Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 13:43, дипломная работа
В работе представлено теоретическое обоснование методики формирования коммуникативных умений младших школьников с использованием собственных рисунков детей. Кроме того, в данном пособии описана система работы по использованию собственных рисунков детей для развития речи на примере уроков русского языка в 3 классе (1-4).
коммуникативных умений младших школьников.
1. Актуализация теоретических знаний.
Вопросы для обсуждения:
• Виды наглядности.
• Функции наглядности.
• Виды восприятия.
• Обоснование выбора рисунка, созданного учеником, для фор-
мирования коммуникативных умений младших школьников.
• Как влияет рисунок на познавательные процессы младших
школьников?
2. Формирование методических умений.
Задание 1. Вспомните, какие виды наглядности существуют. При-
ведите примеры для каждого вида. Подберите текст, к которому
можно нарисовать рисунок. Попробуйте сами проиллюстриро-
вать данный текст.
Задание 2. Используя материалы раздела 2.2, составьте сообще-
ние на тему: «Детский рисунок – эффективное средство для фор-
мирования коммуникативных умений младших школьников».
Задание 3. Разработайте задания с использованием рисунка, на-
правленные на развитие таких познавательных процессов, как
внимание, воображение, мышление, память.
ТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В
МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
РАЗДЕЛ 1.3.1. Ученые-методисты
о коммуникативных умениях
Понятие «коммуникативные
в различных науках
Понятие
“коммуникативные умения” (“
никативно-речевые”) рассматривается в психологии, психолинг-
вистике, методике, но трактуется в каждой науке по-разному.
Представляется необходимым дать краткий обзор известных
классификаций коммуникативных и речевых умений.
В психологии (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зим-
няя, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Р.М. Фрумкина) коммуникатив-
ная деятельность рассматривается как деятельность общения и
указывается, что для полноценного общения человек должен рас-
полагать такими умениями: “правильно и быстро ориентировать-
ся в условиях общения, правильно спланировать свою речь, выб-
рать содержание общения, найти адекватные языковые средства
для передачи мысли и обеспечить обратную связь” (5, с. 33).
В
психолингвистике и
обучения иностранному языку основанием классификации явля-
ются виды речевой деятельности, а именно: слушание, говоре-
ние, чтение и письмо (как процесс создания высказывания в пись-
менной форме). Следовательно, коммуникативные умения будут
следующие: 1) умение говорить; 2) умение слушать; 3) умение
читать; 4) умение писать, создавать текст.
В
методике преподавания
ного коммуникативные умения называются речевыми и опреде-
ляются через виды речевой деятельности: “Речевые умения - это
способность говорить, слушать, читать, писать, реализуя в про-
цессе общения (обмена мыслями) речевые навыки (3, с. 44); через
понятие “управление”: “Речевое умение есть способность управ-
лять речевой деятельностью в условиях решения коммуникатив-
ных задач общения” (8, с.37).
С
риторических позиций
речевых умений являются риторические умения, а именно: 1) умение
изобретать, находить материал; 2) умение располагать материал в ло-
гической последовательности; 3) умение выражать мысли; 4) умение
запоминать подготовленную речь; 5) умение произносить подготов-
ленную речь, используя звуковые средства эмоционально-смысловой
выразительности (М.С. Гаспаров, А.А. Волков, С.Ф. Иванова, Н.Ф.
Кошанский). В работах ученых, которые считают риторику самостоя-
тельной наукой, выделяются основные (общие) и специфические (час-
тные) коммуникативно-речевые умения для устной и письменной речи
(6, с. 41-42).
В
методике преподавания
коммуникативными умениями понимаются умения, направлен-
ные на продуцирование собственных текстов.
Обзор классификаций коммуникативных умений
Вопрос
о формировании
школьников в методике преподавания русского языка ставился
еще в самом начале развития методических идей в России (Ф.И.
Буслаев, И.И. Срезневский, В.И. Чернышев, К.Д. Ушинский и
другие).
Так, Ф.И. Буслаев писал, что “... первое и важнейшее дело
развивать практическую способность, состоящую в том, чтобы
понимать выраженное формами речи и пользоваться ими пра-
вильным образом, то есть так, как говорят люди образованные...,
изустными и письменными упражнениями образуем в ученике
способность с надлежащей легкостью правильно понимать фор-
мы речи в разговоре и на письме” (2).
В современной
методической литературе
терминов, обозначающих умения в области связной речи: “ уме-
ния в области связной речи”, “умения связной речи”, “интеллек-
туально-речевые умения”, “речевые умения”, “коммуникативно-
речевые умения” и др.
Коммуникативные умения как “способность” (11, С. 490),
как готовность к выполнению речевого действия на основе усво-
енных знаний или имитации (по образцу) представляют собой
сложные психофизиологические и информационно-деятельност-
ные явления действительности, не поддающиеся простой и одно-
значной систематизации.
В пособии мы используем термин “речевые умения”, при-
чем, нас интересует только один их вид – коммуникативные уме-
ния. Под коммуникативными умениями мы, вслед за М.Т. Бара-
новым, понимаем умения, направленные на создание текста.
В
настоящее время в
ные подходы в классификации речевых умений. Отличие подходов
кроется в основаниях, взятых за основу той или иной классификации.
Классификация М.Т. Баранова:
М.Т. Баранов, например, под речевыми понимает умения,
“связанные, во-первых, с подготовкой к работе над текстом, во-
вторых, с работой над созданием текста. Умения, готовящие уча-
щихся к работе над текстом, связаны с произношением, с обога-
щением словарного и грамматического запаса, с обучением вы-
бору слов и синтаксических конструкций при создании текста.
Эти умения называются некоммуникативными. Они непосред-
ственно не создают коммуникативную единицу – текст. Умения,
непосредственно отражающие работу над созданием текста, свя-
заны с осмыслением темы текста, с отбором содержания по теме,
с планом расположения отобранного материала, с выбором язы-
ковых средств, с созданием самого текста и его редактировани-
ем. Эти умения называются коммуникативными” (1, с. 41). Та-
ким образом, М.Т. Баранов относит к коммуникативным уме-
ниям следующие: “создавать текст на заданную тему с учетом
адресата, цели и стиля; отграничивать текст от нетекста; со-
бирать материал в соответствии с темой; систематизировать его,
создавая рабочие материалы; отбирать языковые средства, соот-
ветствующие теме, адресату и стилю будущего текста; связно из-
лагать мысли в форме того или иного типа речи; редактировать
(улучшать) написанное” (1, с. 42).
В
своей классификации М.Т.
никативным умениям и умение отграничивать текст от нетек-
ста. Данное коммуникативное умение в классификациях других
исследователей не встречается.
Классификация Т.А. Ладыженской:
Т.А. Ладыженской в 60-е годы были сформулированы
коммуникативные умения, характерные для письменной и устной форм
речи. В пособии исследованы высказывания в письменной форме,
поэтому рассмотрим, какие коммуникативные умения относятся к
письменной речи. Так, для письменной речи специфичным является
умение, направленное на совершенствование написанного. Также к
коммуникативным умениям письменной речи Т.А. Ладыженская от-
носит: “умение раскрывать тему высказывания; умение раскрывать
основную мысль высказывания; умение собирать материал к выска-
зыванию; умение систематизировать собранный к высказыванию
материал; умение строить высказывание в определённой композици-
онной форме; умение выражать свои мысли правильно (с точки
зрения норм литературного языка), точно, ясно и по возможно-
сти ярко” (4, с. 62).
Таким
образом, в основу
кой положена форма речи. Сформулированные ею умения, по
мнению М.С. Соловейчик, фактически отражают такие этапы
речевой деятельности, как планирование, создание высказыва-
ния и контроль. Но среди умений, выделенных Т.А. Ладыженс-
кой, еще нет умения ориентироваться в ситуации общения (10).
Классификация М.Р. Львова:
М.Р.
Львов к речевым умениям (
ниями связной речи») относит следующие: выбирать тему устно-
го и письменного сочинения, формулировать ее, определять ее
границы, выделять подтемы (микротемы), раскрывать тему с
разной степенью полноты; собирать, накапливать материал на
избранную тему как из собственного опыта, так и из книг и дру-
гих источников; ставить перед собой цель сочинения, определять
его задачу, идею; в соответствии с авторским замыслом и грани-
цами темы отбирать и систематизировать накопленный матери-
ал, располагать его в нужной последовательности, работать над
композицией сочинения, составлять план сочинения, корректи-
ровать его; подготавливать языковые средства - словарь, оборо-
ты речи, изобразительные средства, составлять наброски, фраг-
менты текста; создавать письменный или устный текст, то есть
писать сочинения или рассказывать, используя подготовитель-
ный материал, придерживаясь плана, реализовать авторский за-
мысел; соблюдать при этом требования языковой нормы в отборе
слов, в построении предложений и текста. В устном варианте
соблюдать требования орфоэпии и выразительности, в письменном -
орфографии, пунктуации, каллиграфии; совершенствовать написанное:
находить и исправлять ошибки, улучшать структуру предложений и
текста, заменять слова более точными и т. п. (7, с. 228).
Как
видим, М.Р. Львов выделяет
ющихся в других классификациях, например, умение раскрывать
тему с разной степенью полноты; ставить перед собой цель сочи-
нения, определять его задачу, идею и др. (отличительные умения
выделены).
Классификация Т.Г. Рамзаевой:
Классификация Т.Г. Рамзаевой строится на основе выде-
ления компонентов высказывания: содержательной стороны,
структуры и изобразительных средств. Автор выделяет четыре
группы речевых умений: 1) “информационно-содержательные уме-
ния: умение определять тему текста при его восприятии, умение
воспроизводить текст с учётом его темы, отбирать материал на
тему, составлять текст на тему, умение определять основную
мысль текста, подчинять своё высказывание (в устной и письмен-
ной форме) основной мысли, умение озаглавливать текст, отра-
жая в заголовке тему или основную мысль; 2) структурно-компо-
зиционные умения, обеспечивающие правильное построение тек-
ста: связность и последовательность изложения, умение при вос-
приятии текста разделить его на структурные части в зависимос-
ти от вида текста и установить между ними связь, умение делить
текст на смысловые части (составлять логический план), умение
создавать текст с учётом его структуры в зависимости от вида
текста (текст-повествование, текст-рассуждение), умение устанав-
ливать в тексте связи между предложениями; 3) изобразительно-
выразительные умения, обеспечивающие точность выражения
мысли в соответствии с целями высказывания и типом речи: уме-
ние при восприятии текста соотносить замысел автора (позицию
автора) и изобразительные средства, которые он использовал в
тексте (сравнения, метафоры, олицетворения и др.), умение ис-
пользовать изобразительно-
казываниях, умение правильно употреблять грамматические фор-
мы слов, синонимы, антонимы; 4) умения, направленные на со-
вершенствование текста (редактирование): умения в соответ-
ствии с замечаниями учителя уточнять содержание текста, учиты-
вая его тему, правильность передачи информации, объём каждой ча-
сти и связь между ними, правильность построения предложений и
связь между предложениями в тексте, точность употребления слов,
правильность их написания” (9, с.69).
В рассматриваемой классификации Т.Г. Рамзаевой 1-3
группы умений содержат умения, направленные на восприятие,
воспроизведение и создание текста, 4-я же группа не содержит