Формирование навыков самоорганизации как условие успешной социализации воспитанников детского дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 11:21, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования: процесс социализации воспитанников детского дома.
Предмет исследования: формирование навыков самоорганизации как условие успешной социализации воспитанников детского дома.
Цель состоит в теоретическом обосновании педагогических условий формирования навыков социализации, воспитанников детского дома.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.1. Сущность понятия «социализация» 7
1.2. Возрастные особенности воспитанников детского дома 13
1.3. Педагогические условия успешной самоорганизации воспитанников детского дома 22
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ I 29
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМООРГАНИЗАЦИИ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ЦДТ» 31
2.1.Константирующий этап эксперементального исследования 31
2.2 Система мероприятий, направленная на формирование навыков самоорганизации………………………………………………………………39
2.3. Анализ результата экспериментальной работы, по формированию навыков самоорганизации как условие успешной социализации воспитанников детского дома 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59

Файлы: 1 файл

Диплом на печать..docx

— 133.32 Кб (Скачать файл)

 

Рег. №  __________

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 “Восточно-Сибирская  государственная академия  образования”

Факультет педагогики

Кафедра социальной педагогики и психологии

 

 

                                                              

Направление: 050700

Профиль: педагогика

Форма обучения:  заочная     

       

 

 

 

Чубукова Марина Сергеевна

 

Формирование навыков самоорганизации как условие успешной социализации воспитанников детского дома

Дипломная работа

 

 

 

Научный руководитель:  

Веслополова М.С.

ст.преподаватель

 

 

 

 

Работа допущена к защите _________________________ (дата)

Заведующий  кафедрой ___________________________(подпись)

Защищена на « __________________     » «___»_________   2014г

 

 

Иркутск 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность активного поиска оптимальных путей подготовки молодого поколения к жизни, формирования его ориентации в жизни, развития индивидуальности, потребностей и способностей человека, стимулирующих самореализацию - эти задачи приобретают особое значение, когда речь идет о детях-сиротах, лишенных родительской поддержки, приобретших негативный социальный опыт, отличающихся ослабленным физическим и психическим здоровьем, нравственной неустойчивостью. Мы считаем, что в детский дом приходят дети, которые жили в таких тяжелых условиях, что их эмоциональные связи и представления о связях с другими людьми оказались нарушены или извращенными.. Для того, чтобы у каждого ребенка сформировать позитивное восприятие самого себя, положительную самооценку для того, чтобы каждый воспитанник чувствовал себя полезным обществу и смог реализоваться. В процессе воспитания необходимо развивать навыки социализации, которые помогут становлению самоорганизованной личности.

От того, как происходит это взаимодействие, относительно направляемой и относительно социально контролируемой социализации, во многом зависит само изменение человека на протяжении его жизни, и в целом – его социализация. Социализация рассматривается как усвоение человеком установок, ценностей, способов мышления и других личностных качеств, которые будут характеризовать его на следующей стадии развития. Анализ жизнедеятельности выпускников детского дома показывает, что у них имеется недостаточная готовность к выходу в самостоятельную жизнь. В результате у них легко возникают эмоциональные расстройства и агрессивное поведение.

На данный момент  последствие отставания педагогических технологий работы с детьми – социальными сиротами и недостаточное их педагогическое обеспечение, и сопровождение проявляются в конечном итоге в том, что после детского дома эти дети значительно уступают детям, воспитывающимся в семьях, по всем основным параметрам социализации:

  • не сформированы необходимые жизненные навыки практического и материального порядка;
  • есть существенные трудности в общении с окружающими;
  • неумение противостоять асоциальным явлениям;
  • затруднения в построении своей семьи и личной жизни.

Мы считаем, что детский дом для наших детей становится основной моделью социального мира, и от того, как будет построен процесс воспитания, зависит приобретение социального опыта детьми, основ человеческих  взаимоотношений, умений и навыков обеспечения личной жизни и деятельности.

Воспитанники детского дома в силу их особого социального статуса часто более подвержены негативному воздействию общественных процессов, таких как потребительское отношение к жизни, дезадаптации, асоциальное поведение, наркотизация. Среди многих проблем вхождение в жизнь самостоятельно, умение строить свою семью.

Выпускники детских домов испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют общаться с взрослыми, обустраивать свой быт, составлять и соблюдать бюджет, отстаивать свои юридические права.

Таким образом социализация детей сирот –это сложный процесс, который затрагивает все стороны деятельности воспитанников.

Поставленная проблема определила нашу тему дипломной работы: «Формирование навыков самоорганизации как условие успешной социализации воспитанников детского дома». 

Объект исследования: процесс  социализации воспитанников детского дома.

Предмет исследования: формирование навыков самоорганизации как условие успешной социализации воспитанников детского дома.

Цель состоит в теоретическом обосновании педагогических условий  формирования навыков  социализации, воспитанников детского дома.

Теоретический анализ проблемы исследования позволил сформировать следующую гипотезу: формирование навыков самоорганизации как условия успешной социализации воспитанников детского дома будет эффективным, если

  1. организацию целостного процесса воспитания осуществлять через выполнение основных функций социализации:
  • создание воспитывающей духовно-нравственной среды;
  • стимулирование здорового образа жизни;
  • организация коллективной творческой деятельности.
  1. воспитанники детского дома вовлечены в работу «Центра Детского Творчества»

Достижение цели осуществляется решением следующих задач:

  1. На основе теоретического анализа психолога – педагогической литературы определить основные характеристики и особенности формирования навыков самоорганизации воспитанников детского дома.
  2. Изучить особенности организации жизнедеятельности детей, возрастные особенности подростков, проживающих в детском доме.
  3. Определить уровень формирования навыков самоорганизации, способствующий успешной социализации.
  4. Проверить эффективность условий формирования навыков самоорганизации.

Методологической основой исследования являются научные положения: о психологии сиротства: А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, М.К. Бардышевской, о социализации воспитанников детского дома; А.И. Настенкова; Н,Ф. Голованова; А.В. Мудрик; Д.В. Ярцев; И.С. Кон; Л.В. Мардахаев, о самоорганизации подростков; А.Д. Ишков; О.Н. Князькова; Ю.Н. Флигинских.

Методы исследования: анализ педагогической, психолого-педагогической и научной литературы, наблюдение, психолого-диагностические методы, индивидуальная работа, анкеты, тесты, беседы.

База исследования: ОГОУ «Детский дом» г. Усолье-Сибирского.  В исследовании принимали участие дети областного государственного образовательного учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Структура работы: оглавление, введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложение.

ГЛАВА I. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА

1.1. Сущность понятия  «социализация»

Термин «социализация», как принято считать, пришел в науку о человеке с «легкой руки» американского социолога Ф.Г.Гиддингса. В 1887 г. в книге «Теория социализации» он определил сущность этого процесса как «развитие социальной природы и характера индивида», как «подготовку человеческого материала к социальной жизни». Но как общепринятое научное понятие «социализация» начала активно работать в западной, особенно в англоязычной, философской и психологической литературе только в конце 50-х гг. XX в. [1].

 В России в начале XX в. и в первые послереволюционные  десятилетия понятие «социализация»  широко использовалось для обозначения  процесса внедрения социализма  в ту или иную отрасль хозяйства: «социализация транспорта», «социализация  лесного производства». И хотя  выдающиеся педагоги 20-х гг. XX в  серьезно обращались к педагогической  природе социализации, к проблемам  взаимосвязи воспитания и социализации, они обходились весьма разнородными  категориями: «педагогика среды» (С.Т.Шацкий), «отношения с окружающей средой» [2]. (А.С.Макаренко) «общественная среда ребенка» (П.П.Блонский). Вплоть до 80-х гг. XX в. советская педагогика объявляла социализацию предметом буржуазной науки, противостоящим воспитанию, и понятие «социализация» употреблялось исключительно в контексте критики концепций западных идеологов. [3]. 
Преобразования, происходящие в общественной жизни нашей страны, существенно меняют объективные условия социализации подрастающего поколения, и в особенности процесс социализации такой категории детей, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Это требует научного осмысления, необходимого учета новых условий в построении процесса общественного воспитания. В связи с этим проблема социализации детей детских домов становится одной из приоритетных в современных социально-педагогических исследованиях.

Социализация - это процесс усвоения человеком социального опыта и включение его в систему социальных отношений для дальнейшей трансляции социального опыта (Л.В. Мардахаев).

Социализация достаточно часто понималась как процесс приспособления ребенка к социальной среде через усвоение социальных норм. Такое понимание утверждало пассивную роль ребенка, выступающего только в качестве объекта социальных воздействий. Однако еще Л.С. Выготский отмечал ошибочность и  неправомерность такого подхода к развитию и воспитанию ребенка. По его мнению, «ребенок в конечном счете воспитывается сам»: только то, что было воспроизведено в его личном опыте может считаться усвоенным. [3].

Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны - процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. [32].

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом. [12].

Социализация - самое широкое понятие, характеризующее процесс становления личности, оно предполагает не столько сознательное усвоение готовых форм и способов социальной жизни (идей, ценностей, норм), сколько выработку собственных ориентаций, своего стиля жизни, социального опыта.

В отечественной науке большой вклад в постановку и изучение проблем социализации внес. [44]. В его работах представлены философские, социологические, социально-психологические, этнографические и педагогические аспекты социализации. По мнению, И.С. Кона, «объем понятия «социализация» несколько шире, чем «воспитание». Воспитание подразумевает, прежде всего, систему целенаправленных воздействий, тогда как социализация включает также ненамеренные, спонтанные влияния, посредством которых индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом общества.

И.С. Кон определил ряд подходов в изучении социализации:

  1. Объективный, определяющий какой тип человека стремится сформировать конкретное общество.
  2. Субъективный, определяющий как сам человек проявляет свою активность в процессе социализации, как и насколько она удовлетворяется и стимулируется обществом.
  3. Экологический, характеризующий объективные факторы и обстоятельства, влияющие на социализацию.
  4. Процессуальный, показывающий, какими путями и способами осуществляется социализация.
  5. Институциональный, выявляющий какие институты и группы осуществляют социализацию человека [44].

В социологии социализация - есть сложное научное понятие, подразумевающее процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит [27]. Социализация — непрерывный процесс. Фундамент духовного развития личности, безусловно, закладывается в юные годы. Этим, в частности, объясняется особая роль семьи в формировании личности, где жизнь преподает индивиду первые и самые впечатляющие уроки, где закладываются основы его духовного мира. [50]. Если в детстве и юности формируется преимущественно чувственно-эмоциональный компонент духовного мира личности, сугубо личностные качества — совестливость, честность, смелость и т. д., — то, вступив во взрослую самостоятельную жизнь, личность активно создает систему своих ценностных ориентации, политических взглядов, пытается осознать смысл своей жизни. С возрастом меняются социальные роли, которые выполняет личность, появляются новые связи, отношения, новый опыт. Родители, друзья, тренеры, наставники, командиры, начальники — все они учат новым ролям и мотивации их исполнения. Институты и люди, способствующие социализации, называются агентами социализации.  [39].

Информация о работе Формирование навыков самоорганизации как условие успешной социализации воспитанников детского дома