Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 13:43, дипломная работа

Описание работы

В работе представлено теоретическое обоснование методики формирования коммуникативных умений младших школьников с использованием собственных рисунков детей. Кроме того, в данном пособии описана система работы по использованию собственных рисунков детей для развития речи на примере уроков русского языка в 3 классе (1-4).

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 236.39 Кб (Скачать файл)

ческим заданием (Урок 15); изложение типа повествования с  эле-

ментами рассуждения (Урок 16); свободное изложение текста типа

рассуждения на основе текста-образца  и цветной учебной кар-

тинки (Урок 17); творческое изложение  текста типа рассуждения

на основе текста-образца  и собственного рисунка ученика  к дан-

ному тексту (Уроки 18-19); составление  текста типа описания с

элементами рассуждения  на основе текста-образца и цветной  учеб-

ной картинки (Урок 20); составление  текста типа описания с эле-

ментами рассуждения на основе текста-образца и собственного

рисунка ученика к данному  тексту (Уроки 21-22).

      Последние  два урока программы (Уроки  23-24) были направ-

лены на обобщение знаний о типах текстов и о тексте вообще.

Кроме того, была возможность  проверить уровень сформирован-

ности коммуникативных умений учащихся. Из видов упражнений

учителю следует отбирать составление высказывания типа описа-

ния на основе текста-образца  и собственных детских рисунков.

      Такова программа  организации работы по формированию

коммуникативных умений третьеклассников с использованием

изобразительной наглядности.

 

                     Литература к разделу 2.3.1.:

1. Михайлова И.М. Формирование  коммуникативных умений младших

  школьников на уроках  русского языка с использованием  изобразитель-

  ной наглядности: Диссертация....канд. пед. наук – М., 1999. – 238 с.

 

 

 

 

                                                                  149

 

 

151

 

 

152

 

 

153

 

 

  РАЗДЕЛ 2.3.2. Описание уроков  программы организации

  работы по формированию  коммуникативных умений

  третьеклассников с  использованием детского рисунка

 

    Формирование коммуникативных  умений учащихся в

    процессе работы  над текстами типа повествования

 

      Здесь и  далее рассмотрим содержание  только тех уроков,

на которых использовался  собственный рисунок ребенка  к тек-

сту-образцу.

      Первые семь  уроков программы (1-7) нацелены  на форми-

рование коммуникативных  умений учащихся в процессе работы

над текстами типа повествования.

      Второй и  третий уроки были посвящены  творческому изло-

жению текста-повествования  на основе текста-образца и собствен-

ного рисунка ученика  к нему.

      На втором  уроке учащиеся анализировали  свои изложения

и готовились к написанию  творческого изложения текста-пове-

ствования.

      Целью урока  было закрепление материала об  особенностях

повествовательного текста; формирование умения определять

тему и основную мысль  текста; озаглавливать его; делить его  на

части; используя иллюстрирование  частей текста, коллективно

составлять его план.

      Урок начинался  с анализа изложений. Анализ  работ осуще-

ствлялся по следующему плану:

- общая характеристика  работ, их оценка в целом;

- анализ содержания и  речевого оформления работ;

- исправление типичных  грамматических, орфографических и

пунктуационных ошибок.

      Вторым этапом  урока было сообщение темы  урока и поста-

новка учебной задачи.

– Сегодня на уроке мы продолжим работу над повествователь-

ным текстом. Повествовательный  текст имеет свои особенности.

Вспомним, какие? (Отвечает на вопрос – что случилось? в нем

повествуется о чем-либо; состоит из трех частей – начало, основ-

ная часть, концовка; слова-помощники  глаголы).

                                                            154

 

 

     На третьем  этапе урока осуществлялась подготовка  к напи-

санию изложения. С этой целью  учащиеся выполняли следующие

виды работы:

      Анализ текста. Детям предлагалось прочитать  текст, на-

писанный на доске. Поскольку  предполагалось, что учащиеся

будут озаглавливать текст  и делить его на части, текст был  запи-

сан без заголовка, абзацы в тексте не были выделены.

      Запись на  доске:

       Однажды  мы уехали на дачу и забыли  в буфете хлеб. Вер-

нулись домой только через  неделю. Хлеб покрылся плесенью. Я хо-

тел его бросить, но вспомнил один случай. Была война. Наша часть

освобождала деревню. У ворот  дома стояла девочка и просила  хлеб.

Я вынул из мешка солдатские сухари и отдал ей. Она схватила их

и жадно стала есть. Мне  стало стыдно от мысли, что я хотел

бросить хлеб. Я положил  кусок в сумку и вышел на улицу. Около

деревца я раскрошил хлеб. Стайка воробьев подлетела к нему и

стала клевать. У меня было легко и спокойно на сердце.

      После прочтения  текста детьми учитель предлагал  вопро-

сы и задания:

– Какова тема текста? Тема обычно отражается в заголовке, но

его нет. Давайте подберем заголовок к данному тексту (Хлеб). В

заголовке отражен предмет  речи. В данном случае – это хлеб. Речь

идет не о человеке, а  о хлебе. Хлеб заставил человека задуматься,

воскресил в его памяти воспоминания, побудил человека к  опре-

деленным действиям.

– Как вы думаете, можем  ли мы назвать данный текст повество-

ванием? (События в нем  происходят последовательно. К тексту

можно поставить вопрос –  что случилось?).

      Затем учащиеся  занимались, в ходе словесного  иллюстри-

рования, составлением плана  текста. Учитель начинал беседу с

вопроса:

– Как вы думаете, одну или  несколько картинок лучше нарисо-

вать к данному тексту? Почему? (Несколько. Описаны разные

события). Следовательно, и  текст состоит из нескольких частей.

Попробуем доказать наше предположение.

      Детям предлагалось  разделить текст на части.

– Сколько частей получилось? Прочитайте каждую часть.

                                                             155

 

 

– Представьте, что вы художники. Какую бы вы нарисовали иллюст-

рацию к первой части? Что  можно изобразить на рисунке, чтобы  было

понятно – этот рисунок  к первой части текста?

Примерное содержание рисунка  к первой части текста:

      Фон: кухня  в квартире.

      Персонаж: пожилой  человек, приехавший с дачи. Он  одет в

спортивный костюм. Человек  стоит рядом с буфетом и  держит в

руках кусок хлеба. Чтобы  показать, что хлеб испортился, надо

изобразить его цветом, несвойственным данному продукту. Над

буфетом фотографии военных  лет, на которых изображен моло-

дой солдат.

– Какое название может  быть у такого рисунка?

      Примерный  заголовок: Хлеб испортился.

      Название  рисунка записывалось на доске.  Аналогичная

работа проводилась с  двумя другими частями текста.

Примерное содержание рисунка  ко второй части текста:

      Фон: деревня  военных лет, отдельные дома  разрушены.

      Персонажи:  Девочка и молодой солдат. Девочка  стоит у во-

рот дома. Девочка маленького роста, худенькая, ее бледная ручка

вытянута вперед. Рядом  стоит молодой солдат, его голова забин-

тована, лицо загорелое. Он протягивает  девочке солдатские суха-

ри, которые он достал из вещевого мешка. Чтобы показать это

нарисуем в другой руке солдата открытый вещевой мешок.

      Примерный  заголовок: Случай на войне.

Примерное содержание рисунка  к третьей части текста:

      Фон: городской  дворик.

      Персонажи:  пожилой человек, окруженный птицами.  Че-

ловек стоит возле деревца  с сумкой в руках. Стайка воробьев клю-

ет хлебные крошки. Человек  улыбается.

      Примерный  заголовок: Хлеб не пропал.

      В итоге  на доске появлялся план текста  из трех частей.

      Затем учащиеся  пересказывали текст по частям, используя

план, составленный в ходе словесного иллюстрирования.

      На четвертом  этапе урока учащиеся иллюстрировали  текст.

Дети выполняли следующее  задание:

– Сейчас мы становимся художниками-иллюстраторами. Наш

класс будет иллюстрировать данный текст. Каждый будет рисо-

                                                             156

 

 

вать три иллюстрации  к тексту. По вашим рисункам на следующем

уроке вы будете создавать  высказывание.

      Заключительный  этап урока – домашнее задание.  Если дети

не успевали дорисовать на уроке, то заканчивали рисунки дома.

      На третьем  уроке (продолжение второго урока)  учащиеся

писали творческое изложение  текста-повествования.

      Целью урока  являлось закрепление знаний  о повествователь-

ном тексте; формирование умения излагать повествовательный

текст по коллективно составленному  плану с опорой на серию

рисунков, созданных детьми к тексту-образцу; отбирать языко-

вые средства с помощью  изобразительной наглядности.

      Урок начинался  с сообщения темы и постановки  учебной

задачи.

– Сегодня мы будем учиться  излагать повествовательный текст

письменно. Помогут нам  в этом ваши рисунки.

      На втором  этапе урока учащиеся готовились  к написанию

изложения. На данном этапе  использовались следующие виды

работы:

      Орфографическая  подготовка, которая осуществлялась  в

ходе чтения текста “Хлеб”. По окончании работы текст стирался

с доски, оставались только слова  трудные для написания.

      Лексико-стилистическая  работа. Разбор слов и словосоче-

таний: схватила, стала жадно  есть.

– Почему автор использовал  в тексте именно эти слова и  слово-

сочетания?

       Далее  осуществлялся анализ детских  рисунков. Учащиеся

выполняли задания и отвечали на вопросы:

- Что вы изобразили  на рисунке к первой части  текста. Как полу-

чилось, что хлеб остался  в буфете? Что случилось с хлебом? Как

по рисунку вы определили, что хлеб испортился? Что хотел  сде-

лать человек? Что его  остановило? Запишем слова-помощники  к

этой части текста.

- Что вы изобразили  на рисунке ко второй части  текста. Что

вспомнил пожилой человек? Что произошло с ним во время  вой-

ны? Какие краски показывают, что события происходят во вре-

мя войны? Какие слова-помощники  запишем ко второй части

текста?

                                                           157

 

 

- Что вы изобразили  на рисунке к третьей части  текста. Почему по-

жилой человек отправился с куском хлеба на улицу? Кому пригодил-

ся хлеб? Почему человек  на рисунке улыбается? Какими красками

вы изобразили светлое, радостное  настроение человека? Запишем к

данной части слова-помощники.

В итоге на доске появлялась запись:

                        Заголовок (Хлеб)

 

 

 

 

      Затем учащиеся  пересказывали текст по частям.

      Третий этап  урока был посвящен написанию  творческого

изложения. На данном этапе  урока учитель искусственно созда-

вал речевую ситуацию:

– Представьте, что вам  необходимо рассказать о том, что  вы уз-

нали из рассказа “Хлеб” ученикам параллельного класса, но у

вас нет возможности сообщить об этом устно. Вы можете только

письменно рассказать им о  событии , описанном в рассказе.

– Как читатель узнает, о  чем ваш рассказ? (По заголовку). Следо-

вательно, необходимо озаглавить рассказ.

– Как вы покажете на письме, что ваш текст состоит из несколь-

ких частей, раскрывающих ту или иную мысль? (Каждая часть

должна быть написана с  красной строки).

      Заключительный  этап урока – самопроверка.

      Шестой и  седьмой уроки посвящались составлению  выска-

зывания типа повествования  на основе текста-образца и детских

рисунков к нему.

                                                             158

 

 

      На шестом  уроке осуществлялась подготовка  к созданию

высказывания типа повествования  на основе текста-образца и дет-

ских рисунков к нему.

      Целью урока  являлось формирование умения  анализировать

композиционную форму  текста-образца; развитие умения состав-

лять план текста; умения составлять словесные картины.

     Урок начинался  с сообщения темы и постановки  учебной

задачи.

– Сегодня мы будем учиться  составлять высказывания на основе

текста-образца и ваших  рисунков.

     Второй этап  урока – подготовка к написанию  изложения.

Учащимся предлагались:

     Анализ текста-образца,  в процессе которого учащиеся  зна-

комились с содержанием  текста, записанного на доске.

      На доске  запись:

                      Куропатка и машина.

      Мы ехали  на вездеходе по лесной дороге. Вдруг взвизгнули

тормоза. Машина резко остановилась. Что случилось? Шофер

молча указал вперед.

      Через дорогу  переводила цыплят куропатка.  Тут вынырнула

наша машина. Куропатка  повернулась грудью к машине, загора-

живая цыпляток. Перья на голове вздыбились, вся взъерошилась.

      Кругленькие,  пушистенькие цыплятки скатывались  в кювет

и прятались в болотце. Пока не перебежал дорогу последний, все

стояла куропатка.

      Глухо работал  мотор. Шофер ждал. Куропатка обернулась,

увидела, что ни одного цыпленка нет на дороге, сошла в кювет  и

скрылась в осоке.

 

      Затем учащиеся  выполняли лексико-стилистическую  рабо-

Информация о работе Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности