Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 13:43, дипломная работа
В работе представлено теоретическое обоснование методики формирования коммуникативных умений младших школьников с использованием собственных рисунков детей. Кроме того, в данном пособии описана система работы по использованию собственных рисунков детей для развития речи на примере уроков русского языка в 3 классе (1-4).
довым. Он даже предлагает рассматривать моделирование как
дидактический принцип, дополняющий принцип наглядности.
Соотношение этих принципов он определяет так: “там, где со-
держанием обучения становятся связи и отношения предметов, –
там наглядность далеко не достаточна” (5).
Очевидно, более правомерно говорить о моделировании
как составной части принципа наглядности, то есть о расшире-
нии содержания данного принципа (8).
Напомним также об исследовании Л.В. Занкова, позво-
ляющем уяснить одно из главных условий эффективного исполь-
зования наглядности - непременное сочетание ее со словом учи-
теля, который организует наблюдения учащихся, побуждает их к
самостоятельным выводам (7).
Дело не только в характере того наглядного материала,
который включается в учебный процесс, но и в характере его ис-
пользования, причем это использование может быть ориентиро-
вано как на объяснительно-иллюстративный метод, так и на про-
блемное обучение (6). Следовательно, как справедливо подчер-
кивается в современной дидактике, необходимы поиски новых
форм сочетания наглядности со словом учителя; дальнейшее со-
вершенствование методики применения средств наглядности,
которое мы видим в сочетании
средств различных видов
ности - изобразительной и речевой; выявление их возможностей для
организации познавательной деятельности учащихся, в частности,
выявление роли собственного
рисунка ребенка для
ного вида деятельности. Таким образом, актуальным является так-
же и вопрос об использовании с целью формирования коммуникатив-
ных умений младших школьников наглядных средств обучения в со-
четании с текстовым материалом.
Какие
же средства наглядности
время? Прежде чем раскрыть данную проблему, считаем целесо-
образным уточнить виды наглядности и ее функции в препода-
вании русского языка, поскольку средства наглядности соотно-
сятся с характером наглядного материала.
Виды наглядности
Одним из видов наглядного материала является изобра-
зительный: рисунки, в том числе созданные детьми, репродук-
ции картин, макеты, муляжи. Это особый вид наглядности - изоб-
разительная.
Она выполняет ряд функций:
1) комментирующую
(в этой функции
териал полезен для формирования лексических понятий);
2) стимулирующую
(в этой функции
риал полезен для активизации самостоятельности при употреб-
лении слов, грамматических форм и конструкций);
3) коммуникативную
(в этой функции
териал, особенно собственный рисунок ребенка, может облегчить
создание учебно-речевых ситуаций).
Таким образом, есть все основания говорить о правомер-
ности широкого использования изобразительного материала не
только для обогащения словаря учащихся, но и для формирова-
ния у них коммуникативных умений.
Другой,
главный, вид наглядного
пользуется в процессе преподавания русского языка, – словесный.
Данный материал отражает особенности предмета “Рус-
ский язык” и поэтому сам по себе специфичен: изображения изу-
чаемых языковых явлений - это те же слова, словосочетания, пред-
ложения, то есть тот же материал, на котором построен учебник,
которым пользуется учитель, организуя наблюдения учащихся, на-
пример, над особенностями текста, его структурой.
Однако
далеко не каждая запись
ибо наглядность предполагает определенную упорядоченность
языкового материала (11). Кроме того, важен его отбор для уро-
ков русского языка и развития речи. Наконец, наряду с конкрет-
ным языковым материалом, могут быть использованы элементы
абстракции (схемы, модели слов, словосочетаний, предложений).
Но как обеспечить то разумное сочетание конкретного и абст-
рактного, на которое ориентирует современная дидактика?
С целью решения этого сложного вопроса необходимо
разграничить языковую и речевую наглядность, поскольку
школьный курс русского языка предусматривает изучение основ
науки о языке и развитие речи учащихся. В чем же принципиаль-
ное отличие этих двух видов наглядности?
Языковая
наглядность, предназначенная
ния грамматических понятий,
допускает широкое
элементов абстракции, например отдельных морфем, которые в
данном случае являются более
оправданной конкретно-
ной опорой, чем целые слова.
Подобное уточнение характера языковой наглядности
правомерно с точки зрения психологии: “Грамматическая абст-
ракция предполагает выделение из слова не любого сочетания
звуков или букв, а только морфем, то есть сочетаний, обладаю-
щих определенным языковым значением” (3, с. 94).
В отличие от языковой речевая наглядность предполага-
ет использование, прежде всего, конкретного языкового матери-
ала, направленного на реализацию двух задач: 1) воспитание куль-
туры речи; 2) развитие связной речи. Под конкретным языковым
материалом подразумевается ТЕКСТ.
Разница в характере текстов-образцов для воспитания куль-
туры речи и для формирования коммуникативных умений учащих-
ся определяется различием двух видов речевой наглядности: ма-
лой, которая направлена на порождение отдельной языковой еди-
ницы (слова, словосочетания, предложения), и большой, направ-
ленной на составление развернутого высказывания (9, с. 61).
Думается,
что для формирования
ний младших школьников важно сочетание изобразительной и рече-
вой наглядности, поскольку совместное использование изобразитель-
ного и словесного материала на уроках развития речи способствует
формированию “осмысленных” умений; расширяет запас наглядных
представлений и языковых средств, имеющих огромное значение для
совершенствования речевых механизмов; обогащает конкретно-чув-
ственный опыт учащихся (10, с. 71).
Уточним также и те виды восприятия, на которые могут
быть ориентированы средства наглядности. По мнению психо-
логов, преобладающую часть информации человек воспринима-
ет зрительно и сам механизм мозговой информации настроен на
“зрительную модальность” (2, с. 25).
Не
менее важна опора и на
ку развитие речи учащихся, как справедливо указывает Н.С. Рож-
дественский, требует “не только визуальной, но и слуховой на-
глядности” (13, с. 30).
Вместе с тем, учитывая возраст детей и опираясь на ут-
верждения психологов о преобладании у младших школьников
зрительного восприятия, мы пришли к выводу, что все-таки це-
лесообразнее использовать зрительное восприятие текста.
Обоснование
выбора рисунка, созданного
для
формирования коммуникативных
младших школьников
Из средств
изобразительной наглядности
почтение детскому рисунку. Выбор детского рисунка в качестве
средства изобразительной наглядности был обусловлен рядом
причин.
Во-первых,
связью письменной речи с
но Л.С. Выготскому, предпосылкой успешного усвоения пись-
менной речи является развитие жеста, игры, рисования. Идея Л.С.
Выготского о связи письменной речи с рисованием стала теорети-
ческой основой исследования, изложенного в данном пособии,
которое посвящено формированию коммуникативных умений
учащихся на основе создания высказываний в письменной фор-
ме с использованием такой изобразительной наглядности, как
собственный детский рисунок.
Остановимся
подробнее на указанном
что ребенок уже в дошкольном возрасте хорошо и с увлечением ри-
сует. Однако для дошкольника рисунок – это средство выражения
мыслей и чувств на бумаге. Ребенок еще не владеет письменной
речью. Вместе с тем история развития письменной речи у ребенка
начинается с возникновения первых зрительных знаков. Именно жест
и является тем первоначальным знаком, в котором заключается бу-
дущее письмо ребенка. Жест – письмо в воздухе, а письменный знак
является очень часто просто закрепленным жестом (картинное или
пиктографическое письмо). Такими закрепленными жестами у ребен-
ка являются каракули.
Игра
ребенка также является
нию письменной речи. В игре для ребенка все может быть всем,
причем он обозначает предметы словом, т. е. словесно условно
обозначает предмет. Таким образом, символическое изображе-
ние в игре является своеобразной формой речи, непосредственно
приводящей к письменной речи.
Следующая
ступень подготовки –
рисунок – своеобразная детская речь. Рисование начинается у
ребенка тогда, когда словесная, устная речь сделала уже боль-
шие успехи и стала делом привычным. Вместе с тем рисунок де-
лается по способу речи, в процессе рассказывания. Рисование,
таким образом, графическая речь, возникающая на основе сло-
весной. Рисунки напоминают словесные понятия, которые сооб-
щают только существенные признаки. Ребенок рисует по памя-
ти, он рисует не то, что он видит, а то, что знает.
Таким образом, жест, игра, а затем и рисунок являются под-
готовительными этапами в развитии детской письменной речи (4).
Это означает, что «вхождение» ребенка в письменную речь
необходимо организовать как переход от рисования вещей к рисо-
ванию речи (4). Важно подвести ребенка к открытию того, что
«рисовать можно не только предметы, но и речь» (4, с. 142).
Во-вторых,
утверждениями психологов о
является графическим рассказом ребенка об изображаемом пред-
мете (Л.С. Выготский, Д.Н. Узнадзе и др.). Л.С. Выготский пи-
сал: “... пока ребенок рисует, он думает о предмете своего изоб-
ражения так, как если бы он о нем рассказывал” (4, с. 145). Изве-
стно, что дети часто воссоздают образы и картины прочитанного
неточно и даже неверно. Рисунки же, выполненные детьми на основе
прочитанного текста, в известной мере способствуют выявлению
того, что действительно воспринято учащимися. Рисунок помогает
детям не только как-то конкретизировать, уточнить их представле-
ния о прочитанном, но и в доступной для них форме (через цвет, от-
дельные изобразительные детали) частично выразить свое отноше-
ние к изображаемому. Отсюда вытекает важный методический вы-
вод: текст создается ребенком еще в процессе рисования, а это
положительно влияет на процесс планирования высказывания
во внутренней речи, а значит, обеспечивает процесс реализа-
ции этого плана при словесном оформлении.
Таким
образом, наблюдения
что высказывания детей могут быть более содержательными и
связными, если дети рисуют.
В-третьих,
методической
ния детского рисунка на уроках развития речи. “Как правило, -
пишет М.С. Соловейчик, - учитель не заботится о том, чтобы у
ребенка возникала потребность вступить в общение. Ученик со-
здает высказывание потому, что таково задание учителя, соб-
ственно же коммуникативного мотива у него нет. Учитель чаще
всего не обеспечивает ученику конкретной ситуации общения”
(14, с. 226). Создание собственного рисунка к тексту-образцу, на
наш взгляд, способствует появлению у ребенка потребности в
коммуникации, то есть ведет
к возникновению речевой
В-четвертых, опорой на методические идеи прошлого. Так,
К.Б. Бархин писал, что вопрос о детском рисунке – один из важ-
нейших вопросов, которым должен теперь серьезно заняться пе-
дагог. Графический язык в некоторых отношениях более досту-
пен детям, чем язык слов: ребенок (по времени своего развития)
раньше живописец и график, чем писатель, и нас, преподавате-
лей родного языка, не могут не интересовать методы поддержки
в школе словесного искусства искусствами изобразительными.
Необходимо научить ребенка “видеть” предметы, их форму и
цвет, ибо без этого умения остро схватывать очертание, рельеф
предмета, все оттенки его капризной окраски не обойтись писа-
телю, не обойтись каждому человеку, передающему в слове свои
впечатления, чувствования. Здесь занятие рисованием – необходи-