Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 13:43, дипломная работа
В работе представлено теоретическое обоснование методики формирования коммуникативных умений младших школьников с использованием собственных рисунков детей. Кроме того, в данном пособии описана система работы по использованию собственных рисунков детей для развития речи на примере уроков русского языка в 3 классе (1-4).
языку.
Как известно, практическая реализация содержания про-
грамм осуществляется с помощью учебников. Какие же учебни-
ки действуют в настоящее время в начальной школе?
В
трехлетней начальной школе
ский язык” группы авторов: М.Л. Закожурниковой, В.И. Куста-
ревой, Н.С. Рождественского, А.Н. Матвеевой (2, 3, 4) - для тра-
диционных программ. Для программ развивающего обучения -
учебники “Русский язык” А.В. Поляковой, “Русский язык” В.В.
Репкина, “Русский язык” С.Ф. Жуйкова и др. Для интегратив-
ных курсов - учебники “Родной мир” Л.И. Тикуновой, “Родная
словесность” Е.Н. Леонович.
В четырехлетней начальной школе - учебники “Русский
язык” Т.Г. Рамзаевой (10, 11, 12), действуют для традиционных
программ. Для коммуникативно ориентированного курса “Вве-
дение в словесность” – учебник “Слово” для трех классов Л.Ф.
Климановой и др.
В связи с таким разнообразием программ и учебников
возник ряд проблем: во-первых, проблема соотношения программ
со стандартами; во-вторых, проблема стабильных учебников.
Кроме того, “в объеме программ и учебников отмечается
рост теоретических сведений за последние пять десятилетий в два-
три раза (имеется ввиду увеличение их количества - И.М.), при
быстром увеличении плюрализма” (6, с. 35). Поэтому так на-
стойчивы попытки создания единой системы обучения языку в
начальных, основных и средних классах.
До 1999
года действовал Временный
го образования, который
являлся федеральным
документом, определяющим обязательный минимум содержания
образовательных программ, максимальный объем учебной на-
грузки, требования к уровню подготовки выпускников начального звена
общеобразовательной школы (1). С одной стороны, стандарт опреде-
ляет минимальный уровень знаний, умений и навыков (традиционные
программы), с другой - ориентирует на программу средней школы.
Кроме того, в 1997 году был опубликован Проект обязатель-
ного минимума содержания образовательных программ основной
школы (9, с. 48). Появились публикации об обновленных учебниках
русского языка (7), в которых объясняется, что “коренная переработ-
ка, обновление испытанных учебников продиктованы рядом объек-
тивных причин: в настоящее время выработаны иные подходы к це-
лям и содержанию лингвистического образования, накоплены новые
методические приемы обучения языку и речи, и, наконец, изменилась
действительность” (7, с. 29). В большей степени эти изменения каса-
ются материала, связанного с развитием речи.
В настоящее время разработаны и опубликованы учебные
стандарты (13), в которых содержание образования распределе-
но не по предметам, а по образовательным областям. Коммуни-
кативные умения заложены
в образовательной области “
век”. Выделение указанной области - один из путей реализации
деятельностного подхода в обучении. В каждом учебном пред-
мете должно найти место решение задач основных деятельнос-
тей, присущих ребенку этого возраста: учебной, коммуникатив-
ной, трудовой и читательской (13, с. 27). Так, в стандарте заявле-
но, что учащийся должен уметь: вести диалог, соблюдая этикет;
логически строить высказывание, приводить доказательства; вла-
деть средствами эмоционального воздействия: отбирать вырази-
тельные средства языка и внеречевого общения (в соответствии с
речевой ситуацией); выполнять работы творческого характера
(изложения всех видов,
сочинения-описания и
дения); сочинять небольшие сказки, потешки, загадки и др. (13).
Подводя итог вышесказанному, заметим, что разнообра-
зия программ и учебников, которое рекламирует социальная по-
зиция, в начальной школе быть не должно, поскольку задача на-
чальной школы - заложить основы знаний. Поэтому, как указы-
валось выше, мы обращаемся для исследования проблемы к тра-
диционным программам и учебникам: рассматриваем цели, задачи,
содержание традиционных программ, проводим сравнительный ана-
лиз учебников.
Литература к разделу 2.1.1.:
1. Временный стандарт начального образования // Учит. газета. - 1993. - №3.
2. Закожурникова М.Л., Кустарева В.И., Рождественский Н.С. и др.
Русский язык. 1 класс.
Учебник для трехлетней
М., 1990. - 128 с.
3. Закожурникова М.Л., Кустарева В.И., Рождественский Н.С. и др.
Русский язык. 2 класс.
Учебник для трехлетней
М., 1989. - 207 с.
4. Закожурникова М.Л., Кустарева В.И., Рождественский Н.С. и др.
Русский язык. 3 класс.
Учебник для трехлетней
М., 1987. - 207 с.
5. Истомина Н.Б. Развивающее обучение // Начальная школа. - 1996. -
№12. - С. 30 - 34.
6. Львов М.Р. Становление предмета “Родной язык” в начальной шко-
ле России // Русский язык в школе: К 210-летию в учебных планах
России / Сост. М.Т. Баранов. - М., 1996. - С. 34-38.
7. Матвеева А.Н. Об обновленных учебниках “Русский язык” для 1 и 2
классов трехлетней начальной школы // Начальная школа. - 1994. - № 7.
- С. 29 - 32.
8. Методическое письмо. О
новом, коммуникативно
курсе русского (родного) языка “Введение в русскую словесность” //
Начальная школа. - 1994. - № 7. - С. 23 - 28.
9. Проект образовательного минимума // Начальная школа. - 1997. - № 9.
- С. 48 - 51.
10. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 2 класса четырехлетней
начальной школы. - М., 1995. - 191 с.
11. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 3 класса четырехлетней
начальной школы. - М., 1992. - 256 с.
12. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 4 класса четырехлетней
начальной школы. - М., 1993. - 256 с.
13. Учебные стандарты школ России. Книга I: Начальная школа. Об-
щественно-гуманитарные дисциплины / Под ред. В.С. Леднева, Н.Д.
Никандрова, М.Н. Лазутовой. - М., 1998. - 379 с.
14. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение: Психологичес-
кие основы развивающего обучения. - М., 1995. - 189 с.
РАЗДЕЛ 2.1.2. Анализ традиционных программ
по русскому
языку с точки зрения
коммуникативных умений
Программы - это документ, определяющий цели, задачи,
содержание и объем предмета, круг знаний, умений и навыков,
подлежащих обязательному усвоению учащимися каждого клас-
са. В действующей государственной программе по русскому язы-
ку начальных классов заявлено: “Основной целью обучения рус-
скому языку в начальных классах является развитие письменной
и устной речи учащихся...” (2, с.10). В связи с этим программой
предусмотрено формирование речевых умений: некоммуникатив-
ных и коммуникативных, через систему упражнений. “Они (уп-
ражнения в устной и письменной речи - И.М.) направлены на
формирование комплекса речевых умений (умений правильно и
точно воспринимать, передавать и создавать текст). Учитель дол-
жен оказывать помощь учащимся в раскрытии темы, построении
и речевом оформлении высказываний” (2, с. 17). В программе по
русскому языку начальной школы (2) основные умения и навыки
по связной речи не даны компактно, в виде системы, а распреде-
лены по классам. К примеру, согласно программе (2), учащиеся
должны уметь: составлять несколько предложений, объединен-
ных одной темой, под руководством учителя уже в первом классе
(с. 25); начиная с первого класса, выделять главное в содержании
части и всего рассказа в целом (с. 28); последовательно, доказа-
тельно и связно излагать мысли (связь между отдельными пред-
ложениями и частями изложения) в третьем классе (с. 18); состав-
лять план (коллективно и самостоятельно) и излагать текст по
плану, начиная с первого класса (с. 37-38); на практическом уровне
различать художественные и научно-популярные тексты во вто-
ром классе (с. 35); находить слова и выражения, необходимые для
точного и образного изображения событий, природы и т.д., на-
чиная с первого класса (с. 35); начиная со второго класса, вклю-
чать элементы описания и рассуждения в высказывание (с.17). Как
видим, коммуникативные умения нашли отражение в програм-
ме, однако они представляют
собой неструктурированный
чень частных умений без
разграничения и выделения
второстепенных, общих и частных умений.
Таким образом, цель, отраженная в программе, по суще-
ству является декларативной, так как содержанием программы
предусматривается изучение языка как системы определенных лин-
гвистических знаний основ науки о языке, то есть в основу изучения
языка положен принцип описательный, а не функциональный. Форми-
рование же умений, в том числе коммуникативных, по существу ото-
двигается на второй план. Другими словами, обучение строится так,
что в системно-описательный курс грамматики и правописания пе-
риодически включаются упражнения по развитию речи. Так, в объяс-
нительной записке программы (2), в разделе “Связная речь” отме-
чается: “При обучении чтению упражнения в связной речи определя-
ются преимущественно содержанием читаемых произведений. На
уроках же грамматики они включаются в общую систему языковых
занятий” (с. 17). Причем, “для проведения письменных упражнений в
связной речи типа обучающего
изложения или сочинения
выделяет специальные часы из общего фонда, отводимого на рус-
ский язык. На эти работы требуется примерно час. Проводить такие
занятия необходимо раз в 10-15 дней” (с.18). Вероятно, поэтому уро-
вень развития речи школьников в большинстве случаев не отвечает
современным требованиям устного и письменного общения. Для того
чтобы действительно развитие устной и письменной речи стало ос-
новной целью обучения русскому языку, необходимо изучать язык не
сам по себе, а в связи с задачами речевой деятельности и в контек-
сте социальной сферы школьника (1, с. 32).
Литература к разделу 2.1.2.:
1. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения //
Автореферат диссертации ... докт. пед. наук. - М., 1974. - 52 с.
2. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы
(1-3). - Составители: Н.Е. Буслаева и др. - М., 1986. - 240 с.
РАЗДЕЛ 2.1.3.
Сравнительный анализ
учебников по русскому языку для начальной школы
Понятие
«коммуникативный компонент
Материал по развитию речи в данных учебниках сосед-
ствует с грамматическим и орфографическим материалом. В мето-
дической литературе для обозначения материала по развитию речи
используется термин “коммуникативный компонент учебника” (Т.А.
Ладыженская).
Рассмотрим,
что представляет собой
компонент учебника по русскому языку для начальной школы
(не конкретного, а вообще учебника). Данный компонент учеб-
ника включает три составляющие: во-первых, теоретические све-
дения, которые носят ярко выраженную практическую направ-
ленность, не предназначены для заучивания, служат для органи-
зации определенных действий, способствующих формированию
определенных умений; во-вторых, упражнения (задания и тексты),
представленные в определенной системе: упражнения, связанные
с анализом готовых материалов, с переработкой текстов, с орга-
низацией самостоятельных высказываний (устных и письменных);
в-третьих, иллюстрации, выполняющие особую функцию - фун-
кцию организации высказывания: репродукции с картин масте-
ров живописи, учебные сюжетные картинки, серии сюжетных
картинок и в единичных случаях учебные рисунки (4).
Основываясь
на классификации критериев
никативного компонента учебника русского языка, предложен-
ной Т.А. Ладыженской, мы отобрали следующие: во-первых, на-
личие в учебнике теоретических сведений, способствующих фор-
мированию коммуникативных умений; во-вторых, присутствие
специальных упражнений по развитию связной речи, формиру-
ющих определенные умения и требующих их применения; а так-
же наличие изобразительной наглядности, дающей возможность
организации высказывания.
Анализ учебников с точки зрения наличия в них
теоретических сведений, на основе которых формируются
коммуникативные умения
В ходе анализа стабильных учебников по русскому языку мы
обнаружили, что в учебниках Т.Г. Рамзаевой теоретические сведе-
ния представлены в виде памяток и указаний в заданиях к упражне-