Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 13:43, дипломная работа

Описание работы

В работе представлено теоретическое обоснование методики формирования коммуникативных умений младших школьников с использованием собственных рисунков детей. Кроме того, в данном пособии описана система работы по использованию собственных рисунков детей для развития речи на примере уроков русского языка в 3 классе (1-4).

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 236.39 Кб (Скачать файл)

    коммуникативных  умений младших школьников.

1. Актуализация теоретических  знаний.

 

                    Вопросы для обсуждения:

• Виды наглядности.

• Функции наглядности.

• Виды восприятия.

• Обоснование выбора рисунка, созданного учеником, для фор-

мирования коммуникативных  умений младших школьников.

• Как влияет рисунок на познавательные процессы младших

школьников?

 

2. Формирование методических  умений.

 

Задание 1. Вспомните, какие  виды наглядности существуют. При-

ведите примеры для  каждого вида. Подберите текст, к  которому

можно нарисовать рисунок. Попробуйте сами проиллюстриро-

вать данный текст.

 

Задание 2. Используя материалы  раздела 2.2, составьте сообще-

ние на тему: «Детский рисунок  – эффективное средство для фор-

мирования коммуникативных  умений младших школьников».

 

Задание 3. Разработайте задания  с использованием рисунка, на-

правленные на развитие таких  познавательных процессов, как

внимание, воображение, мышление, память.

 

 

 

 

                                                          83

 

 

  ТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ В

        МЕТОДИЧЕСКОЙ  ЛИТЕРАТУРЕ

 

              РАЗДЕЛ 1.3.1. Ученые-методисты

               о коммуникативных умениях

             Понятие «коммуникативные умения»

                   в различных науках

 

        Понятие  “коммуникативные умения” (“речевые”,  “комму-

никативно-речевые”) рассматривается  в психологии, психолинг-

вистике, методике, но трактуется в каждой науке по-разному.

Представляется необходимым  дать краткий обзор известных

классификаций коммуникативных  и речевых умений.

        В  психологии (Л.С. Выготский, Н.И.  Жинкин, И.А. Зим-

няя, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Р.М. Фрумкина) коммуникатив-

ная деятельность рассматривается  как деятельность общения и

указывается, что для полноценного общения человек должен рас-

полагать такими умениями: “правильно и быстро ориентировать-

ся в условиях общения, правильно спланировать свою речь, выб-

рать содержание общения, найти адекватные языковые средства

для передачи мысли и обеспечить обратную связь” (5, с. 33).

        В  психолингвистике и основывающейся  на ней методике

обучения иностранному языку  основанием классификации явля-

ются виды речевой деятельности, а именно: слушание, говоре-

ние, чтение и письмо (как  процесс создания высказывания в  пись-

менной форме). Следовательно, коммуникативные умения будут

следующие: 1) умение говорить; 2) умение слушать; 3) умение

читать; 4) умение писать, создавать  текст.

        В  методике преподавания русского  языка как иностран-

ного коммуникативные  умения называются речевыми и опреде-

ляются через виды речевой  деятельности: “Речевые умения - это

способность говорить, слушать, читать, писать, реализуя в про-

цессе общения (обмена мыслями) речевые навыки (3, с. 44); через

понятие “управление”: “Речевое умение есть способность управ-

лять речевой деятельностью  в условиях решения коммуникатив-

ных задач общения” (8, с.37).

        С  риторических позиций первоисточником  коммуникативно-

                                                            84

 

 

речевых умений являются риторические умения, а именно: 1) умение

изобретать, находить материал; 2) умение располагать материал в  ло-

гической последовательности; 3) умение выражать мысли; 4) умение

запоминать подготовленную речь; 5) умение произносить подготов-

ленную речь, используя  звуковые средства эмоционально-смысловой

выразительности (М.С. Гаспаров, А.А. Волков, С.Ф. Иванова, Н.Ф.

Кошанский). В работах ученых, которые считают риторику самостоя-

тельной наукой, выделяются основные (общие) и специфические (час-

тные) коммуникативно-речевые  умения для устной и письменной речи

(6, с. 41-42).

         В  методике преподавания русского  языка как родного под

коммуникативными умениями понимаются умения, направлен-

ные на продуцирование собственных  текстов.

 

       Обзор  классификаций коммуникативных  умений

       Вопрос  о формировании коммуникативных  умений

школьников в методике преподавания русского языка ставился

еще в самом начале развития методических идей в России (Ф.И.

Буслаев, И.И. Срезневский, В.И. Чернышев, К.Д. Ушинский и

другие).

       Так,  Ф.И. Буслаев писал, что “... первое и важнейшее дело

развивать практическую способность, состоящую в том, чтобы

понимать выраженное формами  речи и пользоваться ими пра-

вильным образом, то есть так, как говорят люди образованные...,

изустными и письменными  упражнениями образуем в ученике

способность с надлежащей легкостью правильно понимать фор-

мы речи в разговоре  и на письме” (2).

       В современной  методической литературе существует  ряд

терминов, обозначающих умения в области связной речи: “ уме-

ния в области связной  речи”, “умения связной речи”, “интеллек-

туально-речевые умения”, “речевые умения”, “коммуникативно-

речевые умения” и др.

       Коммуникативные  умения как “способность” (11, С. 490),

как готовность к выполнению речевого действия на основе усво-

енных знаний или имитации (по образцу) представляют собой

сложные психофизиологические и информационно-деятельност-

ные явления действительности, не поддающиеся простой и одно-

                                                                85

 

 

значной систематизации.

        В  пособии мы используем термин  “речевые умения”, при-

чем, нас интересует только один их вид – коммуникативные  уме-

ния. Под коммуникативными умениями мы, вслед за М.Т. Бара-

новым, понимаем умения, направленные на создание текста.

        В  настоящее время в методической  науке существуют различ-

ные подходы в классификации  речевых умений. Отличие подходов

кроется в основаниях, взятых за основу той или иной классификации.

        Классификация  М.Т. Баранова:

        М.Т.  Баранов, например, под речевыми  понимает умения,

“связанные, во-первых, с  подготовкой к работе над текстом, во-

вторых, с работой над  созданием текста. Умения, готовящие  уча-

щихся к работе над текстом, связаны с произношением, с обога-

щением словарного и грамматического  запаса, с обучением вы-

бору слов и синтаксических конструкций при создании текста.

Эти умения называются некоммуникативными. Они непосред-

ственно не создают коммуникативную  единицу – текст. Умения,

непосредственно отражающие работу над созданием текста, свя-

заны с осмыслением  темы текста, с отбором содержания по теме,

с планом расположения отобранного  материала, с выбором язы-

ковых средств, с созданием  самого текста и его редактировани-

ем. Эти умения называются коммуникативными” (1, с. 41). Та-

ким образом, М.Т. Баранов  относит к коммуникативным уме-

ниям следующие: “создавать текст на заданную тему с учетом

адресата, цели и стиля; отграничивать  текст от нетекста; со-

бирать материал в соответствии с темой; систематизировать его,

создавая рабочие материалы; отбирать языковые средства, соот-

ветствующие теме, адресату и стилю будущего текста; связно из-

лагать мысли в форме  того или иного типа речи; редактировать

(улучшать) написанное” (1, с. 42).

        В  своей классификации М.Т. Баранов  относит к комму-

никативным умениям и  умение отграничивать текст от нетек-

ста. Данное коммуникативное  умение в классификациях других

исследователей не встречается.

        Классификация  Т.А. Ладыженской:

        Т.А.  Ладыженской в 60-е годы были  сформулированы

коммуникативные умения, характерные  для письменной и устной форм

                                                               86

 

 

речи. В пособии исследованы  высказывания в письменной форме,

поэтому рассмотрим, какие  коммуникативные умения относятся  к

письменной речи. Так, для  письменной речи специфичным является

умение, направленное на совершенствование  написанного. Также к

коммуникативным умениям  письменной речи Т.А. Ладыженская от-

носит: “умение раскрывать тему высказывания; умение раскрывать

основную мысль высказывания; умение собирать материал к выска-

зыванию; умение систематизировать  собранный к высказыванию

материал; умение строить  высказывание в определённой композици-

онной форме; умение выражать свои мысли правильно (с точки

зрения норм литературного  языка), точно, ясно и по возможно-

сти ярко” (4, с. 62).

        Таким  образом, в основу классификации  Т.А. Ладыженс-

кой положена форма речи. Сформулированные ею умения, по

мнению М.С. Соловейчик, фактически отражают такие этапы

речевой деятельности, как  планирование, создание высказыва-

ния и контроль. Но среди  умений, выделенных Т.А. Ладыженс-

кой, еще нет умения ориентироваться  в ситуации общения (10).

        Классификация  М.Р. Львова:

        М.Р.  Львов к речевым умениям (ученый  называет их «уме-

ниями связной речи») относит  следующие: выбирать тему устно-

го и письменного сочинения, формулировать ее, определять ее

границы, выделять подтемы (микротемы), раскрывать тему с

разной степенью полноты; собирать, накапливать материал на

избранную тему как из собственного опыта, так и из книг и дру-

гих источников; ставить перед  собой цель сочинения, определять

его задачу, идею; в соответствии с авторским замыслом и грани-

цами темы отбирать и систематизировать  накопленный матери-

ал, располагать его в  нужной последовательности, работать над

композицией сочинения, составлять план сочинения, корректи-

ровать его; подготавливать языковые средства - словарь, оборо-

ты речи, изобразительные  средства, составлять наброски, фраг-

менты текста; создавать письменный или устный текст, то есть

писать сочинения или  рассказывать, используя подготовитель-

ный материал, придерживаясь  плана, реализовать авторский за-

мысел; соблюдать при этом требования языковой нормы в отборе

слов, в построении предложений  и текста. В устном варианте

                                                            87

 

 

соблюдать требования орфоэпии и выразительности, в письменном -

орфографии, пунктуации, каллиграфии; совершенствовать написанное:

находить и исправлять ошибки, улучшать структуру предложений  и

текста, заменять слова более  точными и т. п. (7, с. 228).

        Как  видим, М.Р. Львов выделяет ряд  умений, не встреча-

ющихся в других классификациях, например, умение раскрывать

тему с разной степенью полноты; ставить перед собой  цель сочи-

нения, определять его задачу, идею и др. (отличительные умения

выделены).

        Классификация  Т.Г. Рамзаевой:

        Классификация  Т.Г. Рамзаевой строится на  основе выде-

ления компонентов высказывания: содержательной стороны,

структуры и изобразительных  средств. Автор выделяет четыре

группы речевых умений: 1) “информационно-содержательные уме-

ния: умение определять тему текста при его восприятии, умение

воспроизводить текст  с учётом его темы, отбирать материал на

тему, составлять текст на тему, умение определять основную

мысль текста, подчинять своё высказывание (в устной и письмен-

ной форме) основной мысли, умение озаглавливать текст, отра-

жая в заголовке тему или  основную мысль; 2) структурно-компо-

зиционные умения, обеспечивающие правильное построение тек-

ста: связность и последовательность изложения, умение при вос-

приятии текста разделить  его на структурные части в  зависимос-

ти от вида текста и установить между ними связь, умение делить

текст на смысловые части (составлять логический план), умение

создавать текст с учётом его структуры в зависимости  от вида

текста (текст-повествование, текст-рассуждение), умение устанав-

ливать в тексте связи  между предложениями; 3) изобразительно-

выразительные умения, обеспечивающие точность выражения

мысли в соответствии с  целями высказывания и типом речи: уме-

ние при восприятии текста соотносить замысел автора (позицию

автора) и изобразительные  средства, которые он использовал  в

тексте (сравнения, метафоры, олицетворения и др.), умение ис-

пользовать изобразительно-выразительные  средства в своих выс-

казываниях, умение правильно  употреблять грамматические фор-

мы слов, синонимы, антонимы; 4) умения, направленные на со-

вершенствование текста (редактирование): умения в соответ-

                                                              88

 

 

ствии с замечаниями учителя  уточнять содержание текста, учиты-

вая его тему, правильность передачи информации, объём каждой ча-

сти и связь между ними, правильность построения предложений  и

связь между предложениями  в тексте, точность употребления слов,

правильность их написания” (9, с.69).

        В  рассматриваемой классификации  Т.Г. Рамзаевой 1-3

группы умений содержат умения, направленные на восприятие,

воспроизведение и создание текста, 4-я же группа не содержит

Информация о работе Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности