Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 13:43, дипломная работа
В работе представлено теоретическое обоснование методики формирования коммуникативных умений младших школьников с использованием собственных рисунков детей. Кроме того, в данном пособии описана система работы по использованию собственных рисунков детей для развития речи на примере уроков русского языка в 3 классе (1-4).
жай, осторожно, кладут, ящики, помидор-великан, богатый). Как
озаглавим третью часть рассказа? (Дружная работа).
В итоге на доске появлялась запись:
Заголовок (В школьной теплице)
ПЛАН ОПОРНЫЕ СЛОВА СВОИ ОПОРНЫЕ
ИЗ УЧЕБНИКА СЛОВА
1. Школьная в теплице тепло, светло,
теплица
2.Что растет в тюльпаны, алеют, красивые,
теплице помидоры крупные, красные
3. Дружная снимают с кустов, грабли, урожай,
работа рыхлят землю, осторожно,
поливают кладут, ящики,
Затем 1-2
ученика рассказывали по
му плану созданный текст.
Четвертый этап урока - написание сочинения. Детям дава-
лось задание:
- Озаглавьте и напишите свой рассказ.
На пятом
этапе урока осуществлялась
В заключение учащиеся получили домашнее задание – упр. № 421
(Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 3 класса четырехлет-
ней начальной школы. - М., 1992).
Формирование умения определять род имен существитель-
ных, правильно писать окончания имен существительных; состав-
лять текст, с опорой на его основную мысль, языковые средства
и жанровую картинку; развитие умения озаглавливать текст, со-
ставлять план, отбирать языковые средства к тексту, словесно
описывать картинку.
Задание 4. Рассмотрите фрагмент урока и сформулируйте его цель.
Какие знания и умения отрабатывались учителем? (См. на с. 54).
Цель урока – …………………………………………………
Первый этап урока – сообщение темы и постановка учебной
задачи. Учитель говорил:
– Сегодня будем обобщать знания о тексте и готовиться к созданию
высказывания.
На втором
этапе урока учащимися
сте. Учащиеся отвечали на вопросы:
– Что такое текст? (Текст – это связанные по смыслу предложения.
Текст можно озаглавить). Что такое тема текста? (Тема – это то, о
чем говорится в тексте). Что такое основная мысль текста? (Основ-
ная мысль – это то, что хотел сказать автор своим произведением).
Какие тексты бывают? (Текст-повествование. Текст-описание, текст-
рассуждение). Назовите признаки (вопрос, схема текста, слова-помощ-
ники), по которым мы определяем текст-повествование, текст-опи-
сание и текст-рассуждение. (Повествование: отвечает на вопросы –
что случилось? что произошло?; в повествовании три части: начало,
основная часть и концовка; слова-помощники – глаголы; события в
повествовании изложены во временной последовательности, одно
событие следует за другим. Описание: отвечает на вопрос какой? В
описании главная мысль обычно заключена в первом предложении,
в основной части дано описание особенностей того или иного пред-
мета, явления, живого существа; слова-помощники в описании при-
лагательные. В описании содержание излагается в одном временном
плане. Рассуждение: отвечает на вопрос почему? Схема текста про-
ста – предложение-тезис, в котором заключена основная мысль, и
основная часть, в которой доказывается основная мысль; помогают
рассуждать слова потому что, поэтому, так как и др.).
Затем учащиеся
определяли тип речи
Примерные тексты “Берегите леса!”, “Медвежья семья”, “Скворцы”.
Берегите леса!
Лес приносит людям большую пользу.
Из дерева
делают нужные для жизни
строят дома. Лес хранит чистый, целебный воздух. Листва дере-
вьев очищает воздух от пыли. Леса спасают землю от сухих вет-
ров. Они защищают урожаи. Лесные массивы украшают землю.
Берегите леса!
После восприятия текста учитель спрашивал: – Определите,
что это за текст. Докажите, что это текст-рассуждение. Затем учи-
тель читал следующий текст.
Медвежья семья.
Весной охотник отправился в горы. Идет, слышит: за бугром
будто бык вполголоса мычит. Выглянул из-за бугра и увидел медведи-
цу с медвежатами.
Медведица только проснулась, закинула башку вверх, зевает.
Медвежата тоже проснулись. Поморгали глазами, покачали голова-
ми – и схватились бороться.
Радуются
медведи весне, солнцу и
После восприятия текста учитель спрашивал:
– Определите, что это за текст. Докажите, что это текст-повество-
вание.
Затем учитель читал следующий текст.
Скворцы.
Скворцы – красивые птицы.
Вот на ветке тополя сидит вестник весны. Черная спинка его
отливает на солнце то металлическим зеленым, то фиолетовым цве-
том. Грудь птицы в бурых крапинках. Клюв длинный, острый. На-
блюдать скворцов надо только рано утром. Тогда можно услышать
их настоящую песню.
После восприятия текста учитель спрашивал:
– Определите, что это за текст. Докажите, что это текст-описание.
Обобщение знаний о тексте; развитие умения определять
тему и основную мысль текста; композиционную форму; отби-
рать языковые средства на основе текста-образца и в процессе
словесного иллюстрирования.
Практическое занятие 3 (к разделу 1.1.3).
Тема: Теоретические сведения необходимые для
формирования умения создавать высказывание
соответствующего стиля речи.
1. Актуализация теоретических знаний.
Вопросы для обсуждения:
• Стилистика – теоретическая база обучения связной речи младших
школьников.
1) Каковы лингвистические основы формирования коммуника-
тивного умения
создавать высказывание
речи?
• Функциональные стили речи.
2) Дайте определение
3) Какие существуют
4) Перечислите существующие в стилистике стили речи.
5) Чем отличается один стиль речи от другого?
6) Раскройте особенности
стиля художественной
7) В чем заключены особенности научного стиля?
8) Охарактеризуйте официально-
9) Чем отличается стиль
публицистический от других
речи?
10) Какова функция разговорного стиля?
11) Какие стили рассматриваются на практическом уровне в
начальных классах?
12) В чем состоит цель
стилистической работы в
классах?
13) Каким образом данные теоретические сведения должны быть
усвоены учащимися?
• Умение отбирать языковые средства для создания высказы-
вания.
14) Что предполагает умение отбирать языковые средства?
15) Что является показателем выразительности детских выска-
зываний?
16) Какие образно-выразительные средства вы знаете? Охарак-
теризуйте каждое из них.
17) Объясните важность для развития связной речи младших
школьников формирования коммуникативного умения
отбирать языковые средства.
2. Формирование методических умений.
Задание 1. Определите стиль данных письменных высказываний.
Аргументируйте ответ.
Роза и гвоздика.
Роза
и гвоздика имеют много
– растения, у них есть корень, листья, стебель и цветы, обе разви-
ваются из почек.
Но между розой и гвоздикой есть и большое различие: цве-
ты их имеют различный запах; у розы широкие круглые листья, у
гвоздики – узкие и длинные, на розе есть шипы, на гвоздике нет.
Дятел.
На березе у дятла была мастерская для шелушения шишек.
Побежал он по стволу с шишкой на клюве до знакомого места.
Увидев там старую шишку, дятел замер. Новую шишку некуда
девать. Как выбросить старую?
Дятел зажал новую шишку между грудью и деревом. Выб-
росил свободным клювом старую шишку. Новую поместил в свою
мастерскую и заработал.
Такой он умный, деловой!
Задание 2. Проанализируйте фрагмент урока. Над построением
высказывания какого стиля идет работа на уроке? Какие виды
работы направлены на формирование умения создавать выска-
зывание определенного стиля речи.
Анализ рисунка.
- Какие деревья изображены? Где сосна? Где ель? (Один человек
показывает у доски сосну и ель)
- Что общего у этих деревьев? (Они хвойные)
- Чем они отличаются? (Разная крона)
- Какая крона у сосны? (Редкая)
- Как расположены ветки? Проходят ли солнечные лучи на землю? (Да)
- Виден ли ствол у сосны? (Да)
- Какая крона у ели? (плотная)
- Как расположены ветки? (Закрывают друг друга)
- Проходят ли солнечные лучи сквозь ветки ели? (Нет)
- Виден ли ствол у ели? (Почти не виден)
- Какого цвета крона у ели? (Более насыщенная зеленая, темная).
А у сосны? (Зелень близка к голубому цвету).
Чтение текста.
Сосна и ель.
Сосна и ель – хвойные деревья. Их листочки – хвоинки.
Ель
влаголюбива, растет на
сосна менее прихотлива к почве, может расти и на песчаных по-
чвах. В отличие от сосны, крона ели мало пропускает солнечный
свет. Поэтому в еловом лесу темно, а в сосновом – светло.
Анализ текста.
1) Композиционный анализ.
- О каких деревьях
сте? (Две).
- Прочитайте первую часть. О чем в ней рассказывается? (О сход-
стве). Какое сходство?
- Прочитайте вторую часть. О чем в ней рассказывается? (О раз-
личии). Какое различие?
- Чем похожи сосна и ель? (Хвойные деревья).
- Чем различаются эти деревья? ( Кроной; почвой, на которой
растут).
Обобщение анализа рисунка и текста.
- Какие новые сходства и различия вы узнали из текста?
Открываю доску со схемой.
Сходства
1.Хвойные деревья. 1. Почва.
2.Листочки-хвоинки.
Эта схема поможет вам при написании изложения.
2) Обобщение анализа рисунка и текста.
- Что нового в сходстве и различии вы узнали из текста?
3) Лексический анализ.
- Какие слова автор использует, чтобы подчеркнуть общие при-
знаки? (листики-хвоинки). Чтобы не повторять слова “ель” и “со-
сна”? (Их).
- А какие слова еще можно использовать? (Деревья, хвойные де-
ревья).
- Назовите слова, которые автор использует, чтобы подчеркнуть
различие деревьев (в отличие от, а).
Задание 3. Разработайте фрагмент урока, на котором осуществ-
ляется работа по формированию коммуникативного умения стро-
ить высказывание художественного стиля речи.
Задание 4. Подберите тексты разных стилей речи. Продумайте
виды работы с этими текстами. Разработайте фрагмент урока,
на котором идет работа по формированию умения строить выс-
казывание определенного стиля речи.
Задание 5. Познакомьтесь с рядом упражнений, используемых на
уроках развития речи по формированию коммуникативного уме-
ния отбирать языковые средства для создания высказывания.
Составьте по аналогии свои упражнения к уроку по теме: Сочи-
нение-описание «Первый снег».
1) сопоставление языковых средств разных стилей.
Цель упражнения:______________
- Кто из вас задумывался, откуда (каким образом) возникает узор-
ная картина на стеклах? (Варианты ответов детей).
Учитель описывает процесс появления узоров на стекле с приро-
доведческой точки зрения.
Водяные пары от холодного воздуха превращаются в капли
воды. Затем эти капли становятся льдом. Капли снова образуют-
ся из паров воздуха и замерзают поверх уже существующих льди-