Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 11:21, дипломная работа
Объект исследования: процесс социализации воспитанников детского дома.
Предмет исследования: формирование навыков самоорганизации как условие успешной социализации воспитанников детского дома.
Цель состоит в теоретическом обосновании педагогических условий формирования навыков социализации, воспитанников детского дома.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1. Сущность понятия «социализация» 7
1.2. Возрастные особенности воспитанников детского дома 13
1.3. Педагогические условия успешной самоорганизации воспитанников детского дома 22
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ I 29
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМООРГАНИЗАЦИИ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ЦДТ» 31
2.1.Константирующий этап эксперементального исследования 31
2.2 Система мероприятий, направленная на формирование навыков самоорганизации………………………………………………………………39
2.3. Анализ результата экспериментальной работы, по формированию навыков самоорганизации как условие успешной социализации воспитанников детского дома 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
Особенно обращает на себя внимание агрессивность младших школьников-воспитанников интерната по отношению ко взрослым на фоне ярко выраженного стремления к общению с ними и, одновременно, повышенной зависимости от них. [19]
У воспитанников детских домов младшего школьного возраста, как правило, не сформированы механизмы опосредования действий внутренним планом. Это проявляется в сравнительно более низком уровне формирование самоорганизации в поведении у данной группы детей. Твердый режим дня, постоянные указания взрослых, что следует делать в тот или иной момент времени, контроль со стороны взрослых - все это лишает детей необходимости самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать свое поведение и, напротив, формирует привычку к пошаговому выполнению чужих указаний. Такие условия приводят также и к неумению взять на себя ответственность за процесс общения, за то, как в нем складываются отношения, к потребительскому отношению к взрослым, тенденции ждать или даже требовать решения своих проблем от окружающих. Для воспитанников детского дома чаще всего характерно формулировать свои желания в сослагательном наклонении « Я хотел бы ...». Они, видимо, не уверены в своем праве на желание, частицей бы они как бы отстраняются от своего желания, не чувствуя себя хозяевами собственных желаний. [45]
В подростковом возрасте задачи социализации, прежде всего, связаны с возникновением и формированием «чувства взрослости», становлением психосексуальной идентичности, что предполагает расширение сферы самостоятельности и признание со стороны взрослых факта взросления ребенка и предоставление ему «взрослых» прав и обязанностей. Однако условия развития ребенка в интернатном учреждении изначально ограничивают сферу проявления самостоятельности ребенка и, как правило, «детский статус» воспитанников является более удобным для воспитателей. [27]
Формирования интимно-личностной формы общения также затруднено. С одной стороны, отношениями с другими детьми по типу «семейных», а с другой - «публичным одиночеством», невозможностью уединения. Подростки, воспитывающиеся в детском доме, проявляют недостаточно внимания к этой стороне общения со сверстниками. Им несвойственна избирательность общения, у них не сформирована потребность в эмоциональном контакте.
При этом отношения в коллективе сверстников часто строятся на основе принципов «кодекса чести», возникает детдомовская солидарность, выражаемая в позиции «Мы». Эти правила взаимопомощи не всегда совпадают с подлинными оценками нравственного содержания действий и отношений сверстников. Здесь своя особая нормативность: чужого можно провести и обидеть.
Для подростка, социальный статус которого не определён, достигнуть признания окружающих сверстников - главная жизненная цель и ценность, фактор обретения самоуважения. Он ориентируется на признание в своей среде, чаще всего через свою физическую силу, через продуктивную для него агрессию, через асоциальные формы поведения. Это свидетельствует о том, что у подростков, воспитывающихся в условиях детского дома, плохо сформированы навыки общения, умение общаться с разными людьми в различных ситуациях, как в формальных, так и неформальных ситуациях.
Таким образом, воспитанники интернатных учреждений в подростковом возрасте испытывают трудности при формировании чувства взрослости и интимно-личностной формы общения. [27]
В юношеском возрасте задачи социализации связаны с достижением статуса «взрослого», что предполагает освобождение от опеки взрослых, а также личностное и профессиональное самоопределение. Однако их решение осложняется условиями развития ребенка в интернатном учреждении. Эти условия, с одной стороны, не предполагают наличия эмоциональной зависимости ребенка от взрослого, от которой надо освободиться, а с другой стороны, не способствуют расширению зоны ответственности и самостоятельности ребенка. [45]
При этом особенности ценностных ориентаций детей-сирот состоят в том, что они проявляют более низкую активность и демонстрируют меньшую уверенность в своих ценностных установках. У них возникают сложности с формированием образа половой роли, обеспечивающим адекватную полоролевую идентичность, так как в их повседневной жизни ограничен круг моделей полоролевого поведения. Их картина мира, как правило, не соответствует должному уровню развития личности; планы не заполнены реальным содержанием, носят конкретный характер, воспитанники не ориентированы на ближайшее будущее, в них, как правило, не определено, что и как делать для достижения своих целей, и они с трудом представляют себе свое будущее. Подростки и юноши испытывают трудности в профессиональном самоопределении. С одной стороны, их выбор ограничен недостаточностью знаний о профессиональном мире и существующей распределительной системе, а с другой стороны, уровнем интеллектуального развития и образовательным статусом. Возможности получения профессионального обучения ограничены отсутствием общежития при многих профессиональных училищах, нежеланием директоров ПУ брать на себя ответственность за ребёнка – сироту. Ограниченность «пространства обитания», отсутствие важнейшего фактора - мнения родителей - осложняют поиск профессии для себя и себя в профессии у воспитанников детского дома. Больше половины выпускников детских домов не имеют осознанных профессиональных намерений. Многие выпускники этих учреждений вступают в самостоятельную жизнь без чётких жизненных и профессиональных ориентиров, что зачастую приводит к печальным последствиям. [32]
Юноши с трудом вступают в близкие эмоциональные контакты, потребность в общении у них снижена. Часто они замыкаются в своем кругу, не стремятся к расширению контактов с внешним миром и даже боятся его.
Перспектива возвращения в родительскую семью требует от юноши формирования отношения к родителям, исходя из причин, из-за которых он оказался в сиротском учреждении. Воспитанник детского дома вынужден принимать решения по вопросу, непростому и для взрослого человека.
Условия детского дома не способствуют полноценному участию молодых людей в общественной жизни, росту социальной ответственности, расширению экспериментального пространства. [27]
Каждому человеку в обыденной жизни необходимо освоение бытовых навыков и умений. Есть основания полагать, что уровень освоения их в сиротских учреждениях поверхностный, так как в детском доме воспитанники избавлены от необходимости готовить пищу, приобретать одежду и обувь и ухаживать за ней. Этим детям никогда не будет достаточно того внимания, которое они получают. Для работающих с таким ребенком педагогов очень важно, с одной стороны, все время удерживать доброжелательный контакт, а с другой стороны, не позволять спекулировать на этой доброжелательности. Нужно понять, что дети, пережившие годы без любви и защиты, чтобы выжить, должны были научиться манипулировать людьми, вызывать жалость, вымогать привилегии. Жизнь учила их не самым лучшим способам борьбы за существование, и долг учителей - объяснять и показывать на примерах, что с добрыми и порядочными людьми ложь и вымогательство дают результат, обратный желаемому. И при этом ни в коем случае не раздражаться, всегда раскрывать ситуацию с точки зрения интересов ребенка, начинать разговор с фразы: «Я понимаю, тебе обидно. Я, наверное, тоже обиделся бы, если бы не знал, что…» А дальше попытаться обратиться к лучшим чувствам ребенка, к его доброте, его сочувствию, его объективности. [19] И поразительно, как быстро эти чувства начинают развиваться, с какой радостью ребенок начинает ощущать себя сильнее, счастливее, благополучнее. Чем спокойнее и доброжелательнее будут взрослые, тем скорее ребенок избавится от агрессии и истерии. Чем чаще он будет слышать, какой он хороший, тем скорее окрепнут хорошие качества, а недостатки будут приходить в рамки возрастной нормы.
1.3. Педагогические
условия успешной
Понятие «самоорганизация» было введено в педагогику в 70-е годы XX века и имеет различные определения в педагогической и психологической литературе: как деятельность и способность личности, связанная с умением организовать себя (К.К. Платонов); как организация человеком собственного труда, своего времени в процессе труда и отдыха (Н.В. Кузьмина); как осознанная совокупность мотивационно - личностных свойств, согласующихся с индивидуальными (природными) особенностями субъекта, оптимально воплощаемыми в приемах и результатах деятельности (Н.С. Копеина)
Самоорганизация – качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. [7] Это способность подчинять свое поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь. Говоря о формировании у школьников самоорганизации, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. [32]
По определению Запорожца А.В. «Самоорганизация — интегральная совокупность природных и социально приобретенных свойств, воплощенная в осознаваемых особенностях воли и интеллекта, мотивах поведения и реализуемая в упорядоченности деятельности и поведения».
Так, например, С.Б. Елканов (1989) предлагает рассматривать самоорганизацию в контексте проблемы профессионального самовоспитания, как структурный элемент такой группы приемов самовоспитания как «самовоздействие». К основным формам самоорганизации С.Б. Елканов относит самонаблюдение, самоконтроль, самоотчет, самоанализ, самоинструктирование и самооценку.
Н.С. Копеина (1989) рассматривает самоорганизацию как осознанную совокупность мотивационно-личностных свойств, согласующихся с индивидуальными (природными) особенностями субъекта, оптимально воплощаемыми в приемах и результате деятельности. Интегральным фактором самоорганизации, по мнению исследователя, выступают разноуровневые свойства личности, объединяющие категории самосознания деятельности и определяющие стратегию деятельности субъекта. В качестве структурных компонентов самоорганизации Н.С. Копеина выделяет мотивы, стиль деятельности, самопознание, как совокупность самооценок основных свойств личности и др. Учитываются и внешние факторы самоорганизации - различные техники умственного труда, систематичность, регулярность занятий и т.п. Организация внешних факторов с учетом природных, нейродинамических, а также интеллектуальных, характерологических и других свойств индивида позволяет, по мнению автора, добиться оптимального варианта самоорганизации для каждого человека.
Самоорганизация может быть выражена в разной степени, она не свойственна инфантильным субъектам, т. е. тем людям, которые в процессе индивидуального развития не имели условий для полноценного становления механизмов саморегуляции. Самоорганизация у них не приобрела четкую нацеленность, осознанность, контролируемость. Первым признаком высокой самоорганизации следует считать активное самосознание себя как личности. И если процесс самовоспитания преимущественно направлен в будущее, то самоорганизация предполагает, что этот процесс происходит в настоящее время. Одним из показателей развития самоорганизации является соответствие жизненных выборов (профессии, друзей и т. д.) индивидуальным особенностям личности. Самоорганизация – это показатель личной зрелости человека, интегральная совокупность природных и социально приобретенных свойств человека, воплощенную в осознаваемых особенностях воли и интеллекта, мотивах поведения и реализуемую в организации деятельности, поведения.
В самоорганизации выделяют следующие функциональные компоненты: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, волевая регуляция, коррекция. Принцип самоорганизации имеет в виду рациональную, осознанную самоорганизацию, под которой мы понимаем умение ребенка без систематического внешнего контроля, без помощи и стимуляции со стороны взрослого самостоятельно и рационально организовывать и проводить свою деятельность по осуществлению принятых целей. Самоорганизация– сложный и длительный процесс последовательной деятельности детей вместе с взрослыми через решение постоянно усложняющихся жизненных задач, поэтому в работе с детьми исходим из понятий «сам», «самостоятельно». [27] Самостоятельность – качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это, по мнению педагогов и психологов, способность подчинять свое поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь. А как понимают, что такое «сам» младшие подростки? Большинство из опрошенных воспитанников детского дома 3 – 4 классов считают, что «сам» – это когда дети делают все сами, без взрослых, одни, когда никто не заставляет и не командует, не руководит и не подсказывает. Самостоятельно - «значит, захотел и сделал», «как придумал, так и будет». Суть понятия дети усваивают очень точно. «Осознание своего «Я» ведет ребенка к пониманию того, что человек становится личностью, когда он добровольно подчиняет свои действия моральным требованиям общества, коллектива, осознает их содержание и значение, способен ставить перед собой нравственные цели и вырабатывать решения применительно к конкретным обстоятельствам, оценивать свои поступки и действия окружающих, воспитывать себя»
Самоорганизация является сознательным процессом совершенствования эмоциональных, морально-волевых черт характера в деятельности, которая направлена на разрешение, развитие личностно значимых задач.
Приоритетную роль здесь играют общественная среда, а также условия развития способности (потенциала) самоорганизации, присущие личности с высоким уровнем самоорганизации основные качества: [41]
Существующие основы самоорганизации личности позволяют эффективно выполнять определенные виды деятельности: