Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 13:43, дипломная работа
В работе представлено теоретическое обоснование методики формирования коммуникативных умений младших школьников с использованием собственных рисунков детей. Кроме того, в данном пособии описана система работы по использованию собственных рисунков детей для развития речи на примере уроков русского языка в 3 классе (1-4).
щимися с разным уровнем успеваемости. Затем подсчитывается ко-
личество словоупотреблений и количество разных слов. Коэффи-
циент лексического богатства определяется при помощи графика
зависимости количества разных слов от объема текста (См. Прило-
жение 1, График 1) следующим образом: по графику находится ожи-
даемое количество слов, соответствующее общему количеству сло-
воупотреблений в высказывании, то есть “норма” лексического бо-
гатства для данного высказывания; полученное количество разных
слов делится на “норму”, частное от деления является искомым ко-
эффициентом лексического богатства высказывания (1).
Стилевое единство и выразительность речи - критерий, кото-
рый предполагает отбор языковых средств, соответствующий
целям, условиям и содержанию речевого сообщения. Это значит,
что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специ-
фику условий речи, придает высказыванию соответствующую сти-
левую окраску и осознанно отбирает образные средства: оценоч-
ные слова, тропы (метафоры, сравнения, эпитеты), лексические и
морфологические категории, употребляющиеся в переносном
значении. Подобная лексика характерна для художественного
описания (3). Исходя из данного критерия, мы оцениваем уро-
вень сформированности важного коммуникативного умения -
умения выбирать выразительные языковые средства, соответству-
ющие стилю высказывания.
Правильность
и уместность языкового
критерий позволяет судить об уровне сформированности комму-
никативного умения правильно, уместно, осознанно отбирать
языковые средства для оформления высказывания в соответствии
с заданным типом речи и языковыми нормами.
Для этого необходимо было, во-первых, соотнести тип
речи детских высказываний с заданным типом речи; во-вторых,
определить наличие речевых ошибок и недочетов в высказыва-
ниях учащихся; в-третьих, выявить неуместные словоупотребле-
ния в текстах детей.
Наличие оценки. По данному критерию можно судить об
умении выражать свое отношение к предмету высказывания,
оценивать событие или явление, что является весьма важным для
развития речи ребенка. Это умение, прежде всего, выражается в
употреблении учащимися в высказываниях эмоционально-
оценочной лексики.
При анализе ученических работ по данному критерию
выясняется наличие в высказываниях детей слов, словосочетаний
или предложений, с помощью которых выражается отношение
ребенка к предмету высказывания.
Таковы
исследовательские критерии
речи младших школьников.
Литература к главе 2.2:
1. Латюк (Ходякова) Л.А. К вопросу о количественной оценке лекси-
ческого богатства сочинений по картине // Вопросы преподавания
русского языка в школе с белорусским языком обучения. - Минск,
1973. - С. 48-54.
2. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М.,
1997. - 256 с.
3. Методика преподавания русского языка / Под ред. М.Т. Баранова. -
М., 1990. - 368 с.
4. Методическое письмо. О
новом комуникативно
курсе русского (родного) языка “Введение в русскую словесность” //
Начальная школа. - 1994. - № 7. - С. 23 - 28.
5. Юртаев С.В. Обучение
третьеклассников членению
ной речи // Начальная школа. - 1997. - № 9. - С. 61 - 63.
6. Ядэшко В.И. Развитие речи детей от 3 до 5 лет. - М., 1966. - 96 с.
Практическое занятие (к главе 2.2).
Тема: Критерии оценки письменной речи
младших школьников.
1. Актуализация теоретических знаний.
Вопросы для обсуждения:
• Каким целям служат критерии оценки?
• В чем отличие между учебными и исследовательскими
критериями? Приведите примеры.
• Охарактеризуйте количественные критерии оценки письменной
речи младших школьников?
• Перечислите качественные критерии оценки письменной речи
младших школьников. В чем сущность каждого из них?
2. Формирование методических умений.
Задание 1. Проанализируйте работы третьеклассников и оцените их
по количественным и качественным критериям оценки,
рассмотренным в главе 2.2.
Для изложения результатов
текстов детей воспользуйтесь предложенными примерами
формулировок (см. справку, с.139).
(Название текста не
Таня каталась с собакой Кин с крутого берега реки. Там
была полынья. Таня вкатилась в нее и провалилась. Девочка ушла
в холодную воду по шею. Кин с визгом кружился у полыньи.
Девочка закричала отчаянным голосом. Пес понял ее. Он
лег на лед, подполз к самому краю. Таня ухватилась за его
ошейник. Кин с большим трудом тащил девочку. Много раз
пальцы Тани срывались с края льда, потому что пальто намокло
и тянуло девочку на дно.
Кин вытащил Таню. Очнулась она у полыньи на льду.
Таня и Кин.
Таня каталась с собакой Кин с горки. На реке была полынья.
Девочка вкатилась в полынью. Кин с визгом вертелся вокруг нее.
Таня закричала. Кин понял ее и начал подползать к полынье.
Девочка ухватилась за ошейник. Кин вытащил ее из воды.
Очнулась Таня на льду. Девочка была спасена (Стас В.).
Кин спасает Таню.
Таня каталась с собакой на крутом берегу. На льду была
полынья. Она покатилась и провалилась в полынью по шею.
Кин завертелся
у полыньи. Таня закричала
голосом. Кин понял ее. Он лег на лед и пополз спасать Таню.
Пальто тянуло ее вниз. Собака подползла к ней и Таня схватилась
за ошейник.
Кин тянул
Таню на лед. Когда она
льду (Кира И.).
Верный друг.
