Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 13:43, дипломная работа

Описание работы

В работе представлено теоретическое обоснование методики формирования коммуникативных умений младших школьников с использованием собственных рисунков детей. Кроме того, в данном пособии описана система работы по использованию собственных рисунков детей для развития речи на примере уроков русского языка в 3 классе (1-4).

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 236.39 Кб (Скачать файл)

 

 

мая подготовка к словесному творчеству (1).

       Е.И. Тихеева  также придавала важное значение  использо-

ванию в школе детских  рисунков. Она считала, что рисунки  детей

должны служить одним  из первейших средств к развитию речи (15).

       Как видим,  проблема использования рисунка  для разви-

тия связной речи не нова. Однако в методике она разработана

недостаточно. Данное пособие  нацелено на частичное восполне-

ние этого «пробела».

       В-пятых,  положительным воздействием рисунка  на позна-

вательные процессы младших  школьников. Остановим свое вни-

мание на данной причине и  обоснуем ее более подробно, посколь-

ку познавательные процессы тесно связаны с речевыми механиз-

мами, которые в свою очередь, являются базой для формирова-

ния коммуникативных умений.

 

            Влияние рисунка на познавательные  процессы млад-

                         ших школьников

        Как  известно, познавательные процессы  младших школь-

ников имеют возрастные особенности. В младшем школьном воз-

расте у ребенка пробуждаются и формируются новые важные ка-

чества психики: произвольность, внутренний план действий и реф-

лексия. Все эти качества в психологии называют новообразовани-

ями младшего школьного возраста. Эти новообразования влияют

на основные психические  процессы ребенка: его восприятие и  вни-

мание, воображение, память, мышление. Развитие указанных про-

цессов происходит в тесной связи друг с другом благодаря  росту

произвольности, управляемости  и осознанности. Также, на наш

взгляд, и рисование оказывает  влияние на развитие познаватель-

ных процессов младших  школьников. Поясним почему.

        Новой  формой восприятия у младших  школьников явля-

ется наблюдение, поэтому  его развитию в начальных классах  дол-

жно уделяться большое  внимание. Трудности ребенка в  освое-

нии данной формы восприятия заключаются в следующем:

       дети  не всегда выделяют признаки, характеризующие пред-

мет, им надо подсказать, обратить их внимание на то, чего они

не замечают;

      в лексиконе  ребенка отсутствуют слова, обозначающие  свойства

                                                               77

 

 

предметов, поэтому необходимо обогащать их словарный запас. Детс-

кий рисунок, на наш взгляд, способствует развитию наблюдательнос-

ти, поскольку, изображая  что-либо, ребенок выбирает размер, форму,

цвет и другие качества, характеризующие предмет, следовательно, в

процессе рисования внимание ребенка акцентируется и на качествен-

ной стороне предмета. Вместе с тем в сознании ребенка закрепляют-

ся слова, обозначающие признак.

        Кроме  наблюдательности, важно развивать  и внимание,

поскольку в младшем школьном возрасте оно еще непроизволь-

ное. Ребенок обращает внимание на то, что вызывает его непос-

редственный интерес. Младшему школьнику интересно все яр-

кое, крупное, то есть все  то, что затрагивает его эмоциональную

сферу, а рисуя, ребенок  находит реальную форму воплощения для

своего переживания. Процесс  рисования интересен для ребенка,

вызывает у него определенные эмоции. Следовательно, рисунок

помогает сосредоточить  внимание детей на рассматриваемом

предмете или проблеме.

        Кроме  того, внимание детей более устойчиво  при выпол-

нении внешних действий. Вот  почему необходимо стремиться к

разнообразию в учебной  работе – чередовать работу, требующую

умственных действий, с  различными видами заданий, где надо

выполнять внешние действия, например, что-то рисовать.

        Итак, можно сделать вывод о том,  что создание рисунка

положительно влияет на развитие процесса восприятия, в част-

ности, на развитие внимания и наблюдательности.

        В  тесной связи с восприятием  и мышлением развивается

воображение, поэтому изобразительная  наглядность оказывает

влияние и на данный мыслительный процесс. Работа воображе-

нию задается тогда, когда  ребенку приходится воссоздавать для

себя живой облик действительности, описанной, к примеру, в тек-

сте. С помощью рисунка  ребенку легче воссоздать для  себя этот

облик, поскольку, рисуя, ребенок  учится видеть, наблюдать, ана-

лизировать, выделять существенное, сравнивать и т. д. Такая ин-

теллектуальная работа накладывает  отпечаток на образы вообра-

жения – они становятся “умными”, в них предметы и явления  от-

ражаются не в случайных  чертах, а в таких, которые для  этих пред-

метов важны и характерны. Очевидно, что, чем яснее образ, тем  лег-

                                                               78

 

 

че выразить его словом. Следовательно, рисунок через развитие вооб-

ражения положительно влияет и на один из компонентов механизма

эквивалентных замен –  представления и образы.

       Целесообразно  использовать рисунок и в силу  конкрет-

ности мышления младшего школьника. Любое действие легче

осуществляется и понимается ребенком, если вначале оно пред-

ставлено ему в такой  внешней форме, в которой легко  выделить

его основные закономерности. В рисунке ребенок выделяет все

самое существенное и важное для него на данный момент. Это

важное и существенное касается не только качественной сторо-

ны, в нем отражается понимание  ребенком связей и отношений

между явлениями действительности и предметами (12). Однако

развивать исключительно  наглядно-образное мышление недоста-

точно, тем более что  оно у младших школьников достаточно хо-

рошо развито. Необходимо развивать, наряду с образным, и сло-

весно-логическое мышление. На уроке этому способствует ис-

пользование и анализ текста. Поэтому вместе с рисунком на уро-

ке мы используем текст: его  анализ и создание своего высказыва-

ния. Составление связного рассказа, составление плана, выделе-

ние главного и т. д. тренируют  школьников в применении таких

сложных форм умственной деятельности, как анализ, синтез,

обобщение, внутренний план действий, рефлексия.

       Развитие  мышления, воображения и восприятия  невоз-

можно без развития памяти. Память не готовая способность, она

формируется при жизни  и слагается из трех процессов: запоми-

нания, сохранения (забывания) и воспроизведения.

       Ребенок  в младшем школьном возрасте  запоминает то, что

производит на него впечатление, не оставляет равнодушным. В

процессе обучения ребенок  учится осмысливать услышанное и

прочитанное, а процесс  осмысливания значительно облегчает

запоминание. Рисуя иллюстрацию  к тексту, ученик осмысливает

прочитанное, вместе с тем, он получает зрительную опору того,

что осмыслил, следовательно, рисунок стимулирует запомина-

ние, то есть положительно влияет на долговременную память.

       Напомним, что долговременная память –  один из веду-

щих речевых механизмов. Она  предполагает обогащение слова-

ря учащихся, систематическое  накопление элементов отбора и фор-

                                                                79

 

 

мирования способности производить  отбор слов адекватных теме и

замыслу высказывания. Естественно, рисунок облегчает развитие

этого сложного механизма, стимулирует  поиск наиболее уместных

языковых средств. Следовательно, использование рисунка, создан-

ного ребенком к тексту, обогащает запас языковых средств  и пред-

ставлений (два основных компонента долговременной памяти), раз-

вивает ту сферу мышления, которую Н.И. Жинкин называет нагляд-

но-словесной.

        Таким  образом, рисунок, созданный ребенком  к тексту,

положительно воздействует на развитие познавательных процес-

сов младших школьников. В  свою очередь, развитие познаватель-

ных процессов имеет немаловажное значение для совершенство-

вания речевых механизмов, которые являются психологической

основой формирования коммуникативных  умений младших

школьников. Следовательно, использование указанного средства

наглядности – эффективный  путь формирования коммуникатив-

ных умений учащихся начальных  классов.

        Младшему  школьнику, старшекласснику и  взрослому ну-

жен один и тот же “набор”  коммуникативных умений. Следова-

тельно, заботиться о формировании коммуникативных умений

нужно постоянно. Однако формирование одних и тех же умений

учащихся разного возраста следует вести, во-первых, на различ-

ном речевом материале - по тематике, по характеру основной

мысли, по стилю, по жанру, по построению, по объему и т. д.; во-

вторых, при большей или  меньшей самостоятельности учащих-

ся, при преобладании устной или письменной формы речи; в-тре-

тьих, с использованием различных  способов и средств обучения.

В связи с этим необходимо рассмотреть ряд методических воп-

росов, чему и посвящается  следующая глава.

 

                      Литература к разделу 1.2.2:

1. Бархин К.Б. Творческая  работа по родному языку: Методическое

   пособие для преподавателей. Ч.1. Гос. изд–во Украины, 1924. –  131 с.

2. Бобнева М.И. Техническая  психология. – М., 1966. – 127 с.

3. Богоявленский Д.Н. К  характеристике процессов абстракции  и обоб-

   щения при усвоении  грамматики // Вопросы психологии. –  1958. – №

   4. – С. 85–98.

4. Выготский Л.С. Предыстория  письменной речи // В.Я. Ляудис, И.П.  Негурэ

                                                                       80 Психологические основы формирования письменной речи у младших

  школьников. – М., 1994. –  С. 115–144.

5. Давыдов В.В. Виды обобщения  в обучении. – М., 1972. – 423 с.

6. Евдокимов В.И. К вопросу  об использовании наглядности  в школе /

  / Советская педагогика. – 1982. – №3. – С. 30–33.

7. Зельманова Л.М. Наглядность  в преподавании русского языка.  – М.,

  1984. – 158 с.

8. Зельманова Л.М. Теоретические  основы создания и использования

  системы средств обучения  для развития устной речи учащихся IV–VI

  классов: Диссертация  ... докт. пед. наук. – М., 1985. – 405 с.

9. Капинос В.И. Работа  по развитию речи учащихся  в свете теории ре-

  чевой деятельности // Рус. яз. в шк.– 1978. – № 4. – С. 58–66.

10. Ладыженская Т.А. Система  работы по развитию связной  устной

  речи. – М., 1974. – 256 с.

11. Моисеев А.И. Вопрос  о наглядности в преподавании // Рус. яз. в шк.

  – 1971. – № 5. –  С. 36– 41.

12. Мухина В.С. Изобразительная  деятельность ребенка как форма  ус-

  воения социального  опыта. – М., 1981. – 239 с.

13. Рождественский Н.С.  О методах обучения // Методика  грамматики

  и орфографии в начальных  классах / Под ред. Н.С. Рождественского.

  – М., 1979. – 239 с.

14. Русский язык в начальных  классах: теория и практика  обучения:

  Учебное пособие для  студентов пед. учеб. заведений  / Под ред. М.С.

  Соловейчик. – М., 1993. –  383 с.

15. Тихеева Е.И. Родная  речь и пути к ее развитию. – М. – Птг, 1923. –

  136 с.

 

          Практические занятия к разделам 1.2.1-1.2.2.

 

 

 

 

                                                                   81

 

 

        Практическое  занятие 1 (к разделу 1.2.1).

  Тема: Психолого-педагогические  основы формирования

    коммуникативных  умений младших школьников.

1. Актуализация теоретических  знаний.

                     Вопросы для обсуждения:

• Перечислите психологические  основы формирования комму-

никативных умений младших  школьников.

• Почему теория речевой  деятельности – психологическая  ос-

нова формирова ния  ком м уника тивных ум ений младших

школьников?

• Что представляет собой  речевая деятельность?

• Перечислите этапы процесса создания высказывания.

• В чем отличие устной речи от письменной?

• Каковы особенности устной и письменной речи младшего

школьника?

• В чем особенность  письменной речи как вида деятельности?

• Охарактеризуйте механизмы  речи (по Н.И. Жинкину):

- перечислите основные  механизмы речи;

- раскройте сущность механизма  эквивалентных замен;

- охарактеризуйте механизмы  памяти;

- что представляет собой  механизм антиципации?

• В чем значимость учения о механизмах речи для методики фор-

мирования коммуникативных  умений младших школьников?

 

2. Формирование методических  умений.

Задание 1. Воспроизведите фазы речевой деятельности и запишите

их в первый столбик  таблицы. Т.А. Ладыженская вычленила

следующие речевые умения: определять объем содержания и

границы темы высказывания, подчинять свое высказывание

основной мысли, собирать материал для высказывания,

систематизировать собранный  материал, приводить его в

порядок, строить высказывания различных типов речи, выражать

свои мысли точно, правильно  и ярко, совершенствовать

написанное. Соотнесите каждое из перечисленных умений со

структурой речевой деятельности.

Глава 1.3. ВОПРОС О ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКА-

                                                           82

 

 

       Практическое  занятие 2 (к разделу 1.2.2).

       Тема: Роль  наглядности в формировании

Информация о работе Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности