Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 13:43, дипломная работа
В работе представлено теоретическое обоснование методики формирования коммуникативных умений младших школьников с использованием собственных рисунков детей. Кроме того, в данном пособии описана система работы по использованию собственных рисунков детей для развития речи на примере уроков русского языка в 3 классе (1-4).
гического руководства со стороны учителя.
Глава 2.3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ
НИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
НАГЛЯДНОСТИ
РАЗДЕЛ 2.3.1. Характеристика программы организации
работы по формированию коммуникативных умений
третьеклассников с использованием изобразительной
наглядности
Программа (см. Табл. 5 на с.150) дает представление о том,
чему и как учить третьеклассников, проводя работу по созданию
письменных высказываний с использованием наглядности. Дан-
ная программа показывает взаимосвязь грамматического и ре-
чевого материала; каким типам речи учить детей, используя изоб-
разительную наглядность; на какие речеведческие сведения опи-
раться, формируя коммуникативные умения учащихся; какие
умения по развитию связной речи формировать у младших школь-
ников; какое место занимает творческая работа с использовани-
ем детского рисунка в системе упражнений по формированию
коммуникативных умений учащихся; какая искусствоведческая
лексика должна использоваться на таких уроках русского языка.
При разработке
содержания программы
достижения современной методической науки и практики; 2) ре-
зультаты проведенных исследований, направленных на опреде-
ление уровня сформированности коммуникативных умений уча-
щихся и на сравнение эффективности различных средств изобра-
зительной наглядности (1); 3) данные анализа действующих про-
грамм и учебников по русскому языку.
При организации обучения необходимо учитывать опре-
деленные принципы. Как известно, принцип обучения – это спе-
циальное дидактическое требование к организации учебного про-
цесса. В совокупности принципы являются руководством к пре-
подаванию, определяют содержание, выбор организационных
форм и методов обучения. В русском языке, как и в любом дру-
гом предмете, учебный процесс определяется двумя типами прин-
ципов: общедидактическими и методическими (частнодидактичес-
кими, так как методика того или иного предмета – это частная ди-
дактика).
Таким образом,
программа строится на
ципах: Общедидактические:
1) воспитывающего обучения, так как тематика текстов по-
зволяет воспитывать в детях любовь к родной природе, то есть
имеют экологическую направленность; отбор текстов, основан-
ных на образцах произведений художественной литературы, спо-
собствует развитию эстетических чувств, в частности, эмоцио-
нального отношения к явлениям окружающей жизни, художе-
ственного восприятия детьми искусства слова;
2) научности,
поскольку, как отмечалось
ботке программы учитывались достижения современной науки
и практики в области лингвистики (В.В. Виноградов, Л.В. Щер-
ба, О.А. Нечаева и др.), психологии (Л.С. Выготский и др.), педа-
гогики (К.Д. Ушинский и др.), методики преподавания русского
языка (К.Б. Бархин и др.);
3) наглядности,
так как программа
рование коммуникативных умений учащихся с использованием
изобразительной и речевой наглядности;
4) систематичности и последовательности, поскольку комму-
никативные умения учащихся формируются с помощью системы
упражнений, расположенных по степени увеличения сложности;
5) доступности
– сложные лингвистические
мины не используются, приводятся лишь отдельные речеведчес-
кие сведения; тексты-образцы отобраны с учетом возрастных осо-
бенностей младших школьников;
6) связь теории с практикой, поскольку коммуникативные
умения учащихся формируются на основе речеведческих сведе-
ний, заложенных в программе;
7) межпредметных связей, так как употребляется опреде-
ленная искусствоведческая лексика, учитываются умения учащих-
ся в области рисования;
8) сознательности
и активности – процесс
собствует сознательному усвоению информации и созданию выс-
казываний; позволяет учителю создавать на уроке речевые ситуа-
ции, что влечет за собой возникновение интереса, увеличение актив-
ности учащихся в ходе обсуждения темы.
Методические принципы:
1) внутрипредметные связи – материал по развитию речи,
предусмотренный программой, взаимосвязан с лексико-грамма-
тическими темами.
2) функциональный – изучая, например, текст типа описания
учащиеся знакомятся с именами прилагательными, их функцио-
нированием в тексте.
3) нормативно-стилистический – отбор текстов-образцов
осуществляется в соответствии с принятыми стилистическими
нормами.
Итак, программа
призвана обеспечить более
формирование коммуникативных умений учащихся. Программа
рассчитана на 24 урока
и “вписывается” в общую
ты по развитию речи в 3 классе четырехлетней начальной шко-
лы. Количество часов используется рассредоточенно на протяже-
нии второго полугодия. Номера уроков указаны в программе по
порядку в целях простоты изложения материала.
Из средств
изобразительной наглядности
ная учебная картинка и собственный детский рисунок. Причем,
урокам, на которых используется собственный детский рисунок,
должны предшествовать уроки, где использовалась цветная учеб-
ная картинка.
Из видов
восприятия текста-образца
ние зрительному восприятию.
Последовательность
знакомства с типами речи
повествование, описание и рассуждение. Данная последовательность
избрана по двум причинам. Во-первых, опора на принцип от про-
стого к сложному; во-вторых, при такой последовательности осу-
ществляется связь с грамматическими темами, благодаря чему реа-
лизуется принцип
В программу не включены уроки анализа творческих ра-
бот учащихся, однако их анализ проводится по усмотрению учи-
теля либо в начале следующего урока, либо этому посвящается
весь последующий урок.
Примерная схема уроков, на которых используется соб-
ственный рисунок ребенка к тексту-образцу, такова:
Основными приемами
подготовки к написанию
являются: во-первых, анализ или текста-образца, или цветной
учебной картинки, или собственного рисунка ребенка; во-вторых,
иллюстрирование текста – словесное и художественное.
Как известно, оптимальное развитие связной речи возмож-
но при наличии методической системы обучения, адекватной со-
временному уровню научного знания о языке и речи, с учетом
закономерностей усвоения родной речи (1).
Основной тип упражнений, используемых в ходе работы, –
составление высказывания (типа описания, повествования, рас-
суждения). Мы употребляем
терминологическое сочетание “
ставление высказывания типа ...”. Использование указанного
сочетания кажется нам наиболее уместным, так как, во-первых,
для нас важен тип речи; во-вторых, и изложения, и сочинения,
заложенные в программе, учащиеся создают преимущественно
на основе текста-образца.
Если оперировать
терминами изложение и
программу обучающего эксперимента включены следующие виды
изложений: подробное, выборочное, творческое, миниатюра, с
творческим заданием, свободное; виды сочинений – на основе
текста-образца, по жанровой картинке и вопросам, на основе текста-
образца и цветной учебной картинки, на основе текста-образца и соб-
ственного рисунка ребенка.
Система упражнений, обеспечивающих программу обуча-
ющего эксперимента, следующая:
Первые семь
уроков нацелены на
в программе коммуникативных умений (см. Табл. 5, тема 1, гра-
фа 4). Работа, способствующая формированию данных комму-
никативных умений, осуществлялась в процессе упражнений, на-
правленных на создание учащимися высказываний типа повество-
вания (см. Табл. 5, тема 1).
Первым проводилось
подробное изложение текста
повествования на основе текста-образца (Урок 1). Мы начали с
изложения, так как этот вид упражнений более доступен учащим-
ся. Текст-образец, как отмечалось выше, задает тему, главную
мысль, композицию, языковые средства для будущего текста, что
значительно облегчает детям работу по составлению высказыва-
ния, способствует усвоению схемы построения высказывания.
Затем проводилось творческое изложение текста типа по-
вествования на основе текста-образца и собственных детских
рисунков к нему (Уроки 2-3). Учащимся предлагалось проиллю-
стрировать текст-образец, потому что, на наш взгляд, использо-
вание собственных детских рисунков способствует более плав-
ному переходу от изложения к созданию своих высказываний.
Далее детям
предлагалась работа по
зываний, которая также предполагала использование изобрази-
тельной наглядности. Учащиеся составляли высказывание типа
повествования на основе цветной учебной картинки и вопросов
(Урок 4). Сначала предлагалась цветная учебная картинка для
рассматривания и анализа.
Потом она дополнялась текстом-
разцом, чтобы дети могли
соотнести словесные и
ные образы.
Затем учащиеся составляли высказывание типа повество-
вания на основе цветной учебной картинки и текста-образца
(Урок5).
И наконец,
учащиеся составляли
ствования на основе текста-образца и собственных детских ри-
сунков к нему, что позволяло учащимся создавать свои художествен-
ные образы и, опираясь на текст-образец, воплощать их в словесные
(Уроки 6-7).
Следующие семь уроков (Уроки 8-14) также были нацелены
на формирование коммуникативных умений, представленных в
программе (см. Табл. 5, тема 2, графа 4), но на другом материале.
Формирование данных коммуникативных умений осуществля-
лось в процессе работы над текстами типа описания (см. Табл. 5,
тема 2). Учитывая особенности указанного типа речи, мы избра-
ли иные виды упражнений и другую последовательность их вы-
полнения.
В данном случае мы отдали предпочтение изложениям, а
не упражнениям, направленным на составление высказываний.
Начали с изложения-миниатюры (Урок 8). На примере этого вида
упражнений легче показать особенности текста типа описания,
так как оно небольшое по объему и содержит немного призна-
ков описываемого предмета.
Затем учащиеся писали выборочное изложение с использова-
нием изобразительной наглядности – цветной учебной картинки
(Урок 9). С помощью этого упражнения учителю легче было объяс-
нить детям, что значит описывать предмет, поскольку была возмож-
ность сопоставить повествование и описание. Цветная учебная кар-
тинка также выполняла определенную роль. Школьники учились
описывать предмет на картинке, подводились к пониманию того,
что, изображая предмет, художник подчеркивает детали, особенно-
сти того предмета, который находится в центре внимания.
Потом дети
учились писать творческое
описания на основе текста-образца и собственных детских рисун-
ков (Уроки 10-11). Так же, как и в случае с повествованием, школь-
ники учились создавать художественные образы и воплощать их
в словесные. Этот вид упражнений облегчал переход к составле-
нию высказываний типа описания, которым посвящались следу-
ющие три урока.
Сначала
учащиеся составляли
ния на основе текста-образца и цветной учебной картинки (Урок
12), затем – текста-образца
и собственного детского
нему (Уроки 13-14).
Последующие восемь уроков (Уроки 15-22) были нацелены
на работу с текстами типа рассуждения (см. Табл. 5, тема 3), в про-
цессе которой осуществлялось формирование коммуникативных
умений, указанных в программе (см. Табл. 5, тема 3, графа 4).
Поскольку рассуждение – трудный тип речи для младших
школьников, нами отводилось на него большее количество уро-
ков, направленных на создание изложений (пять уроков), и была
выработана следующая система упражнений: изложение с твор-