Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 13:43, дипломная работа
В работе представлено теоретическое обоснование методики формирования коммуникативных умений младших школьников с использованием собственных рисунков детей. Кроме того, в данном пособии описана система работы по использованию собственных рисунков детей для развития речи на примере уроков русского языка в 3 классе (1-4).
Этапы
развития современной ЛТ
(11.1).
1 этап: 40-е и 50-е годы XX века. В этот период понятие
«текст» развивается как учение о ССЦ в рамках теории синтак-
сиса (Э. Бенвенист, Л.А. Булаховский, Г.О. Винокур, Н.С. По-
спелов, И.А. Фигуровский и др.)
2 этап: 60-е годы XX века. ЛТ выделяется в самостоятель-
ную лингвистическую дисциплину. В этот период появляется
огромное количество публикаций по ЛТ (Р.А. Будагов, Т.В. Бу-
лыгина, В.Г. Гак, В.А. Звягинцев, В.А. Мыркин, Ю.С. Маслов и
др.). Признание ЛТ самостоятельной научной дисциплиной про-
исходит на рубеже 60-х и 70-х годов. Проблемы структуры связ-
ной речи разрабатываются отечественными лингвистами и на
материале других языков (В.Г. Адмони, И.В. Арнольд, И.Р. Галь-
перин, Б.А. Ильиш, Г.И. Сильман и др.).
3 этап: 70-е годы XX века. В этот период внимание иссле-
дователей переключается на целый текст (М.М. Бахтин, О.И.
Москальская, Л.М. Лосева и др.).
Сейчас ЛТ
продолжает плодотворно
нами интереса к данной области языкознания являются, во-пер-
вых, стремление объяснить язык как глобальное явление с точки
зрения современного языкознания, как цельное средство комму-
никации, глубже изучить связи языка, реализуемые через текст, с
различными сторонами человеческой деятельности; во-вторых,
стремление посредством текста познать бытие языка, постичь те
его закономерности, которые раскрываются только при функ-
ционировании языковых единиц в отрезках, больших, чем пред-
ложение.
З.Я. Тураевой
выделяется ряд направлений
Первое направление – изучение текста как системы высше-
го ранга, основными признаками которой являются целостность
и связность (З.Я. Тураева, И.Р. Гальперин и др.).
Второе направление
– построение типологии
коммуникативным параметрам и соотнесенным с ними лингвис-
тическим признакам, понимаемым широко в единстве плана вы-
ражения и плана содержания (В.Г. Адмони, Г.А. Золотова, Р.Л.
Якобсон и др.).
Третье направление – изучение единиц, составляющих текст:
предложений, ССЦ, коммуникативных блоков, абзацев, параграфов и
т. д. (Л.А. Булаховский, И.Р. Гальперин, Г.В. Колшанский, О.И. Мос-
кальская, А.М. Пешковский, Н.С. Поспелов, Г.Я. Солганик, И.А.
Фигуровский и др.).
Четвертое
направление – выявление
тегорий: информативности, связности и цельности, пресуппози-
ции, последовательности, завершенности и т. д. (И.Р. Гальперин,
Н.Д. Зарубина и др.).
Пятое
направление – определение
зия функционирования языковых единиц различных уровней под
влиянием текста, в результате их интеграции текстом (В.А. Бух-
биндер и др.).
Шестое
направление – изучение
ношений (Л.М. Лосева, И.П. Севбо и др.) (12.1).
Заметим,
что текстовые категории,
ными, которые ведут работу в четвертом направлении, – это
лингвистическая основа формирования коммуникативных уме-
ний учащихся. Так, рассматривая категорию информативности,
– важнейшую в ряду других категорий, И.Р. Гальперин прихо-
дит к выводу, что содержанием любого текста являются три типа
информации: содержательно-фактуальная, содержательно-кон-
цептуальная и содержательно-подтекстная (1.1). Для методики
обучения связной речи указанный вывод особенно важен.
Содержательно-фактуальная информация содержит сооб-
щения о фактах, событиях, явлениях. Раскрытие данной инфор-
мации – это раскрытие темы текста. Следовательно, для того
чтобы ученик смог раскрыть содержательно-фактуальную ин-
формацию, он должен владеть коммуникативным умением рас-
крывать тему.
Понятие «текст» – важнейшее понятие методики
развития
связной речи младших
Поскольку предметом изучения ЛТ является текст, рассмот-
рим данное понятие. Отсутствие общего и однозначного подхо-
да к понятию «текст» в настоящее время приводит к тому, что
под текстом понимается как одно предложение, так и некоторая
их совокупность, образующая целостные единства внутри более
сложного целого, а также само это целое. Текстом может быть так-
же вся совокупность высказываний, представляющая собой откры-
тую систему, не имеющую границ.
В лингвистическом
словаре дается следующее
понятия «текст»:
«Текст (от
лат. textus – ткань, сплетение,
диненная смысловой связью последовательность знаковых еди-
ниц, основными свойствами которой являются связность и цель-
ность» (Т.М. Николаева) (6.1, с. 507).
Наиболее полным мы считаем определение И.Р. Гальпери-
на и в данной работе будем опираться именно на это определе-
ние: «Текст – это произведение речетворческого процесса, обла-
дающее завершенностью, объективированное в виде письменного
документа, литературно обработанное в соответствии с типом
этого документа, произведение, состоящее из названия (заголов-
ка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных
разными типами лексической, грамматической, логической, сти-
листической связи, имеющее определенную целенаправленность и
прагматическую установку» (1.1, с. 18).
Заметим,
что понятия «текст» и «
ственны, поскольку «высказывание – это единица речевого об-
щения» (6.1, с. 90). Б.Н. Головин понимает высказывание как
наименьший отрезок
го (в плане содержания и в плане выражения) членения речи,
повторяющийся в ней как синтаксическая модель, схема; конст-
рукция с меняющимся лексическим заполнением (2.1). Главной
особенностью высказывания является ориентация на участников
речи, а текста – связность и цельность. Мы согласны с мнением
М.Р. Львова, который разводит понятия «текст» и «высказыва-
ние» и определяет высказывание как акт коммуникации, единицу
общения, обладающую смысловой цельностью и могущую быть
воспринятой слушающим (9.1, с. 39). Ученый выделяет развер-
нутые (преимущественно монологи); свернутые, эллиптические
(в диалоге); ситуативные (в разговорной речи) высказывания.
Текст же,
вслед за М.Р. Львовым,
продукт, результат речевой деятельности, произведение речи – уст-ной и письменной (9.1, с. 206).
У каждого
ученого, занимающегося
– свое представление о данном понятии, и каждый дает свое оп-
ределение, в котором стремится найти место текста в системе
языка и речи и вычленить
собственные текстовые
сущие только этой единице.
Приведем
ряд примеров определений
сопоставления.
Г.П. Колшанский считает, что текст – это связь, по мень-
шей мере, двух высказываний, в которых может завершаться ми-
нимальный акт общения – передача информации или обмен мыс-
лями между партнерами (5.1, с. 10).
Н.Д. Зарубина называет текст письменным по форме рече-
вым произведением, принадлежащим одному участнику комму-
никации, законченным и правильно оформленным (3.1, с. 11).
Л.М. Лосева полагает, что текст – это сообщение в пись-
менной форме, характеризующееся смысловой и структурной за-
вершенностью и определенным отношением автора к сообщае-
мому (7.1, с. 4).
О.И. Москальская так трактует данное понятие: текст – ос-
новная единица речи, выражающая законченное высказывание.
Текст является высшей единицей синтаксического уровня, а пред-
ложение-высказывание есть лишь частный случай, особая раз-
новидность текста. В основе конкретных речевых произведений-
текстов лежат общие принципы построения текстов; они отно-
сятся не к области речи, а к системе языка или к языковой компе-
тенции. Следовательно, текст надо считать не только единицей
речи, но и единицей языка (9.1, с. 9).
З.Я. Тураева: текст – некое упорядоченное множество пред-
ложений, объединенных различными типами лексической, логичес-
кой и грамматической связи, способное передавать определенным
образом организованную и направленную информацию (12.1).
Анализ небольшого числа дефиниций показал, что в них
есть много общего, несмотря на существующие различия. Пере-
числим сходство в определениях:
• текст
рассматривается как
• как продукт речи;
• продуцирование
и осмысление текста
коммуникации;
• служит
для достижения целей
• текст
реализуется в письменной
• это
законченное, завершенное
• имеет
собственную внутреннюю
строение;
• обладает
средствами связности его
позволяют ему распадаться на отдельные предложения.
Различие в определениях исходит из понимания исследо-
вателями места текста в системе языка и речи.
Здесь ученые работают в двух направлениях, выделенных
Н.А. Ипполитовой (4.1).
Первое из
них, в котором текст
новной единицы языка (И.Р. Гальперин, З.Я. Тураева, Г.А. Зо-
лотова, Г.Я. Солганик, Л.М. Лосева, В.И. Карабан, И.А. Фигу-
ровский, Л.Г. Фридман, Е.И. Шендельс, А.И. Новиков, О.И.
Москальская и др.).
Второе направление: текст понимается как явление речевого
характера, а язык – это средство, с помощью которого строится
высказывание (И.В. Арнольд, М.М. Бахтин, Н.Д. Зарубина, И.А.
Зимняя, Н.И. Жинкин, Г.В. Колшанский, А.А. Леонтьев и др.).
Различия в понимании текста, в свою очередь, значитель-
но влияют на методику, поскольку от того, что для педагога зна-
чит понятие «текст», зависит и методика, посредством которой
это понятие доносится до сознания ученика.
Некоторые ученые придерживаются другой точки зрения:
текст понимается и как единица языка, и как единица речи (В.А.
Бухбиндер и др.).
Вслед за М.М. Бахтиным, мы полагаем, что для ЛТ текст
является предметом изучения, но не основной единицей языка,
так как в иерархии языковых единиц высшей единицей призна-
но предложение, следовательно, текст не может быть языковой
единицей, а является основной единицей речи. Для методики это
положение весьма существенно, и мы согласны с мнением, выс-
казанным Н.С. Рождественским, который подчеркивал влияние
данного положения на методику: «Это обстоятельство (определение
текста как единицы речи – И.М.) позволяет, если говорить о школе,
внести существенные поправки в методику обучения речи по срав-
нению с методикой изучения грамматики и других разделов учебно-
го предмета, который называется «родной язык» или «русский язык»
(10.1, с. 13).
Современное
толкование понятия «текст»
ность показать учащимся при анализе конкретного текста зако-
номерности построения всех типов текстов и вести обучение связ-
ной речи на основе обобщенного понятия текста, что позволяет
формировать речевые умения сознательным путем.
Умения, которые формируются у детей в школе, опирают-
ся на теоретический материал, заложенный в программе, при-
чем, эти знания представляют собой уже полученные и прове-
ренные наукой результаты. Обучаемые и обучающиеся берут их
в готовом виде.
В современном курсе родного языка даются некоторые те-
оретические сведения о тексте, необходимые для формирования
коммуникативных умений школьников: само понятие «текст»,
«типы текста» (повествование, описание, рассуждение), «абзац»,
«тема», «средства связи предложений в тексте» и пр. Отдельные
сведения по теории текста сообщаются на уроках литературно-
го чтения (понятие «тема», «композиция» и пр.).
Литература к разделу 1.1.1.:
1.1. Гальперин И.Р. Текст
как объект лингвистических
М., 1981. – 138 с.
2.1. Головин Б.Н. Введение
в языкознание: Учебное
логических специальностей
университетов и
тутов. – М., 1977. – 311 с.
3.1. Зарубина Н.Д. Текст:
лингвистический и
М., 1981. – 113 с.
4.1. Ипполитова Н.А. Текст в системе изучения русского языка в шко-
ле. – М., 1992. – 126 с.
5.1. Колшанский Г.В.
М., 1984. – 175 с.