Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 13:43, дипломная работа
В работе представлено теоретическое обоснование методики формирования коммуникативных умений младших школьников с использованием собственных рисунков детей. Кроме того, в данном пособии описана система работы по использованию собственных рисунков детей для развития речи на примере уроков русского языка в 3 классе (1-4).
Вопросы для обсуждения:
• Перечислите принципы построения программы.
• Воссоздайте схему урока, на котором используется собствен-
ный рисунок ребенка к тексту-образцу.
2. Формирование методических умений.
Задание 1.
По аналогии
создайте свою программу
боты по формированию коммуникативных умений младших
школьников на уроках русского языка во 2 классе.
Задание 2.
По аналогии
создайте свою программу
ты по формированию коммуникативных умений младших школь-
ников на уроках русского языка в 4 классе.
Практическое занятие 2 (к разделу 2.3.2).
Тема: Проектирование уроков, на которых организуется
работа по формированию коммуникативных умений
третьеклассников с
использованием детского
Формирование методических умений.
Задание 1.
Спроектируйте урок русского языка, на котором осуществляется
работа по формированию коммуникативных умений на основе
текста-повествования и собственных рисунков детей.
Задание 2.
Спроектируйте урок русского языка, на котором осуществляется
работа по формированию коммуникативных умений на основе
текста-описания и собственных рисунков детей.
Задание 3.
Спроектируйте урок русского языка, на котором осуществляется
работа по формированию коммуникативных умений на основе
текста- рассуждения и собственных рисунков детей.
Итак, параллельная
работа с текстом и
наглядностью позволяет создать у младших школьников более
целостную картину мира, привлечь их личный опыт и развить
воображение, которое способствует рождению собственных зри-
тельных образов. Двойная
мотивация для появления
ния, соединение словесных и изобразительных средств в единое
целое содействует более эффективному формированию комму-
никативных умений младших школьников.
1. Формирование коммуникативных
умений с использованием
ности.
2. Формирование у младших школьников композиционных уме-
ний с использованием изобразительной наглядности.
3. Работа над изложением
с использованием
средств наглядности.
4. Формирование умений
младших школьников по
рассуждений с использованием изобразительной наглядности.
5. Формирование умений
младших школьников по
стов-описаний с
глядности.
6. Лексико-стилистическая
работа при подготовке к
сочинений в начальной
школе с использованием
ных средств наглядности.
7. Формирование у младших
школьников структурно-
онных умений с использованием изобразительной наглядности.
8. Проблема работы по формированию коммуникативного уме-
ния совершенствовать написанное.
9. Формирование у младших
школьников коммуникативных
ний, направленных на создание текстов-описаний.
10. Развитие письменной речи младших школьников с использо-
ванием собственного рисунка (на уроках русского языка).
11. Формирование коммуникативного умения отбирать языко-
вые средства для создания высказывания (на примере обуче-
ния творческим работам).
12. Формирование коммуникативных умений младших школь-
ников с использованием
наглядности (на материале
ного описания в научно-популярном стиле).
График зависимости количества
разных слов от объема текстов,
созданных учащимися
(на основе данных Л.А.Латюк (Ходяковой))
140
120
100
Разных слов
80
60
40
20
0
0 30 100 200 300
Словоупотреблений в тексте
Эмпирическая зависимость,
"норму" словарного богатства
Приложение 2
График 2
183
От автора ..............................
Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ .
Глава 1.1. Лингвистические основы формирования коммуникативных
умений младших школьников
Раздел 1.1.1. Текст – центральное понятие методики развития
связной речи ..............................
Лингвистика текста – основа обучения связной речи
младших школьников
..............................
Понятие «текст» – важнейшее понятие методики
развития связной
речи младших школьников ..............................
Раздел 1.1.2. Теоретические сведения, необходимые
для формирования коммуникативных
умений ..............................
Умение создавать высказывание в соответствии с темой
и раскрывать основную
мысль ........................
Умение озаглавливать
высказывание ..............................
Умение связно излагать
высказывание ..............................
Умение создавать высказывание соответствующего
типа (жанра) речи
и стиля ......................
Раздел 1.1.3. Стилистика – теоретическая база обучения
связной речи младших школьников
..............................
Умение создавать
высказывание определенного
Умение отбирать языковые средства, соответствующие
типу (жанру) речи
и стилю ......................
Практические занятия к разделам 1.1.1 – 1.1.3.
Практическое занятие 1 (к разделу 1.1.1).
Тема: Текст – центральное понятие методики развития
связной речи. ..............................
Практическое занятие 2 (к разделу 1.1.2).
Тема: Теоретические сведения, необходимые для формирования
коммуникативных умений.
..............................
Практическое занятие 3 (к разделу 1.1.3).
Тема: Теоретические сведения необходимые для
формирования умения создавать высказывание
соответствующего стиля
речи. ..............................
Глава 1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования
коммуникативных умений младших школьников с использованием
изобразительной наглядности
Раздел 1.2.1. Теоретические сведения, необходимые
для формирования коммуникативных умений младших
школьников с использованием изобразительной наглядности ........... 64
Теория речевой
деятельности –
формирования коммуникативных умений младших школьников ... 64
Значимость учения о механизмах речи для методики
формирования коммуникативных умений младших школьников ... 66
Раздел 1.2.2. Роль наглядности в формировании коммуникативных
умений младших школьников
..............................
Практические занятия к разделам 1.2.1-1.2.2
Практическое занятие 1 (к разделу 1.2.1)
Тема: Психолого-педагогические основы формирования
коммуникативных умений младших школьников. ....................... 82
Практическое занятие 2 (к разделу 1.2.2)
Тема: Роль наглядности в формировании коммуникативных
умений младших школьников
..............................
Глава 1.3. Вопрос о формировании Коммуникативных умений
младших школьников в методической литературе
Раздел 1.3.1. Ученые-методисты о коммуникативных умениях .......... 84
Понятие «коммуникативные умения» в различных науках ......... 84
Обзор классификаций коммуникативных умений ......................... 85
Раздел 1.3.2. Система работы по развитию связной речи младших
школьников в аспекте формирования коммуникативных умений
с использованием изобразительной
наглядности ..............................
Раздел 1.3.3. Требования к отбору текстов-образцов ......................... 100
Раздел 1.3.4. Взаимосвязь уроков русского языка
и изобразительного искусства в работе по развитию
речи младших школьников
..............................
Практические занятия к разделам 1.3.1-1.3.4
Практическое занятие 1 (к разделу 1.3.1).
Тема: Вопрос о
формировании коммуникативных
младших школьников в методической литературе. .........................104
Практическое занятие 2 (к разделу 1.3.2).
Тема: Система работы по развитию связной речи
младших школьников.
..............................
Практическое занятие 3 (к разделу 1.3.3).
Тема: Требования к отбору текстов-образцов. ............................. 107
Практическое занятие 4 (к разделу 1.3.4).
Тема: Взаимосвязь
уроков русского языка и
искусства в
работе по развитию речи
Часть II. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
НА ТЕКСТОВОМ И
Глава 2.1. Анализ действующих программ и учебников начальной
школы по русскому языку с точки зрения использования
изобразительной наглядности для формирования
Раздел 2.1.1. Обзор действующих программ и учебников
по русскому языку для начальной школы (1999 г.) ............................. 110
Раздел 2.1.2. Анализ традиционных программ
по русскому языку с точки зрения формирования
коммуникативных умений ..............................
Раздел 2.1.3. Сравнительный анализ стабильных учебников
по русскому языку для
начальной школы ..............................
Понятие «коммуникативный
компонент учебника» ..........
Анализ учебников с точки зрения наличия в них
теоретических сведений, на основе которых формируются
коммуникативные умения
учащихся ..............................
Анализ учебников с точки зрения присутствия в них
специальных упражнений по формированию
коммуникативных умений
учащихся ..............................
Сравнительный анализ изобразительной наглядности,
имеющейся в учебниках начальной школы по русскому языку .....124
Количественное соотношение специальных заданий
по формированию
коммуникативных умений
в традиционных учебниках по русскому языку ............................ 126
Практические занятия к разделам 2.1.1-21.3.
Практическое занятие 1 (к разделу 2.1.1).
Тема: Обзор действующих программ и учебников
по русскому языку для начальной школы (1999 г.). ...................... 129
Практическое занятие 2 (к разделу 2.1.2).
Тема: Анализ традиционных программ по русскому языку
с точки зрения формирования коммуникативных умений. ......... 130
Практическое занятие 3 (к разделу 2.1.3).
Тема: Сравнительный анализ стабильных учебников
по русскому языку
для начальной школы. ..............................
Глава 2.2. Критерии оценки письменной речи младших школьников.....131
Практическое занятие 1 (к главе 2.2).
Тема: Критерии оценки
письменной речи младших
Глава 2.3. Организация работы по формированию коммуникативных
умений младших школьников с использованием изобразительной
наглядности
Раздел 2.3.1. Характеристика программы организации работы
по формированию коммуникативных умений третьеклассников
с использованием изобразительной
наглядности ..............................
Раздел 2.3.2. Описание уроков программы организации работы
по формированию коммуникативных умений третьеклассников
с использованием детского рисунка
..............................
Формирование коммуникативных умений учащихся
в процессе работы
над текстами типа