Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 13:43, дипломная работа

Описание работы

В работе представлено теоретическое обоснование методики формирования коммуникативных умений младших школьников с использованием собственных рисунков детей. Кроме того, в данном пособии описана система работы по использованию собственных рисунков детей для развития речи на примере уроков русского языка в 3 классе (1-4).

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 236.39 Кб (Скачать файл)

ту. Им предлагалось объяснить  значение отдельных слов:

– Как вы понимаете слова  “куропатка”, “вездеход”, “осока”, “кю-

вет”? Какими словами их можно  заменить? (куропатка – дикая

курочка, она не плавает; вездеход – машина, способная переме-

щаться по лесным непроходимым местам; кювет – канава вдоль

дороги; осока – болотная трава).

– Какие слова позволяют  нам представить куропатку в  момент,

                                                           159

 

 

когда она защищала своих  птенцов? (вздыбилась, взъерошилась). Если

заменим их другими, то сможем так же ярко представить птицу?

Почему? (Это наиболее выразительные  слова).

       Далее  школьники отвечали на вопросы  по содержанию текста:

– Что случилось с вездеходом и его пассажирами? Что они  увиде-

ли на дороге? Как вела себя куропатка? Как поступил шофер?

Какие чувства вызывает у  вас поведение куропатки? Как  вы оце-

ниваете поступок шофера?

      Потом ученики  определяли тему, основную мысль  и тип

текста:

– Какова тема текста? (Случай в лесу, Храбрость лесной птицы).

Какова основная мысль  текста? (Любовь к природе, ко всему

живому, восхищение храброй  птицей).

– Как вы думаете, что это  за текст? Почему? (Это текст-повество-

вание, потому что события  в тексте происходят последователь-

но, одно за другим).

– Какие слова помогают нам понять содержание рассказа, после-

довательность действий в  нем? (Глаголы). Важную роль, которую

выполняют глаголы в тексте, мы покажем при более детальном

анализе – составлении  плана текста и записи слов-помощников.

      Следующие  виды работы, которые выполняли  учащиеся, –

составление плана текста и запись слов-помощников:

– Сколько частей в тексте? О чем каждая часть? Составим при-

мерный план текста.

– Прочитайте первую часть. Какова ее основная мысль? Как ее

можно озаглавить? (Что случилось?). Какие слова помогают ав-

тору передать последовательность событий? Запишем их (ехали,

взвизгнули, остановилась, указал).

– Прочитайте вторую часть  текста. Какова ее основная мысль?

Как ее можно озаглавить? (Храбрая куропатка). Укажите глаго-

лы, с помощью которых  описана куропатка на дороге (перево-

дила, повернулась, загородила, вздыбились, взъерошилась). Ка-

кие из этих глаголов показывают, что куропатка проявила храб-

рость? (загородила, вздыбились, взъерошилась).

       Аналогичная  работа проводилась со всеми  остальными

частями текста. В итоге  на доске появлялась запись плана  текста.

 

                                                              160

Запись на доске:

 

 

 

 

      Третий этап  урока – иллюстрирование текста. Учитель спра-

шивал учащихся:

– Сколько иллюстраций  можно нарисовать к данному тексту?

(Несколько). Однако мы  с вами составляли на предыдущих  уро-

ках текст-повествование  и по одной картинке, но она была обя-

зательно сюжетной, главное  для сюжетной картинки – показать

действия персонажей. Попробуем  словами нарисовать такую кар-

тину к данному тексту.

      Примерное  содержание рисунка к тексту:

      Фон: на  заднем плане рисунка изобразим  непроходимый

лес, так как в рассказе сказано, что едут на вездеходе. Вместо ко-

лес у вездехода гусеницы, как у танка или трактора. Чтобы  пока-

зать, что лес непроходимый, можно изобразить поваленные со-

сны, ели, деревья стоят  часто. На первом плане изобразим  лес-

ную дорогу, по которой движется вездеход и перед ним взъеро-

шенную птицу. Чтобы показать, что птица напугана, изобразим

распахнутые в стороны  крылья и перья, поднятые на спине  и го-

лове. Здесь же, рядом с  дорогой, изобразим кювет, за ним  болот-

це с осокой, кое-где  проглядывает вода.

                                                              161

 

 

      Персонажи:  куропатка с распахнутыми крыльями, перья на го-

лове взъерошены – этим мы покажем готовность птицы броситься

на то, что угрожает ее детям. За куропаткой нарисуем маленьких

цыпляток. Одного из них можно  изобразить в кювете или в траве

рядом с болотцем. Цыпленок спрятался и затих.

      Краски: темно-зеленые  деревья; зеленого цвета осока;  чер-

ная вода, так как стоит  в болотце, где много торфа; куропатка  –

яркая, чтобы это показать, возьмем контрастные цвета: белый,

темно-желтый, коричневый; цыплята  светло-коричневые, на спин-

ке темная полоска, клювы  желтые.

      Затем учащиеся  рисовали рисунок к тексту.

      Заключительный  этап урока – домашнее задание.  Детям да-

валось задание дорисовать рисунок к тексту.

      Седьмой  урок (продолжение шестого урока)  был посвящен

написанию высказываний типа повествования на основе текста-

образца и детских рисунков к нему.

      Целью урока  являлось формирование умения  составлять

высказывание на основе анализа  композиционной формы текста-

образца и собственных  рисунков; отбирать языковые средства

для создания высказывания типа повествования.

      Первый этап  урока – сообщение темы и  постановка учебной

задачи.

– Будем учиться составлять высказывание на основе рассмотрен-

ного на предыдущем уроке  рассказа и иллюстрации, которую  вы

нарисовали дома.

      Второй этап  урока посвящался подготовке  к написанию выс-

казывания, которая включала следующую работу:

      Анализ рисунков. Учитель предлагал учащимся ответить  на

вопросы:

– Что вы изобразили на рисунке? Что вы хотели сказать своим

рисунком зрителю? Какие  краски использовали, чтобы зритель

смог яснее представить  картину происходящего? Как вы назвали

свой рисунок?

      Словарно-орфографическая  подготовка. Учащимся предла-

галось вставить пропущенные  буквы и объяснить их написание.

      Слова написаны  на доске: л_сной, т_рмоза, ук_зал,  ре_ко,

впере_,     куропа_ка, груд_ю, пер_я, вз_ерош_лась, пуш_стые,

боло_це, переб_жал, молч_, маш_на.

                                                            162

 

 

     На третьем  этапе урока учащиеся занимались  написанием

высказывания.

– Прежде чем приступить к написанию, посмотрите на памятку,

которая записана на доске.

     Учащимся предлагалась  памятка:

     1. Озаглавьте  рассказ.

     2. Запишите  план рассказа.

     3. Посмотрите  на ваш рисунок и запишите  слова-помощ-

        ники  к каждой части рассказа.

     4. Напишите  рассказ по рисунку, плану и  словам, записан-

        ным  вами к каждой части.

     В ходе написания  рассказа учитель оказывал детям  инди-

видуальную помощь.

 

     Формирование  коммуникативных умений учащихся

      в процессе  работы над текстами типа описания

 

      Следующие  семь уроков программы (8-14) нацелены  на

формирование коммуникативных  умений учащихся в процессе

работы над текстами типа описания.

      Десятый  и одиннадцатый уроки были  посвящены написа-

нию творческого изложению  текста типа описания на основе тек-

ста-образца и детских  рисунков к нему.

      На десятом  уроке учащиеся готовились к  написанию твор-

ческого изложения текста типа описания на основе текста-образ-

ца и детских рисунков к нему.

      Целью урока  являлось формирование умения  отбирать язы-

ковые средства для оформления высказывания; развитие умения

определять тему и основную мысль текста; словесно его иллюст-

рировать.

      Первый этап  урока посвящался сообщению темы  и поста-

новке учебной задачи.

– Сегодня будем анализировать  и иллюстрировать текст-описание.

      На втором  этапе урока осуществлялась подготовка  к написа-

нию изложения. Учащиеся выполняли  следующие виды работы:

      Знакомство  с содержанием текста. Учащимся  предлагалось

прочитать текст, написанный на доске.

                                                           163

 

 

     На доске  запись:

                               Рысь.

      Дремучий  лес. Корни деревьев ползут  по земле. Там и тут зава-

лы деревьев. Глухо, страшно. Любит рысь такие места.

      По виду  рысь на кошку похожа, только  крупная. Она плоская с

боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой, с

темными пятнами. Ушки у зверька  с кисточками.

      Красивая  рысь в лесу, яркая. Да только  птицы и звери ее все

равно не любят. Кровожадная  она очень.

                                                 (По В. Федотову)

      Анализ текста  и лексико-стилистическая работа. Учащиеся

отвечают на вопросы:

– Какой это текст? Докажите. Какова тема и основная мысль тек-

ста? Сколько в нем частей? О чем говорится в каждой части? Ка-

кие слова использует автор, чтобы описать места, где любит  жить

рысь? Какие слова использует для описания внешнего вида рыси?

Почему звери и птицы  не любят рысь? Как вы понимаете  слово

“кровожадная”?

      Иллюстрирование  текста.

– Представьте, что вы художники, и нарисуйте словесную карти-

ну к данному тексту.

      Примерное  содержание рисунка к тексту.

      Фон: дремучий  лес.

      Персонаж: похожий  на кошку зверь – рысь. Опишем  ее вне-

шность: нетолстая, узкая  в груди, лапы толстые, мех цвета  реч-

ного песка с темными  пятнами, уши с кисточками, небольшие

овальные желтые глаза.

      Пересказ  текста. Один-два ученика пересказывают  текст,

используя выражения словесного иллюстрирования.

      Третий, заключительный, этап урока – домашнее задание, -

рисунок к тексту.

      На одиннадцатом  уроке (продолжение десятого урока)

школьники писали творческое изложение текста типа описания

на основе текста-образца  и детских рисунков к нему.

      Целью урока  было формирование умения планировать  выс-

казывание; излагать текст  типа описания, опираясь на свой рису-

нок, опорные слова и  композиционную форму текста.

                                                               164

 

 

      Первый этап  урока был посвящен сообщению  темы и поста-

новке учебной задачи.

– Сегодня будем учиться  излагать текст-описание на основе ва-

шего рисунка и прочитанного на предыдущем уроке текста.

      На втором  этапе урока учащиеся готовились  к написанию

изложения. В ходе подготовки осуществлялись:

      Орфографическая  подготовка, в процессе которой  учащие-

ся разбирали слова  с орфограммами. Слова с незнакомыми  ор-

фограммами не стирались  с доски.

      На доске  запись:

Др_мучий, п_лзут, глух_, страшн_, м_ста, п_хожа, зв_рек, кист_-

чки, в л_су, кр_в_жадная.

      Анализ детских  рисунков, в процессе которого  учащиеся

отвечали на вопросы:

– Что нарисовали? Какой  изобразили рысь? Что помогло пока-

зать ее нрав? Какие краски использовали?

      Планирование  высказывания. Учитель отмечал, что  текст

будет состоять из трех частей и спрашивал:

– Что вы опишете в первой части? (Опишем место, где любит жить

рысь). С помощью каких  слов вы это сделаете? (Дремучий, зава-

лы, глухо, страшно).

      Аналогично  две другие части.

      Во второй  части мы опишем внешность  зверя – на кого она

похожа, какие бока, грудь, лапы, мех, уши. Слова-помощники:

крупная, толстые, сильные, густой, темные пятна, кисточки.

      В третьей  части опишем ее повадки –  хищница. Слова-по-

мощники: яркая, не любят, кровожадная.

      В итоге  на доске появлялась запись:

1. Место обитания рыси.

2. Внешний вид.

3. Повадки зверя.

      Третий этап  урока – написание изложения.  Учащимся пред-

лагалось озаглавить и  написать текст.

      Заключительный  этап урока – самопроверка.

      Тринадцатый  и четырнадцатый уроки были  посвящены

составлению высказывания типа описания на основе текста-образ-

ца и детских рисунков к нему.

                                                           165

 

 

      На тринадцатом  уроке учащиеся готовились к  составлению

высказывания типа описания на основе текста-образца и детских

рисунков к нему.

      Целью урока  являлось формирование умения  анализировать

текст типа описания; отбирать необходимые языковые средства

для высказывания; иллюстрировать текст типа описания.

      Первый этап  урока был посвящен сообщению  темы и по-

становке учебной задачи.

– Сегодня будем готовиться к написанию высказывания типа

описания.

      На втором  этапе урока учащиеся готовились  к составлению

высказывания типа описания. В ходе подготовки осуществлялись:

      Знакомство  с содержанием текста. Учащимся  предлагалось

прочитать текст из учебника (1, упр. № 632).

                                Земляника.

      Раньше всех  созревает в лесу земляника.  Растет она на лесных

вырубках и полянах, у  старых пней и по оврагам.

      Земляника  – самая вкусная, самая душистая  ягода в лесу.

      Мы часто  ходим в лес за земляникой  на знакомую полянку. Дома

всех угощаем душистой и сладкой ягодой.

Информация о работе Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности