Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 13:43, дипломная работа
В работе представлено теоретическое обоснование методики формирования коммуникативных умений младших школьников с использованием собственных рисунков детей. Кроме того, в данном пособии описана система работы по использованию собственных рисунков детей для развития речи на примере уроков русского языка в 3 классе (1-4).
мая подготовка к словесному творчеству (1).
Е.И. Тихеева
также придавала важное
ванию в школе детских рисунков. Она считала, что рисунки детей
должны служить одним из первейших средств к развитию речи (15).
Как видим,
проблема использования
тия связной речи не нова. Однако в методике она разработана
недостаточно. Данное пособие нацелено на частичное восполне-
ние этого «пробела».
В-пятых,
положительным воздействием
вательные процессы младших школьников. Остановим свое вни-
мание на данной причине и обоснуем ее более подробно, посколь-
ку познавательные процессы тесно связаны с речевыми механиз-
мами, которые в свою очередь, являются базой для формирова-
ния коммуникативных умений.
Влияние рисунка на
ших школьников
Как известно, познавательные процессы младших школь-
ников имеют возрастные особенности. В младшем школьном воз-
расте у ребенка пробуждаются и формируются новые важные ка-
чества психики: произвольность, внутренний план действий и реф-
лексия. Все эти качества в психологии называют новообразовани-
ями младшего школьного возраста. Эти новообразования влияют
на основные психические процессы ребенка: его восприятие и вни-
мание, воображение, память, мышление. Развитие указанных про-
цессов происходит в тесной связи друг с другом благодаря росту
произвольности, управляемости и осознанности. Также, на наш
взгляд, и рисование оказывает влияние на развитие познаватель-
ных процессов младших школьников. Поясним почему.
Новой формой восприятия у младших школьников явля-
ется наблюдение, поэтому его развитию в начальных классах дол-
жно уделяться большое внимание. Трудности ребенка в освое-
нии данной формы восприятия заключаются в следующем:
дети не всегда выделяют признаки, характеризующие пред-
мет, им надо подсказать, обратить их внимание на то, чего они
не замечают;
в лексиконе
ребенка отсутствуют слова,
предметов, поэтому необходимо обогащать их словарный запас. Детс-
кий рисунок, на наш взгляд, способствует развитию наблюдательнос-
ти, поскольку, изображая что-либо, ребенок выбирает размер, форму,
цвет и другие качества, характеризующие предмет, следовательно, в
процессе рисования внимание ребенка акцентируется и на качествен-
ной стороне предмета. Вместе с тем в сознании ребенка закрепляют-
ся слова, обозначающие признак.
Кроме наблюдательности, важно развивать и внимание,
поскольку в младшем школьном возрасте оно еще непроизволь-
ное. Ребенок обращает внимание на то, что вызывает его непос-
редственный интерес. Младшему школьнику интересно все яр-
кое, крупное, то есть все
то, что затрагивает его
сферу, а рисуя, ребенок находит реальную форму воплощения для
своего переживания. Процесс
рисования интересен для
вызывает у него определенные эмоции. Следовательно, рисунок
помогает сосредоточить внимание детей на рассматриваемом
предмете или проблеме.
Кроме
того, внимание детей более
нении внешних действий. Вот почему необходимо стремиться к
разнообразию в учебной работе – чередовать работу, требующую
умственных действий, с различными видами заданий, где надо
выполнять внешние действия, например, что-то рисовать.
Итак, можно сделать вывод о том, что создание рисунка
положительно влияет на развитие процесса восприятия, в част-
ности, на развитие внимания и наблюдательности.
В тесной связи с восприятием и мышлением развивается
воображение, поэтому изобразительная наглядность оказывает
влияние и на данный мыслительный процесс. Работа воображе-
нию задается тогда, когда ребенку приходится воссоздавать для
себя живой облик
сте. С помощью рисунка ребенку легче воссоздать для себя этот
облик, поскольку, рисуя, ребенок учится видеть, наблюдать, ана-
лизировать, выделять существенное, сравнивать и т. д. Такая ин-
теллектуальная работа накладывает отпечаток на образы вообра-
жения – они становятся “умными”, в них предметы и явления от-
ражаются не в случайных чертах, а в таких, которые для этих пред-
метов важны и характерны. Очевидно, что, чем яснее образ, тем лег-
че выразить его словом. Следовательно, рисунок через развитие вооб-
ражения положительно влияет и на один из компонентов механизма
эквивалентных замен – представления и образы.
Целесообразно использовать рисунок и в силу конкрет-
ности мышления младшего школьника. Любое действие легче
осуществляется и понимается ребенком, если вначале оно пред-
ставлено ему в такой внешней форме, в которой легко выделить
его основные закономерности. В рисунке ребенок выделяет все
самое существенное и важное для него на данный момент. Это
важное и существенное касается не только качественной сторо-
ны, в нем отражается понимание ребенком связей и отношений
между явлениями действительности и предметами (12). Однако
развивать исключительно наглядно-образное мышление недоста-
точно, тем более что оно у младших школьников достаточно хо-
рошо развито. Необходимо развивать, наряду с образным, и сло-
весно-логическое мышление. На уроке этому способствует ис-
пользование и анализ текста. Поэтому вместе с рисунком на уро-
ке мы используем текст: его анализ и создание своего высказыва-
ния. Составление связного рассказа, составление плана, выделе-
ние главного и т. д. тренируют школьников в применении таких
сложных форм умственной деятельности, как анализ, синтез,
обобщение, внутренний план действий, рефлексия.
Развитие мышления, воображения и восприятия невоз-
можно без развития памяти. Память не готовая способность, она
формируется при жизни и слагается из трех процессов: запоми-
нания, сохранения (забывания) и воспроизведения.
Ребенок в младшем школьном возрасте запоминает то, что
производит на него впечатление, не оставляет равнодушным. В
процессе обучения ребенок учится осмысливать услышанное и
прочитанное, а процесс осмысливания значительно облегчает
запоминание. Рисуя иллюстрацию к тексту, ученик осмысливает
прочитанное, вместе с тем, он получает зрительную опору того,
что осмыслил, следовательно, рисунок стимулирует запомина-
ние, то есть положительно влияет на долговременную память.
Напомним, что долговременная память – один из веду-
щих речевых механизмов. Она предполагает обогащение слова-
ря учащихся, систематическое накопление элементов отбора и фор-
мирования способности производить отбор слов адекватных теме и
замыслу высказывания. Естественно, рисунок облегчает развитие
этого сложного механизма, стимулирует поиск наиболее уместных
языковых средств. Следовательно, использование рисунка, создан-
ного ребенком к тексту, обогащает запас языковых средств и пред-
ставлений (два основных компонента долговременной памяти), раз-
вивает ту сферу мышления, которую Н.И. Жинкин называет нагляд-
но-словесной.
Таким
образом, рисунок, созданный
положительно воздействует на развитие познавательных процес-
сов младших школьников. В свою очередь, развитие познаватель-
ных процессов имеет немаловажное значение для совершенство-
вания речевых механизмов, которые являются психологической
основой формирования коммуникативных умений младших
школьников. Следовательно, использование указанного средства
наглядности – эффективный путь формирования коммуникатив-
ных умений учащихся начальных классов.
Младшему школьнику, старшекласснику и взрослому ну-
жен один и тот же “набор” коммуникативных умений. Следова-
тельно, заботиться о формировании коммуникативных умений
нужно постоянно. Однако формирование одних и тех же умений
учащихся разного возраста следует вести, во-первых, на различ-
ном речевом материале - по тематике, по характеру основной
мысли, по стилю, по жанру, по построению, по объему и т. д.; во-
вторых, при большей или
меньшей самостоятельности
ся, при преобладании устной или письменной формы речи; в-тре-
тьих, с использованием различных способов и средств обучения.
В связи с этим необходимо рассмотреть ряд методических воп-
росов, чему и посвящается следующая глава.
Литература к разделу 1.2.2:
1. Бархин К.Б. Творческая
работа по родному языку:
пособие для преподавателей. Ч.1. Гос. изд–во Украины, 1924. – 131 с.
2. Бобнева М.И. Техническая психология. – М., 1966. – 127 с.
3. Богоявленский Д.Н. К
характеристике процессов
щения при усвоении грамматики // Вопросы психологии. – 1958. – №
4. – С. 85–98.
4. Выготский Л.С. Предыстория письменной речи // В.Я. Ляудис, И.П. Негурэ
школьников. – М., 1994. – С. 115–144.
5. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. – М., 1972. – 423 с.
6. Евдокимов В.И. К вопросу об использовании наглядности в школе /
/ Советская педагогика. – 1982. – №3. – С. 30–33.
7. Зельманова Л.М. Наглядность
в преподавании русского языка.
1984. – 158 с.
8. Зельманова Л.М. Теоретические
основы создания и
системы средств обучения
для развития устной речи
классов: Диссертация ... докт. пед. наук. – М., 1985. – 405 с.
9. Капинос В.И. Работа по развитию речи учащихся в свете теории ре-
чевой деятельности // Рус. яз. в шк.– 1978. – № 4. – С. 58–66.
10. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной
речи. – М., 1974. – 256 с.
11. Моисеев А.И. Вопрос о наглядности в преподавании // Рус. яз. в шк.
– 1971. – № 5. – С. 36– 41.
12. Мухина В.С. Изобразительная
деятельность ребенка как
воения социального опыта. – М., 1981. – 239 с.
13. Рождественский Н.С. О методах обучения // Методика грамматики
и орфографии в начальных классах / Под ред. Н.С. Рождественского.
– М., 1979. – 239 с.
14. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения:
Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений / Под ред. М.С.
Соловейчик. – М., 1993. – 383 с.
15. Тихеева Е.И. Родная речь и пути к ее развитию. – М. – Птг, 1923. –
136 с.
Практические занятия к
Практическое занятие 1 (к разделу 1.2.1).
Тема: Психолого-педагогические основы формирования
коммуникативных умений младших школьников.
1. Актуализация теоретических знаний.
Вопросы для обсуждения:
• Перечислите психологические основы формирования комму-
никативных умений младших школьников.
• Почему теория речевой деятельности – психологическая ос-
нова формирова ния ком м уника тивных ум ений младших
школьников?
• Что представляет собой речевая деятельность?
• Перечислите этапы процесса создания высказывания.
• В чем отличие устной речи от письменной?
• Каковы особенности устной и письменной речи младшего
школьника?
• В чем особенность письменной речи как вида деятельности?
• Охарактеризуйте механизмы речи (по Н.И. Жинкину):
- перечислите основные механизмы речи;
- раскройте сущность механизма эквивалентных замен;
- охарактеризуйте механизмы памяти;
- что представляет собой механизм антиципации?
• В чем значимость учения о механизмах речи для методики фор-
мирования коммуникативных умений младших школьников?
2. Формирование методических умений.
Задание 1. Воспроизведите фазы речевой деятельности и запишите
их в первый столбик таблицы. Т.А. Ладыженская вычленила
следующие речевые умения: определять объем содержания и
границы темы высказывания, подчинять свое высказывание
основной мысли, собирать материал для высказывания,
систематизировать собранный материал, приводить его в
порядок, строить высказывания различных типов речи, выражать
свои мысли точно, правильно и ярко, совершенствовать
написанное. Соотнесите каждое из перечисленных умений со
структурой речевой
Глава 1.3. ВОПРОС О ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКА-
Практическое занятие 2 (к разделу 1.2.2).
Тема: Роль наглядности в формировании