Таня каталась с крутой горки. Когда она покатилась то попала
в полынью и провалилась по шею во льды.
Девочка отчаянно закричала. Ей было холодно. Руки
замерзли. Неподалеку была собака.
Собака помогла своей хозяйке (Игорь К.).
Справка:
Количественный анализ детских работ.
Объем
текста… Этот показатель
их работах опустили некоторые эпизоды текста, отдельные пред-
ложения, слова, а следовательно, нарушили логику изложения,
что свидетельствует о недостаточной сформированности комму-
никативного умения полно, связно, последовательно и логично
излагать текст
текста можно судить об умении использовать лексику исходного
текста. Результаты показали низкую сформированность данно-
го умения.
Развернутость
предложений в детских
меньше, чем в исходном тексте. Следовательно, учащиеся в мень-
шей степени проявляют способность удерживать в памяти слова
в процессе составления текста, что подтверждает недостаточную
сформированность умения выражать необходимое количество
связей и отношений в своей речи.
Качественный анализ детских работ.
Детям
предлагалось озаглавить текст.
торые они придумали, мы оценивали понимание детьми темы и
основной мысли исходного текста. Соотнося их (заголовки) с
текстом изложения, написанного учащимися, мы определяли
сформированность умения составлять высказывание в соответ-
ствии с темой и раскрывать идею, отраженную в названии.
К сожалению, не все дети из тех, кто правильно озаглавил
текст, сумели раскрыть основную мысль текста, что говорит о недо-
статочной сформированности данного коммуникативного умения.
Учащиеся опускали в своих изложениях важные эпизоды,
что вело к нарушению последовательности и логики изложения.
В изложениях
отсутствует связь между
или частично, то есть, например, первая и вторая части связаны между
собой, а третья не связана со второй; либо нет связи между предло-
жениями внутри абзаца.
В данном случае работа разделена на части, но эти части не
соотносятся с микротемами абзацев. Так, первое предложение
второго абзаца относится к первой части, первое предложение
третьего абзаца - ко второй части. На наш взгляд, неумение ком-
позиционно правильно оформлять высказывание связано, что
свидетельствует о несформированности коммуникативного уме-
ния соблюдать стилистическое единство высказывания. О нару-
шении стилистических норм мы судили по лексике изложений.
Так, в работах учащихся встречаются слова, свойственные раз-
говорному стилю: “уцепилась”, “покатилась” и др., простореч-
ные слова и выражения: “по шейку”, “очухалась” и др.
… учащихся не проявили коммуникативного умения пра-
вильно и уместно использовать языковые средства для оформле-
ния высказывания. Приведем примеры, во-первых, неправильно-
го употребления слов и словосочетаний в детских текстах; во-вто-
рых, неуместного использования языковых средств в высказыва-
ниях детей.
По нашему мнению, неправильное и неуместное употреб-
ление слов и словосочетаний связано, вероятно, с непониманием
детьми лексического значения отдельных слов, с недостаточным
владением грамматическими формами языка, незнанием норм
речи. Следовательно, можно говорить о низкой сформирован-
ности коммуникативного умения уместно и правильно употреб-
лять языковые средства в высказываниях.
… учащихся не соотнесли свои изложения с исходным типом
речи, представляющим собой повествование.
Задание
2. Проанализируйте работы
конкретно взятого класса с точки зрения лексического богатства.
Осуществить анализ по данному критерию можно на основе
образца. Рассмотрите предложенный анализ работ учащихся:
Об умении использовать в высказываниях разнообразную
лексику мы судили по лексическому богатству высказываний. С
целью определения лексического богатства речи учащихся нами была
сделана выборка - высказывания с определенным количеством
Табл. 2.); потом в каждой группе определялось среднее количество
разных слов для данного количества словоупотреблений в тексте;
затем по графику (см. Приложение 1, График 1) мы узнавали “норму”
для данного количества словоупотреблений в тексте; далее среднее
количество разных слов делили на “норму” и получали коэффициент
лексического богатства (k). Результаты представлены в таблице 2.
1 - Количество словоупотреблений в детских текстах
2 - Количество разных слов (в среднем)
3 - “Норма”
4 - Коэффициент лексического богатства
Из
таблицы видна зависимость
богатства от количества словоупотреблений в тексте: менее 40 слов -
k меньше, чем 0,9 (0,7; 0,8), от 40 слов до 72 - k равен 0,9; от 72 и более
- k превышает показатель 0,9 (1,0; 1,1). Работ, в которых менее 40 слов,
всего 10, что составляет 9% от общего числа работ, а изложений, в
которых более 72 слов - 4, что составляет 3% от общего числа изложе-
ний. Большинство высказываний (106) по количеству словоупотребле-
ний, находятся в промежутке между 40 и 72, что составляет 88%. Сле-
довательно, можно говорить о том, что превалируют работы с коэффи-
циентом лексического богатства 0,9. На наш взгляд, этот показатель
(0,9) - невысокий, причем, если выстроить график зависимости количе-
ства разных слов от объема текста (см. Приложение 2, График 2), то
линия, выражающая эту зависимость, несколько отстоит в сторону
уменьшения употребления разных слов, от линии, которая выражает
“норму”. Лишь начиная с 75-80 слов, количество разных слов превы-
шает “норму”, но, как мы сказали выше, таких работ всего 4 (3%),
поэтому мы сделали вывод: учащиеся не умеют использовать в выс-
казываниях разнообразную лексику, что свидетельствует о бедности
их словаря. Вероятно, это
связано с недостаточной
над коммуникативным умением отбирать и использовать языковые
средства в высказываниях, что ведет к усвоению словаря вне педаго-