Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 11:21, дипломная работа
Объект исследования: процесс социализации воспитанников детского дома.
Предмет исследования: формирование навыков самоорганизации как условие успешной социализации воспитанников детского дома.
Цель состоит в теоретическом обосновании педагогических условий формирования навыков социализации, воспитанников детского дома.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1. Сущность понятия «социализация» 7
1.2. Возрастные особенности воспитанников детского дома 13
1.3. Педагогические условия успешной самоорганизации воспитанников детского дома 22
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ I 29
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМООРГАНИЗАЦИИ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ЦДТ» 31
2.1.Константирующий этап эксперементального исследования 31
2.2 Система мероприятий, направленная на формирование навыков самоорганизации………………………………………………………………39
2.3. Анализ результата экспериментальной работы, по формированию навыков самоорганизации как условие успешной социализации воспитанников детского дома 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
Педантичный тип поведения выражен у 5 воспитанников. Дети с этим типом поведения отличаются ригидностью, инертностью психических процессов, тяжестью на подъем, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступают редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагируют на любое проявление нарушения порядка. Пунктуальны, аккуратны, особое внимание уделяют чистоте и порядку, скрупулёзны, добросовестны, склоны жёстко следовать плану. Воспитанники в выполнении действий неторопливы, усидчивы, ориентированы на высокое качество работы и особую аккуратность, склоны к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы. С охотой уступают лидерство другим людям.
Эмотивный тип поведения свойственен 3 воспитанникам. Этот тип родственен экзальтированному, но проявления его не столь бурны. Для подростков с данным типом поведения характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная черта - гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность. Они впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди. Воспитанники остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угрожает опасность, сцена насилия может вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не "выплескиваются" наружу. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными.
Циклотимический тип поведения выявился у 3 воспитанников. Подросткам с этим типом поведения характерна смена гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий. Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажду деятельности, повышенную говорливость, скачку идей; печальные - подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми.
В подростковом возрасте можно обнаружить два варианта циклотимический акцентуации: типичные и лабильные циклоиды. Типичные циклоиды в детстве обычно производят впечатление гипертимных, но затем проявляется вялость, упадок сил, то, что раньше давалось легко, теперь требует непомерных усилий. Прежде шумные и бойкие, они становятся вялыми домоседами, наблюдается падение аппетита, бессонница, или, наоборот, сонливость. На замечания реагируют раздражением, даже грубостью и гневом, в глубине души, однако, впадая при этом в уныние, глубокую депрессию, не исключены суицидальные попытки. Учатся неровно, случившиеся упущения наверстывают с трудом, порождают в себе отвращение к занятиям. У лабильных циклоидов фазы смены настроения обычно короче, чем у типичных циклоидов. "Плохие" дни отмечаются более насыщенными дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выражены желания иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку.
После проведённой методики, которая показала нам, какие типы акцентуации личности свойственны подросткам 13-15 летнего возраста, мы видим, что доминирующую позицию занимает демонстративный тип акцентуации личности - 46,9%. Так же высокий показатель у таких типов акцентуации личности, как застревающий и гипертимический, которые составляют 40,6%, а также возбудимый - 37,5%, дистимический и экзальтированный - 31,2% и педантичный - 15,7%. Следовательно, преобладающей, является группа акцентуации поведения, в которую входят доминирующие типы поведения (демонстративный, застревающий, педантичный, возбудимый). А группа акцентуаций темперамента, куда входят менее выраженные типы поведений (гипертимический, дистимический, тревожно - боязливый, экзальтированный, эмотивный, циклотимический) показали менее высокие результаты после проведения методики.
Таким образом, тотальность патологических черт характера выступает в подростковом возрасте особенно ярко. Подросток, наделенный какой-либо акцентуацией, обнаруживает свой тип поведения в семье и в школе, со сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и в развлечениях, в условиях обыденных и привычных, и в чрезвычайных ситуациях.
Обычно такое поведение развивается в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях поведения могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптации при акцентуациях поведения либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.
Таблица 7.
Методика «Целеустремленность подростка»
№ п/п |
пол |
возраст |
Уровень воли |
1 |
М |
16 |
26 |
2 |
М |
15 |
30 |
3 |
Ж |
15 |
22 |
4 |
Ж |
15 |
16 |
5 |
Ж |
15 |
14 |
6 |
Ж |
15 |
25 |
7 |
М |
15 |
21 |
8 |
М |
16 |
16 |
9 |
М |
15 |
22 |
10 |
М |
15 |
26 |
11 |
М |
16 |
28 |
12 |
Ж |
16 |
25 |
13 |
М |
16 |
21 |
14 |
М |
16 |
22 |
15 |
М |
15 |
24 |
У учащихся исследуемой группы выявлено:
– высокий уровень целеустремленности – 43%
– средний уровень целеустремленности – 33,3%
Результаты этого теста показали, что высокий уровень воли у подростков в констатирующем увеличился с 20,0% до 43%. Средний уровень воли уменьшился с 26,7% до 17%. Низкий уровень целеустремленности, который присутствовал в констатирующем эксперименте у 53% воспитанников, после систематических привлечений в разную рода деятельность, понизился до 13%. Представленные данные говорят о положительном результате проведенных систем мероприятий с воспитанниками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении подчеркнем следующее: сущность самоорганизации мы определили как действие детей, осуществляемые самостоятельно или совместно с взрослыми по планированию, и анализу жизни в детском коллективе. И следовательно: чем полнее и лучше включены воспитанники детского дома в разнообразную деятельность, тем больше они берут на себя инициативу ее планирования, подготовки и осуществления, подведение итогов, контроля, коррекции, тем выше эффективность формирования навыков самоорганизации воспитанников детского дома.
В свою очередь создание «ЦДТ» обеспечивает системный подход к формированию гражданской позиции воспитанников, создает условия для их самопознания в самовоспитании, помогает выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в разработке системы работы детского самоуправления, воспитательных мероприятий по формированию навыков самоорганизации у воспитанников детского дома через деятельность «ЦДТ».
Таким образом, цель, поставленная в нашей исследовательской работе, достигнута, задачи выполнены, гипотеза нашла свое подтверждения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложения.1
О проведение деловой игры «Выборы председателя детского совета и руководителей объединений.»
ДЕЛОВАЯ ИГРА ВЫБОРЫ
ЦЕЛЬ:
Задачи:
Организаторы: Детский совет (орган самоуправления), администрация ОГОУ «Усольский детский дом».
Порядок проведения игры:
2.1Кандидаты готовят программу своей предвыборной деятельности, организуют встречи с избирателями, привлекая все виды агитации ( беседы, концерты, тематические встречи и т.д.)
2.2состоится встреча с участием всех кандидатов и их доверенных лиц, где будут представлены программы деятельности кандидатов на роль председателя детской организации и руководителей объединений.
3.Выборы
3.1Время голосования с 14 до 18 часов.
3.1.1. Накануне и в день голосования агитация запрещена.
3.1.2.Избератели заранее включены в списки, приходят на избирательный участок.
3.1.3. Получив от избирательной
комиссии бюллетень, в специально
отведенной кабинке избиратель
ставит знак напротив фамилии
выбранного кандидата и
3.2 В 18.00-голосование прекращается, урны вскрываются членами участковой избирательной комиссии, проводится итог голосования, составляется протокол об итогах голосования.
3.3. Результаты голосования объявляются, на торжественной стартовой линейки.
Приложение 2
Игра «Бегунок».
Цель игры – выработка
ответственности у каждого
Игра проводиться на школьных каникулах. Каждому воспитаннику выдается контрольный лист, на котором отмечаются положительные и отрицательные дела воспитанников. Воспитанник сам предлагает свои услуги взрослым по выполнению различных дел. Итоги и награждение победителей подводятся на итоговой линейке. Первый этап игры проводится только в стенах детского дома. Каждое дело оценивается в один балл. Баллы суммируются, из положительных дел вычитаются отрицательные. Общий итог игры подводиться на заседании совета Старших воспитанников.
Форма маршрутного листа для игры «Бегунок».
Добрые дела |
Плохие дела |
Дата |
Роспись воспитателя. |
Помог одеть младших детей на прогулку |
Оскорбил воспитателя |
|
Анкета для анализа игры «Бегунок».
Для детей.
1.Почему ты играешь в игру «Бегунок».
2. Как часто нужно проводить игру?
3. Что тебе нравиться в этой игре?
4. Как ты считаешь, приносит ли эта игра пользу тебе и окружающим людям?
Положение о проведении конкурса «Лучшая семья года»
Цель: Определение лучшей семьи года.