Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 13:43, дипломная работа

Описание работы

В работе представлено теоретическое обоснование методики формирования коммуникативных умений младших школьников с использованием собственных рисунков детей. Кроме того, в данном пособии описана система работы по использованию собственных рисунков детей для развития речи на примере уроков русского языка в 3 классе (1-4).

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 236.39 Кб (Скачать файл)

на прошлом уроке текста-рассуждения  и ваших рисунков. Будем

учиться включать в описание элементы рассуждения.

      Второй этап  урока – подготовка к написанию  высказывания

типа описания с элементами рассуждения, в ходе которой подго-

товки осуществлялись следующие  виды работ:

      Анализ рисунков. Учащиеся отвечали на вопросы:

– Расскажите, что вы нарисовали? Что хотели показать своим

рисунком зрителю? Как  ваш рисунок можно озаглавить?

      Планирование  композиции высказывания. Учитель  отмечал:

– Текст, который вы будете создавать, – это описание цветка. Но

подснежник бывает разный. Какого же он цвета? (Белый, голубой,

розовый, лазоревый, синий  и т. д.). В первой части скажем о том,

что подснежники бывают разного  цвета. От чего это зависит? (От

того, в какой местности  он растет). Это элементы рассуждения. А

какой подснежник растет у  нас? Его описанию мы посвятим вто-

рую часть текста. Чем закончите  свой текст? Итак, из скольких

частей будет состоять ваш текст? Как вы его озаглавите?

                                                               173

 

 

      Лексико-стилистическая  работа. Учитель спрашивал:

– Какие прилагательные будете использовать для описания цвет-

ка? Составьте предложения, которые будут в первой части  тек-

ста. Каким предложением завершите  свое высказывание?

      В ходе  третьего этапа урока учащиеся  писали высказывание

типа описания с элементами рассуждения. Учитель давал задание:

– Озаглавьте и напишите текст о подснежниках.

      На четвертом  этапе урока осуществлялась самопроверка.

 

                         Обобщающие уроки

      Последние  два урока программы (23-24) нацелены  на по-

вторение знаний о типах  текстов и проверку уровня сформиро-

ванности коммуникативных  умений учащихся в процессе созда-

ния высказывания типа описания на основе текста-образца и соб-

ственного рисунка ученика  к нему.

      Двадцать  третий и двадцать четвертый  уроки были посвя-

щены составлению высказывания типа описания на основе тек-

ста-образца и собственного рисунка ученика к нему.

      Двадцать  третий урок посвящался подготовке  к написанию

высказывания типа описания на основе текста-образца и соб-

ственного рисунка ученика  к нему.

      Целью урока  было обобщение знаний о тексте; развитие

умения определять тему и  основную мысль текста; композици-

онную форму; отбирать языковые средства на основе текста-об-

разца и в процессе словесного иллюстрирования.

      Первый этап  урока – сообщение темы и  постановка учебной

задачи.

– Сегодня будем обобщать знания о тексте и готовиться к  созданию

высказывания.

      На втором  этапе урока учащиеся обобщали  знания о тексте,

отвечали на вопросы:

– Что такое текст? (Текст  – это связанные по смыслу предложения.

Текст можно озаглавить). Что такое тема текста? (Тема –  это то, о

чем говорится в тексте). Что такое основная мысль текста? (Основ-

ная мысль – это то, что хотел сказать автор своим  произведением).

Какие тексты бывают? (Текст-повествование, текст-описание, текст-

рассуждение). Назовите признаки (вопрос, схема текста, слова-по-

                                                             174

 

 

мощники), по которым мы определяем текст-повествование, текст-опи-

сание и текст-рассуждение.

(Повествование: отвечает  на вопросы что случилось? что  произош-

ло? в повествовании три  части: начало, основная часть и концовка;

слова-помощники – глаголы; события в повествовании изложены

во временной последовательности, одно событие следует за другим.

Описание: отвечает на вопрос какой? в описании главная мысль

обычно заключена в  первом предложении, в основной части  дано

описание особенностей того или иного предмета, явления, живого

существа; слова-помощники  – прилагательные; содержание изла-

гается в одном временном  плане.

Рассуждение: отвечает на вопрос почему? схема текста проста – пред-

ложение-тезис, в котором  заключена основная мысль, и основная

часть, в которой доказывается главная мысль; помогают рассуж-

дать слова потому что, поэтому, так как и др.).

      Затем учащиеся  определяли тип речи прочитанных  текстов.

Примерные тексты “Берегите  леса!”, “Медвежья семья”, “Скворцы”.

 

                         Берегите леса!

      Большую  пользу приносит лес людям.

      Из дерева  делают нужные для жизни предметы. Из бревен

строят дома. Лес хранит чистый, целебный воздух. Лес очищает  его

от пыли. Леса спасают землю  от сухих ветров. Они защищают уро-

жаи. Леса украшают землю.

      Берегите  леса!

      После восприятия  текста учитель спрашивал: –  Определите,

вид текста. Докажите, что  это текст-рассуждение.

      Затем читал  следующий текст.

 

                        Медвежья семья.

      Отправился  охотник весной в горы. Идет, слышит: за бугром

будто бык вполголоса мычит. Выглянул из-за бугра и увидел медведи-

цу с медвежатами.

      Медведица  только проснулась, закинула башку  вверх, зевает.

Медвежата тоже проснулись. Поморгали глазами, покачали башка-

ми – и схватились бороться.

      Радуются  медведи весне, солнцу и свободе.

      (По Н.  Сладкову)После восприятия текста  учитель спрашивал:

                                                               175

 

 

– Определите, вид текста. Докажите, что это текст-повествование.

     Затем читал  следующий текст.

 

                           Скворцы.

      Скворцы  – красивые птицы.

      Вот сидит  вестник весны на ветке тополя. Черная спинка его

отливает на солнце то металлическим  зеленым, то фиолетовым цве-

том. Грудь птицы в бурых  крапинках. Клюв длинный, острый. На-

блюдать скворцов надо только рано утром. Тогда можно услышать

их настоящую песню.

                                              (По А.И. Куприну)

 

     После восприятия  текста учитель спрашивал:

– Определите, вид текста. Докажите, что это текст-описание.

     В ходе третьего  этапа урока учащиеся готовились  к созданию

высказывания типа описания. В ходе подготовки осуществлялось:

     Знакомство  с содержанием текста. Учащимся  предлагалось

прочитать текст, написанный на доске.

     На доске  запись:

 

                           Черные озера.

      В Мещере  у всех озер вода разного  цвета. Особенно красивы

озера с черной водой.

      Этот цвет  воды хорош осенью. На черную  воду слетают жел-

тые и красные листья. Они  густо покрывают воду и похожи на пест-

рый ковер.

      Этот цвет  воды хорош и летом. Белые  лилии лежат на воде,

как на чудном стекле. В черной воде все отражается, будто в зерка-

ле. Трудно отличить отражение  берегов в воде от настоящих.

                                            (По К. Паустовскому)

      Вопросы  по содержанию. Учащиеся отвечали  на вопросы и

выполняли задания учителя:

– О чем рассказано в  тексте? Какого цвета вода в озерах Меще-

ры? Почему цвет воды черных озер хорош осенью? Прочитайте

описание осенних озер. Почему этот цвет хорош летом? Прочи-

тайте описание озер летом. Что  хотел показать этим описанием

автор? (Красоту природы, красоту  черных озер).

                                                               176

 

 

      Анализ текста.

– Какова тема текста? Сформулируйте  его основную мысль.

Сколько в тексте частей? (Три). Прочитайте предложение, в ко-

тором заключена основная мысль текста. О чем говорится  во вто-

рой части? (Об озерах осенью, об их красоте). О чем рассказано в

третьей? (О красоте озер летом). К какому виду отнесем данный

текст? (Описание). Докажите. (К тексту можно поставить вопрос

какие?; в первой части  заключена основная мысль; две другие

части эту мысль раскрывают; все изложено в одном времени; сло-

ва-помощники – прилагательные).

      Лексико-стилистическая  работа. Учащиеся выполняли за-

дания и отвечали на вопросы:

– Найдите в тексте прилагательные (розовый, черный, желтые,

красные, пестрый, белые, чудный, настоящий). Как автор опи-

сывает озера осенью? С  чем он сравнивает воду? (С пестрым  ков-

ром). А как описывает  озера летом? С чем он сравнивает воду? (С

чудным стеклом). Почему это  “стекло” автор называет чудным?

Какую часть речи использует автор для описания озер? (Имена

прилагательные).

      Иллюстрирование  текста. Учитель предлагал:

– Представим, что мы художники. Какие картины можно нари-

совать к данному тексту? Опишем словами озеро осенью.

      Примерное  содержание одного рисунка.

      Фон: осенний  лес.

      Предмет  описания: на переднем плане озеро.  Вода в нем

черного цвета. На воде нарисуем листья. Они желтые, красные,

оранжевые, бордовые. Листья густо покрывают воду. Она вид-

на только в отдельных  местах. На фоне яркого леса у нас  полу-

чится пространство, похожее  на пестрый ковер. На черном фоне

– разноцветные листья. Можно  изобразить листья, падающие с

деревьев.

      Краски: в  основном будем пользоваться  теплыми краска-

ми: желтой, красной, оранжевой, бордовой. Особая красота по-

лучится при сочетании  контрастных цветов – черного  и желтого

или оранжевого, красного и  желтого, оранжевого и бордового.

У нас получится сказочный  лес и сказочное озеро. Опишем сло-

вами озеро летом.

                                                            177

 

 

      Примерное  содержание другого рисунка.

      Фон: зеленый  лес.

      Предмет  описания: на переднем плане озеро.  Вода в нем

также темная, черная. На черном фоне озерной глади изобразим

белые лилии и их большие  зеленые овальные листья.

      Краски: опять  на картине рядом контрастные  цвета – чер-

ный и белый. Это придает  озеру особую красоту. Лес изобразим

зеленым, но ели и сосны  в нем более темного цвета, чем листвен-

ные деревья.

      На четвертом  этапе урока учащимся задавалось  домашнее за-

дание – нарисовать дома рисунок к тексту, предлагалось самим  выб-

рать, какой это будет  пейзаж – летний или осенний.

      На двадцать  четвертом уроке (продолжение  двадцать тре-

тьего урока) осуществлялось написание высказывания типа опи-

сания на основе текста-образца  и собственного рисунка ученика

к нему.

      Целью урока  было формирование умения создавать  текст

типа описания, опираясь на собственные рисунки и текст-обра-

зец; отбирать языковые средства для оформления высказывания;

планировать его.

      На первом  этапе урока учитель сообщал  тему и ставил учеб-

ную задачу.

– Сегодня будем создавать  текст, описывать черные озера. Помо-

гут вам в этом ваши рисунки.

      Второй этап  урока – подготовка к написанию  высказывания

типа описания. В ходе подготовки осуществлялись следующие

виды работ:

      Анализ рисунков. Учитель спрашивал:

– Расскажите, что вы нарисовали? Какие краски для этого исполь-

зовали? Что хотели показать зрителю своим рисунком? Как его

можно озаглавить?

      Учащиеся  предлагали свои заголовки рисунков.

      Планирование  высказывания. Учитель говорил:

– Мы будем создавать текст-описание. Какова его схема? О чем

расскажете в первой части? (Выскажем главную мысль). Какая

она будет по объему? (Небольшая, 1-2 предложения). О чем на-

пишете в основной части?

                                                             178

 

 

      Одни ученики  описывали осеннее озеро, другие  – летнее.

      Лексико-стилистическая  работа. Учитель спрашивал:

– Какие прилагательные будете использовать для описания озе-

ра? Запишите их на листочках. С чем сравните воду? Как бы вы

начали свой текст? Как  его можно завершить?

      На третьем  этапе урока дети писали высказывание  типа описа-

ния. Учитель давал задание:

– Озаглавьте и напишите текст, пользуясь рисунком и словами-по-

мощниками.

      При затруднениях  помогал ученикам в индивидуальном  по-

рядке.

      В ходе  четвертого этапа урока осуществлялась  самопроверка.

      Такова методика  формирования коммуникативных умений

младших школьников с использованием изобразительной нагляд-

ности.

 

                    Литература к разделу 2.3.2.:

1. Рамзаева Т.Г. Русский  язык. Учебник для 3 класса четырехлетней

  начальной школы. - М., 1992. - с. 240

2. Федоренко Л.П. Принципы  и методы обучения русскому  языку. - М.,

  1964. - 253 с.

 

          Практические занятия к разделам 2.3.1-2.3.2

 

        Практическое  занятие 1 (к разделу 2.3.1).

 Тема: Характеристика  программы организации работы  по

формированию коммуникативных  умений третьеклассников

    с использованием  изобразительной наглядности.

1. Актуализация теоретических  знаний.

Информация о работе Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности