Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 13:43, дипломная работа

Описание работы

В работе представлено теоретическое обоснование методики формирования коммуникативных умений младших школьников с использованием собственных рисунков детей. Кроме того, в данном пособии описана система работы по использованию собственных рисунков детей для развития речи на примере уроков русского языка в 3 классе (1-4).

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 236.39 Кб (Скачать файл)

учащихся.

        В  стабильных учебниках не встретилось  также заданий на

создание детьми рисунков к тексту. На наш взгляд, эти задания  дол-

жны способствовать формированию коммуникативных умений уча-

щихся, поскольку возникает  возможность создания на уроке рече-

вой ситуации, важнейшей психологической  предпосылки для раз-

вития речи, а значит, и  коммуникативных умений учащихся.

        Таким  образом, основываясь на результатах  проведенно-

го анализа, можем констатировать невысокую коммуникативную

направленность традиционных программ и действующих учеб-

ников по русскому языку для  начальных классов.

        В  связи с этим, возникает необходимость  поиска оптималь-

ных путей повышения уровня овладения детьми коммуникатив-

ными умениями. Одними из эффективных средств, способствующих

                                                              128

 

 

повышению уровня овладения  учащимися коммуникативными уме-

ниями, являются, по нашему мнению, созданные детьми собствен-

ные рисунки к тексту.

 

                       Литература к разделу 2.1.3:

1. Закожурникова М.Л., Кустарева  В.И., Рождественский Н.С. и др.

  Русский язык. 1 класс.  Учебник для трехлетней начальной  школы. -

  М., 1990. - 128 с.

2. Закожурникова М.Л., Кустарева  В.И., Рождественский Н.С. и др.

  Русский язык. 2 класс.  Учебник для трехлетней начальной  школы. -

  М., 1989. - 207 с.

3. Закожурникова М.Л., Кустарева  В.И., Рождественский Н.С. и др.

  Русский язык. 3 класс.  Учебник для трехлетней начальной  школы. -

  М., 1987. - 207 с.

4. Ладыженская Т.А. Типология  и структура учебников русского  язы-

  ка (с точки зрения  развития речи) // Проблемы школьного  учебника.

  Вып. 6. - М., 1978. - С. 137-148.

5. Рамзаева Т.Г. Русский  язык. Учебник для 2 класса четырехлетней

  начальной школы. - М., 1995. - 191 с.

6. Рамзаева Т.Г. Русский  язык. Учебник для 3 класса четырехлетней

  начальной школы. - М., 1992. - 256 с.

7. Рамзаева Т.Г. Русский  язык. Учебник для 4 класса четырехлетней

  начальной школы. - М., 1993. - 256 с.

 

         Практические  занятия к разделам 2.1.1-2.1.3.

 

         Практическое  занятие 1 (к разделу 2.1.1).

     Тема: Обзор  действующих программ и учебников

     по русскому  языку для начальной школы  (1999 г.).

1. Актуализация теоретических  знаний.

                    Вопросы для обсуждения:

• Назовите программы по русскому языку для начальной  школы.

• По каким критериям Вы должны анализировать программы  по

русскому языку для  начальной школы?

2. Формирование методических  умений.

Задание 1. Сделайте обзор  современных программ по русскому

языку по аналогии с тем, что  содержится в разделе 2.1.1.

         Практическое  занятие 2 (к разделу 2.1.2).

                                                               129

 

 

Тема: Анализ традиционных программ по русскому языку

с точки зрения формирования коммуникативных умений.

1. Актуализация теоретических  знаний.

                    Вопросы для обсуждения:

• Что такое программа?

• Заложены ли в содержании программ по русскому языку ком-

муникативные умения и  какие?

2. Формирование методических  умений.

 

Задание 1. Сделайте анализ современных  программ по русскому

языку по аналогии с тем, что  содержится в разделе 2.1.2.

 

Задание 2. Если бы Вы составляли программу по русскому языку

для начальной школы, какое  содержание Вы добавили бы в нее  с

точки зрения формирования коммуникативных  умений младших

школьников? Какие именно коммуникативные умения, на Ваш

взгляд, должны быть отражены в программе по русскому языку

для начальной школы?

 

       Практическое  занятие 3 (к разделу 2.1.3).

   Тема: Сравнительный  анализ стабильных учебников

        по  русскому языку для начальной  школы.

1. Актуализация теоретических  знаний.

                    Вопросы для обсуждения:

• Раскройте понятие «коммуникативный компонент учебника».

• Что понимается под теоретическими сведениями, на основе

которых формируются коммуникативные  умения учащихся?

• Какие учебники, на Ваш  взгляд, в большей степени направ-

лены на формирование коммуникативных  умений младших

школьников?

2. Формирование методических  умений.

Задание 1. Сделайте анализ современных  учебников по русскому

языку по аналогии с тем, что  содержится в разделе 2.1.3.

 

Задание 2. Перечислите виды упражнений для формирования

коммуникативных умений учащихся в учебниках по русскому

языку. Приведите примеры  формулировок заданий к упражне-

ниям по формированию коммуникативных  умений учащихся.

             ГЛАВА 2.2. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

                                                         130

  ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ

 

         Чтобы  объективно судить об уровне  сформированности

коммуникативных умений младших  школьников, нужны речи

письменной.

         Вопрос  о критериях (показателях) уровня  развития связ-

ной речи достаточно разработан в методической литературе (М.Т.

Баранов, В.А. Добромыслов, Н.А. Ипполитова, Н.Н. Китаев, Т.А.

Ладыженская, М.Р. Львов, В.И. Ядэшко и др.).

         М.Р.  Львов определяет критерии оценки  как средство из-

мерения знаний, умений, навыков, речевого развития учащихся

(2, с.95).

         Критерии  оценки служат разным целям:  учебным и иссле-

довательским, причем в последнем  случае они отличаются деталь-

ностью разработки (Н.И. Жинкин, Н.Н. Китаев, М.Н. Кожина,

Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, О.П. Мистратова, А.Е. Супрун,

В.С. Филатов, В.И. Ядэшко и  др.). Критерии оценки применяют-

ся в научных исследованиях  с целью выявления тенденций  и за-

кономерностей детской речи.

         Рассмотрим  учебные и исследовательские  критерии оцен-

ки детских высказываний.

 

 

 

 

                                                           131

 

 

132

 

 

        Как  видим, практически нет различий  между исследователь-

скими и учебными критериями оценки связной речи учащихся. Отли-

чие указанных критериев  оценки в их целенаправленности: учебные

критерии предполагают выяснение  уровня подготовленности учащих-

ся, то есть их знания, умения и навыки в области развития связной

речи; исследовательские  критерии оценки направлены на выявление

тенденций и закономерностей  развития детской речи.

        Существуют  количественные и качественные  критерии оцен-

ки. Мы считаем целесообразным использовать и те, и другие. При

выборе критериев мы руководствовались  спецификой работы и опи-

рались на основополагающие труды методистов по данному вопросу.

        Итак, охарактеризуем основные критерии, положенные в ос-

нову анализа творческих работ учащихся.

        Сначала  рассмотрим количественные критерии  оценки

детских высказываний.

        Объем  текста. Этот критерий оценки  часто используется

исследователями. Он помогает оценить количественную сторо-

ну высказываний, то есть то, сколько слов потребовалось ребен-

ку для создания текста. Кроме того, на основании количества слов

в детских текстах можно  судить и о содержательности высказы-

ваний, о полноте раскрытия  темы, об изменениях в словаре детс-

кой речи. Данный критерий характеризует  также умение учени-

ка активизировать свой словарный  запас.

       Развернутость  предложений - показатель синтаксической

подготовки детей. На возможность  использования этого крите-

рия для оценки уровня развития речи школьников указывали Н.И.

Жинкин, М.С. Ключевня, Т.А. Ладыженская, В.И. Ядэшко и др.

Развернутость предложений  выражается отношением общего ко-

личества слов в высказывании к общему количеству предложе-

ний. Данный критерий показывает способность ребенка удержи-

вать в памяти слова  в процессе составления текста и  обнаружи-

вает умение выражать связи  и отношения в своей речи. М.С. Клю-

чевня полагает, что дети склонны эмоционально оценивать  фак-

ты, поэтому пользуются простыми фразами. С возрастом коли-

чество словарных единиц в предложении увеличивается. Так,

В.И. Ядэшко пишет, что рост количества слов в предложении следу-

ет рассматривать как  показатель увеличения количества связей и

                                                             133

 

 

отношений, которые дети в  своей речи выражают (6).

        Однако  одних количественных критериев  недостаточно

для определения уровня сформированности связной речи, в час-

тности коммуникативных  умений учащихся, поэтому нами были

отобраны и качественные критерии оценки.

        Далее  рассмотрим качественные критерии  оценки - кри-

терии оценки содержания, композиционного  и языкового офор-

мления высказывания.

     Соответствие  работы теме и раскрытие основной  мысли тек-

ста. В методике принято  следующее определение темы. “Тема - в

произведении литературы и в ученических сочинениях то, что

положено в основу содержания, то, о чем повествуется, что опи-

сывается, предмет сочинения. Через раскрытие темы выражается

идея произведения” (2, с. 221).

        Данный  критерий помогает определить  уровень сформи-

рованности одного из главных  коммуникативных умений - уме-

ния работать над темой.

        Для  того чтобы оценить высказывания  детей по данному

критерию была, проделана  следующая работа: 1) соотносилась

тема детского текста с  темой исходного текста; 2) определялось

наличие основной мысли в  высказывании ребенка и полнота  ее

раскрытия.

      Последовательность  и логичность изложения. Этот  крите-

рий позволяет судить об умении излагать материал логично и

последовательно, то есть не опускать части текста, не нарушать

последовательность изложения  событий при повествовании, на-

блюдений при описании, не повторять части текста или  отдель-

ные эпизоды и др.

      Цельность  и связность текста - критерий, помогающий  су-

дить об уровне сформированности коммуникативных умений

связно излагать высказывание: о наличии связей между частями

текста и между предложениями  внутри абзаца.

     Правильное  композиционное оформление работы. По этому

критерию судим об уровне сформированности коммуникативного

умения правильно композиционно  оформлять текст, то есть стро-

ить абзацы на основе обозначенных пунктов плана. “ Работа, направ-

ленная на формирование у  учащихся понятия “абзац” ... содействует

                                                              134

 

 

композиционно правильному, логическому построению текста” (5, с.

63).

       При анализе  высказываний учащихся по данному  крите-

рию учитывалось не только наличие абзацев в тексте, но и  пра-

вильность деления высказывания на части.

      Лексическое  богатство речи. В литературе  существуют рабо-

ты, посвященные проблеме количественной оценки лексического

богатства детских высказываний (Ф. Пап, А.Е. Супрун, М.Т. Ба-

ранов, Л.А. Латюк (Ходякова), О.П. Мистратова и др.). Это один

из достаточно объективных  показателей уровня развития речи

школьников и более  других критериев, учитывающий умение ре-

бенка употреблять свой словарный  запас для создания высказыва-

ния. Известно, что это  умение необходимо для выражения  мыс-

лей, описания действий, предметов  и т.д. не тождественно поня-

тию запас слов ребенка; количество слов, употребленных им для

создания высказывания, всегда будет меньше запаса, которым он

располагает. “Эксплуатация” запаса слов зависит от умения упот-

реблять нужные слова, находящиеся  в объеме памяти учащегося.

Таким образом, критерий лексического богатства помогает оце-

нить умение учащегося  употреблять в высказывании разнообраз-

ную лексику, поэтому мы относим  его к качественным критериям

оценки, несмотря на то что  он имеет числовое выражение.

       Для определения  лексического богатства детских  текстов

используется коэффициент  лексического богатства (k), который

выражается отношением словарных  единиц (неповторяющихся,

разных слов) к общему количеству слов в тексте. Под разными сло-

вами понимаются самостоятельные  и служебные части речи, име-

ющие различное значение (без учета оттенков значений слова);

омонимы тоже считаются разными  словами (1). Простое соотно-

шение этих двух величин, на наш взгляд, не совсем правильно. В

пособии мы определяем лексическое  богатство путем сравнения

количества разных слов в  тексте с количеством слов, которое  можно

было бы в нем ожидать, то есть с некоторой условной “нормой”.

Эта идея была предложена А.Е. Супруном и экспериментально

подтверждена в исследованиях  Л.А. Латюк (Ходяковой).

       Рассмотрим, каким образом осуществляется  определение

лексического богатства  речи по методу, предложенному профессором

                                                             135

 

 

А.Е. Супруном.

        Сначала  делается выборка высказываний, созданных уча-

Информация о работе Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности