Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 13:43, дипломная работа

Описание работы

В работе представлено теоретическое обоснование методики формирования коммуникативных умений младших школьников с использованием собственных рисунков детей. Кроме того, в данном пособии описана система работы по использованию собственных рисунков детей для развития речи на примере уроков русского языка в 3 классе (1-4).

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 236.39 Кб (Скачать файл)

                   Вопросы для обсуждения:

• Перечислите принципы построения программы.

• Воссоздайте схему урока, на котором используется собствен-

ный рисунок ребенка к  тексту-образцу.

2. Формирование методических  умений.

Задание 1.

       По аналогии  создайте свою программу организации  ра-

боты по формированию коммуникативных  умений младших

школьников на уроках русского языка во 2 классе.

                                                              179

 

 

Задание 2.

     По аналогии  создайте свою программу организации  рабо-

ты по формированию коммуникативных  умений младших школь-

ников на уроках русского языка  в 4 классе.

 

        Практическое  занятие 2 (к разделу 2.3.2).

 Тема: Проектирование  уроков, на которых организуется

   работа по формированию  коммуникативных умений

  третьеклассников с  использованием детского рисунка.

Формирование методических умений.

Задание 1.

Спроектируйте урок русского языка, на котором осуществляется

работа по формированию коммуникативных  умений на основе

текста-повествования и  собственных рисунков детей.

Задание 2.

Спроектируйте урок русского языка, на котором осуществляется

работа по формированию коммуникативных  умений на основе

текста-описания и собственных  рисунков детей.

Задание 3.

Спроектируйте урок русского языка, на котором осуществляется

работа по формированию коммуникативных  умений на основе

текста- рассуждения и  собственных рисунков детей.

 

      Итак, параллельная  работа с текстом и изобразительной

наглядностью позволяет  создать у младших школьников более

целостную картину мира, привлечь их личный опыт и развить

воображение, которое способствует рождению собственных зри-

тельных образов. Двойная  мотивация для появления высказыва-

ния, соединение словесных  и изобразительных средств в  единое

целое содействует более  эффективному формированию комму-

никативных умений младших  школьников.

 

 

 

 

                                                         180  Тематика курсовых и дипломных  работ

1. Формирование коммуникативных  умений с использованием нагляд-

  ности.

2. Формирование у младших  школьников композиционных уме-

  ний с использованием  изобразительной наглядности.

3. Работа над изложением  с использованием дополнительных

  средств наглядности.

4. Формирование умений  младших школьников по созданию  текстов-

  рассуждений с использованием  изобразительной наглядности.

5. Формирование умений  младших школьников по созданию  тек-

  стов-описаний с использованием  дополнительных средств на-

  глядности.

6. Лексико-стилистическая  работа при подготовке к написанию

  сочинений в начальной  школе с использованием дополнитель-

  ных средств наглядности.

7. Формирование у младших  школьников структурно-композици-

  онных умений с использованием  изобразительной наглядности.

8. Проблема работы по  формированию коммуникативного  уме-

  ния совершенствовать  написанное.

9. Формирование у младших  школьников коммуникативных уме-

  ний, направленных  на создание текстов-описаний.

10. Развитие письменной  речи младших школьников с  использо-

  ванием собственного  рисунка (на уроках русского  языка).

11. Формирование коммуникативного  умения отбирать языко-

  вые средства для  создания высказывания (на примере  обуче-

  ния творческим работам).

12. Формирование коммуникативных  умений младших школь-

  ников с использованием  наглядности (на материале сравнитель-

  ного описания в  научно-популярном стиле).

 

 

 

 

                                                           181

 

 

                                                          Приложение 1

                                                              График 1

 

 

                  График зависимости количества

                  разных слов от объема текстов,

                       созданных учащимися

              (на основе данных Л.А.Латюк  (Ходяковой))

 

 

 

 

              140                                                  140

              120

              100                                         100

Разных слов

 

 

 

 

               80

               60                              60

               40

                                    30

               20

                0

                    0        30          100        200      300

                          Словоупотреблений в тексте

 

 

 

 

                        Эмпирическая зависимость, принимаемая  за

                        "норму" словарного богатства

 

 

 

 

                                                                     182

 

 

      Приложение 2

          График 2

 

 

 

 

183

 

 

                                             Содержание

 

От автора ........................................................................................................ 3

 

Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ .

 

Глава 1.1. Лингвистические  основы формирования коммуникативных

умений младших школьников

 

Раздел 1.1.1. Текст – центральное  понятие методики развития

связной речи ................................................................................................. 6

   Лингвистика текста  – основа обучения связной  речи

   младших школьников ........................................................................ 6

   Понятие «текст»  – важнейшее понятие методики

   развития связной  речи младших школьников ................................. 9

Раздел 1.1.2. Теоретические  сведения, необходимые

для формирования коммуникативных  умений ...................................... 14

   Умение создавать  высказывание в соответствии  с темой

   и раскрывать основную  мысль ......................................................... 14

   Умение озаглавливать  высказывание .............................................. 15

   Умение связно излагать  высказывание ............................................ 17

   Умение создавать  высказывание соответствующего

   типа (жанра) речи  и стиля ............................................................... 20

Раздел 1.1.3. Стилистика –  теоретическая база обучения

связной речи младших школьников ....................................................... 28

   Умение создавать  высказывание определенного стиля  ................. 28

   Умение отбирать  языковые средства, соответствующие

   типу (жанру) речи  и стилю ............................................................... 37

 

Практические занятия  к разделам 1.1.1 – 1.1.3.

  Практическое занятие  1 (к разделу 1.1.1).

  Тема: Текст – центральное  понятие методики развития

  связной речи. ..................................................................................... 43

  Практическое занятие  2 (к разделу 1.1.2).

  Тема: Теоретические сведения, необходимые для формирования

  коммуникативных умений. ............................................................... 46

  Практическое занятие  3 (к разделу 1.1.3).

  Тема: Теоретические сведения  необходимые для

  формирования умения  создавать высказывание

  соответствующего стиля  речи. ........................................................... 55

 

 

Глава 1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования

коммуникативных умений младших  школьников с использованием

изобразительной наглядности

 

Раздел 1.2.1. Теоретические  сведения, необходимые

для формирования коммуникативных  умений младших

школьников с использованием изобразительной наглядности ........... 64

   Теория речевой  деятельности – психологическая  основа

   формирования коммуникативных  умений младших школьников ... 64

   Значимость учения  о механизмах речи для методики

   формирования коммуникативных  умений младших школьников ... 66

Раздел 1.2.2. Роль наглядности  в формировании коммуникативных

умений младших школьников ................................................................. 70

 

Практические занятия  к разделам 1.2.1-1.2.2

  Практическое занятие  1 (к разделу 1.2.1)

  Тема: Психолого-педагогические  основы формирования

  коммуникативных умений  младших школьников. ....................... 82

  Практическое занятие  2 (к разделу 1.2.2)

  Тема: Роль наглядности  в формировании коммуникативных

  умений младших школьников .......................................................... 83

 

Глава 1.3. Вопрос о формировании Коммуникативных умений

младших школьников в методической литературе

 

Раздел 1.3.1. Ученые-методисты  о коммуникативных умениях .......... 84

   Понятие «коммуникативные  умения» в различных науках ......... 84

   Обзор классификаций  коммуникативных умений ......................... 85

Раздел 1.3.2. Система работы по развитию связной речи младших

школьников в аспекте  формирования коммуникативных умений

с использованием изобразительной  наглядности ................................. 92

Раздел 1.3.3. Требования к отбору текстов-образцов ......................... 100

Раздел 1.3.4. Взаимосвязь уроков русского языка

и изобразительного искусства  в работе по развитию

речи младших школьников .................................................................... 101

 

    Практические занятия  к разделам 1.3.1-1.3.4

    Практическое занятие  1 (к разделу 1.3.1).

    Тема: Вопрос о  формировании коммуникативных умений

    младших школьников  в методической литературе. .........................104

    Практическое занятие  2 (к разделу 1.3.2).

    Тема: Система работы  по развитию связной речи

    младших школьников. ..................................................................... 104

    Практическое занятие  3 (к разделу 1.3.3).

    Тема: Требования  к отбору текстов-образцов. ............................. 107

    Практическое занятие  4 (к разделу 1.3.4).

    Тема: Взаимосвязь  уроков русского языка и изобразительного

    искусства в  работе по развитию речи младших  школьников...... 109

 

 

Часть II. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ

КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

НА ТЕКСТОВОМ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ  МАТЕРИАЛЕ

 

Глава 2.1. Анализ действующих  программ и учебников начальной

школы по русскому языку с  точки зрения использования

изобразительной наглядности  для формирования

 

Раздел 2.1.1. Обзор действующих  программ и учебников

по русскому языку для  начальной школы (1999 г.) ............................. 110

Раздел 2.1.2. Анализ традиционных программ

по русскому языку с  точки зрения формирования

коммуникативных умений ..................................................................... 117

Раздел 2.1.3. Сравнительный  анализ стабильных учебников

по русскому языку для  начальной школы ........................................... 119

   Понятие «коммуникативный  компонент учебника» .................... 119

   Анализ учебников  с точки зрения наличия в  них

   теоретических сведений, на основе которых формируются

   коммуникативные умения  учащихся .............................................. 120

   Анализ учебников  с точки зрения присутствия  в них

   специальных упражнений  по формированию

   коммуникативных умений  учащихся .............................................. 122

   Сравнительный анализ  изобразительной наглядности,

   имеющейся в учебниках  начальной школы по русскому  языку .....124

   Количественное соотношение  специальных заданий

   по формированию  коммуникативных умений учащихся

   в традиционных  учебниках по русскому языку  ............................ 126

 

Практические занятия  к разделам 2.1.1-21.3.

  Практическое занятие  1 (к разделу 2.1.1).

  Тема: Обзор действующих  программ и учебников

  по русскому языку  для начальной школы (1999 г.). ...................... 129

  Практическое занятие  2 (к разделу 2.1.2).

  Тема: Анализ традиционных  программ по русскому языку

  с точки зрения формирования  коммуникативных умений. ......... 130

  Практическое занятие  3 (к разделу 2.1.3).

  Тема: Сравнительный анализ  стабильных учебников

  по русскому языку  для начальной школы. ................................... 130

 

 

Глава 2.2. Критерии оценки письменной речи младших школьников.....131

 

Практическое занятие 1 (к  главе 2.2).

  Тема: Критерии оценки  письменной речи младших школьников.... 137

 

Глава 2.3. Организация работы по формированию коммуникативных

умений младших школьников с использованием изобразительной

наглядности

 

Раздел 2.3.1. Характеристика программы  организации работы

по формированию коммуникативных  умений третьеклассников

с использованием изобразительной  наглядности ...............................                         143

Раздел 2.3.2. Описание уроков программы организации работы

по формированию коммуникативных  умений третьеклассников

с использованием детского рисунка .....................................................              154

   Формирование коммуникативных  умений учащихся

   в процессе работы  над текстами типа повествования  ..................                               154

Информация о работе Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности