Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 11:21, дипломная работа
Объект исследования: процесс социализации воспитанников детского дома.
Предмет исследования: формирование навыков самоорганизации как условие успешной социализации воспитанников детского дома.
Цель состоит в теоретическом обосновании педагогических условий формирования навыков социализации, воспитанников детского дома.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1. Сущность понятия «социализация» 7
1.2. Возрастные особенности воспитанников детского дома 13
1.3. Педагогические условия успешной самоорганизации воспитанников детского дома 22
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ I 29
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМООРГАНИЗАЦИИ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ЦДТ» 31
2.1.Константирующий этап эксперементального исследования 31
2.2 Система мероприятий, направленная на формирование навыков самоорганизации………………………………………………………………39
2.3. Анализ результата экспериментальной работы, по формированию навыков самоорганизации как условие успешной социализации воспитанников детского дома 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
Самоорганизация – это также имеющая интеллектуально-волевую направленность способность личности, развиваемая в деятельности.
Кроме того, самоорганизация заключается в деятельности личности по четкой упорядоченности собственной жизнедеятельности; в способности, умении организовать себя. Проявляется такая самоорганизация в самоанализе, целеустремленности, самооценке, жестком самоконтроле, самоограничении. [36] Самоорганизующаяся личность умеет рационально жить:
Таким образом, на данном этапе развития теории понятие «самоорганизация» является весьма неоднозначным и потому рассматривается очень многосторонне. Отсюда и принципиальные различия в исследовательских подходах. В одном случае объектом изучения становится деятельность, ее структура, в другом - таким объектом выступает субъект, его свойство или комплекс личностных свойств. Представители третьего, интегрального подхода стремятся к совмещению двух предыдущих. Исследователи, работающие в рамках четвертого, технического подхода, направляют свои усилия на поиск эффективных приемов организации умственной деятельности.
Вопрос самостоятельной деятельности детей в процессе игры рассматривался многими авторами (Р.А, Иванкова, Н.Я. Михайленко, А.П. Усова и др.), тем не менее, следует отметить, что еще недостаточно развита методика и нет конкретных рекомендаций, указывающих, каким образом обучать детей способам самоорганизации.
К среднему уровню отнесены умения: организовать вокруг своего интересного занятия других детей; распределить роли (если это игра), задания (если это труд); выбрать план совместных действий, при этом уметь уступить, в принятии более интересного способа действия, замысла и т.п., самостоятельное преодоление трудностей.
И к высокому уровню отнесены умения: организовать вокруг своей любимой деятельности детей по общему интересу к деятельности. Данный уровень, один из самых высоких, показывает умение детей объединиться для интересующей их деятельности не только по дружеским симпатиям, но и по наличию общего интереса
А. Н. Леонтьева рассматривает организованность как то, что позволяет человеку выполнять требования, поставленные перед ним, следовательно, самоорганизация – это умение самостоятельно и успешно справляться с различного рода трудностями.
Н. С. Пантина отмечает, что неправильное формирование основ самоорганизации берёт начало в «ситуации разрыва», называя такое положение, когда ребёнок, создающий какой-либо продукт, не может справиться с этим делом, так как не владеет необходимыми средствами его создания. В результате возникает как бы разрыв между тем продуктом, который должен быть получен и тем, который реально создаёт ребёнок. Следовательно, в формировании организованности велика роль взрослых, которые должны показать и объяснить те средства, которые помогут ребёнку справиться с трудностью. А уже затем проконтролировать систематическое закрепление им приобретённых умений.
Самоорганизация – это сознательная работа над собой с целью совершенствования эмоциональных и морально-волевых черт характера в деятельности, направленной на развитие и разрешение личностно значимых задач. Самоорганизованная личность воспитывается через влияние внешней среды на внутреннюю потребностно-мотивационную сферу данной личности. Причём, приоритетную роль играют общественная среда, средовые условия для развития способности к самоорганизации. [48]
Навыки самоорганизации - компоненты практической деятельности, эмоциональных и морально-волевых черт характера, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, направленной на развитие и разрешение личностно значимых задач, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.
Основные качества, присущие личности с высокой самоорганизацией: творческая самостоятельность мысли, уверенность в себе, отсутствие тревожности по поводу своего престижа. Деятельность, связанная с процессами обобщения (свёртывания) и переноса информации; деятельность с целью самопроверки полученных результатов (сравнение, рефлексия), направленная на культурное оздоровление личности (здоровьесбережение), - выбор этих видов деятельности предопределён качествами, характерными для личности с высокой самоорганизацией. Самоорганизация важно не только для жизни организации, но и для собственного саморазвития, ведь, человек никогда не должен находиться на одном месте, он постоянно должен двигаться, притом только вперед. [36]
Таким образом, можно сделать следующий вывод
Самоорганизация - это проверенный и верный путь к достижению своей цели, это один из составляющих карьерной лестницы. Хочешь быть успешным и независимым, начни работать с себя, самоорганизуй себя при выполнении любого дела. Самоорганизация зависит от сформированности волевой стороны личности и ее самовоспитания.
На наш взгляд: самоорганизация - это самонаблюдение, самоанализ, самопознание мотивационно-личностных свойств, жизненных выборов, социально приобретенных особенностей воли человека.
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ I
Исходя из вышесказанного, среди приоритетных направлений социализации в детском доме должно стать создание условий, способствующих успешной социализации детей-сирот через их полноценное участие во всех сферах социальных отношений. Так-как социализация – это процесс вхождения человека в общество через усвоение важных социальных качеств, как следствие формирования социального опыта. Человек не играет пассивной роли в своем социальном становлении, он активен в освоении своего социального опыта. Поэтому можно говорить о том, что все люди, усваивая вроде бы одновременно общий для всех социальный опыт, делают это каждый по-своему.
Каждому человеку в обыденной жизни необходимо освоение бытовых навыков и умений. Есть основания полагать, что уровень освоения их в сиротских учреждениях поверхностный, так как в детском доме воспитанники избавлены от необходимости готовить пищу, приобретать одежду и обувь и ухаживать за ней. Этим детям никогда не будет достаточно того внимания, которое они получают. Нужно понять, что дети, пережившие годы без любви и защиты, чтобы выжить, должны были научиться манипулировать людьми, вызывать жалость, вымогать привилегии. Жизнь учила их не самым лучшим способам борьбы за существование, и долг учителей - объяснять и показывать напримерах, что с добрыми и порядочными людьми ложь и вымогательство дают результат, обратный желаемому.
И, следовательно: чем полнее и лучше включены воспитанники детского дома в разнообразную деятельность, тем больше они берут на себя инициативу и планирование, подведение и осуществление, итогов, контроля, коррекции, тем выше эффективность формирования навыков самоорганизации.
Навыки самоорганизации - компоненты практической деятельности, эмоциональных и морально-волевых черт характера, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, направленной на развитие и разрешение личностно значимых задач, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМООРГАНИЗАЦИИ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ЦДТ»
2.1. Определение
исходного состояния проблемы
формирования навыков
Соотношение критериев и методов определения уровня формирования навыков самоорганизации
критерии |
методики |
1) Самооценка подростка |
С.А.Будасси Самооценка личности |
2) Целеустремленность |
исследования целеустремленности подростка. Р. Кеттелла (фактор Н). |
3) Разумное управление своим поведением |
методика изучения поведения личности К. Леонгарда - С. Шмишека. |
Способность подростков к адекватной самооценке, выступает как один из показателей сформированности навыков самоорганизации у воспитанников. Только познав и оценив себя, воспитанник может более сознательно, а не стихийно управлять своим поведением и заниматься самовоспитанием, формируя навыки самоорганизации. Следующим показателем сформированности навыков самоорганизации выступает целеустремленность воспитанника, которая подтверждает что у подростка уже сформирована такая важная сторона личности как способность двигаться к поставленной цели . Они в состоянии дать оценку своим поступкам, хотя нередко затрудняются объяснить мотивы, побудившие их совершать подобное. Для того чтобы деятельность воспитанника не приводила к бездумным поступкам и не способствовала бы возникновению криминогенной обстановки, необходимо формировать у них умения самоанализа, адекватную самооценку, разумное управление своим поведением и быть целеустремленным. Все эти умения приобретаются в процессе успешного овладения подростками навыками самоорганизации.
Настоящее исследование осуществлялось на базе Областного Государственного учреждения для детей сирот, оставшихся без попечения родителей «Детский дом г. Усолье –Сибирское»
Система эксперимента осуществлялось поэтапно в течение всего года: на начальном этапе была использована методика: «Самооценка личности».
Выявление адекватной самооценки основано на сравнении испытуемым собственной оценки степени выраженности у себя личностных качеств в группе с оценками других людей (воспитателей, учителей, друзей) этого же испытуемого; и методика С.А.Будасси (приложение №1) направленности личности, уровня самооценки, мотивации достижения цели. Испытуемым раздали карточки с таблицей и провели инструктаж:
«Сначала выберите из перечисленных 20 слов наиболее неприятное для вас. Поставьте напротив этого слова (в колонке «идеал») цифру 1. Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наиболее неприятное качество и поставьте напротив этого слова цифру 2. И так далее. Потом из этих же слов выберите качество, наименее характерное для вас. И поставьте напротив этого качества в колонке « Реальное Я» цифру 1. Далее из оставшихся 19 слов также выберите наименее характерное для вас качество и поставьте напротив этого слова цифру 2.
Данная методика позволила определить характеристику поведения личности в зависимости от ее самооценки.
Таблица 2.
Результаты исследования уровня самооценки личности
Уровень самооценки |
Результат |
Адекватная |
20% |
Заниженная |
25% |
Завышенная |
55% |
При изучении уровня самооценки по методике С,А .Будасси 55% испытуемых воспитанников детского дома показали завышенный уровень самооценки. Это значит, воспитанники детского дома с завышенной самооценкой гипертрофированно оценивают свои достоинства, ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям. Здоровые качества личности: достоинство, гордость самолюбие - перерождаются в высокомерие, тщеславие, эгоцентризм. Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обуславливают чрезмерную самоуверенность, это обедняется социальными и психологическими особенностями подростков, воспитывающихся в условиях детского дома, что является своеобразной реакцией самозащиты.
У 25% подростков заниженная самооценка. Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. При заниженной самооценке человек характеризуется другой крайностью, противоположной самоуверенности,- чрезмерной неуверенностью в себе. Неуверенность, часто объективно необоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, комплекс неполноценности.
Это отражается и во внешнем виде человека: голова втянутая в плечи, походка нерешительная, он хмур, не улыбчив. Окружающие иногда принимают такого человека за сердитого, злого, неконтактного и следствием этого становится изоляция от людей, одиночество.
И лишь у 20% воспитанников детского
дома адекватная самооценка, предлагающая
равное познание человеком своих достоинств,
так и недостатков. В основе оптимальной
самооценке, выражающейся через положительное
свойство личности - уверенность, лежат
необходимый опыт и соответствующие знания.
Уверенность в себе позволяет человеку
регулировать уровень притязаний и правильно
оценивать собственные возможности применительно
к различным жизненным ситуациям. Уверенного
человека отличают решительность, твердость.
Умение находить и принимать логические
решения, последовательно их реализовывать.
Познав и оценив себя, воспитанник может более сознательно, а не стихийно управлять своим поведением самовоспитанием, развивая навыки самоорганизации.
Методика «целеустремленность подростка»
Данная методика является фрагментом методики многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (фактор Н).