Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 13:43, дипломная работа
В работе представлено теоретическое обоснование методики формирования коммуникативных умений младших школьников с использованием собственных рисунков детей. Кроме того, в данном пособии описана система работы по использованию собственных рисунков детей для развития речи на примере уроков русского языка в 3 классе (1-4).
ниям, которые помогают овладеть определенным умением. Так, в
учебнике для четвертого класса находим памятку:
“Чтобы составить план текста, нужно:
1. Разделить текст
на законченные по смыслу
2. Определить основную мысль каждой части.
3. Озаглавить каждую часть” (7, с.48).
В учебнике для третьего класса в задании к упражнению
№ 366 читаем: “Докажи, что это текст-повествование. Определи
тему текста. Озаглавь текст. Раздели рассказ на части: начало,
основная часть, концовка. Напиши изложение текста” (6, с.137).
Эти теоретические сведения не предназначены для заучивания и
служат для организации определенных действий, направленных
на формирование коммуникативных умений. Следует заметить,
что в учебнике для четвертого класса присутствуют и иные тео-
ретические сведения, не требующие заучивания, например:
“В
повествовательных текстах
произошло. К таким текстам можно поставить вопрос ч т о с л у
чилось?
В
описательных текстах
животные, события. К описанию можно поставить вопрос
к а к о й ? или к а к а я ? к а к о е ?
В
рассуждении говорится о
Эти тексты отвечают на вопрос п о ч е м у ?” (7, с.10).
Однако
подобные теоретические
никаких способов действия, поэтому мы не учитывали их при
анализе.
В учебниках М.Л. Закожурниковой и др. для трехлетней
начальной школы из теоретических сведений имеются лишь ука-
зания в заданиях к упражнениям, памяток в содержании учебни-
ков нами не зафиксировано. Так, например, в учебнике для вто-
рого класса в задании к упражнению № 70 даны следующие указа-
ния: “Прочитай. Раздели текст на три части. Каждую часть озаглавь
и напиши с новой строки” (2, с.27).
Результаты
по указанному критерию
лице 1.
В РУССКОГО ЯЗЫКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАЛИЧИЯ В НИХ ТЕОРЕТИЧЕС-
КИХ СВЕДЕНИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ
ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Теоретиче- Учебники Т.Г. Рамзае- Учебники М.Л. Зако-
ские сведе- вой (программа 1-4) журниковой и др. (про-
ния
2 3 4 1 2 3
класс класс класс класс класс класс
Памятки __ 2 5 __ __ __
Указания в
заданиях к 1 2 3 __ 5 2
упражнени-
ям
Как видим, в учебниках русского языка для начальной школы
представлен минимум теоретических сведений, направленных на
формирование коммуникативных умений, причем учебники Т.Г. Рам-
заевой в плане подобных теоретических сведений богаче, так как в
них содержатся памятки.
Анализ учебников с точки зрения присутствия в них
специальных упражнений по формированию
коммуникативных умений
В
обоих комплектах учебников
формирующие коммуникативные умения и требующие примене-
ния коммуникативного умения. Приведем ряд примеров.
Так, в учебнике Т.Г. Рамзаевой для третьего класса пред-
ставлено упражнение, направленное на формирование такого
коммуникативного умения, как умение озаглавливать текст:
“Прочитай и сравни два заголовка: “Наш класс”, “Наш класс
дружный”. Одинаковы они или отличаются друг от друга? Со-
ставь текст, используя один из заголовков. Напиши 3-4 предло-
жения” (6, с.47). В этом же учебнике для четырехлетней началь-
ной школы присутствует упражнение, требующее применения
коммуникативного умения озаглавливать текст: “Составь не-
сколько предложений о том, что тебе приходилось наблюдать
весной в природе. Озаглавь свой текст. Напиши…” (6, с.192).
В учебнике М.Л. Закожурниковой для третьего класса
представлено упражнение, направленное на формирование ком-
муникативного умения правильно композиционно оформлять
высказывание: “Прочитай рассказ. Напиши изложение рассказа
по плану: 1. В лес за новостями. 2. В февральском лесу. 3. Вьюга.
4. Что поняла синичка? Выдели части рассказа красной строкой.
Проверь, правильно ли ты написал” (3, с.92). Здесь же дано уп-
ражнение, требующее применения коммуникативного умения
правильно композиционно оформлять высказывание: “Прочитай.
Составь план из трех пунктов. Напиши изложение от 3-го лица
(от лица мальчика Алеши)”(3, с.187).
Каково
же количество подобных
ках начальной школы по русскому языку? Используется ли при
этом изобразительная наглядность? В ходе анализа были полу-
чены следующие результаты (см. Табл. 2, С. 161).
Как видим из таблицы 2, упражнений с использованием
изобразительной наглядности, направленных на формирование
коммуникативных умений, в учебниках Т.Г. Рамзаевой для 2 клас-
са в среднем в 3 раза меньше, чем упражнений без нее, для 3 клас-
са - в 7 раз меньше, а для 4 класса - в 13 раз меньше. В учебниках
М.Л. Закожурниковой и др. “картина” такая же: в учебнике для 1
123
класса упражнений, способствующих формированию коммуникатив-
ных умений с использованием наглядности, в среднем в 1,5 раза мень-
ше, чем без нее, в учебнике для 2 класса - в 3 раза меньше, а в
учебнике для 3 класса - в 6 раз меньше. На наш взгляд, этого количе-
ства упражнений для формирования коммуникативных умений недо-
статочно.
Кроме
того, нетрудно обнаружить
класса к классу количество упражнений с наглядностью, направ-
ленных на формирование коммуникативных умений учащихся,
уменьшается как в комплекте для трехлетней, так и в комплекте
для четырехлетней начальной школы.
Вместе с тем, как отмечалось выше, использование изоб-
разительной наглядности
в начальных классах для
ния коммуникативных умений необходимо.
Кроме того, упражнений, требующих применения комму-
никативных умений значительно меньше, чем формирующих, а в
учебнике М.Л. Закожурниковой и др. для первого класса упраж-
нения, направленные на формирование коммуникативных уме-
ний, отсутствуют.
Сравнительный
анализ изобразительной
имеющейся в учебниках начальной школы
по русскому языку
Сравнительный
анализ изобразительной
позволил установить ее наличие в стабильных учебниках по рус-
скому языку (1, 2, 3, 5, 6, 7). Данные сравнительного анализа пред-
ставлены в таблице 3 (См. С. 163). Кроме того, в таблице выделе-
на изобразительная
речевой.
Как видим из таблицы, во всех трех учебниках Т.Г. Рам-
заевой использовано в совокупности 43 иллюстрации, а в учеб-
никах М.Л. Закожурниковой и др. встречается 48 иллюстраций
(если учитывать репродукции с картин художников, находящих-
ся в приложении). Таким образом, в учебниках для трехлетней и
четырехлетней начальной школы содержится примерно одина-
ковое количество иллюстраций, направленных на формирование
коммуникативных умений. Причем иллюстраций, используемых
в сочетании с речевой наглядностью, в обоих комплектах учеб-
ников меньше примерно в 4 раза.
Итак, в учебниках по русскому языку для трехлетней и четы-
рехлетней начальной школы
имеются теоретические
нения и изобразительная наглядность, направленная на формирование
коммуникативных умений. По нашему мнению, такого количества ма-
териала, предназначенного для формирования коммуникативных умений,
в учебниках недостаточно (см. Табл. 3).
Количественное
соотношение специальных
по формированию
в традиционных учебниках по русскому языку
Мы определили
количество заданий,
мирование конкретных коммуникативных умений, поскольку
важно знать, формированию каких коммуникативных умений в
учебниках уделяется больше внимания, а формированию каких –
меньше.
Кроме того, мы выявили, для формирования каких ком-
муникативных умений используется изобразительная нагляд-
ность. С этой целью мы проанализировали учебники. Результа-
ты анализа представлены в Таблице 4.
Как показал анализ, в учебниках Т.Г. Рамзаевой и в учебни-
ках М.Л. Закожурниковой и др. наибольшее количество заданий (из
общего числа заданий, направленных на формирование коммуника-
тивных умений) нацелено на формирование таких коммуникативных
умений, как: строить высказывание в соответствии с темой, озаглав-
ливать высказывание, составлять высказывание определенного типа
речи, передавать содержание высказывания связно и последователь-
но, излагать его по плану.
Кроме того, в учебниках для четырехлетней начальной
школы в отличие от учебников для трехлетней начальной шко-
лы большое внимание уделяется формированию коммуникатив-
ного умения определять основную мысль высказывания.
Меньше заданий в обоих комплектах учебников направ-
лено на формирование таких коммуникативных умений, как: пра-
вильно композиционно оформлять высказывание, уместно и пра-
вильно использовать в высказывании языковые средства.
Самое
незначительное количество
лектах ориентировано на формирование коммуникативного уме-
ния составлять план высказывания. В учебниках М.Л. Закожур-
никовой и др. – коммуникативного умения определять основную
мысль высказывания.
В
учебниках Т.Г. Рамзаевой
ориентировано на формирование коммуникативных умений крат-
ко излагать высказывание, отличать текст от нетекста, в учебни-
ках М.Л. Закожурниковой и др. такие задания отсутствуют.
Рассмотрим данные анализа по заданиям с использова-
нием изобразительной наглядности (см. Табл. 4, С. 164).
Наибольшее
количество заданий с
глядностью в учебниках для трехлетней и четырехлетней началь-
ной школы направлено на формирование коммуникативных уме-
ний строить высказывание в соответствии с темой, связно и пос-
ледовательно излагать высказывание, причем в учебниках для
четырехлетней начальной школы еще и умение озаглавливать
высказывание.
Меньше
заданий с изобразительной
их комплектах направлено на формирование коммуникативных
умений составлять высказывания определенного типа речи, пра-
вильно и уместно использовать языковые средства в высказывании,
излагать его по плану,
композиционно правильно
вание, причем, последнее только в учебниках Т.Г. Рамзаевой.
Ничтожно малое количество заданий с изобразительной на-
глядностью в учебниках для трехлетней и четырехлетней начальной
школы ориентировано на формирование коммуникативного умения
определять основную мысль высказывания.
Задания с наглядностью, формирующие коммуникатив-
ные умения составлять план и кратко излагать высказывание,
отличать текст от нетекста в обоих комплектах учебников не пред-
ставлены.
Кроме того, в учебниках мы не обнаружили заданий с
наглядностью и без нее, направленных на формирование комму-
никативного умения создавать высказывание соответствующего
стиля речи, хотя, программой данное коммуникативное умение
предусмотрено.
Итак, как показал анализ учебников, задания по форми-
рованию отдельных коммуникативных умений совсем не предус-
мотрены, несмотря на то, что их формирование программой пре-
дусмотрено.
Кроме того, в учебниках содержится недостаточное ко-
личество заданий с наглядностью, которые, увеличили бы эффек-
тивность работы по формированию коммуникативных умений