Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 13:43, дипломная работа

Описание работы

В работе представлено теоретическое обоснование методики формирования коммуникативных умений младших школьников с использованием собственных рисунков детей. Кроме того, в данном пособии описана система работы по использованию собственных рисунков детей для развития речи на примере уроков русского языка в 3 классе (1-4).

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 236.39 Кб (Скачать файл)

ниям, которые помогают овладеть определенным умением. Так, в

учебнике для четвертого класса находим памятку:

        “Чтобы  составить план текста, нужно:

  1. Разделить текст  на законченные по смыслу части.

  2. Определить основную  мысль каждой части.

  3. Озаглавить каждую  часть” (7, с.48).

        В  учебнике для третьего класса  в задании к упражнению

№ 366 читаем: “Докажи, что  это текст-повествование. Определи

тему текста. Озаглавь текст. Раздели рассказ на части: начало,

основная часть, концовка. Напиши изложение текста” (6, с.137).

Эти теоретические сведения не предназначены для заучивания и

служат для организации  определенных действий, направленных

на формирование коммуникативных  умений. Следует заметить,

что в учебнике для четвертого класса присутствуют и иные тео-

ретические сведения, не требующие  заучивания, например:

        “В  повествовательных текстах рассказывается  о том, что

произошло. К таким текстам  можно поставить вопрос ч т  о с л у

чилось?

        В  описательных текстах описываются  люди, предметы,

животные, события. К описанию можно поставить вопрос

к а к о й ? или к  а к а я ? к а к о е ?

        В  рассуждении говорится о причинах  явлений и событий.

Эти тексты отвечают на вопрос п о ч е м у ?” (7, с.10).

        Однако  подобные теоретические сведения  не формируют

никаких способов действия, поэтому мы не учитывали их при

анализе.

        В  учебниках М.Л. Закожурниковой  и др. для трехлетней

начальной школы из теоретических  сведений имеются лишь ука-

зания в заданиях к упражнениям, памяток в содержании учебни-

ков нами не зафиксировано. Так, например, в учебнике для вто-

рого класса в задании  к упражнению № 70 даны следующие  указа-

ния: “Прочитай. Раздели текст  на три части. Каждую часть озаглавь

и напиши с новой строки” (2, с.27).

        Результаты  по указанному критерию представлены  в таб-

лице 1.

                                                        Таблица 1

                                                             120  ДАННЫЕ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА  УЧЕБНИКО

В РУССКОГО ЯЗЫКА С ТОЧКИ  ЗРЕНИЯ НАЛИЧИЯ В НИХ ТЕОРЕТИЧЕС-

             КИХ СВЕДЕНИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ

    ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ  УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

 

 

 

 

   Теоретиче-     Учебники Т.Г. Рамзае-   Учебники  М.Л. Зако-

   ские сведе-     вой (программа 1-4)    журниковой  и др. (про-

      ния                                 грамма 1-3)

                 2       3       4        1       2      3

                 класс   класс   класс    класс   класс  класс

 

     Памятки      __       2        5      __      __       __

 

   Указания в

    заданиях к     1       2        3      __       5       2

   упражнени-

        ям

       Как видим,  в учебниках русского языка  для начальной школы

представлен минимум теоретических  сведений, направленных на

формирование коммуникативных  умений, причем учебники Т.Г. Рам-

заевой в плане подобных теоретических сведений богаче, так  как в

них содержатся памятки.

 

 

 

 

                                                                   121

 

 

     Анализ учебников  с точки зрения присутствия  в них

       специальных  упражнений по формированию

           коммуникативных умений учащихся

        В  обоих комплектах учебников встречаются  упражнения,

формирующие коммуникативные  умения и требующие примене-

ния коммуникативного умения. Приведем ряд примеров.

        Так,  в учебнике Т.Г. Рамзаевой для  третьего класса пред-

ставлено упражнение, направленное на формирование такого

коммуникативного умения, как умение озаглавливать текст:

“Прочитай и сравни два  заголовка: “Наш класс”, “Наш класс

дружный”. Одинаковы они  или отличаются друг от друга? Со-

ставь текст, используя один из заголовков. Напиши 3-4 предло-

жения” (6, с.47). В этом же учебнике для четырехлетней началь-

ной школы присутствует упражнение, требующее применения

коммуникативного умения озаглавливать текст: “Составь не-

сколько предложений о  том, что тебе приходилось наблюдать

весной в природе. Озаглавь свой текст. Напиши…” (6, с.192).

        В  учебнике М.Л. Закожурниковой  для третьего класса

представлено упражнение, направленное на формирование ком-

муникативного умения правильно  композиционно оформлять

высказывание: “Прочитай  рассказ. Напиши изложение рассказа

по плану: 1. В лес за новостями. 2. В февральском лесу. 3. Вьюга.

4. Что поняла синичка?  Выдели части рассказа красной  строкой.

Проверь, правильно ли ты написал” (3, с.92). Здесь же дано уп-

ражнение, требующее применения коммуникативного умения

правильно композиционно  оформлять высказывание: “Прочитай.

Составь план из трех пунктов. Напиши изложение от 3-го лица

(от лица мальчика Алеши)”(3, с.187).

        Каково  же количество подобных упражнений  в учебни-

ках начальной школы по русскому языку? Используется ли при

этом изобразительная  наглядность? В ходе анализа были полу-

чены следующие результаты (см. Табл. 2, С. 161).

        Как  видим из таблицы 2, упражнений  с использованием

изобразительной наглядности, направленных на формирование

коммуникативных умений, в  учебниках Т.Г. Рамзаевой для 2 клас-

са в среднем в 3 раза меньше, чем упражнений без нее, для 3 клас-

са - в 7 раз меньше, а для 4 класса - в 13 раз меньше. В учебниках

М.Л. Закожурниковой и др. “картина” такая же: в учебнике для 1

                                                              122

 

 

123

 

 

класса упражнений, способствующих формированию коммуникатив-

ных умений с использованием наглядности, в среднем в 1,5 раза мень-

ше, чем без нее, в учебнике для 2 класса - в 3 раза меньше, а в

учебнике для 3 класса - в 6 раз меньше. На наш взгляд, этого  количе-

ства упражнений для формирования коммуникативных умений недо-

статочно.

        Кроме  того, нетрудно обнаружить закономерность - от

класса к классу количество упражнений с наглядностью, направ-

ленных на формирование коммуникативных  умений учащихся,

уменьшается как в комплекте  для трехлетней, так и в комплекте

для четырехлетней начальной  школы.

        Вместе  с тем, как отмечалось выше, использование изоб-

разительной наглядности  в начальных классах для формирова-

ния коммуникативных умений необходимо.

        Кроме  того, упражнений, требующих применения  комму-

никативных умений значительно  меньше, чем формирующих, а в

учебнике М.Л. Закожурниковой и др. для первого класса упраж-

нения, направленные на формирование коммуникативных уме-

ний, отсутствуют.

 

    Сравнительный  анализ изобразительной наглядности,

       имеющейся  в учебниках начальной школы

                 по русскому языку

 

       Сравнительный  анализ изобразительной наглядности

позволил установить ее наличие  в стабильных учебниках по рус-

скому языку (1, 2, 3, 5, 6, 7). Данные сравнительного анализа пред-

ставлены в таблице 3 (См. С. 163). Кроме того, в таблице выделе-

на изобразительная наглядность, которая дается в сочетании с

речевой.

       Как видим  из таблицы, во всех трех  учебниках Т.Г. Рам-

заевой использовано в  совокупности 43 иллюстрации, а в  учеб-

никах М.Л. Закожурниковой и  др. встречается 48 иллюстраций

(если учитывать репродукции  с картин художников, находящих-

ся в приложении). Таким  образом, в учебниках для трехлетней и

четырехлетней начальной  школы содержится примерно одина-

ковое количество иллюстраций, направленных на формирование

коммуникативных умений. Причем иллюстраций, используемых

в сочетании с речевой  наглядностью, в обоих комплектах учеб-

ников меньше примерно в 4 раза.

                                                                124

 

 

        Итак, в учебниках по русскому языку  для трехлетней и четы-

рехлетней начальной школы  имеются теоретические сведения, упраж-

нения и изобразительная  наглядность, направленная на формирование

коммуникативных умений. По нашему мнению, такого количества ма-

териала, предназначенного для  формирования коммуникативных умений,

в учебниках недостаточно (см. Табл. 3).

                                                        Таблица 3

 

 

 

 

                                                              125

 

 

    Количественное  соотношение специальных заданий

 по формированию коммуникативных  умений учащихся

     в традиционных  учебниках по русскому языку

 

       Мы определили  количество заданий, нацеленных  на фор-

мирование конкретных коммуникативных  умений, поскольку

важно знать, формированию каких  коммуникативных умений в

учебниках уделяется больше внимания, а формированию каких –

меньше.

       Кроме  того, мы выявили, для формирования  каких ком-

муникативных умений используется изобразительная нагляд-

ность. С этой целью мы проанализировали учебники. Результа-

ты анализа представлены в Таблице 4.

                                                  Таблица 4

 

 

 

 

                                                        126

 

 

        Как  показал анализ, в учебниках Т.Г.  Рамзаевой и в учебни-

ках М.Л. Закожурниковой и  др. наибольшее количество заданий (из

общего числа заданий, направленных на формирование коммуника-

тивных умений) нацелено на формирование таких коммуникативных

умений, как: строить высказывание в соответствии с темой, озаглав-

ливать высказывание, составлять высказывание определенного типа

речи, передавать содержание высказывания связно и последователь-

но, излагать его по плану.

        Кроме  того, в учебниках для четырехлетней  начальной

школы в отличие от учебников  для трехлетней начальной шко-

лы большое внимание уделяется  формированию коммуникатив-

ного умения определять основную мысль высказывания.

        Меньше  заданий в обоих комплектах  учебников направ-

лено на формирование таких  коммуникативных умений, как: пра-

вильно композиционно  оформлять высказывание, уместно  и пра-

вильно использовать в  высказывании языковые средства.

        Самое  незначительное количество заданий  в обоих комп-

лектах ориентировано  на формирование коммуникативного уме-

ния составлять план высказывания. В учебниках М.Л. Закожур-

никовой и др. – коммуникативного умения определять основную

мысль высказывания.

        В  учебниках Т.Г. Рамзаевой наименьшее  число заданий

ориентировано на формирование коммуникативных умений крат-

ко излагать высказывание, отличать текст от нетекста, в учебни-

ках М.Л. Закожурниковой и  др. такие задания отсутствуют.

        Рассмотрим  данные анализа по заданиям  с использова-

нием изобразительной  наглядности (см. Табл. 4, С. 164).

        Наибольшее  количество заданий с изобразительной  на-

глядностью в учебниках  для трехлетней и четырехлетней  началь-

ной школы направлено на формирование коммуникативных уме-

ний строить высказывание в соответствии с темой, связно и  пос-

ледовательно излагать высказывание, причем в учебниках для

четырехлетней начальной  школы еще и умение озаглавливать

высказывание.

        Меньше  заданий с изобразительной наглядностью  в обо-

их комплектах направлено на формирование коммуникативных

умений составлять высказывания определенного типа речи, пра-

                                                              127

 

 

вильно и уместно использовать языковые средства в высказывании,

излагать его по плану, композиционно правильно оформлять  высказы-

вание, причем, последнее  только в учебниках Т.Г. Рамзаевой.

         Ничтожно  малое количество заданий с  изобразительной на-

глядностью в учебниках  для трехлетней и четырехлетней  начальной

школы ориентировано на формирование коммуникативного умения

определять основную мысль  высказывания.

        Задания  с наглядностью, формирующие коммуникатив-

ные умения составлять план и кратко излагать высказывание,

отличать текст от нетекста в обоих комплектах учебников  не пред-

ставлены.

        Кроме  того, в учебниках мы не обнаружили  заданий с

наглядностью и без  нее, направленных на формирование комму-

никативного умения создавать  высказывание соответствующего

стиля речи, хотя, программой данное коммуникативное умение

предусмотрено.

        Итак, как показал анализ учебников,  задания по форми-

рованию отдельных коммуникативных  умений совсем не предус-

мотрены, несмотря на то, что  их формирование программой пре-

дусмотрено.

        Кроме  того, в учебниках содержится  недостаточное ко-

личество заданий с  наглядностью, которые, увеличили бы эффек-

тивность работы по формированию коммуникативных умений

Информация о работе Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности