Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 13:43, дипломная работа
В работе представлено теоретическое обоснование методики формирования коммуникативных умений младших школьников с использованием собственных рисунков детей. Кроме того, в данном пособии описана система работы по использованию собственных рисунков детей для развития речи на примере уроков русского языка в 3 классе (1-4).
ческим заданием (Урок 15); изложение типа повествования с эле-
ментами рассуждения (Урок 16); свободное изложение текста типа
рассуждения на основе текста-образца и цветной учебной кар-
тинки (Урок 17); творческое изложение текста типа рассуждения
на основе текста-образца и собственного рисунка ученика к дан-
ному тексту (Уроки 18-19); составление текста типа описания с
элементами рассуждения на основе текста-образца и цветной учеб-
ной картинки (Урок 20); составление текста типа описания с эле-
ментами рассуждения на основе текста-образца и собственного
рисунка ученика к данному тексту (Уроки 21-22).
Последние два урока программы (Уроки 23-24) были направ-
лены на обобщение знаний о типах текстов и о тексте вообще.
Кроме того, была возможность проверить уровень сформирован-
ности коммуникативных умений учащихся. Из видов упражнений
учителю следует отбирать составление высказывания типа описа-
ния на основе текста-образца
и собственных детских
Такова программа
организации работы по
коммуникативных умений третьеклассников с использованием
изобразительной наглядности.
Литература к разделу 2.3.1.:
1. Михайлова И.М. Формирование коммуникативных умений младших
школьников на уроках
русского языка с
ной наглядности: Диссертация..
151
152
153
РАЗДЕЛ 2.3.2. Описание уроков программы организации
работы по формированию коммуникативных умений
третьеклассников с
использованием детского
Формирование коммуникативных умений учащихся в
процессе работы
над текстами типа
Здесь и далее рассмотрим содержание только тех уроков,
на которых использовался собственный рисунок ребенка к тек-
сту-образцу.
Первые семь уроков программы (1-7) нацелены на форми-
рование коммуникативных умений учащихся в процессе работы
над текстами типа повествования.
Второй и третий уроки были посвящены творческому изло-
жению текста-повествования на основе текста-образца и собствен-
ного рисунка ученика к нему.
На втором уроке учащиеся анализировали свои изложения
и готовились к написанию
творческого изложения текста-
ствования.
Целью урока было закрепление материала об особенностях
повествовательного текста; формирование умения определять
тему и основную мысль текста; озаглавливать его; делить его на
части; используя иллюстрирование частей текста, коллективно
составлять его план.
Урок начинался с анализа изложений. Анализ работ осуще-
ствлялся по следующему плану:
- общая характеристика работ, их оценка в целом;
- анализ содержания и речевого оформления работ;
- исправление типичных грамматических, орфографических и
пунктуационных ошибок.
Вторым этапом урока было сообщение темы урока и поста-
новка учебной задачи.
– Сегодня на уроке мы продолжим работу над повествователь-
ным текстом. Повествовательный текст имеет свои особенности.
Вспомним, какие? (Отвечает на вопрос – что случилось? в нем
повествуется о чем-либо; состоит из трех частей – начало, основ-
ная часть, концовка; слова-помощники глаголы).
На третьем
этапе урока осуществлялась
санию изложения. С этой целью учащиеся выполняли следующие
виды работы:
Анализ текста. Детям предлагалось прочитать текст, на-
писанный на доске. Поскольку предполагалось, что учащиеся
будут озаглавливать текст и делить его на части, текст был запи-
сан без заголовка, абзацы в тексте не были выделены.
Запись на доске:
Однажды мы уехали на дачу и забыли в буфете хлеб. Вер-
нулись домой только через неделю. Хлеб покрылся плесенью. Я хо-
тел его бросить, но вспомнил один случай. Была война. Наша часть
освобождала деревню. У ворот дома стояла девочка и просила хлеб.
Я вынул из мешка солдатские сухари и отдал ей. Она схватила их
и жадно стала есть. Мне стало стыдно от мысли, что я хотел
бросить хлеб. Я положил кусок в сумку и вышел на улицу. Около
деревца я раскрошил хлеб. Стайка воробьев подлетела к нему и
стала клевать. У меня было легко и спокойно на сердце.
После прочтения
текста детьми учитель
сы и задания:
– Какова тема текста? Тема обычно отражается в заголовке, но
его нет. Давайте подберем заголовок к данному тексту (Хлеб). В
заголовке отражен предмет речи. В данном случае – это хлеб. Речь
идет не о человеке, а о хлебе. Хлеб заставил человека задуматься,
воскресил в его памяти воспоминания, побудил человека к опре-
деленным действиям.
– Как вы думаете, можем ли мы назвать данный текст повество-
ванием? (События в нем происходят последовательно. К тексту
можно поставить вопрос – что случилось?).
Затем учащиеся занимались, в ходе словесного иллюстри-
рования, составлением плана текста. Учитель начинал беседу с
вопроса:
– Как вы думаете, одну или несколько картинок лучше нарисо-
вать к данному тексту? Почему? (Несколько. Описаны разные
события). Следовательно, и текст состоит из нескольких частей.
Попробуем доказать наше предположение.
Детям предлагалось разделить текст на части.
– Сколько частей получилось? Прочитайте каждую часть.
– Представьте, что вы художники. Какую бы вы нарисовали иллюст-
рацию к первой части? Что можно изобразить на рисунке, чтобы было
понятно – этот рисунок к первой части текста?
Примерное содержание рисунка к первой части текста:
Фон: кухня в квартире.
Персонаж: пожилой человек, приехавший с дачи. Он одет в
спортивный костюм. Человек стоит рядом с буфетом и держит в
руках кусок хлеба. Чтобы показать, что хлеб испортился, надо
изобразить его цветом, несвойственным данному продукту. Над
буфетом фотографии военных лет, на которых изображен моло-
дой солдат.
– Какое название может быть у такого рисунка?
Примерный заголовок: Хлеб испортился.
Название
рисунка записывалось на доске.
работа проводилась с двумя другими частями текста.
Примерное содержание рисунка ко второй части текста:
Фон: деревня военных лет, отдельные дома разрушены.
Персонажи: Девочка и молодой солдат. Девочка стоит у во-
рот дома. Девочка маленького роста, худенькая, ее бледная ручка
вытянута вперед. Рядом стоит молодой солдат, его голова забин-
тована, лицо загорелое. Он протягивает девочке солдатские суха-
ри, которые он достал из вещевого мешка. Чтобы показать это
нарисуем в другой руке солдата открытый вещевой мешок.
Примерный заголовок: Случай на войне.
Примерное содержание рисунка к третьей части текста:
Фон: городской дворик.
Персонажи:
пожилой человек, окруженный
ловек стоит возле деревца с сумкой в руках. Стайка воробьев клю-
ет хлебные крошки. Человек улыбается.
Примерный заголовок: Хлеб не пропал.
В итоге
на доске появлялся план
Затем учащиеся пересказывали текст по частям, используя
план, составленный в ходе словесного иллюстрирования.
На четвертом
этапе урока учащиеся
Дети выполняли следующее задание:
– Сейчас мы становимся художниками-иллюстраторами. Наш
класс будет иллюстрировать данный текст. Каждый будет рисо-
вать три иллюстрации к тексту. По вашим рисункам на следующем
уроке вы будете создавать высказывание.
Заключительный
этап урока – домашнее задание.
не успевали дорисовать на уроке, то заканчивали рисунки дома.
На третьем
уроке (продолжение второго
писали творческое изложение текста-повествования.
Целью урока являлось закрепление знаний о повествователь-
ном тексте; формирование умения излагать повествовательный
текст по коллективно составленному плану с опорой на серию
рисунков, созданных детьми к тексту-образцу; отбирать языко-
вые средства с помощью изобразительной наглядности.
Урок начинался с сообщения темы и постановки учебной
задачи.
– Сегодня мы будем учиться излагать повествовательный текст
письменно. Помогут нам в этом ваши рисунки.
На втором
этапе урока учащиеся
изложения. На данном этапе использовались следующие виды
работы:
Орфографическая подготовка, которая осуществлялась в
ходе чтения текста “Хлеб”. По окончании работы текст стирался
с доски, оставались только слова трудные для написания.
Лексико-стилистическая работа. Разбор слов и словосоче-
таний: схватила, стала жадно есть.
– Почему автор использовал в тексте именно эти слова и слово-
сочетания?
Далее осуществлялся анализ детских рисунков. Учащиеся
выполняли задания и отвечали на вопросы:
- Что вы изобразили на рисунке к первой части текста. Как полу-
чилось, что хлеб остался в буфете? Что случилось с хлебом? Как
по рисунку вы определили, что хлеб испортился? Что хотел сде-
лать человек? Что его остановило? Запишем слова-помощники к
этой части текста.
- Что вы изобразили на рисунке ко второй части текста. Что
вспомнил пожилой человек? Что произошло с ним во время вой-
ны? Какие краски показывают, что события происходят во вре-
мя войны? Какие слова-помощники запишем ко второй части
текста?
- Что вы изобразили на рисунке к третьей части текста. Почему по-
жилой человек отправился с куском хлеба на улицу? Кому пригодил-
ся хлеб? Почему человек на рисунке улыбается? Какими красками
вы изобразили светлое, радостное настроение человека? Запишем к
данной части слова-помощники.
В итоге на доске появлялась запись:
Заголовок (Хлеб)
Затем учащиеся пересказывали текст по частям.
Третий этап урока был посвящен написанию творческого
изложения. На данном этапе урока учитель искусственно созда-
вал речевую ситуацию:
– Представьте, что вам необходимо рассказать о том, что вы уз-
нали из рассказа “Хлеб” ученикам параллельного класса, но у
вас нет возможности сообщить об этом устно. Вы можете только
письменно рассказать им о событии , описанном в рассказе.
– Как читатель узнает, о чем ваш рассказ? (По заголовку). Следо-
вательно, необходимо озаглавить рассказ.
– Как вы покажете на письме, что ваш текст состоит из несколь-
ких частей, раскрывающих ту или иную мысль? (Каждая часть
должна быть написана с красной строки).
Заключительный этап урока – самопроверка.
Шестой и
седьмой уроки посвящались
зывания типа повествования на основе текста-образца и детских
рисунков к нему.
На шестом
уроке осуществлялась
высказывания типа повествования на основе текста-образца и дет-
ских рисунков к нему.
Целью урока являлось формирование умения анализировать
композиционную форму текста-образца; развитие умения состав-
лять план текста; умения составлять словесные картины.
Урок начинался с сообщения темы и постановки учебной
задачи.
– Сегодня мы будем учиться составлять высказывания на основе
текста-образца и ваших рисунков.
Второй этап
урока – подготовка к
Учащимся предлагались:
Анализ текста-образца, в процессе которого учащиеся зна-
комились с содержанием текста, записанного на доске.
На доске запись:
Куропатка и машина.
Мы ехали на вездеходе по лесной дороге. Вдруг взвизгнули
тормоза. Машина резко остановилась. Что случилось? Шофер
молча указал вперед.
Через дорогу переводила цыплят куропатка. Тут вынырнула
наша машина. Куропатка повернулась грудью к машине, загора-
живая цыпляток. Перья на голове вздыбились, вся взъерошилась.
Кругленькие,
пушистенькие цыплятки
и прятались в болотце. Пока не перебежал дорогу последний, все
стояла куропатка.
Глухо работал мотор. Шофер ждал. Куропатка обернулась,
увидела, что ни одного цыпленка нет на дороге, сошла в кювет и
скрылась в осоке.
Затем учащиеся
выполняли лексико-