Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 13:43, дипломная работа
В работе представлено теоретическое обоснование методики формирования коммуникативных умений младших школьников с использованием собственных рисунков детей. Кроме того, в данном пособии описана система работы по использованию собственных рисунков детей для развития речи на примере уроков русского языка в 3 классе (1-4).
иллюстрированием текста на уроке русского языка, младший
школьник должен овладеть определенными умениями на уроке
рисования и познакомиться со специальной искусствоведческой
терминологией, разумеется, в рамках программы по изобрази-
тельному искусству.
Известно, что ребенок рисует уже в дошкольном возрас-
те. Однако для дошкольника рисунок - это средство выражения
мыслей и чувств на бумаге. Ребенок еще не владеет письменной
речью. Когда же он приходит в школу и научается писать и чи-
тать, процесс рисования приобретает иную функцию - он служит
для развития художественной деятельности, которая включает в
себя и практическое занятие детей рисованием, и познание про-
изведений художников, и созерцание красоты природы, и эсте-
тическую оценку увиденного.
Кроме того, процесс рисования в школе становится более
осознанным, так как на уроках рисования младшие школьники
получают специальные знания об изобразительном искусстве (жан-
ры живописи, изобразительно-выразительные средства художни-
ка, перспектива и т. д.) и сами пробуют свои силы в создании ри-
сунков, овладевая определенными художественными умениями.
Программа по изобразительному искусству предполагает, что
уже к концу второго (1-3) или третьего (1-4) класса дети смогут в
своих собственных рисунках композиционными приемами выделять
интересное в сюжете, передавать в рисунке смысловую связь меж-
ду предметами и свое эмоциональное отношение.
Для того чтобы ученик смог на уроке русского языка со-
ставлять словесные картины, ему необходимо знание элементар-
ной терминологии по изобразительному искусству, например,
цвет, краски, персонаж картины, картинный план, фон и пр. Что-
бы проиллюстрировать текст, ученик также должен владеть опре-
деленными художественными умениями: держать правильно кисть,
смешивать краски, располагать изображаемое на листе бумаги и
т. п. Таким образом, осуществляются предваряющие связи между
уроками русского языка и изобразительного искусства.
С
другой стороны, зрительные
помогают ученику уяснить значение многих новых для него слов.
Считаем необходимым отметить еще одну возможность
осуществления межпредметных связей уроков русского языка и
изобразительного искусства. Так, процесс создания рисунка про-
должителен по времени, поэтому художественное иллюстриро-
вание текста может проходить и в рамках урока рисования, а сам
рисунок как средство изобразительной наглядности – использо-
ваться на уроке русского языка.
Заметим
также, что сопоставление
ста на уроке русского языка дает возможность более эффективно
формировать коммуникативное умение уместно использовать в
высказываниях выразительные средства языка.
У каждого искусства свой язык, и поэтому немаловажно
показать ученику, что свои чувства и мысли можно выражать по-
разному: рисуя или создавая текст. Художник для выражения сво-
их переживаний использует одни средства выразительности - цвет,
колорит, композицию, изображение пространства, света, возду-
ха, движения и т. д. Писатель пользуется своим “орудием” - сло-
вом. Кроме того, наряду с образно-выразительными средствами
языка, писатель использует композицию, тип речи, стиль и т. п.
Очевидно,
что подобное сопоставление
осознанно осуществлять и процесс рисования, и процесс созда-
ния высказывания, а осознанность, как известно, необходимое усло-
вие формирования умений.
И,
наконец, осуществление
визирует речевую деятельность учащихся. Известно, что для реа-
лизации речевой деятельности, как и всякой другой, необходимо осу-
ществление общих умственных действий, инвариантных по
отношению к различным учебным предметам, преподаваемым в
начальных классах. К общим умственным действиям относятся
следующие: умственные действия решения учебных задач, пла-
нирования, переноса и контроля. Нельзя назвать ни одного учеб-
ного предмета, на котором в той или иной мере не были бы пред-
ставлены данные умственные действия.
Так,
умственное действие
процессе создания текста и в процессе создания рисунка. В процес-
се создания текста или рисунка школьники намечают цель пред-
стоящей деятельности, выделяют необходимые и достаточные для
ее осуществления операции, определяют их последовательность.
Таким образом, формируется умственное действие планирования,
которое необходимо для формирования коммуникативного уме-
ния связно и последовательно излагать свои мысли.
В данном случае осуществляется параллельная связь меж-
ду уроками русского языка и изобразительного искусства. Осу-
ществление указанных связей (предваряющих и параллельных)
является важным условием формирования коммуникативных
умений уместно употреблять языковые средства в тексте, связно
и последовательно излагать текст, выражать свое отношение к
описываемому, излагаемому и пр.
Итак, мы
рассмотрели методические
формирования коммуникативных умений младших школьников
с использованием изобразительной наглядности и обосновали
методическую целесообразность использования собственных
рисунков детей к тексту-
никативных умений.
Практические занятия к
Практическое занятие 1 (к разделу 1.3.1).
Тема: Вопрос о формировании коммуникативных умений
младших школьников в методической литературе.
1. Актуализация теоретических знаний.
Вопросы для обсуждения:
• Дайте определение понятия коммуникативные умения, как мето-
дисты.
• Какие классификации коммуникативных умений Вы знаете? Что
является основанием каждой классификации? Какая из них, на
Ваш взгляд, наиболее полная?
2. Формирование методических умений.
Задание 1. Как бы Вы объяснили коллегам термин коммуника-
тивные умения? Разработайте фрагмент сообщения на методи-
ческом объединении, где данное понятие должны объяснить Вы.
Задание 2. Перечислите коммуникативные умения, на формирова-
ние которых следует
Практическое занятие 2 (к разделу 1.3.2).
Тема: Система работы по развитию связной речи
младших школьников.
1. Актуализация теоретических знаний.
Вопросы для обсуждения:
• Кто из ученых-методистов занимался вопросами обучения де-
тей связной речи?
• Какие упражнения относятся к речевым?
• Перечислите виды речевых упражнений.
• Что такое изложение? По каким основаниям классифицируют
изложения? Перечислите виды изложений.
• Что является общим для всех видов изложений? Что является
основой обучения всем видам изложений?
• Какие условия необходимо соблюдать при работе над изложением,
чтобы оно помогало в накоплении собственного опыта детей?
• Какие виды речевых упражнений следует вводить первыми, а
какие последними и почему?
• Дайте определение понятию сочинение. Какие классификации
сочинений Вы знаете? Перечислите.
Какие типы речевых ситуаций Вы можете назвать?
2. Формирование методических умений.
Задание 1. Приведите пример объяснения терминов изложение,
сочинение для второклассников.
Задание 2. Подумайте, какие виды творческих работ можно орга-
низовать, используя следующие тексты и средства изобразитель-
ной наглядности:
• текст-образец “Снежинки”;
• текст-образец “Лесной
картинка к тексту;
• текст-образец “Рысь” и собственный детский рисун-
ок;
• текст-образец “Волк” и цветная учебная картинка;
• текст-образец “Земляника” (упр. № 632, с. 240, Рам-
заева Т.Г. Русский язык. Учебник для 3 класса че-
тырехлетней начальной школы. - М., 1992. - 256 с.)
и собственный детский рисунок к тексту.
В какой последовательности Вы бы использовали данные виды
творческих работ?
Снежинки.
Снег! Кружатся в воздухе и падают на землю крупные снежинки.
Точно мохнатые пчелы разлетелись из громадного улья по всему свету.
Сядет снежинка на рукав твоей шубки. Сядет и сидит, дает
себя разглядеть. Кружевница не придумает таких волшебных узо-
ров. Вот изумительный цветок с шестью лепестками. Вот звездочка
с шестью лучами. Одна красивее другой!
Лесной великан.
Однажды
я возвращался с лесного озера.
лесья на поляну. Вдруг послышался какой-то шум, и на полянку вы-
шел, высоко подняв голову, лось.
Как он был хорош, весь освещенный весенним солнцем, на
белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесно-
го гиганта. Длинная горбоносая морда, огромные, как выворочен-
ные корни, рога. Сам тяжелый, грузный, а ноги длинные, строй-
ные, словно у скакового коня. И какая окраска шерсти - весь тем-
но-бурый, а на ногах будто белые, туго натянутые чулки.
Зверь увидел меня и скрылся среди деревьев. Я же отправился
домой, потрясенный встречей с лесным великаном.
Рысь.
Дремучий лес. Корни деревьев ползут по земле. Там и тут зава-
лы деревьев. Глухо, страшно. Любит рысь такие места.
По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с
боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой, с
темными пятнами. Ушки у зверька с кисточками.
Красива рысь в лесу, яркая. Да только птицы и звери ее все рав-
но не любят. Кровожадная она очень.
Волк.
Волк - мощный зверь. Он похож на крупную собаку, но голова у
него гораздо больше, лоб шире. Шея толстая. Хвост опущен и висит,
как полено. Его толстые уши стоят торчком. Глаза расставлены
косо и горят злобно желтоватым блеском.
Волчья шерсть грубая, густая и длинная. Она окружает шею
зверя, как воротник, поэтому шея кажется особенно толстой.
Земляника.
Раньше всех созревает в лесу земляника. Растет она на лесных
вырубках и полянах, у старых пней и по оврагам.
Земляника - самая вкусная, самая душистая ягода в лесу.
Мы часто ходим в лес за земляникой на знакомую полянку. Дома
всех угощаем душистой и сладкой ягодой.
Задание 3. Каким образом Вы создадите речевую ситуацию к тек-
сту-образцу “Какого цвета подснежник?”. Будете ли использовать
собственный детский рисунок и почему? Попробуйте составить кон-
спект урока, используя данный ниже материал.
Какого цвета подснежник?
В разных местах нашей страны есть свои первые цветы ранней
весны.
Подснежники на севере зовут перелесками. Обычно перелески синие,
голубые, а иногда и розовые. Белые подснежники на Кавказе зацвета-
ют в январе. А как хорош под Москвой лазоревый подснежник! Вы
видели его крошечный колокольчик на тонкой ножке?
Практическое занятие 3 (к разделу 1.3.3).
Тема: Требования к отбору текстов-образцов.
1. Актуализация теоретических знаний.
Вопросы для обсуждения:
• Перечислите общедидактические требования к отбору текстов-
образцов для творческих работ учащихся.
• Перечислите методические требования к отбору текстов-образ-
цов для творческих работ учащихся.
• Каким должен быть текст для работы по формированию ком-
муникативных умений с использованием собственного рисунка
ребенка?
2. Формирование методических умений.
Задание 1. Какие из текстов отвечают требованиям к отбору тек-
стов-образцов, сформулированным в разделе 1.3.3.
Праздник Победы.