Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 11:21, дипломная работа
Объект исследования: процесс социализации воспитанников детского дома.
Предмет исследования: формирование навыков самоорганизации как условие успешной социализации воспитанников детского дома.
Цель состоит в теоретическом обосновании педагогических условий формирования навыков социализации, воспитанников детского дома.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1. Сущность понятия «социализация» 7
1.2. Возрастные особенности воспитанников детского дома 13
1.3. Педагогические условия успешной самоорганизации воспитанников детского дома 22
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ I 29
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМООРГАНИЗАЦИИ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ЦДТ» 31
2.1.Константирующий этап эксперементального исследования 31
2.2 Система мероприятий, направленная на формирование навыков самоорганизации………………………………………………………………39
2.3. Анализ результата экспериментальной работы, по формированию навыков самоорганизации как условие успешной социализации воспитанников детского дома 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
Агенты социализации - это люди, группы, институты, которые осуществляют социализацию. [48].
Основные агенты социализации - семья, школа, друзья, сверстники, средства массовой информации и другие.
В социальной психологии социализация в специальном смысле слова является чрезвычайно важным для общества в целом и различных групп социальным процессом. Он осуществляется с помощью социальных механизмов, обеспечивающих достижение общественных и групповых целей [8].
Ещё один важный аспект социализации – профессиональная направленность. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются жертвами процесса социализации вследствие их длительного пребывания на полном государственном обеспечении в искусственно благополучных условиях детских учреждений. Воспитанникам детского дома свойственно однообразие и унификация стилей поведения, что приводит к недостаточному развитию социализации в конкретных социальных ситуациях. Своеобразная закрытость социального пространства учреждения, ограниченность социальных связей детей-сирот, сферы реализации усвоенных ими социальных норм и социального опыта, формирование единственной социально-ролевой позиции – позиции сироты – проявляются в будущем в том, что выпускники-сироты не дорожат своей жизнью, ведут асоциальный и криминальный образ жизни или, наоборот, первыми становятся жертвами различного рода преступлений. [23].
Длительное проживание в детском доме считается первичной социализацией. Социализации в процессе проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в детском доме, безусловно, затрудняют формирование у них необходимых в социуме навыков и требуют специальных социально-педагогических программ по подготовке к самостоятельной жизни в обществе.
В понимании первичной социализации личности выступает ближайшее окружение, оказывающее на нее непосредственное воздействие: семья, родители, друзья, ровесники, учителя, тренеры и т.д.
Вторичную социализацию осуществляют люди, связанные формально-деловыми отношениями, руководители учреждений, организаций официальные представители государства и его органов.
В процессе социализации индивид проходит две фазы: социальная адаптация (приспособление индивида к определенным социально- экономическим условиям, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности) и интериоризация (более сложный процесс, означающий включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека). Причем каждый раз в новой социальной среде человеку приходится отвыкать от чего-то, и наоборот, чему-то переучиваться заново. Поэтому процесс социализации включает два этапа: десоциализация — отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения и следующий за ним, более важный этап - ресоциализация, т.е. обучение новым ценностям и ролям для замены прежде недостаточно усвоенных или не соответствующих новой ситуации.
В структуру механизма социализации включают: субъектов социализации, движущие силы (деятельность, взаимодействие, проигрывание разных ролей: лидера, организатора, исполнителя, посредника), объектом социализации (получателей помощи), формы взаимодействия–средства социализации [12,]. Английский социальный психолог М. Аргайл выделяет следующие механизмы социализации: методы поощрения и наказания, мотивацию, потребности, которые А. Маслоу, разделил на базисные и метопотребности (производные); приспособление; социальную активность; ролевое общение. Авторы выделяют психологические, социально – психологические механизмы социализации, социально-педагогические механизмы: традиционный (стихийный), институционный, стилизованный, межличностный. [16].
Социализация - процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом социальных ценностей и опыта, культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.
Социализация личности является сложным процессом и происходит на трех уровнях:
Одной из причин подобной многозначности термина является то, что понятие «социализация» толкуется различно в зависимости от теоретических ориентаций исследователей [12].
Помимо фаз (этапов) процесса социализации следует выделять также понятие «содержание социализации». Взаимодействие с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает «правилам жизни» другую, называется становлением социального «Я». Содержание социализации — не только обретение социальной и экономической самостоятельности, но и формирование личности.
Существуют различные подходы к характеристике стадий социализации:
Г.М. Андреева выделяет дотрудовую, трудовую и посттрудовую стадии. [32].
Как уже говорилось, социализация человека представляет собой продолжающийся всю жизнь процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Как мы теперь знаем, на социальную роль оказывает влияние множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, она незримыми социальными нитями — правами, обязанностями, отношениями — связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации более применим термин «освоение», а не «обучение». Он шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из составных частей.
Поскольку на протяжении жизни человеку приходится осваивать не одну, а множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице, процесс социализации для человека продолжается всю жизнь. До глубокой старости он меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т. п.
На наш взгляд, социализация – это процесс вхождения человека в общество через усвоение важных социальных качеств, как следствие формирования социального опыта. Человек не играет пассивной роли в своем социальном становлении, он активен в освоении своего социального опыта. По этому можно говорить о том, что все люди, усваивая вроде бы одновременно общий для всех социальный опыт, делают это каждый по-своему.
1.2. Возрастные
особенности воспитанников
Основной особенностью социализации воспитанников интернатных учреждений является замещение одного из основных институтов социализации - семьи - учреждением. Это приводит к деформации процесса социализации, последствия которой становятся очевидными уже в первые годы жизни ребенка, воспитывающегося вне семьи.
В связи с этим возникают условия, которые могут рассматриваться как факторы, затрудняющие социализацию воспитанников интернатных учреждений, а именно: [19].
Контакты ребенка ограничены, так как учреждения интернатного типа находятся в некоторой изолированности и отстраненности от реальной жизни. В результате у воспитанников формируется недоверие и боязнь внешнего мира, в условиях жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается детдомовское «мы», дети делят мир на «свои» и» они». От «чужих» они все вместе готовы извлекать свои выгоды. У них своя особая нормативность по отношению ко всем «чужим» и «своим», детдомовцам. [42].
Эти причины определяют особенности социализации детей, воспитывающихся в учреждениях, наиболее ярко проявляющиеся у выпускников. Для последних характерно наличие следующих черт, выраженных в той или иной степени:
При отсутствии стабильности в сегодняшних условиях происходит еще большее усугубление, нагнетание неуверенности в себе, в своем будущем, агрессии по отношению к внешнему миру, так как государство не выполняет своих обязательств, а общественность считает траты на детей-сирот непомерно большими.
Все эти характеристики воспитанника детского дома можно считать разнообразными проявлениями сформировавшейся «позиции сироты». Совершенно очевидно, что именно дети-сироты должны осваивать больший объем содержания социальной адаптации, чтобы быть готовым к самостоятельной жизни: не рассчитывая на поддержку родителей, они должны уметь использовать внутренние ресурсы, творчески реализовывать жизненные планы. [18]
Влияние вышеперечисленных условий присутствует на каждом этапе возрастного развития, но проявляется по-разному.
Дети из домов ребенка имеют ограниченную способность сопереживать, понимать другого, преодолевать конфликты, устанавливать положительные отношения со сверстниками. Они мало контактируют со сверстниками, менее внимательны к действиям и состояниям партнера, не замечают обид, просьб и таких бурных эмоциональных реакций как слезы своих товарищей по играм. Игровое взаимодействие таких детей отличается однообразием и недостатком эмоциональных проявлений, они не в состоянии предпринять усилия для достижения совместного результата. С большим трудом воспитанники, оставшиеся без родительского попечения, осваивают ролевое взаимодействие в игре. Речевые проявления отличаются скудостью, ситуативностью и представляют собой указания и замечания по поводу действий сверстника, например, дай, смотри, подвинься, иди сюда и т.п.
Дети не имеют представлений о личностном времени: они ничего не знают о себе в прошлом, не представляют своего будущего. Часть детей детского дома считают, что они никогда не были маленькими, не знают, что делают маленькие дети. В своих перспективах воспитанники детского дома не ориентированы на ближайшее будущее - учение.
Готовность воспитанников детского дома к школе, чрезвычайно низкая: повышенная возбудительность в поведения приводит к тому, что они не способны решать поставленные перед собой задачи, не умеют выстраивать собственные действия, осознавать свои желания, справляться с повышенной импульсивностью. [42]
Таким образом, основной причиной трудностей социализации у детей, воспитывающихся вне семьи, является дефицит общения с взрослым. Что приводит к нарушениям практически во всех сферах развития личности: несформированности чувства привязанности, неудовлетворению потребности в общении с взрослым, поверхностности социальных связей, недоразвитию форм общения, ограниченности познавательной и функции, инициативы и самостоятельности. [42]
В младшем школьном возрасте задачи социализации, прежде всего, связаны с учебной деятельностью, и их решение в основном осуществляется школой, которая является основным институтом социализации на данном этапе возрастного развития воспитанников детского дома. Социализация воспитанников интернатных учреждений в данном случае мало чем отличается от социализации семейных детей, так как замены основного института социализации не происходит, как это было в дошкольном возрасте. В связи с этим, можно сказать, что трудности в решении задач социализации обусловлены предыдущим развитием ребенка в интернатном учреждении. [19]
Факторы, препятствующие успешной социализации воспитанников интернатных учреждений в младшем школьном возрасте, проявляются следующим образом: депривация потребности в положительном эмоциональном контакте с взрослыми определяет специфику учебной мотивации и содержание мотивационных предпочтений. Учебная мотивация воспитанников интернатных учреждений в младшем школьном возрасте в большей степени определяется потребностью в положительном отношении со стороны взрослого, стремлением привлечь к себе его внимание, а не собственно учебными мотивами. Самым главным оказывается желание заслужить одобрение учителя или воспитателя, его внимание, похвалу. Характерно также ярко выраженное доминирование желаний, непосредственно связанных с их повседневной жизнью, учением, выполнением режимных моментов, правил поведения. [24]
Высокая интенсивность контактов со сверстниками и их безусловность приводит к тому, что у воспитанников интернатных учреждений в младшем школьном возрасте практически отсутствуют адекватные формы общения с другими детьми: они не умеют наладить равноправные отношения с незнакомым ребенком, адекватно оценить свои качества, необходимые для избирательного, дружеского общения. Для них характерны агрессивность, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину, доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях и, соответственно, неспособность конструктивно разрешить конфликт.