Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 13:43, дипломная работа

Описание работы

В работе представлено теоретическое обоснование методики формирования коммуникативных умений младших школьников с использованием собственных рисунков детей. Кроме того, в данном пособии описана система работы по использованию собственных рисунков детей для развития речи на примере уроков русского языка в 3 классе (1-4).

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 236.39 Кб (Скачать файл)

       Этапы  развития современной ЛТ выделены  Г.Я. Солгаником

                                                                 7

 

 

(11.1).

      1 этап: 40-е  и 50-е годы XX века. В этот период  понятие

«текст» развивается как  учение о ССЦ в рамках теории синтак-

сиса (Э. Бенвенист, Л.А. Булаховский, Г.О. Винокур, Н.С. По-

спелов, И.А. Фигуровский и  др.)

      2 этап: 60-е  годы XX века. ЛТ выделяется в самостоятель-

ную лингвистическую дисциплину. В этот период появляется

огромное количество публикаций по ЛТ (Р.А. Будагов, Т.В. Бу-

лыгина, В.Г. Гак, В.А. Звягинцев, В.А. Мыркин, Ю.С. Маслов и

др.). Признание ЛТ самостоятельной  научной дисциплиной про-

исходит на рубеже 60-х и 70-х  годов. Проблемы структуры связ-

ной речи разрабатываются  отечественными лингвистами и на

материале других языков (В.Г. Адмони, И.В. Арнольд, И.Р. Галь-

перин, Б.А. Ильиш, Г.И. Сильман  и др.).

      3 этап: 70-е  годы XX века. В этот период внимание  иссле-

дователей переключается  на целый текст (М.М. Бахтин, О.И.

Москальская, Л.М. Лосева и  др.).

      Сейчас ЛТ  продолжает плодотворно развиваться.  Причи-

нами интереса к данной области языкознания являются, во-пер-

вых, стремление объяснить  язык как глобальное явление с  точки

зрения современного языкознания, как цельное средство комму-

никации, глубже изучить связи  языка, реализуемые через текст, с

различными сторонами  человеческой деятельности; во-вторых,

стремление посредством  текста познать бытие языка, постичь  те

его закономерности, которые  раскрываются только при функ-

ционировании языковых единиц в отрезках, больших, чем пред-

ложение.

      З.Я. Тураевой  выделяется ряд направлений развития  ЛТ:

      Первое направление  – изучение текста как системы  высше-

го ранга, основными признаками которой являются целостность

и связность (З.Я. Тураева, И.Р. Гальперин и др.).

      Второе направление  – построение типологии текстов  по

коммуникативным параметрам и соотнесенным с ними лингвис-

тическим признакам, понимаемым широко в единстве плана вы-

ражения и плана содержания (В.Г. Адмони, Г.А. Золотова, Р.Л.

Якобсон и др.).

      Третье направление  – изучение единиц, составляющих  текст:

                                                             8

 

 

предложений, ССЦ, коммуникативных  блоков, абзацев, параграфов и

т. д. (Л.А. Булаховский, И.Р. Гальперин, Г.В. Колшанский, О.И. Мос-

кальская, А.М. Пешковский, Н.С. Поспелов, Г.Я. Солганик, И.А.

Фигуровский и др.).

        Четвертое  направление – выявление особых  текстовых ка-

тегорий: информативности, связности  и цельности, пресуппози-

ции, последовательности, завершенности  и т. д. (И.Р. Гальперин,

Н.Д. Зарубина и др.).

        Пятое  направление – определение качественного  своеобра-

зия функционирования языковых единиц различных уровней под

влиянием текста, в результате их интеграции текстом (В.А. Бух-

биндер и др.).

        Шестое  направление – изучение межфразовых  связей и от-

ношений (Л.М. Лосева, И.П. Севбо  и др.) (12.1).

        Заметим,  что текстовые категории, рассматриваемые  уче-

ными, которые ведут работу в четвертом направлении, – это

лингвистическая основа формирования коммуникативных уме-

ний учащихся. Так, рассматривая категорию информативности,

– важнейшую в ряду других категорий, И.Р. Гальперин прихо-

дит к выводу, что содержанием  любого текста являются три типа

информации: содержательно-фактуальная, содержательно-кон-

цептуальная и содержательно-подтекстная (1.1). Для методики

обучения связной речи указанный вывод особенно важен.

        Содержательно-фактуальная  информация содержит сооб-

щения о фактах, событиях, явлениях. Раскрытие данной инфор-

мации – это раскрытие  темы текста. Следовательно, для того

чтобы ученик смог раскрыть содержательно-фактуальную ин-

формацию, он должен владеть  коммуникативным умением рас-

крывать тему.

 

        Понятие  «текст» – важнейшее понятие  методики

        развития  связной речи младших школьников

 

     Поскольку предметом  изучения ЛТ является текст,  рассмот-

рим данное понятие. Отсутствие общего и однозначного подхо-

да к понятию «текст»  в настоящее время приводит к  тому, что

под текстом понимается как  одно предложение, так и некоторая

                                                                 9

 

 

их совокупность, образующая целостные единства внутри более

сложного целого, а также  само это целое. Текстом может  быть так-

же вся совокупность высказываний, представляющая собой откры-

тую систему, не имеющую границ.

      В лингвистическом  словаре дается следующее определение

понятия «текст»:

      «Текст (от  лат. textus – ткань, сплетение, соединение) – объе-

диненная смысловой связью последовательность знаковых еди-

ниц, основными свойствами которой являются связность и  цель-

ность» (Т.М. Николаева) (6.1, с. 507).

      Наиболее  полным мы считаем определение  И.Р. Гальпери-

на и в данной работе будем опираться именно на это  определе-

ние: «Текст – это произведение речетворческого процесса, обла-

дающее завершенностью, объективированное  в виде письменного

документа, литературно обработанное в соответствии с типом

этого документа, произведение, состоящее из названия (заголов-

ка) и ряда особых единиц (сверхфразовых  единств), объединенных

разными типами лексической, грамматической, логической, сти-

листической связи, имеющее  определенную целенаправленность и

прагматическую установку» (1.1, с. 18).

      Заметим,  что понятия «текст» и «высказывание»  не тоже-

ственны, поскольку «высказывание  – это единица речевого об-

щения» (6.1, с. 90). Б.Н. Головин  понимает высказывание как

наименьший отрезок коммуникативно-смыслового и физическо-

го (в плане содержания и в плане выражения) членения речи,

повторяющийся в ней как  синтаксическая модель, схема; конст-

рукция с меняющимся лексическим  заполнением (2.1). Главной

особенностью высказывания является ориентация на участников

речи, а текста – связность  и цельность. Мы согласны с мнением

М.Р. Львова, который разводит понятия «текст» и «высказыва-

ние» и определяет высказывание как акт коммуникации, единицу

общения, обладающую смысловой  цельностью и могущую быть

воспринятой слушающим (9.1, с. 39). Ученый выделяет развер-

нутые (преимущественно монологи); свернутые, эллиптические

(в диалоге); ситуативные  (в разговорной речи) высказывания.

      Текст же, вслед за М.Р. Львовым, понимается  нами как

продукт, результат речевой  деятельности, произведение речи –  уст-ной и письменной (9.1, с. 206).

      У каждого  ученого, занимающегося исследованием  текста,

– свое представление о  данном понятии, и каждый дает свое оп-

ределение, в котором стремится  найти место текста в системе

языка и речи и вычленить  собственные текстовые категории, при-

сущие только этой единице.

      Приведем  ряд примеров определений текста  с целью их

сопоставления.

      Г.П. Колшанский  считает, что текст – это  связь, по мень-

шей мере, двух высказываний, в которых может завершаться  ми-

нимальный акт общения  – передача информации или обмен  мыс-

лями между партнерами (5.1, с. 10).

      Н.Д. Зарубина  называет текст письменным по  форме рече-

вым произведением, принадлежащим  одному участнику комму-

никации, законченным и  правильно оформленным (3.1, с. 11).

      Л.М. Лосева  полагает, что текст – это сообщение  в пись-

менной форме, характеризующееся  смысловой и структурной за-

вершенностью и определенным отношением автора к сообщае-

мому (7.1, с. 4).

      О.И. Москальская  так трактует данное понятие:  текст – ос-

новная единица речи, выражающая законченное высказывание.

Текст является высшей единицей синтаксического уровня, а пред-

ложение-высказывание есть лишь частный случай, особая раз-

новидность текста. В основе конкретных речевых произведений-

текстов лежат общие принципы построения текстов; они отно-

сятся не к области речи, а к системе языка или к  языковой компе-

тенции. Следовательно, текст  надо считать не только единицей

речи, но и единицей языка (9.1, с. 9).

      З.Я. Тураева:  текст – некое упорядоченное  множество пред-

ложений, объединенных различными типами лексической, логичес-

кой и грамматической связи, способное передавать определенным

образом организованную и  направленную информацию (12.1).

      Анализ небольшого  числа дефиниций показал, что  в них

есть много общего, несмотря на существующие различия. Пере-

числим сходство в определениях:

      • текст  рассматривается как речетворческое  произведение;

      • как  продукт речи;

                                                             11

 

 

      • продуцирование  и осмысление текста происходит  в процессе

коммуникации;

      • служит  для достижения целей сообщения;

      • текст  реализуется в письменной форме;

      • это  законченное, завершенное произведение;

      • имеет  собственную внутреннюю структуру,  определенное

строение;

      • обладает  средствами связности его частей, которые не

позволяют ему распадаться  на отдельные предложения.

      Различие  в определениях исходит из  понимания исследо-

вателями места текста в системе языка и речи.

      Здесь ученые  работают в двух направлениях, выделенных

Н.А. Ипполитовой (4.1).

      Первое из  них, в котором текст выступает  в качестве ос-

новной единицы языка (И.Р. Гальперин, З.Я. Тураева, Г.А. Зо-

лотова, Г.Я. Солганик, Л.М. Лосева, В.И. Карабан, И.А. Фигу-

ровский, Л.Г. Фридман, Е.И. Шендельс, А.И. Новиков, О.И.

Москальская и др.).

      Второе направление:  текст понимается как явление  речевого

характера, а язык – это  средство, с помощью которого строится

высказывание (И.В. Арнольд, М.М. Бахтин, Н.Д. Зарубина, И.А.

Зимняя, Н.И. Жинкин, Г.В. Колшанский, А.А. Леонтьев и др.).

      Различия  в понимании текста, в свою  очередь, значитель-

но влияют на методику, поскольку  от того, что для педагога зна-

чит понятие «текст», зависит  и методика, посредством которой

это понятие доносится  до сознания ученика.

      Некоторые  ученые придерживаются другой  точки зрения:

текст понимается и как  единица языка, и как единица  речи (В.А.

Бухбиндер и др.).

      Вслед за  М.М. Бахтиным, мы полагаем, что  для ЛТ текст

является предметом изучения, но не основной единицей языка,

так как в иерархии языковых единиц высшей единицей призна-

но предложение, следовательно, текст не может быть языковой

единицей, а является основной единицей речи. Для методики это

положение весьма существенно, и мы согласны с мнением, выс-

казанным Н.С. Рождественским, который подчеркивал влияние

данного положения на методику: «Это обстоятельство (определение

                                                             12

 

 

текста как единицы  речи – И.М.) позволяет, если говорить о школе,

внести существенные поправки в методику обучения речи по срав-

нению с методикой изучения грамматики и других разделов учебно-

го предмета, который называется «родной язык» или «русский язык»

(10.1, с. 13).

       Современное  толкование понятия «текст» дает  возмож-

ность показать учащимся при  анализе конкретного текста зако-

номерности построения всех типов текстов и вести обучение связ-

ной речи на основе обобщенного  понятия текста, что позволяет

формировать речевые умения сознательным путем.

       Умения, которые формируются у детей  в школе, опирают-

ся на теоретический материал, заложенный в программе, при-

чем, эти знания представляют собой уже полученные и прове-

ренные наукой результаты. Обучаемые и обучающиеся берут  их

в готовом виде.

       В современном  курсе родного языка даются  некоторые те-

оретические сведения о тексте, необходимые для формирования

коммуникативных умений школьников: само понятие «текст»,

«типы текста» (повествование, описание, рассуждение), «абзац»,

«тема», «средства связи  предложений в тексте» и пр. Отдельные

сведения по теории текста сообщаются на уроках литературно-

го чтения (понятие «тема», «композиция» и пр.).

 

                       Литература к разделу 1.1.1.:

1.1. Гальперин И.Р. Текст  как объект лингвистических исследований. –

  М., 1981. – 138 с.

2.1. Головин Б.Н. Введение  в языкознание: Учебное пособие  для фило-

  логических специальностей  университетов и педагогических  инсти-

  тутов. – М., 1977. –  311 с.

3.1. Зарубина Н.Д. Текст:  лингвистический и методический  аспекты. –

  М., 1981. – 113 с.

4.1. Ипполитова Н.А. Текст  в системе изучения русского  языка в шко-

  ле. – М., 1992. – 126 с.

5.1. Колшанский Г.В. Коммуникативная  функция и структура языка.  –

  М., 1984. – 175 с.

Информация о работе Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности