Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 13:43, дипломная работа
В работе представлено теоретическое обоснование методики формирования коммуникативных умений младших школьников с использованием собственных рисунков детей. Кроме того, в данном пособии описана система работы по использованию собственных рисунков детей для развития речи на примере уроков русского языка в 3 классе (1-4).
9 Мая - День Победы. Этого праздника люди ждали тысячу
четыреста восемнадцать дней. Столько дней шла война.
За праздник Победы мы благодарим солдат, матросов и простых
людей, которые работали в тылу. Они сражались храбро и победили.
В День Победы люди возлагают венки и цветы к Вечному огню.
Тех, кто погиб, не забывают.
В этот
день поздравляют ветеранов.
бабушки. 9 Мая они надевают свои награды. Ветераны расска-
зывают детям о том, как они воевали. Они защищали нашу Ро-
дину.
Нет
на Земле ничего страшнее
Сорока.
Сорока - обитательница леса. В городе ее увидишь редко.
У сороки есть прозвище - белобока. По бокам перышки у нее
белые. А голова, крылья и хвост черные, как у вороны.
Особенно красив хвост. Длинный, прямой, как стрела. Перья
на нем не просто черные, а с зеленоватым отливом. Нарядная пти-
ца сорока!
Летучая мышь.
О ней
рассказывают много небылиц.
необычна. Не то зверь, не то птица.
Этот зверек очень полезен. Летучая мышь поедает вредных
насекомых.
Днем она спит в дупле. Широкие крылья, как плащ, закрыва-
ют мышь. Наступает ночь. Летучая мышь летит на охоту. Но-
чью птицы спят, а мыши их заменяют.
Ежик проснулся.
Зимой ежик спал под кучей хвороста. Наступила весна, по-
казалась молодая травка. Ежик выбрался из своего логова.
На колючках сухая трава, старые листья прицепились. Еж
потянулся и начал лапкой свою колючую шкурку обчищать.
Огляделся еж и побежал на охоту. За зиму еж исхудал и
проголодался. Теперь, попадись ему червяки, жуки да лягушки - пой-
мает и съест.
(По Г. Скребицкому и В.
Задание 2. Докажите, что, работая с данным текстом, учитель
может использовать детское художественное иллюстрирование.
Обоснуйте свою точку зрения, используя материалы раздела 1.3.3.
Колокольчики.
Вышел я из леса на луг и удивился. Сколько цветов! Они
похожи на праздничный хоровод. По зеленому лугу белеют ро-
машки, желтеют одуванчики, синеет мышиный горошек.
А выше всех, веселее всех - лиловые колокольчики. Они колы-
шутся, кланяются от летнего ветерка. Это они радостно при-
ветствуют меня.
Все лето цветут эти милые цветы наших лугов.
Практическое занятие 4 (к разделу 1.3.4).
Тема: Взаимосвязь уроков русского языка
и изобразительного
искусства в работе по
младших школьников.
1. Актуализация теоретических знаний.
Вопрос для обсуждения:
• Каким образом можно осуществлять взаимосвязь уроков
русского языка и
развитию речи младших школьников?
2. Формирование методических умений.
Задание 1. Распределите в два столбика слова и словосочетания:
рисунок, иллюстрация, художник, признаки текста типа повест-
вования, изображено, план текста, нарисовать, текст, фон, цвет,
персонаж картины, тема текста, несвойственный цвет, на заднем
плане, на первом плане, краски, основная мысль, сюжетная кар-
тинка, темные тона, контрастные цвета, внешность, внешний вид,
начало, основная часть, концовка, холодные тона, теплые краски,
заголовок, слова-помощники в тексте типа…
Речеведческие сведения Искусствоведческая лексика
Часть II. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ
УЧАЩИХСЯ НА ТЕКСТОВОМ
И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ МАТЕРИАЛЕ
Исследования
доказывают недостаточную
ность у младших школьников ряда коммуникативных умений.
Так, у большинства учащихся, заканчивающих начальную шко-
лу, удовлетворительно сформированы такие коммуникативные
умения, как: строить высказывание в соответствии с темой (68%)
и раскрывать основную мысль (55%); правильно композиционно
оформлять высказывание (48%). Обнаружена невысокая сформи-
рованность у младших школьников таких коммуникативных уме-
ний, как: последовательно и логично излагать текст (40%); связ-
но излагать высказывание (40%); соотносить высказывание с ис-
ходным типом речи (40%); отбирать и уместно использовать язы-
ковые средства для оформления высказывания (36%); выражать
свое отношение к излагаемому (25%).
Причин,
которыми объясняются такие
го. Так, одна из них – современная ситуация, когда наблюдается
падение культуры речи, засорение ее сленговой лексикой, увели-
чение различного рода ошибок и недочетов речевого плана, про-
явление бедности словаря и т. п., но есть и другие.
Во-первых, не в полной мере учитываются возрастные
особенности младшего школьника, который, как правило, мыс-
лит конкретно и не всегда устанавливает внутреннюю взаимо-
связь между словом и образом.
Во-вторых,
работе по формированию
умений в начальной школе уделяется недостаточное внимание, о
чем свидетельствуют проведенный анализ программ и учебни-
ков по русскому языку для начальной школы, о котором будет
сказано в главе 2.1 данной части.
И УЧЕБНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
НАГЛЯДНОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ
Для понимания
причин низкого уровня
сти коммуникативных умений младших школьников необходи-
мо проанализировать действующие программы и учебники по
русскому языку для начальной школы с точки зрения наличия в
них материала, необходимого для формирования коммуникатив-
ных умений.
РАЗДЕЛ 2.1.1. Обзор действующих программ
и учебников по русскому языку для начальной школы (1999 г.)
Анализ
программ начальной школы
ровать, что до 1985-1987 годов существовала единая программа
с определенным набором учебников. В 80-е годы в начальную
школу были введены классы с четырехлетним сроком обучения,
поэтому на протяжении почти двадцати лет в Российской Феде-
рации существуют две параллельно действующие программы -
для трехлетней начальной школы (1-3) и четырехлетней (1-4),
которые принято считать традиционными. По программе (1-3)
дети начинают обучение с семи лет, а по программе (1-4) - с шес-
тилетнего возраста.
Современную программу младших классов по русскому
языку называют также “ступенчатой”, подчеркивая этим назва-
нием ее направленность на постепенное наращивание новых све-
дений по теме при каждом возвращении к ней.
В последние
годы появились программы
для гуманитарных классов и школ, для гимназий, для углублен-
ного изучения, а также “авторские” программы: Программы раз-
вивающего обучения по системе академика Л.В. Занкова (1-3),
Программы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Да-
выдова. Эти программы вошли в практику начальной школы в
результате проведения двух
фундаментальных
ных исследований по проблеме взаимосвязи обучения и развития (50-
60-е годы).
В основу построения программы Л.В. Занкова были по-
ложены взаимосвязные дидактические принципы обучения на
высоком уровне трудности, изучение программного материала
быстрым темпом, ведущая роль теоретических знаний, осозна-
ние школьниками процесса учения, целенаправленная и система-
тическая работа над развитием всех учащихся класса, в том чис-
ле и наиболее слабых.
Программа
Д.Б. Эльконина и В.В.
гала организацию обучения, способного создать необходимые
зоны ближайшего развития, которые превращались бы со време-
нем в такие новообразования, как учебная деятельность и ее
субъект, абстрактно-теоретическое мышление, произвольное уп-
равление поведением (рефлексия).
Несмотря
на обнаруженные различия
программами, их “теоретические основы не противоречат друг
другу. Обе они исходят из необходимости формирования у детей
с самых первых шагов обучения основы системного мышления;
обе возникли как реакция на сложившиеся в начальной школе
принципы “поэлементного” введения и усвоения знаний; обе при-
емлют традиционный путь движения в обучении от частного к
общему и противопоставляют ему прямо противоположный путь
- от общего к частному (В.В. Давыдов), от целого к частям (Л.В.
Занков)” (14, с.148).
Однако, следует заметить, что “термин развивающее обу-
чение активно используется в психологической, педагогической
и методической литературе, но содержание этого понятия до сих
пор весьма проблематично, а ответы на вопрос “Что такое раз-
вивающее обучение?” довольно противоречивы. С одной сторо-
ны, это обусловлено
обучение, а с другой –
некоторой противоречивостью
мина, так как вряд ли можно говорить о “неразвивающем обуче-
нии”. Любое обучение развивает ребенка” (5, с. 30). Поэтому,
неслучайно этот термин используется методистами с большой
осторожностью.
Наряду
с широко известными “
ми, в настоящее время появились иные программы, разработанные
специально к предмету “Русский язык”. Для трехлетней начальной
школы предлагается “Курс русского языка, построенный на познава-
тельной активности и самостоятельности учащихся”, созданный ав-
торским коллективом: С.Ф. Жуйков, Л.М. Зеленина, Е.Г. Карлсен, Т.Е.
Хохлова. Он также строится на принципах развивающего обучения.
Для четырехлетней начальной школы – Коммуникативно
ориентированный курс русского (родного) языка “Введение в сло-
весность”. Авторы данного курса – Л.Ф. Климанова, Л.Я. Жел-
товская, Л.Д. Бокарева, О.В. Пронина, С.Г. Макеева и др., науч-
ный редактор А.Ю. Купалова. “В отличие от сложившейся прак-
тики обучения языку, где все внимание сосредоточено на изуче-
нии сведений о языке и правил правописания, в новом курсе ак-
цент делается на формировании и совершенствовании умений
свободно и коммуникативно оправданно пользоваться родным
языком при восприятии речи (слушание, чтение) и создании (го-
ворение, письмо) высказываний в различных сферах, формах и
жанрах, то есть на обеспечении сознательного и компетентного
использования языка во всех видах речевой деятельности и раз-
личных ситуациях общения” (8, с. 23).
По нашему мнению, такой подход в обучении интересен,
но, поскольку новый коммуникативно ориентированный курс
только вводится в массовую школу, его методика не апробиро-
вана, учебно-методический комплекс требует доработки, мы счи-
таем более приемлемым использование традиционных программ
начальной школы.
Кроме того, в начальную школу внедряются интегратив-
ные курсы: “Интегративный курс родного языка “Родной мир”
Л.И. Тикуновой, “Интегративный курс “Родная словесность”
Е.Н. Леонович, осуществляющие интегративный подход в обу-
чении языку, который предполагает построение объединенного
курса русского языка и литературы. При таком подходе анализ
текста художественной литературы служит своеобразной хрес-
томатией к языковому курсу.
Однако следует заметить, что русский язык и литература
- это два разных школьных предмета. Уже более двухсот лет, на-
чиная с Ф.И. Буслаева, существуют две программы - программа по
словесности и программа по русскому языку, поэтому мы согласны с
мнением М.Т. Баранова и других ученых о том, что нецелесообразно
интегрировать литературу как искусство слова и русский язык - ор-
фографию, грамматику, синтаксис. Интегрировать можно только то,
что имеет сходные свойства. Таким образом, на наш взгляд, целесо-
образнее использовать межпредметные связи в обучении русскому