Формирование навыков самоорганизации как условие успешной социализации воспитанников детского дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 11:21, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования: процесс социализации воспитанников детского дома.
Предмет исследования: формирование навыков самоорганизации как условие успешной социализации воспитанников детского дома.
Цель состоит в теоретическом обосновании педагогических условий формирования навыков социализации, воспитанников детского дома.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.1. Сущность понятия «социализация» 7
1.2. Возрастные особенности воспитанников детского дома 13
1.3. Педагогические условия успешной самоорганизации воспитанников детского дома 22
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ I 29
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМООРГАНИЗАЦИИ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ЦДТ» 31
2.1.Константирующий этап эксперементального исследования 31
2.2 Система мероприятий, направленная на формирование навыков самоорганизации………………………………………………………………39
2.3. Анализ результата экспериментальной работы, по формированию навыков самоорганизации как условие успешной социализации воспитанников детского дома 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59

Файлы: 1 файл

Диплом на печать..docx

— 133.32 Кб (Скачать файл)

Педантичный тип поведения выражен у 5 воспитанников. Дети с этим типом поведения отличаются ригидностью, инертностью психических процессов, тяжестью на подъем, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступают редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагируют на любое проявление нарушения порядка. Пунктуальны, аккуратны, особое внимание уделяют чистоте и порядку, скрупулёзны, добросовестны, склоны жёстко следовать плану. Воспитанники в выполнении действий неторопливы, усидчивы, ориентированы на высокое качество работы и особую аккуратность, склоны к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы. С охотой уступают лидерство другим людям.

Эмотивный тип поведения свойственен 3 воспитанникам. Этот тип родственен экзальтированному, но проявления его не столь бурны. Для подростков с данным типом поведения характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная черта - гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность. Они впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди.  Воспитанники остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угрожает опасность, сцена насилия может вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не "выплескиваются" наружу. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными.

Циклотимический тип поведения выявился у 3 воспитанников. Подросткам с этим типом поведения характерна смена гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий. Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажду деятельности, повышенную говорливость, скачку идей; печальные - подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми.

В подростковом возрасте можно обнаружить два варианта циклотимический акцентуации: типичные и лабильные циклоиды. Типичные циклоиды в детстве обычно производят впечатление гипертимных, но затем проявляется вялость, упадок сил, то, что раньше давалось легко, теперь требует непомерных усилий. Прежде шумные и бойкие, они становятся вялыми домоседами, наблюдается падение аппетита, бессонница, или, наоборот, сонливость. На замечания реагируют раздражением, даже грубостью и гневом, в глубине души, однако, впадая при этом в уныние, глубокую депрессию, не исключены суицидальные попытки. Учатся неровно, случившиеся упущения наверстывают с трудом, порождают в себе отвращение к занятиям. У лабильных циклоидов фазы смены настроения обычно короче, чем у типичных циклоидов. "Плохие" дни отмечаются более насыщенными дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выражены желания иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку.

После проведённой методики, которая показала нам, какие типы акцентуации личности свойственны подросткам 13-15 летнего возраста, мы видим, что доминирующую позицию занимает демонстративный тип акцентуации личности - 46,9%. Так же высокий показатель у таких типов акцентуации личности, как застревающий и гипертимический, которые составляют 40,6%, а также возбудимый - 37,5%, дистимический и экзальтированный - 31,2% и педантичный - 15,7%. Следовательно, преобладающей, является группа акцентуации поведения, в которую входят доминирующие типы поведения (демонстративный, застревающий, педантичный, возбудимый). А группа акцентуаций темперамента, куда входят менее выраженные типы поведений (гипертимический, дистимический, тревожно - боязливый, экзальтированный, эмотивный, циклотимический) показали менее высокие результаты после проведения методики.

Таким образом, тотальность патологических черт характера выступает в подростковом возрасте особенно ярко. Подросток, наделенный какой-либо акцентуацией, обнаруживает свой тип поведения в семье и в школе, со сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и в развлечениях, в условиях обыденных и привычных, и в чрезвычайных ситуациях.

Обычно такое поведение развивается в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях  поведения могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптации при акцентуациях поведения либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.

Таблица 7.

Методика «Целеустремленность подростка»

№ п/п

пол

возраст

Уровень воли

1

М

16

26

2

М

15

30

3

Ж

15

22

4

Ж

15

16

5

Ж

15

14

6

Ж

15

25

7

М

15

21

8

М

16

16

9

М

15

22

10

М

15

26

11

М

16

28

12

Ж

16

25

13

М

16

21

14

М

16

22

15

М

15

24


 

У учащихся исследуемой группы выявлено:

– высокий уровень целеустремленности – 43%

– средний уровень целеустремленности – 33,3%

  • низкий уровень целеустремленности – 13%

Результаты этого теста показали, что высокий уровень воли у подростков в констатирующем увеличился с 20,0% до 43%. Средний уровень воли уменьшился с  26,7% до 17%. Низкий уровень целеустремленности, который присутствовал в констатирующем эксперименте у 53% воспитанников, после систематических привлечений в разную рода деятельность, понизился до 13%.  Представленные данные говорят о положительном результате проведенных систем мероприятий с воспитанниками.

                                 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении подчеркнем следующее: сущность самоорганизации мы определили как действие детей, осуществляемые самостоятельно или  совместно с взрослыми по планированию, и анализу жизни в детском коллективе. И следовательно: чем полнее и лучше включены воспитанники детского дома в разнообразную деятельность, тем больше они берут на себя инициативу ее планирования, подготовки и осуществления, подведение итогов, контроля, коррекции, тем выше эффективность  формирования навыков самоорганизации воспитанников детского дома.

В  свою очередь создание «ЦДТ» обеспечивает системный подход к формированию гражданской позиции воспитанников, создает условия для их самопознания в самовоспитании, помогает выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.   

Практическая значимость проведенного исследования состоит в разработке системы работы детского самоуправления, воспитательных мероприятий по формированию навыков самоорганизации у воспитанников детского дома через деятельность «ЦДТ».      

Таким образом, цель, поставленная в нашей исследовательской работе, достигнута, задачи выполнены, гипотеза нашла свое подтверждения.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. –– СПб.: Речь, 2004.[Текст]
  2. Малинин, Г. А., Фрадкин Ф. А. Воспитательная система С. Т. Шацкого. — М. : Прометей, [Текст] 1993.
  3. Блонский, П.П. Задачи и методы новой народной школы / П.П. Блонский // Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2т. - Т.1. - М.: Педагогика, 1979. [Текст].
  4. Настенкова, А. И. Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или реальность [Текст] / А. И. Настенкова // Молодой ученый. — 2013. — №1..
  5. Слуцкий, В.И. Феномен общественной собственности и его влияние на формирование личности воспитанников детских домов // Вопросы психологии. - 2000. - №5. [Текст]
  6. Орсаг, Ю.В. Стимулирование профессионально - личностного роста воспитанников детского дома // Школа и производство. - 2007. - №3. [Текст]
  7. Платонов, К.К.;Структура и развитие личности /; Отв. ред.: Глоточкин,   А.Д. - М.: Наука, 1986. [Текст]
  8. Астоянц, М.С. Дети-сироты: анализ жизненных практик в условиях интернатного учреждения // Социс. – 2006. – №3. [Текст].
  9. Васильева, А. Реформирование детского дома: актуальный подход // Народное образование. – 2007. – №8[Текст].
  10. Гудонис, В. Исследование социальных навыков воспитанников детского дома // Дефектология. – 2008. – №6. [Текст]
  11. Гусев ,А.А. Воспитание социальной компетентности // Детский дом. – 2003. – №8[Текст]..
  12. Дементьева, И. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке // Социальная педагогика. – 2003. [Текст].
  13. Евстифеева, Н.Б. Влияние самооценки на мотивацию достижения успеха воспитанников детских домов. – 2007. – №6. [Текст]
  14. Иващенко, Г.М., Кульпединова М.Е. Детское движение: реалии и возможности // Педагогика. – 1992. – №11/12. [Текст]
  15. Климина, О.Г. Школьные трудности воспитанников детского дома // Начальная школа. – 2004. – №2. [Текст]
  16. Копцева, О.А. Потенциал детского движения в развитии социального творчества подростков // Социально-гуманитарные знания. – 2005. – №5. [Текст]
  17. Лебедев, Д. Детское общественное движение // Воспитание школьников. – 2003. – №1. [Текст]
  18. Леонов, С.Д. Личностное самоопределение подростков в условиях детского дома // Детский дом. – 2008. – №1. [Текст]
  19. Мудрик, А.В. Социализация человека как проблема // Социальная педагогика. – 2005. – №4. [Текст]
  20. Мудрик, А.В. Социальная педагогика. – М., 2005. [Текст]
  21. Орсаг, Ю.В. Социальное партнерство детского дома как средство поддержки социально – профессионального становления воспитанников // Школа и производство. – 2008. – №8. [Текст]
  22. Орсаг, Ю.В. Стимулирование профессионально – личностного роста воспитанников детского дома // Школа и производство. – 2007. – №3.
  23. Пескова, М.Е. Особенности формирования жизненного опыта у воспитанников детского дома // Дефектология. – 2007. – №5[Текст].
  24. Подростковый возраст – все ли в норме? Комплект диагностических методик для комплексного обследования учащихся средней школы/ Авт.-сост. Екимова В.И., Демидова А.Г. – М, 2007. [Текст]
  25. Самойлова, Л. Государственные дети: из дневника воспитателя детского дома // Новый мир. – 1993. – №10. [Текст]
  26. Семенов, Г. Социализация, воспитание, развитие // Воспитание школьников. – 1999. – №6. [Текст]
  27. Словарь по социальной педагогике/ Авт.-сост. Мардахаев Л.В. – М., 2002. [Текст]
  28. Слуцкий, В.И. Феномен общественной собственности и его влияние на формирование личности воспитанников детских домов // Вопросы психологии. – 2000. – №5. [Текст]
  29. Андреева, Г.М. Социальная психология//Социология в России/Под ред. В.А. Ядова. М, 1996. С. [Текст].
  30. Цебулевская, А.Г. Влияние среды на воспитание личности // Детский дом. – 2003. – №8[Текст].
  31. Прихожан, А.М Аналетический материал о негосударственных учреждениях для детей-сирот,оставшихся без попечения родителей (Текст)/А.МПрихожан,Н.Н.Толстых//Вестник образования-1999/-№8[Текст]
  32. Ярулов, А. Детский дом готовит к жизни // Народное образование. – 1992. – №1/2. [Текст]
  33. Ярцев, Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. – 1999. – №6. [Текст]
  34. Настенкова, А. И. Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или реальность [Текст] / А. И. Настенкова // Молодой ученый. — 2013[Текст].
  35. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб.: Речь, 2004[Текст]
  36. Галагузова, М.А., Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н., Тищенко Е.Я., Дьяков Б. Социальная педагогика: курс лекций.: Учеб. пособ. для студ. высш. учебн. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. [Текст]
  37. Кон, И.С. Социология личности. М., 1997. [Текст]
  38. Крысько,  В.Г.  Психология  и  педагогика // Схемы  и  комментарии. -  М.:  Изд-во  ВЛАДОС-ПРЕСС,  2002. [Текст]
  39. Коджаспирова, Ж Г.М. Коджаспиров  А.Ю.  Педагогический  словарь.  -  М.  Академия  2001. [Текст]
  40. Социальная психология - Е.П. Белинская, О.А.Тихомандрицкая,
  41. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли. — М., 1992. [Текст]
  42. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2005. [Текст]
  43. Мустаева, Ф.А. Основы социальной педагогики: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2002. [Текст]
  44. Орловский, Г.И.  Учитель  изобразительного  искусства // Некоторые размышления.  М.:  Просвещение,  1972. [Текст]
  45. Пидкасистый,  П.И.  Педагогика.  М.:  Педагогическое  общество  России,  2000. [Текст]
  46. Проблемы  социализации  детей  и  подростков /Материалы  международной  конференции.  Минск  27 – 30  мая  1993. – Минск,  1994. [Текст]
  47. Психология: Популярный словарик/Сост. А.Д.Андреева, Т.В.Вахмянина, Н.И.Гуткина и др.; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр ″Академия″; И.Ц ″Кафедра″, 1997. [Текст]
  48. Рабочая  книга  школьного  психолога / Под.  ред.  Дубровиной  И.В. – М.:  Международная  педагогическая  академия,  1995. [Текст]
  49. Фридман, Л.М., Кулагина И.Ю. Социальная ситуация развития/ Социальная педагогика. Хрестоматия/ Сост. М.Д.Горячев/ Самарский институт управления. Самара: СМУ, 1996. [Текст]
  50. Философский словарь / Под.  ред.  Фроловой  И.Т. – М.:  Издательство  политической  литературы  1987. [Текст]
  51. .Школа  творческого  развития  личности / Под. ред.  Капустина  Н.П. – М.:  Педагогическое  общество  России,  2002. [Текст]
  52. .Настенкова, А. И. Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или реальность [Текст] / А. И. Настенкова // Молодой ученый. — 2013. — №1. [Текст]
  53. Слуцкий, В.И. Феномен общественной собственности и его влияние на формирование личности воспитанников детских домов // Вопросы психологии. - 2000. - №5. [Текст]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Приложения.1

                                Положение

О проведение деловой игры «Выборы председателя детского совета и руководителей  объединений.»

            ДЕЛОВАЯ ИГРА ВЫБОРЫ

      ЦЕЛЬ:

  • Знакомить детей с ходом проведения выборов ;
  • Активное привлечение  детских групп в процесс выборов.
  1. Этап- Организационный
  1. Этап- Предвыборная компания
  2. Этап- оглашение результатов выборов (торжественная стартовая линейка)

Задачи:

  1. Создание условий для развития правового мировоззрения и нравственно-патриотических знаний у подростков;
  2. Знакомство подростков с реальным процессом выборов, быть готовым к реализации конституционного права ищзбератся и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.
  3. Развитие демократических навыков и традиций среди подростков.

Организаторы: Детский совет (орган самоуправления), администрация ОГОУ «Усольский детский дом».

 Порядок проведения  игры:

  1. организационный
    1. создается участковая избирательная комиссия, которая составляет списки избирателей и изготавливает избирательные бюллетени.
    2. проводятся общие собрания детского дома, на которых выдвигаются кандидаты в председателя детской организации и руководителей объединений. Также кандидат может выдвинуться путем самовыдвижения.
    3. избираются доверенные лица кандидата допускается участие всего семейного коллектива.
  2. Предвыборная компания

2.1Кандидаты готовят программу своей предвыборной деятельности, организуют встречи с избирателями, привлекая все виды агитации ( беседы, концерты, тематические встречи и т.д.)

2.2состоится встреча с участием всех кандидатов и их доверенных лиц, где будут представлены программы деятельности кандидатов на роль председателя детской организации и руководителей объединений.

3.Выборы

3.1Время голосования с 14 до 18 часов.

3.1.1. Накануне и в день голосования агитация запрещена.

3.1.2.Избератели заранее включены в списки, приходят  на избирательный участок.

3.1.3. Получив от избирательной  комиссии бюллетень, в специально  отведенной кабинке избиратель  ставит знак напротив фамилии  выбранного кандидата и отпускает  бюллетень в урну.

3.2 В 18.00-голосование прекращается, урны вскрываются членами участковой избирательной комиссии, проводится итог голосования, составляется протокол об итогах голосования.

3.3. Результаты голосования объявляются, на торжественной  стартовой линейки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      Приложение 2

Игра «Бегунок».

 Цель игры – выработка  ответственности у каждого воспитанника  при выполнении трудового дела, формирование уважительного отношения  к старшим, выработка лидерских  качеств.

Игра проводиться на школьных каникулах. Каждому воспитаннику выдается контрольный лист, на котором отмечаются положительные и отрицательные дела воспитанников. Воспитанник сам предлагает свои услуги взрослым по выполнению различных дел. Итоги и награждение победителей подводятся на итоговой линейке. Первый этап игры проводится только в стенах детского дома. Каждое дело оценивается в один балл. Баллы суммируются, из положительных дел вычитаются отрицательные. Общий итог игры подводиться на заседании совета Старших воспитанников.

Форма маршрутного листа для игры «Бегунок».

 

Добрые дела

Плохие дела

Дата

Роспись

воспитателя.

Помог одеть младших детей на прогулку

Оскорбил воспитателя

 

 


Анкета для анализа игры «Бегунок».

Для детей.

1.Почему ты играешь  в игру «Бегунок».

2. Как часто нужно проводить  игру?

3. Что тебе нравиться  в этой игре?

4. Как ты считаешь, приносит  ли эта игра пользу тебе  и окружающим людям?

    

 

 

                                                                                                           Приложение 3

Положение о проведении конкурса «Лучшая семья года»

Цель: Определение лучшей семьи года.

Информация о работе Формирование навыков самоорганизации как условие успешной социализации воспитанников детского дома