериев:  особенности «языкового состава»  речи,

     ее форма,  функции, жанры (Б.Н. Головин);

6) сферы общения (М.Н.  Кожина) (1.3).

         С  точки зрения М.Н. Кожиной, деятельность  человека в

обществе очень многообразна, поэтому условно можно выделить

ряд типов деятельности, каждый из которых протекает в специ-

фической обстановке, предполагает решение специфических за-

дач. Вот почему речь можно  представить как ряд разновиднос-

тей, каждая из которых «обслуживает»  ту или иную сферу дея-

тельности и общения: наука, политика, право, искусство. На ос-

новании различий в сферах общения выделяют пять функциональ-

ных стилей речи: сферу научного общения «обслуживает» науч-

ный стиль; сферу официально-деловых  отношений – деловой;

сферу общественно-политических – публицистический; сферу

искусства слова – художественный.

         В  других классификациях деление  на стили иное. Так, вы-

деляются книжные стили: научный, публицистический, официаль-

но-деловой, а им стилистически  противопоставлена разговорная

речь, выступающая обычно в характерной для нее устной форме.

         Особое  место в данной системе стилей  занимает стиль ху-

дожественной литературы, или художественный стиль. Его осо-

бенность составляют: 1) единство коммуникативной и эстетической

                                                              30функции; 2) многостильность (использование  языковых средств дру-

гих стилей, включая разговорный); 3) образность; 4) широкое прояв-

ление индивидуальности автора (11.3, с. 323).

       Какова  же языковая структура функционального  стиля?

На чем держится то ощущение стилистической целостности, един-

ства, которое позволяет  нам интуитивно отличать научную  речь

от речи художественной или  разговорной?

       На основании  исследований в области стилистики  было

выявлено, что один стиль  от другого отличается не столько  язы-

ковой материей, сколько различной  частотностью языковых еди-

ниц. «Лицо» стиля определяется частотностью как маркирован-

ных, так и нейтральных  языковых единиц (лексических, морфо-

логических, синтаксических).

       Таким  образом, стилистическая окраска  текста так же, как

и его жанровое оформление, создается с помощью определенных

языковых единиц (Е.Н. Голушкова, М.Н. Кожина, Т.А. Шапова-

лова и др.).

 

                 Стиль художественной литературы

       Для художественных  текстов характерно употребление

элементов, подчеркивающих отношение  автора к тому, о чем он

говорит: эмоционально окрашенная лексика, изобразительно-

выразительные средства языка: эпитеты, сравнения, метафоры,

аллегории, олицетворения, антитезы, градации, перифразы, сло-

ва и конструкции в  переносном значении и т. п.

       Художественный  стиль отличается от других  функцио-

нальных стилей русского языка  особой эстетической функцией.

Разговорная речь выполняет  функцию коммуникативную, науч-

ная и официально-деловая  – функцию сообщения, а художествен-

ная выполняет функцию  эмоционально-образного воздействия

на читателя или слушателя. Это значит, что художественная речь

должна возбуждать чувство  прекрасного, красоты. Научная проза

воздействует на разум, художественная – на чувство. Ученый

мыслит понятиями, художник – образами. Первый рассуждает,

анализирует, доказывает, второй – рисует, показывает, изобра-

жает. В этом и заключается  специфика языка художественной

литературы. Слово выполняет  в нем эстетическую функцию. Слово

                                                               31

 

 

в художественном произведении как бы двоится: оно имеет то же

значение, что и в общем  литературном языке, а также добавочное,

приращенное, связанное с  художественным миром, содержанием  дан-

ного произведения. Язык художественной литературы лишен всякой

стилистической замкнутости, он открыт для любых стилей, любых

лексических пластов, любых  языковых средств. Такая открытость

определяет разнообразие языка художественной литературы (12.3, с.

196).

 

                             Научный стиль

         В  начальных классах принято не  разграничивать научный

Информация о работе Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности