Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 13:43, дипломная работа

Описание работы

В работе представлено теоретическое обоснование методики формирования коммуникативных умений младших школьников с использованием собственных рисунков детей. Кроме того, в данном пособии описана система работы по использованию собственных рисунков детей для развития речи на примере уроков русского языка в 3 классе (1-4).

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 236.39 Кб (Скачать файл)

 

      Вопросы  по содержанию текста. Учащиеся  отвечают на

вопросы:

– О чем рассказано в  тексте? Когда созревает земляника? Где она

любит расти? Каковы особенности  этой ягоды?

      Анализ текста  и лексико-стилистическая работа. Учащиеся

отвечают на вопросы:

– Какова тема и основная мысль текста? Какими словами описы-

вает автор ягоду? (Вкусная, душистая, сладкая). Автор использует

прилагательные, которые  не показывают нам, как выглядит зем-

ляника, он говорит лишь о  вкусовых качествах ягоды. Какие  при-

лагательные можно употребить, чтобы показать, как выглядит эта

лесная ягода? В этом нам  поможет иллюстрирование текста. Мы

нарисуем землянику сначала  словами, а потом красками.

      Иллюстрирование  текста начиналось со слов  учителя:

– Мы нарисуем пейзаж. На первом плане изобразим землянику

на лесной поляне около  пня.

                                                              166

 

 

      Фон: лесная  поляна, залитая солнцем, так как  земляника любит

расти там, где много света, поэтому она такая душистая.

      Предмет  изображения: лесная ягода земляника.  Учитель

спрашивает:

– Какая земляника? Какие  у нее листочки? (Ягода красная, яр-

кая, с желтыми крапинками-черточками, продолговатая, листья

вытянутые с зубчиками  по краям, на одной ножке сразу  три лис-

точка). Кое-где еще изобразим  цветы земляники, поскольку она

созревает и снова цветет в течение нескольких недель. Какие  цве-

ты у земляники? (Лепестки белые круглые, сердцевина цветка

желтая).

      Краски: будем  использовать яркие, теплые краски.

      Запись слов-помощников  на доске:

– Какие же прилагательные помогут нам описать, как выглядит

земляника? (Красная, алая, желтые, белые, продолговатая, круг-

лые, небольшие).

      Далее учащиеся  приступают к рисованию рисунка.

      Третий, заключительный, этап урока – домашнее задание.

Учащимся давалось задание  закончить начатый на уроке рису-

нок к тексту.

      На четырнадцатом  уроке (продолжение тринадцатого  уро-

ка) школьники писали высказывание типа описания на основе

текста-образца и детских  рисунков к нему.

      Целью урока  было формирование умения составлять  выс-

казывание типа описания; отбирать для него языковые средства;

планировать высказывание.

      Первый этап  урока посвящался сообщению темы  и поста-

новке учебной задачи.

– Сегодня будем описывать  лесную ягоду – землянику.

      На втором  этапе урока учащиеся готовились  к написанию

высказывания. В ходе подготовки осуществлялись:

      Анализ рисунков. Учащиеся отвечали на вопросы:

– Что вы изобразили на рисунках? Как вы показали красоту этой

ягоды? Какие краски использовали?

      Планирование  высказывания. Учитель спрашивал:

– Что мы будем доказывать своим текстом-описанием? Какова бу-

дет основная мысль вашего высказывания? Как вы его озаглавите?

                                                              167

 

 

Из скольких частей будет  состоять высказывание? О чем напишем  в

первой части? (Выразим  основную мысль текста). Что опишете  во

второй части? (Опишем ягоду  и этим подтвердим основную мысль).

      Лексико-стилистическая  работа и орфографическая подготов-

ка. Учащиеся записывали слова-помощники  к каждой части текста

и находили в этих словах орфограммы. В итоге на доске появлялась

запись:

 

 

 

 

      Четвертым  этапом было написание текста. Учащимся пред-

лагалось озаглавить и  написать текст о землянике.

      Заключительный  этап – самопроверка.

 

       Формирование  коммуникативных умений учащихся,

   в процессе работы  над текстами с элементами  рассуждения

 

      Последующие  восемь уроков программы (15-22) нацелены

на формирование коммуникативных  умений учащихся, в процессе

работы над текстами тс элементами рассуждения.

      Восемнадцатый  и девятнадцатый уроки посвящены  напи-

санию творческого изложения  текста с элементами рассуждения  на

основе текста-образца  и детских рисунков к нему.

      На восемнадцатом  уроке учащиеся готовились к  написанию

творческого изложения текста с элементами рассуждения на основе

текста-образца и детских  рисунков к нему.

      Целью урока  являлось закрепление знаний  о тексте-рассуж-

дении; формирование умения анализировать текст-рассуждение;

планировать композицию высказывания; отбирать языковые

средства.

      Первый этап  урока – сообщение темы и  постановка учебной

задачи. Учитель говорил:

                                                            168

 

 

– Сегодня мы будем готовиться к написанию изложения. Наша зада-

ча – проиллюстрировать  текст. Этот текст – ученическое  сочинение.

      На втором  этапе урока учащиеся готовились  к написанию твор-

ческого изложения текста с элементами рассуждения. В ходе под-

готовки осуществлялись следующие  виды работ:

      Знакомство  с содержанием текста. Учащимся  предлагалось

прочитать текст, написанный на доске.

      На доске  запись:

                           Земной брат солнца.

      Одуванчик  – это цветок, который похож  на солнышко.

      Весной, когда  пригреет солнце и зазеленеет  травка, он раскры-

вает свою золотистую головку. В траве этот цветок сразу выделя-

ется, потому что он ярко-желтого  цвета. У него много лепестков,

которые, как лучи, расходятся в разные стороны. Поэтому его  мож-

но назвать земным братом солнца.

 

      Анализ текста. Учитель отмечал:

– Это текст-рассуждение. В первом предложении автор говорит

о том, что одуванчик –  это цветок, похожий на солнце. Вторая

часть текста – основная, в ней дано доказательство предположе-

ния или утверждения автора. К этому тексту можно поставить

вопрос почему? В тексте использованы слова, которые помогают

рассуждать: “поэтому”, “потому  что”.

      Учитель  записывал эти слова на доске.  Далее учащимся

предлагались вопросы:

– Какова тема и основная мысль текста? Почему ему дано такое

название?

      Иллюстрирование  текста. Учитель говорил о том,  что уча-

щимся предстоит проиллюстрировать  текст. Сначала учитель и

учащиеся вместе решали, что  будут рисовать.

      Примерное  содержание рисунка:

      Фон: пейзаж  – зеленый луг. Среди зелени  ярко-желтые го-

ловки одуванчика.

      Предмет  описания: одуванчик на длинной  ножке, сам цве-

ток круглый, лепестки у него продолговатые, с резными краями,

они похожи на солнечные лучи. Еще нарисуем ярко-голубое небо,

так как весна, а на небе солнце, чтобы показать сходство одуванчи-

                                                               169

 

 

ка и солнца.

      Краски: будем  использовать ярко-желтую, зеленую,  ярко-

голубую краску.

      Лексико-стилистическая  работа, в процессе которой уча-

щиеся записывали слова-помощники  к первой и второй частям

текста, слова, наиболее ярко характеризующие цветок подчер-

киваются. В итоге на доске  появлялась запись:

 

 

 

 

      В ходе  третьего, заключительного, этапа  урока учащимся зада-

валось домашнее задание  – нарисовать рисунок к тексту.

       На девятнадцатом  уроке (продолжение восемнадцатого  уро-

ка) школьники писали творческое изложение текста с элементами

рассуждения на основе текста-образца  и собственного рисунка к нему.

      Целью урока  было формирование умения излагать  текст с

элементами рассуждения; определять композицию высказывания.

      На первом  этапе урока учитель сообщал  тему и ставил учеб-

ную задачу. Учитель говорил:

– Сегодня будем писать изложение. Помогут вам в написании  ваши

рисунки.

      Второй этап  урока – подготовка к написанию  творческого из-

ложения текста с элементами рассуждения, в процессе которой

осуществлялись:

      Анализ рисунков. Учащиеся отвечали на вопросы:

– Что вы изобразили на рисунках? С какой целью? Что хотели

доказать? Что помогло  показать сходство цветка с солнцем? Как

озаглавите рисунок?

      Планирование  высказывания. Учитель предлагал  обратить вни-

мание на доску.

 

 

                                                               170   На доске запись:

 

 

 

 

      Орфографическая  подготовка. Разбирались слова: одуван-

чик, зазеленеет, золотистую, головка, выделяется, потому что,

ярко-желтого, лепестки, поэтому, земным, нежно-голубое.

      Далее учащиеся  пересказывали текст по опорным  словам и

рисункам.

      На третьем  этапе урока учащиеся писали  творческое изложе-

ние текста с элементами рассуждения. Учитель давал задание:

– Озаглавьте и напишите текст-рассуждение.

      В ходе  четвертого, заключительного, этапа  урока осуществ-

лялась самопроверка.

      Двадцать  первый и двадцать второй уроки  были посвяще-

ны составлению высказывания типа описания с элементами рассу-

ждения на основе текста-образца  и детских рисунков к нему.

      На двадцать  первом уроке учащиеся занимались  подготов-

кой к написанию высказывания типа описания с элементами рассу-

ждения на основе текста-образца  и детских рисунков к нему

      Целью урока  являлось развитие умения анализировать  текст;

определять его композицию; отбирать языковые средства.

      Первый этап  урока – сообщение темы и  постановка учебной

задачи.

– Сегодня на уроке будем  готовиться к написанию текста с  элемен-

тами рассуждения.

      На втором  этапе урока шла подготовка  к написанию высказы-

вания типа описания с элементами рассуждения. В ходе подготов-

ки осуществлялись следующие  виды работ:

      Знакомство  с содержанием текста. Учащимся  предлагалось

прочитать текст, написанный на доске.

                                                            171

 

 

      На доске  запись:

                     Какого цвета подснежник?

      В разных  местах нашей страны есть свои  первые цветы ранней

весны.

      На севере  подснежники зовут перелесками.  Обычно перелески

синие, голубые, а иногда и  розовые. В январе на Кавказе зацветают

белые подснежники. А как  хорош под Москвой лазоревый  подснеж-

ник! Вы видели его крошечный  колокольчик на тонкой ножке?

 

      Вопросы  по содержанию. Учащиеся отвечали  на вопросы и

задания учителя:

– О чем рассказано в  тексте? Какова его тема? В тексте указано

несколько мест, где растет подснежник. Назовите эти места. Ка-

кого цвета подснежник в разных местах нашей страны? Кто  зна-

ет значение слова лазоревый? (Лазоревый – в народной словесно-

сти: голубой, лазурный).

      Анализ текста. Учащиеся отвечали на вопросы:

– Какова тема и основная мысль текста? Сколько в нем  частей?

(Две). О чем говорится  в первой части? (В разных местах  нашей

страны свои первые цветы  ранней весны). О чем говорит автор

во второй части текста? Что он доказывает? (Рассказывает, где

какие растут подснежники. Это  доказательство того, о чем ска-

зано в первой части. Это  текст-рассуждение).

      В итоге  на доске появлялась запись:

 

 

 

 

      Иллюстрирование  текста.

– А какого цвета подснежники  растут у нас? Какие они? Давайте

их опишем. Представьте, что  вы художники и вам надо изобра-

зить подснежник, который  растет у нас на Родине. Что вы нари-

суете на первом плане? Каким  вы его нарисуете? Какие у него

лепестки? Какого они цвета? Какие листочки и стебелек? На ка-

ком фоне изобразите цветок? Какое время года на вашей карти-

не? Как вы это покажете?

                                                             172

 

 

      Примерное  содержание рисунка.

      Фон: пейзаж  – поляна в лесу. Так как  весна, то на ней еще

лежит снег, но кое-где проталины, а на них цветы.

      Предмет  описания: на первом плане подснежник. Лепестки

у него круглые, белые; тонкая, длинная ножка и нежно-зеленые

резные листочки.

      В ходе  третьего этапа урока учащимся  давалось домашнее за-

дание. Учитель просил нарисовать дома рисунок, на котором будет

изображен первый цветок весны  – подснежник.

      На двадцать  втором уроке (продолжение двадцать  первого

урока) школьники писали высказывание типа описания с элемен-

тами рассуждения на основе текста-образца и детских рисунков к нему

      Целью урока  было формирование умения составлять  выс-

казывание типа описания с  элементами рассуждения на основе

текста-образца и собственных  детских рисунков; отбирать язы-

ковые средства для оформления высказывания; определять его

композиционную форму.

      На первом  этапе урока учитель сообщал  тему и ставил учеб-

ную задачу.

– Сегодня на уроке будем  составлять текст на основе прочитанного

Информация о работе Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности