Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 13:43, дипломная работа
В работе представлено теоретическое обоснование методики формирования коммуникативных умений младших школьников с использованием собственных рисунков детей. Кроме того, в данном пособии описана система работы по использованию собственных рисунков детей для развития речи на примере уроков русского языка в 3 классе (1-4).
изложений были предприняты в 60-е годы (Н.Н. Алгазина, М.Т. Ба-
ранов, П.Ф. Ивченков, Т.А. Ладыженская, И.И. Кулибаба, Е.А. Ба-
ринова и др.).
Например, Т.А.
Ладыженская предлагает
вать изложения следующим образом:
1) по отношению к объему исходного текста: подробные и сжатые;
2) по отношению к содержанию исходного текста: полные, вы-
борочные, с дополнительным заданием;
3) по осложненности языковыми заданиями: с лексическими,
грамматическими, стилистическими и др. заданиями;
4) по восприятию исходного текста: прочитанного (воспринято-
го зрительно), услышанного (воспринятого на слух), прочи-
танного и
услышанного (воспринятого
5) по степени знакомства с исходным текстом: изложение незна-
комого текста
и знакомого, известного
В методических пособиях и практике работы выделяются и
другие основания для классификации изложений:
* по форме воспроизведения исходного текста (письменные и
устные);
* по характеру содержания текста (определенные темы);
* по объему текста
(изложения, значительные по
считанные на целый урок, и изложения-миниатюры);
* по типам (повествования, описания, рассуждения, фольк-
лорные произведения и пр.);
* по стилю (художественные, научные и пр.);
* по степени
самостоятельности, по
кие к образцу и творческие);
* по цели проведения (обучающие и контрольные);
* по использованию
дополнительных средств
жения с использованием наглядных средств обучения и без них).
Последнее основание наиболее актуально для методики
формирования коммуникативных умений младших школьников
с использованием наглядности.
Общим для всех видов изложений является то, что любой вид
может быть основой для самостоятельного высказывания. Так, из-
ложение, близкое к тексту, не сводится к простому воспроизведению
исходного текста, а предполагает известную долю сотворчества уче-
ника. Элементы творчества здесь проявляются в речевом оформле-
нии высказывания, содержание же, структура жестко заданы исход-
ным текстом. В выборочном изложении творчество ученика прояв-
ляется и в сфере речевого оформления высказывания, и в сфере от-
бора материала и его композиционном расположении. Особо выделя-
ются творческие изложения. Это работы переходного характера от
изложения к сочинению. Они
требуют трансформации
ста.
Основой обучения всем типам изложений являются умения,
сформированные в процессе работы над подробным изложени-
ем, поэтому залог успешной работы над различными видами из-
ложений – в овладении, прежде всего, умениями работы над под-
робным изложением.
Таким образом, продумывая последовательность исполь-
зования речевых упражнений с использованием собственного
рисунка ребенка, следует начинать с более простых видов, на-
пример, с подробного изложения, а затем включать другие виды
изложений, подводя детей к написанию творческих изложений,
и наконец, переходить к сочинениям.
Заметим,
что вопрос о
дения упражнений по развитию связной речи трактовался нео-
днозначно. Согласно исследованию, проведенному Ф.А. Ново-
жиловой, одни методисты (Ф.И. Буслаев, Н.Я. Некрасов, Д.И.
Тихомиров) отрицали необходимость введения данных упраж-
нений в начальной школе, другие (К.Д. Ушинский, М. Ольша-
мовский и др.), наоборот, считали, что упражнять детей в связ-
ной речи нужно как можно раньше (5).
Проблема
последовательности
ражнений также стояла остро. Ряд методистов полагали, что на-
чинать надо с сочинений (К.Д. Ушинский, Н.Ф. Бунаков и др.),
другие – с изложений (Д.И. Тихомиров, В.И. Чернышев и др.).
Вопрос о последовательности использования речевых упражне-
ний также раскрыт Ф.А. Новожиловой (5).
На наш взгляд, начинать упражнять детей в связной речи надо
как можно раньше (с первого класса). Что касается последователь-
ности введения речевых упражнений, то начинать можно и с изложе-
ний, так как в силу конкретности мышления младшего школьника,
ему необходим текст-образец, а изложение предполагает опору на
готовый текст. Кроме того, определяя место изложения в последова-
тельности речевых упражнений, необходимо опираться на исследо-
вания психологов. Так, Л.С. Выготский показал, что реальные отно-
шения умственного развития к возможностям обучения могут быть
выявлены с помощью
определенного актуального
ребенка и его зоны ближайшего развития. Под зоной ближайшего
развития в психологии понимается расхождение в уровне трудности
задач, решаемых ребенком самостоятельно (актуальный уровень
развития) и под руководством взрослого. Другими словами, то, что
ребенок сегодня делает с помощью взрослого, завтра он сделает са-
мостоятельно. Текст, с этой точки зрения, – это “помощь взрослого”.
Изложение помогает в накоплении собственного речевого опыта, од-
нако для этого важно соблюдать ряд условий:
* текст по содержанию,
по способам формулирования
лей должен не только быть доступным, но и вести за собою,
то есть текст должен быть содержательнее, богаче, вырази-
тельнее, чем речь самих учащихся;
* изложение должно
выполняться осознанно по
веденного анализа.
Из сказанного
следуют два важных
1) текст для изложения нужно специально выбирать (см. раздел
3.3 о требованиях к отбору текстов-образцов);
2) изложению должен
ста (отбор сведений; их организация; правильность, уместность,
богатство, выразительность использования языковых средств).
В пособии изложен материал,
в котором для анализа текста-
разца используются следующие виды работы: беседа по содер-
жанию, анализ структуры, языковой анализ и орфографическая
подготовка.
Что касается сочинения, то под сочинением мы вслед за М.Р.
Львовым понимаем упражнение в развитии связной речи, в пост-
роении текста; самостоятельную письменную работу учащегося. В
то же время оно является
средством самовыражения
ника, его жизненной позиции, его внутреннего мира. В этом смысле
сочинение – творческая работа и средство воспитания и формирова-
ния личности школьника (3, с. 208).
Сочинения
так же, как и изложения,
разным основаниям: по характеру материала и по тематике; по
типам текста (типам речи); по жанрам; по степени самостоятель-
ности и формам подготовительной работы; по стилю и пр.
На начальных
этапах работы над
чинения написать его даже после разносторонней и целенаправ-
ленной подготовки учащимся трудно, поэтому необходимо об-
легчить этот процесс. Надо заинтересовать учащихся предстоя-
щей работой, добиться положительной мотивации их действий.
Для этого следует создать ситуацию общения.
Использование
изобразительной наглядности,
рисунка, например, поможет
учителю создать указанную
цию общения (ее также называют речевой ситуацией). В процес-
се рисования у ребенка появляется желание что-то высказать,
объяснить, поэтому, создается речевая ситуация, то есть ситуа-
ция свойственная реальной речевой деятельности.
Речевые ситуации могут быть разных типов:
1) рассчитанные на появление у детей потребности поделиться
своими наблюдениями, впечатлениями, раздумьями и т. п.;
2) “педагогические”, связанные с необходимостью донести до
кого-то научные или практические знания;
3) обеспечивающие элементарный научный поиск;
4) связанные с необходимостью проинформировать кого-то;
5) рождающие у детей желание передать свое видение окружаю-
щего, свое восприятие мира (7, с. 290).
Заметим,
что использование речевых
чает проведения учителем специальной подготовки при созда-
нии детьми текстов.
Итак, нами рассмотрены вопросы о речевых упражнениях,
их видах, последовательности их проведения. Однако речевые
упражнения сами по себе не формируют коммуникативные уме-
ния – для этого необходима определенная система речевых уп-
ражнений. В связи с этим мы создали систему речевых упражнений,
направленных на формирование коммуникативных умений. При этом
основополагающим явилось положение, сформулированное Т.А. Ла-
дыженской: “о системе упражнений можно говорить только в том
случае, если каждая из проводимых работ выполняет свою роль в
формировании определенного коммуникативного умения, если все
упражнения целенаправленны, последующие опираются на предыду-
щие и поднимают детей
на новый уровень овладения
47).
Литература к разделу 1.3.2:
1. Архипова Е.В., Пирогова Т.В. Уроки развития речи в начальной
школе. – Рязань, 1999. – 113 с.
2. Ладыженская Т.А. Методика
развития речи на уроках
ка. – М., 1991. – 240 с.
3. Львов М.Р. Словарь–справочник по методике русского языка. – М.,
1997. – 256 с.
4. Морозова И.Д. Виды
изложений и методика их
бие для учителя. – М., 1984. – 127 с.
5. Новожилова Ф.А. Взаимосвязь
между изложениями и
(типа описания в IV–V классах): Диссертация ... канд. пед. наук. – М.,
1974. – 188 с.
6. Русина С.С. Методика
использования образца при
описанию в V классе: Диссертация ... канд. пед. наук. – М., 1977. – 140 с.
7. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения:
Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений / Под ред. М.С.
Соловейчик. – М., 1993. – 383 с.
8. Совершенствование методов обучения русскому языку / Сост. А.Ю.
Купалова. – М., 1981. – 160 с.
9. Уроки развития связной речи в начальной школе / Сост. Г.С. Щего-
лева. СПб, 1997. – 160 с.
Раздел
1.3.3. Требования к отбору текстов-
Считаем
необходимым также уточнить
бору текстов-образцов для изложений и сочинений.
Критериями
отбора текстов занимались В.А.
лов, И.А. Фигуровский, Н.А. Пленкин и др.
Выбирая текст для изложения, учитель должен учитывать:
1) общедидактические требования – доступность, познаватель-
ность и воспитательную ценность;
2) требования методики обучения русскому языку.
Так,
к методическим относятся
* текст должен быть образцом, определенным эталоном в
использовании речевых средств;
* текст
должен показывать разные
вые типы речи, их стилистические, композиционные и жанровые
(языковые) разновидности (И.Д. Морозова).
Для работы по формированию коммуникативных умений млад-
ших школьников с использованием изобразительной нагляднос-
ти важными являются следующие требования к отбору текстов-
образцов.
Текст должен быть:
• соответствующим по объему (согласно программным требо-
ваниям);
• синтаксически несложным;
• с прозрачной композицией;
• с предметным планом (поскольку ребенок должен что-либо
изобразить на рисунке, прочитав текст);
• с возможностью изобразить его на плоскости;
• коммуникативно направленным.
Раздел 1.3.4. Взаимосвязь уроков русского языка
и изобразительного
искусства в работе по
младших школьников
ностей активизировать процесс формирования коммуникативных
умений младших школьников. В связи с этим обязательным ком-
понентом методики формирования коммуникативных умений с
использованием
связь уроков русского языка, в частности уроков развития речи,
и изобразительного искусства.
Данная
методика предполагает
ка к тексту-образцу. Однако без специальных знаний и умений в
области изобразительного искусства младшему школьнику бу-
дет трудно осуществить художественное иллюстрирование тек-
ста. Следовательно, прежде чем заниматься художественным