Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 13:43, дипломная работа
В работе представлено теоретическое обоснование методики формирования коммуникативных умений младших школьников с использованием собственных рисунков детей. Кроме того, в данном пособии описана система работы по использованию собственных рисунков детей для развития речи на примере уроков русского языка в 3 классе (1-4).
Вопросы по содержанию текста. Учащиеся отвечают на
вопросы:
– О чем рассказано в тексте? Когда созревает земляника? Где она
любит расти? Каковы особенности этой ягоды?
Анализ текста
и лексико-стилистическая
отвечают на вопросы:
– Какова тема и основная мысль текста? Какими словами описы-
вает автор ягоду? (Вкусная, душистая, сладкая). Автор использует
прилагательные, которые не показывают нам, как выглядит зем-
ляника, он говорит лишь о вкусовых качествах ягоды. Какие при-
лагательные можно употребить, чтобы показать, как выглядит эта
лесная ягода? В этом нам
поможет иллюстрирование
нарисуем землянику сначала словами, а потом красками.
Иллюстрирование текста начиналось со слов учителя:
– Мы нарисуем пейзаж. На первом плане изобразим землянику
на лесной поляне около пня.
Фон: лесная поляна, залитая солнцем, так как земляника любит
расти там, где много света, поэтому она такая душистая.
Предмет
изображения: лесная ягода
спрашивает:
– Какая земляника? Какие у нее листочки? (Ягода красная, яр-
кая, с желтыми крапинками-
вытянутые с зубчиками по краям, на одной ножке сразу три лис-
точка). Кое-где еще изобразим цветы земляники, поскольку она
созревает и снова цветет в течение нескольких недель. Какие цве-
ты у земляники? (Лепестки белые круглые, сердцевина цветка
желтая).
Краски: будем
использовать яркие, теплые
Запись слов-помощников на доске:
– Какие же прилагательные помогут нам описать, как выглядит
земляника? (Красная, алая, желтые, белые, продолговатая, круг-
лые, небольшие).
Далее учащиеся
приступают к рисованию
Третий, заключительный, этап урока – домашнее задание.
Учащимся давалось задание закончить начатый на уроке рису-
нок к тексту.
На четырнадцатом
уроке (продолжение
ка) школьники писали высказывание типа описания на основе
текста-образца и детских рисунков к нему.
Целью урока
было формирование умения
казывание типа описания; отбирать для него языковые средства;
планировать высказывание.
Первый этап
урока посвящался сообщению
новке учебной задачи.
– Сегодня будем описывать лесную ягоду – землянику.
На втором
этапе урока учащиеся
высказывания. В ходе подготовки осуществлялись:
Анализ рисунков. Учащиеся отвечали на вопросы:
– Что вы изобразили на рисунках? Как вы показали красоту этой
ягоды? Какие краски использовали?
Планирование высказывания. Учитель спрашивал:
– Что мы будем доказывать своим текстом-описанием? Какова бу-
дет основная мысль вашего высказывания? Как вы его озаглавите?
Из скольких частей будет состоять высказывание? О чем напишем в
первой части? (Выразим основную мысль текста). Что опишете во
второй части? (Опишем ягоду и этим подтвердим основную мысль).
Лексико-стилистическая
работа и орфографическая
ка. Учащиеся записывали слова-помощники к каждой части текста
и находили в этих словах орфограммы. В итоге на доске появлялась
запись:
Четвертым этапом было написание текста. Учащимся пред-
лагалось озаглавить и написать текст о землянике.
Заключительный этап – самопроверка.
Формирование
коммуникативных умений
в процессе работы над текстами с элементами рассуждения
Последующие
восемь уроков программы (15-
на формирование коммуникативных умений учащихся, в процессе
работы над текстами тс элементами рассуждения.
Восемнадцатый
и девятнадцатый уроки
санию творческого изложения текста с элементами рассуждения на
основе текста-образца и детских рисунков к нему.
На восемнадцатом уроке учащиеся готовились к написанию
творческого изложения текста с элементами рассуждения на основе
текста-образца и детских рисунков к нему.
Целью урока являлось закрепление знаний о тексте-рассуж-
дении; формирование умения
анализировать текст-
планировать композицию высказывания; отбирать языковые
средства.
Первый этап урока – сообщение темы и постановка учебной
задачи. Учитель говорил:
– Сегодня мы будем готовиться к написанию изложения. Наша зада-
ча – проиллюстрировать текст. Этот текст – ученическое сочинение.
На втором
этапе урока учащиеся
ческого изложения текста с элементами рассуждения. В ходе под-
готовки осуществлялись следующие виды работ:
Знакомство с содержанием текста. Учащимся предлагалось
прочитать текст, написанный на доске.
На доске запись:
Земной брат солнца.
Одуванчик – это цветок, который похож на солнышко.
Весной, когда пригреет солнце и зазеленеет травка, он раскры-
вает свою золотистую головку. В траве этот цветок сразу выделя-
ется, потому что он ярко-желтого цвета. У него много лепестков,
которые, как лучи, расходятся в разные стороны. Поэтому его мож-
но назвать земным братом солнца.
Анализ текста. Учитель отмечал:
– Это текст-рассуждение. В первом предложении автор говорит
о том, что одуванчик – это цветок, похожий на солнце. Вторая
часть текста – основная, в ней дано доказательство предположе-
ния или утверждения автора. К этому тексту можно поставить
вопрос почему? В тексте использованы слова, которые помогают
рассуждать: “поэтому”, “потому что”.
Учитель записывал эти слова на доске. Далее учащимся
предлагались вопросы:
– Какова тема и основная мысль текста? Почему ему дано такое
название?
Иллюстрирование текста. Учитель говорил о том, что уча-
щимся предстоит проиллюстрировать текст. Сначала учитель и
учащиеся вместе решали, что будут рисовать.
Примерное содержание рисунка:
Фон: пейзаж – зеленый луг. Среди зелени ярко-желтые го-
ловки одуванчика.
Предмет описания: одуванчик на длинной ножке, сам цве-
ток круглый, лепестки у него продолговатые, с резными краями,
они похожи на солнечные лучи. Еще нарисуем ярко-голубое небо,
так как весна, а на небе солнце, чтобы показать сходство одуванчи-
ка и солнца.
Краски: будем использовать ярко-желтую, зеленую, ярко-
голубую краску.
Лексико-стилистическая работа, в процессе которой уча-
щиеся записывали слова-помощники к первой и второй частям
текста, слова, наиболее ярко характеризующие цветок подчер-
киваются. В итоге на доске появлялась запись:
В ходе третьего, заключительного, этапа урока учащимся зада-
валось домашнее задание – нарисовать рисунок к тексту.
На девятнадцатом
уроке (продолжение
ка) школьники писали творческое изложение текста с элементами
рассуждения на основе текста-образца и собственного рисунка к нему.
Целью урока
было формирование умения
элементами рассуждения; определять композицию высказывания.
На первом этапе урока учитель сообщал тему и ставил учеб-
ную задачу. Учитель говорил:
– Сегодня будем писать изложение. Помогут вам в написании ваши
рисунки.
Второй этап
урока – подготовка к
ложения текста с элементами рассуждения, в процессе которой
осуществлялись:
Анализ рисунков. Учащиеся отвечали на вопросы:
– Что вы изобразили на рисунках? С какой целью? Что хотели
доказать? Что помогло показать сходство цветка с солнцем? Как
озаглавите рисунок?
Планирование высказывания. Учитель предлагал обратить вни-
мание на доску.
Орфографическая подготовка. Разбирались слова: одуван-
чик, зазеленеет, золотистую, головка, выделяется, потому что,
ярко-желтого, лепестки, поэтому, земным, нежно-голубое.
Далее учащиеся
пересказывали текст по
рисункам.
На третьем этапе урока учащиеся писали творческое изложе-
ние текста с элементами рассуждения. Учитель давал задание:
– Озаглавьте и напишите текст-рассуждение.
В ходе четвертого, заключительного, этапа урока осуществ-
лялась самопроверка.
Двадцать
первый и двадцать второй
ны составлению высказывания типа описания с элементами рассу-
ждения на основе текста-образца и детских рисунков к нему.
На двадцать
первом уроке учащиеся
кой к написанию высказывания типа описания с элементами рассу-
ждения на основе текста-образца и детских рисунков к нему
Целью урока
являлось развитие умения
определять его композицию; отбирать языковые средства.
Первый этап урока – сообщение темы и постановка учебной
задачи.
– Сегодня на уроке будем готовиться к написанию текста с элемен-
тами рассуждения.
На втором этапе урока шла подготовка к написанию высказы-
вания типа описания с элементами рассуждения. В ходе подготов-
ки осуществлялись следующие виды работ:
Знакомство с содержанием текста. Учащимся предлагалось
прочитать текст, написанный на доске.
На доске запись:
Какого цвета подснежник?
В разных местах нашей страны есть свои первые цветы ранней
весны.
На севере
подснежники зовут перелесками.
синие, голубые, а иногда и розовые. В январе на Кавказе зацветают
белые подснежники. А как хорош под Москвой лазоревый подснеж-
ник! Вы видели его крошечный колокольчик на тонкой ножке?
Вопросы по содержанию. Учащиеся отвечали на вопросы и
задания учителя:
– О чем рассказано в тексте? Какова его тема? В тексте указано
несколько мест, где растет подснежник. Назовите эти места. Ка-
кого цвета подснежник в разных местах нашей страны? Кто зна-
ет значение слова лазоревый? (Лазоревый – в народной словесно-
сти: голубой, лазурный).
Анализ текста. Учащиеся отвечали на вопросы:
– Какова тема и основная мысль текста? Сколько в нем частей?
(Две). О чем говорится в первой части? (В разных местах нашей
страны свои первые цветы ранней весны). О чем говорит автор
во второй части текста? Что он доказывает? (Рассказывает, где
какие растут подснежники. Это доказательство того, о чем ска-
зано в первой части. Это текст-рассуждение).
В итоге на доске появлялась запись:
Иллюстрирование текста.
– А какого цвета подснежники растут у нас? Какие они? Давайте
их опишем. Представьте, что вы художники и вам надо изобра-
зить подснежник, который растет у нас на Родине. Что вы нари-
суете на первом плане? Каким вы его нарисуете? Какие у него
лепестки? Какого они цвета? Какие листочки и стебелек? На ка-
ком фоне изобразите цветок? Какое время года на вашей карти-
не? Как вы это покажете?
Примерное содержание рисунка.
Фон: пейзаж – поляна в лесу. Так как весна, то на ней еще
лежит снег, но кое-где проталины, а на них цветы.
Предмет описания: на первом плане подснежник. Лепестки
у него круглые, белые; тонкая, длинная ножка и нежно-зеленые
резные листочки.
В ходе третьего этапа урока учащимся давалось домашнее за-
дание. Учитель просил нарисовать дома рисунок, на котором будет
изображен первый цветок весны – подснежник.
На двадцать
втором уроке (продолжение
урока) школьники писали высказывание типа описания с элемен-
тами рассуждения на основе
текста-образца и детских
Целью урока
было формирование умения
казывание типа описания с элементами рассуждения на основе
текста-образца и собственных детских рисунков; отбирать язы-
ковые средства для оформления высказывания; определять его
композиционную форму.
На первом этапе урока учитель сообщал тему и ставил учеб-
ную задачу.
– Сегодня на уроке будем составлять текст на основе прочитанного