Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 13:43, дипломная работа
В работе представлено теоретическое обоснование методики формирования коммуникативных умений младших школьников с использованием собственных рисунков детей. Кроме того, в данном пособии описана система работы по использованию собственных рисунков детей для развития речи на примере уроков русского языка в 3 классе (1-4).
учащихся.
В
стабильных учебниках не
создание детьми рисунков к тексту. На наш взгляд, эти задания дол-
жны способствовать формированию коммуникативных умений уча-
щихся, поскольку возникает возможность создания на уроке рече-
вой ситуации, важнейшей психологической предпосылки для раз-
вития речи, а значит, и коммуникативных умений учащихся.
Таким
образом, основываясь на
го анализа, можем констатировать невысокую коммуникативную
направленность традиционных программ и действующих учеб-
ников по русскому языку для начальных классов.
В связи с этим, возникает необходимость поиска оптималь-
ных путей повышения уровня овладения детьми коммуникатив-
ными умениями. Одними из эффективных средств, способствующих
повышению уровня овладения учащимися коммуникативными уме-
ниями, являются, по нашему мнению, созданные детьми собствен-
ные рисунки к тексту.
Литература к разделу 2.1.3:
1. Закожурникова М.Л., Кустарева В.И., Рождественский Н.С. и др.
Русский язык. 1 класс.
Учебник для трехлетней
М., 1990. - 128 с.
2. Закожурникова М.Л., Кустарева В.И., Рождественский Н.С. и др.
Русский язык. 2 класс.
Учебник для трехлетней
М., 1989. - 207 с.
3. Закожурникова М.Л., Кустарева В.И., Рождественский Н.С. и др.
Русский язык. 3 класс.
Учебник для трехлетней
М., 1987. - 207 с.
4. Ладыженская Т.А. Типология
и структура учебников
ка (с точки зрения развития речи) // Проблемы школьного учебника.
Вып. 6. - М., 1978. - С. 137-148.
5. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 2 класса четырехлетней
начальной школы. - М., 1995. - 191 с.
6. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 3 класса четырехлетней
начальной школы. - М., 1992. - 256 с.
7. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 4 класса четырехлетней
начальной школы. - М., 1993. - 256 с.
Практические занятия к разделам 2.1.1-2.1.3.
Практическое занятие 1 (к разделу 2.1.1).
Тема: Обзор
действующих программ и
по русскому языку для начальной школы (1999 г.).
1. Актуализация теоретических знаний.
Вопросы для обсуждения:
• Назовите программы по русскому языку для начальной школы.
• По каким критериям Вы должны анализировать программы по
русскому языку для начальной школы?
2. Формирование методических умений.
Задание 1. Сделайте обзор современных программ по русскому
языку по аналогии с тем, что содержится в разделе 2.1.1.
Практическое занятие 2 (к разделу 2.1.2).
Тема: Анализ традиционных программ по русскому языку
с точки зрения формирования коммуникативных умений.
1. Актуализация теоретических знаний.
Вопросы для обсуждения:
• Что такое программа?
• Заложены ли в содержании программ по русскому языку ком-
муникативные умения и какие?
2. Формирование методических умений.
Задание 1. Сделайте анализ современных программ по русскому
языку по аналогии с тем, что содержится в разделе 2.1.2.
Задание 2. Если бы Вы составляли программу по русскому языку
для начальной школы, какое содержание Вы добавили бы в нее с
точки зрения формирования коммуникативных умений младших
школьников? Какие именно коммуникативные умения, на Ваш
взгляд, должны быть отражены в программе по русскому языку
для начальной школы?
Практическое занятие 3 (к разделу 2.1.3).
Тема: Сравнительный анализ стабильных учебников
по русскому языку для начальной школы.
1. Актуализация теоретических знаний.
Вопросы для обсуждения:
• Раскройте понятие «
• Что понимается под теоретическими сведениями, на основе
которых формируются коммуникативные умения учащихся?
• Какие учебники, на Ваш взгляд, в большей степени направ-
лены на формирование коммуникативных умений младших
школьников?
2. Формирование методических умений.
Задание 1. Сделайте анализ современных учебников по русскому
языку по аналогии с тем, что содержится в разделе 2.1.3.
Задание 2. Перечислите виды упражнений для формирования
коммуникативных умений учащихся в учебниках по русскому
языку. Приведите примеры формулировок заданий к упражне-
ниям по формированию коммуникативных умений учащихся.
ГЛАВА 2.2. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Чтобы объективно судить об уровне сформированности
коммуникативных умений младших школьников, нужны речи
письменной.
Вопрос
о критериях (показателях)
ной речи достаточно разработан в методической литературе (М.Т.
Баранов, В.А. Добромыслов, Н.А. Ипполитова, Н.Н. Китаев, Т.А.
Ладыженская, М.Р. Львов, В.И. Ядэшко и др.).
М.Р.
Львов определяет критерии
мерения знаний, умений, навыков, речевого развития учащихся
(2, с.95).
Критерии оценки служат разным целям: учебным и иссле-
довательским, причем в последнем случае они отличаются деталь-
ностью разработки (Н.И. Жинкин, Н.Н. Китаев, М.Н. Кожина,
Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, О.П. Мистратова, А.Е. Супрун,
В.С. Филатов, В.И. Ядэшко и др.). Критерии оценки применяют-
ся в научных исследованиях с целью выявления тенденций и за-
кономерностей детской речи.
Рассмотрим учебные и исследовательские критерии оцен-
ки детских высказываний.
132
Как
видим, практически нет
скими и учебными критериями оценки связной речи учащихся. Отли-
чие указанных критериев оценки в их целенаправленности: учебные
критерии предполагают выяснение уровня подготовленности учащих-
ся, то есть их знания, умения и навыки в области развития связной
речи; исследовательские критерии оценки направлены на выявление
тенденций и закономерностей развития детской речи.
Существуют количественные и качественные критерии оцен-
ки. Мы считаем целесообразным использовать и те, и другие. При
выборе критериев мы руководствовались спецификой работы и опи-
рались на основополагающие труды методистов по данному вопросу.
Итак,
охарактеризуем основные
нову анализа творческих работ учащихся.
Сначала
рассмотрим количественные
детских высказываний.
Объем текста. Этот критерий оценки часто используется
исследователями. Он помогает оценить количественную сторо-
ну высказываний, то есть то, сколько слов потребовалось ребен-
ку для создания текста. Кроме того, на основании количества слов
в детских текстах можно судить и о содержательности высказы-
ваний, о полноте раскрытия темы, об изменениях в словаре детс-
кой речи. Данный критерий характеризует также умение учени-
ка активизировать свой словарный запас.
Развернутость предложений - показатель синтаксической
подготовки детей. На возможность использования этого крите-
рия для оценки уровня развития речи школьников указывали Н.И.
Жинкин, М.С. Ключевня, Т.А. Ладыженская, В.И. Ядэшко и др.
Развернутость предложений выражается отношением общего ко-
личества слов в высказывании к общему количеству предложе-
ний. Данный критерий показывает способность ребенка удержи-
вать в памяти слова в процессе составления текста и обнаружи-
вает умение выражать связи и отношения в своей речи. М.С. Клю-
чевня полагает, что дети склонны эмоционально оценивать фак-
ты, поэтому пользуются простыми фразами. С возрастом коли-
чество словарных единиц в предложении увеличивается. Так,
В.И. Ядэшко пишет, что рост количества слов в предложении следу-
ет рассматривать как показатель увеличения количества связей и
отношений, которые дети в своей речи выражают (6).
Однако
одних количественных
для определения уровня сформированности связной речи, в час-
тности коммуникативных умений учащихся, поэтому нами были
отобраны и качественные критерии оценки.
Далее
рассмотрим качественные
терии оценки содержания, композиционного и языкового офор-
мления высказывания.
Соответствие
работы теме и раскрытие
ста. В методике принято следующее определение темы. “Тема - в
произведении литературы и в ученических сочинениях то, что
положено в основу содержания, то, о чем повествуется, что опи-
сывается, предмет сочинения. Через раскрытие темы выражается
идея произведения” (2, с. 221).
Данный критерий помогает определить уровень сформи-
рованности одного из главных коммуникативных умений - уме-
ния работать над темой.
Для
того чтобы оценить
критерию была, проделана следующая работа: 1) соотносилась
тема детского текста с темой исходного текста; 2) определялось
наличие основной мысли в высказывании ребенка и полнота ее
раскрытия.
Последовательность и логичность изложения. Этот крите-
рий позволяет судить об умении излагать материал логично и
последовательно, то есть не опускать части текста, не нарушать
последовательность изложения событий при повествовании, на-
блюдений при описании, не повторять части текста или отдель-
ные эпизоды и др.
Цельность и связность текста - критерий, помогающий су-
дить об уровне сформированности коммуникативных умений
связно излагать высказывание: о наличии связей между частями
текста и между предложениями внутри абзаца.
Правильное
композиционное оформление
критерию судим об уровне сформированности коммуникативного
умения правильно
ить абзацы на основе обозначенных пунктов плана. “ Работа, направ-
ленная на формирование у учащихся понятия “абзац” ... содействует
композиционно правильному, логическому построению текста” (5, с.
63).
При анализе
высказываний учащихся по
рию учитывалось не только наличие абзацев в тексте, но и пра-
вильность деления высказывания на части.
Лексическое богатство речи. В литературе существуют рабо-
ты, посвященные проблеме количественной оценки лексического
богатства детских высказываний (Ф. Пап, А.Е. Супрун, М.Т. Ба-
ранов, Л.А. Латюк (Ходякова), О.П. Мистратова и др.). Это один
из достаточно объективных показателей уровня развития речи
школьников и более других критериев, учитывающий умение ре-
бенка употреблять свой словарный запас для создания высказыва-
ния. Известно, что это умение необходимо для выражения мыс-
лей, описания действий, предметов и т.д. не тождественно поня-
тию запас слов ребенка; количество слов, употребленных им для
создания высказывания, всегда будет меньше запаса, которым он
располагает. “Эксплуатация” запаса слов зависит от умения упот-
реблять нужные слова, находящиеся в объеме памяти учащегося.
Таким образом, критерий лексического богатства помогает оце-
нить умение учащегося употреблять в высказывании разнообраз-
ную лексику, поэтому мы относим его к качественным критериям
оценки, несмотря на то что он имеет числовое выражение.
Для определения
лексического богатства
используется коэффициент лексического богатства (k), который
выражается отношением словарных единиц (неповторяющихся,
разных слов) к общему количеству слов в тексте. Под разными сло-
вами понимаются самостоятельные и служебные части речи, име-
ющие различное значение (без учета оттенков значений слова);
омонимы тоже считаются разными словами (1). Простое соотно-
шение этих двух величин, на наш взгляд, не совсем правильно. В
пособии мы определяем лексическое богатство путем сравнения
количества разных слов в тексте с количеством слов, которое можно
было бы в нем ожидать, то есть с некоторой условной “нормой”.
Эта идея была предложена А.Е. Супруном и экспериментально
подтверждена в исследованиях Л.А. Латюк (Ходяковой).
Рассмотрим, каким образом осуществляется определение
лексического богатства речи по методу, предложенному профессором
А.Е. Супруном.
Сначала делается выборка высказываний, созданных уча-