Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 13:43, дипломная работа

Описание работы

В работе представлено теоретическое обоснование методики формирования коммуникативных умений младших школьников с использованием собственных рисунков детей. Кроме того, в данном пособии описана система работы по использованию собственных рисунков детей для развития речи на примере уроков русского языка в 3 классе (1-4).

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 236.39 Кб (Скачать файл)

гического руководства со стороны учителя.

 

             Глава 2.3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

 

 

 

 

                                                                       142

 

 

 ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ  УМЕ-

         НИЙ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

     С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ

               НАГЛЯДНОСТИ

 

  РАЗДЕЛ 2.3.1. Характеристика  программы организации

   работы по формированию  коммуникативных умений

  третьеклассников с  использованием изобразительной

                     наглядности

 

      Программа  (см. Табл. 5 на с.150) дает представление  о том,

чему и как учить  третьеклассников, проводя работу по созданию

письменных высказываний с использованием наглядности. Дан-

ная программа показывает взаимосвязь грамматического и  ре-

чевого материала; каким  типам речи учить детей, используя  изоб-

разительную наглядность; на какие речеведческие сведения опи-

раться, формируя коммуникативные  умения учащихся; какие

умения по развитию связной  речи формировать у младших школь-

ников; какое место занимает творческая работа с использовани-

ем детского рисунка в  системе упражнений по формированию

коммуникативных умений учащихся; какая искусствоведческая

лексика должна использоваться на таких уроках русского языка.

      При разработке  содержания программы учитывались: 1)

достижения современной  методической науки и практики; 2) ре-

зультаты проведенных  исследований, направленных на опреде-

ление уровня сформированности коммуникативных умений уча-

щихся и на сравнение эффективности  различных средств изобра-

зительной наглядности (1); 3) данные анализа действующих про-

грамм и учебников по русскому языку.

      При организации  обучения необходимо учитывать  опре-

деленные принципы. Как  известно, принцип обучения – это  спе-

циальное дидактическое  требование к организации учебного про-

цесса. В совокупности принципы являются руководством к пре-

подаванию, определяют содержание, выбор организационных

форм и методов обучения. В русском языке, как и в  любом дру-

гом предмете, учебный процесс  определяется двумя типами прин-

                                                            143

 

 

ципов: общедидактическими и  методическими (частнодидактичес-

кими, так как методика того или иного предмета – это  частная ди-

дактика).

      Таким образом,  программа строится на следующих  прин-

ципах: Общедидактические:

      1) воспитывающего  обучения, так как тематика текстов  по-

зволяет воспитывать в  детях любовь к родной природе, то есть

имеют экологическую направленность; отбор текстов, основан-

ных на образцах произведений художественной литературы, спо-

собствует развитию эстетических чувств, в частности, эмоцио-

нального отношения к  явлениям окружающей жизни, художе-

ственного восприятия детьми искусства слова;

      2) научности,  поскольку, как отмечалось выше, при разра-

ботке программы учитывались  достижения современной науки

и практики в области лингвистики (В.В. Виноградов, Л.В. Щер-

ба, О.А. Нечаева и др.), психологии (Л.С. Выготский и др.), педа-

гогики (К.Д. Ушинский и др.), методики преподавания русского

языка (К.Б. Бархин и др.);

      3) наглядности,  так как программа предполагает  форми-

рование коммуникативных  умений учащихся с использованием

изобразительной и речевой  наглядности;

      4) систематичности  и последовательности, поскольку  комму-

никативные умения учащихся формируются с помощью системы

упражнений, расположенных  по степени увеличения сложности;

      5) доступности  – сложные лингвистические понятия  и тер-

мины не используются, приводятся лишь отдельные речеведчес-

кие сведения; тексты-образцы  отобраны с учетом возрастных осо-

бенностей младших школьников;

      6) связь  теории с практикой, поскольку  коммуникативные

умения учащихся формируются  на основе речеведческих сведе-

ний, заложенных в программе;

      7) межпредметных  связей, так как употребляется  опреде-

ленная искусствоведческая лексика, учитываются умения учащих-

ся в области рисования;

      8) сознательности  и активности – процесс рисования  спо-

собствует сознательному  усвоению информации и созданию выс-

казываний; позволяет учителю  создавать на уроке речевые ситуа-

                                                             144

 

 

ции, что влечет за собой  возникновение интереса, увеличение актив-

ности учащихся в ходе обсуждения темы.

      Методические  принципы:

      1) внутрипредметные  связи – материал по развитию  речи,

предусмотренный программой, взаимосвязан с лексико-грамма-

тическими темами.

      2) функциональный  – изучая, например, текст типа  описания

учащиеся знакомятся с  именами прилагательными, их функцио-

нированием в тексте.

      3) нормативно-стилистический  – отбор текстов-образцов

осуществляется в соответствии с принятыми стилистическими

нормами.

      Итак, программа  призвана обеспечить более эффективное

формирование коммуникативных  умений учащихся. Программа

рассчитана на 24 урока  и “вписывается” в общую систему  рабо-

ты по развитию речи в 3 классе четырехлетней начальной шко-

лы. Количество часов используется рассредоточенно на протяже-

нии второго полугодия. Номера уроков указаны в программе по

порядку в целях простоты изложения материала.

      Из средств  изобразительной наглядности применяется  цвет-

ная учебная картинка и  собственный детский рисунок. Причем,

урокам, на которых используется собственный детский рисунок,

должны предшествовать уроки, где использовалась цветная учеб-

ная картинка.

      Из видов  восприятия текста-образца отдается  предпочте-

ние зрительному восприятию.

      Последовательность  знакомства с типами речи следующая:

повествование, описание и  рассуждение. Данная последовательность

избрана по двум причинам. Во-первых, опора на принцип от про-

стого к сложному; во-вторых, при такой последовательности осу-

ществляется связь с грамматическими  темами, благодаря чему реа-

лизуется принцип взаимосвязанного изучения всех сторон языка.

      В программу  не включены уроки анализа  творческих ра-

бот учащихся, однако их анализ проводится по усмотрению учи-

теля либо в начале следующего урока, либо этому посвящается

весь последующий урок.

      Примерная  схема уроков, на которых используется  соб-

ственный рисунок ребенка  к тексту-образцу, такова:

 

                                                              145

 

 

     Основными приемами  подготовки к написанию высказываний

являются: во-первых, анализ или текста-образца, или цветной

учебной картинки, или собственного рисунка ребенка; во-вторых,

иллюстрирование текста –  словесное и художественное.

     Как известно, оптимальное развитие связной  речи возмож-

но при наличии методической системы обучения, адекватной со-

временному уровню научного знания о языке и речи, с учетом

закономерностей усвоения родной речи (1).

     Основной тип  упражнений, используемых в ходе  работы, –

составление высказывания (типа описания, повествования, рас-

суждения). Мы употребляем  терминологическое сочетание “со-

ставление высказывания типа ...”. Использование указанного

сочетания кажется нам  наиболее уместным, так как, во-первых,

для нас важен тип речи; во-вторых, и изложения, и сочинения,

заложенные в программе, учащиеся создают преимущественно

на основе текста-образца.

     Если оперировать  терминами изложение и сочинение,  то в

программу обучающего эксперимента включены следующие виды

изложений: подробное, выборочное, творческое, миниатюра, с

творческим заданием, свободное; виды сочинений – на основе

 

                                                          146

 

 

текста-образца, по жанровой картинке и вопросам, на основе текста-

образца и цветной учебной  картинки, на основе текста-образца  и соб-

ственного рисунка ребенка.

      Система  упражнений, обеспечивающих программу  обуча-

ющего эксперимента, следующая:

      Первые семь  уроков нацелены на формирование  указанных

в программе коммуникативных  умений (см. Табл. 5, тема 1, гра-

фа 4). Работа, способствующая формированию данных комму-

никативных умений, осуществлялась в процессе упражнений, на-

правленных на создание учащимися  высказываний типа повество-

вания (см. Табл. 5, тема 1).

      Первым проводилось  подробное изложение текста типа

повествования на основе текста-образца (Урок 1). Мы начали с

изложения, так как этот вид упражнений более доступен учащим-

ся. Текст-образец, как отмечалось выше, задает тему, главную

мысль, композицию, языковые средства для будущего текста, что

значительно облегчает детям  работу по составлению высказыва-

ния, способствует усвоению схемы построения высказывания.

      Затем проводилось  творческое изложение текста  типа по-

вествования на основе текста-образца  и собственных детских

рисунков к нему (Уроки 2-3). Учащимся предлагалось проиллю-

стрировать текст-образец, потому что, на наш взгляд, использо-

вание собственных детских  рисунков способствует более плав-

ному переходу от изложения  к созданию своих высказываний.

      Далее детям  предлагалась работа по составлению  выска-

зываний, которая также  предполагала использование изобрази-

тельной наглядности. Учащиеся составляли высказывание типа

повествования на основе цветной  учебной картинки и вопросов

(Урок 4). Сначала предлагалась  цветная учебная картинка для

рассматривания и анализа. Потом она дополнялась текстом-об-

разцом, чтобы дети могли  соотнести словесные и художествен-

ные образы.

      Затем учащиеся  составляли высказывание типа  повество-

вания на основе цветной учебной  картинки и текста-образца

(Урок5).

      И наконец,  учащиеся составляли высказывание  типа пове-

ствования на основе текста-образца  и собственных детских ри-

                                                               147

 

 

сунков к нему, что позволяло  учащимся создавать свои художествен-

ные образы и, опираясь на текст-образец, воплощать их в словесные

(Уроки 6-7).

      Следующие  семь уроков (Уроки 8-14) также были  нацелены

на формирование коммуникативных  умений, представленных в

программе (см. Табл. 5, тема 2, графа 4), но на другом материале.

Формирование данных коммуникативных  умений осуществля-

лось в процессе работы над текстами типа описания (см. Табл. 5,

тема 2). Учитывая особенности  указанного типа речи, мы избра-

ли иные виды упражнений и  другую последовательность их вы-

полнения.

      В данном  случае мы отдали предпочтение  изложениям, а

не упражнениям, направленным на составление высказываний.

Начали с изложения-миниатюры (Урок 8). На примере этого вида

упражнений легче показать особенности текста типа описания,

так как оно небольшое  по объему и содержит немного призна-

ков описываемого предмета.

      Затем учащиеся  писали выборочное изложение  с использова-

нием изобразительной  наглядности – цветной учебной  картинки

(Урок 9). С помощью этого  упражнения учителю легче было  объяс-

нить детям, что значит описывать предмет, поскольку была возмож-

ность сопоставить повествование  и описание. Цветная учебная кар-

тинка также выполняла  определенную роль. Школьники учились

описывать предмет на картинке, подводились к пониманию того,

что, изображая предмет, художник подчеркивает детали, особенно-

сти того предмета, который  находится в центре внимания.

      Потом дети  учились писать творческое изложение  типа

описания на основе текста-образца  и собственных детских рисун-

ков (Уроки 10-11). Так же, как  и в случае с повествованием, школь-

ники учились создавать  художественные образы и воплощать  их

в словесные. Этот вид упражнений облегчал переход к составле-

нию высказываний типа описания, которым посвящались следу-

ющие три урока.

      Сначала  учащиеся составляли высказывания  типа описа-

ния на основе текста-образца  и цветной учебной картинки (Урок

12), затем – текста-образца  и собственного детского рисунка  к

нему (Уроки 13-14).

                                                              148

 

 

      Последующие  восемь уроков (Уроки 15-22) были  нацелены

на работу с текстами типа рассуждения (см. Табл. 5, тема 3), в про-

цессе которой осуществлялось формирование коммуникативных

умений, указанных в программе (см. Табл. 5, тема 3, графа 4).

      Поскольку  рассуждение – трудный тип  речи для младших

школьников, нами отводилось на него большее количество уро-

ков, направленных на создание изложений (пять уроков), и была

выработана следующая  система упражнений: изложение с  твор-

Информация о работе Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности