Формирование навыков самоорганизации как условие успешной социализации воспитанников детского дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 11:21, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования: процесс социализации воспитанников детского дома.
Предмет исследования: формирование навыков самоорганизации как условие успешной социализации воспитанников детского дома.
Цель состоит в теоретическом обосновании педагогических условий формирования навыков социализации, воспитанников детского дома.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.1. Сущность понятия «социализация» 7
1.2. Возрастные особенности воспитанников детского дома 13
1.3. Педагогические условия успешной самоорганизации воспитанников детского дома 22
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ I 29
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМООРГАНИЗАЦИИ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ЦДТ» 31
2.1.Константирующий этап эксперементального исследования 31
2.2 Система мероприятий, направленная на формирование навыков самоорганизации………………………………………………………………39
2.3. Анализ результата экспериментальной работы, по формированию навыков самоорганизации как условие успешной социализации воспитанников детского дома 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59

Файлы: 1 файл

Диплом на печать..docx

— 133.32 Кб (Скачать файл)

Основная система мероприятий направлена на сотрудничество с отделом по молодежной политике и спорту проводит совместные занятия по камандообразованию, проведению календарных праздников. Организует работу по уборке территорий, семейных комнат и территории детского дома в целом. Перечисленные выше формы работы дают возможность каждому ребенку самореализоваться, найти себя, заняться любимым делом.

В данной деятельности у ребят развиваются навыки самоорганизации, самоконтроля, самоуправления.

2.3. Анализ результата  экспериментальной работы по формированию навыков самоорганизации.

На данном контрольном этапе целью нашего исследования было проверить эффективность проведенной нами работы: повысился ли уровень развития навыков самоорганизации, целеустремленности и управление своим поведением воспитанников детского дома. Критериями навыков самоорганизации выступали; уровень самооценки, целеустремленности и управление своим поведением. Для этого мы вновь использовали такие методики как: «Как самооценка личности» С.А.Будасси.

Таблица № 5

            Результаты исследования уровня  подростка

Критерии самооценки

Начало года

Конец года

Адекватная

20%

25%

Заниженная

25%

22%

Завышенная

55%

43%


 

При изучении уровня самооценки по методике С,А .Будасси 43% испытуемых воспитанников детского дома показали завышенный уровень самооценки. Это значит, воспитанник детского дома с завышенной самооценкой гипертрофированно оценивают свои достоинства, ставят перед собой более высокие цели, чем те которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям. Здоровые качества личности: достоинство, гордость самолюбие - перерождаются в высокомерие, тщеславие, эгоцентризм. Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обуславливают чрезмерную самоуверенность, это обедняется социальными и психологическими особенностями подростков воспитывающихся в условиях детского дома, что является своеобразной реакцией самозащиты.

У 22% подростков заниженная самооценка. Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. При заниженной самооценке человек характеризуется другой крайностью, противоположной самоуверенности,- чрезмерной неуверенностью в себе. Не уверенность, часто объективно необоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, комплекс неполноценности.

Это отражается и во внешнем виде человека: голова втянутая в плечи, походка нерешительная, он хмур, не улыбчив. Окружающие иногда принимают такого человека за сердитого, злого, неконтактного и следствием этого становится изоляция от людей, одиночество.

И лишь у 25% воспитанников детского дома адекватная самооценка, предлагающая равное познание человеком своих достоинств, так и недостатков. В основе оптимальной самооценке, выражающейся через положительное свойство личности - уверенность, лежат необходимый опыт и соответствующие знания. Уверенность в себе позволяет человеку регулировать уровень притязаний и правильно оценивать собственные возможности применительно к различным жизненным ситуациям. Уверенного человека отличают решительность, твердость. Умение находить и принимать логические решения, последовательно их реализовывать.  Таким образом результаты диагностики самооценки личности незначительно, но все же изменились: у 5% подростков с заниженной и завышенной на адекватную.

Завышенная самооценка составляет 20%, заниженная 15%. Таким образом, показатели у  воспитанников детского дома не значительно, но  изменились.

                       Результаты диагностики.                        

Таблица 6.

Представленность подростков с различными  типами поведения

Название поведения

Количество подростков выбравших определённый тип поведения

Процентное соотношение

1. Демонстративное

10

51,20%

2. Застревающее

9

44,60%

3. Педантичное

54

16,70%

4. Возбудимое

10

39,50%

5. Гипертимическое

12

41,60%

6. Дистимическаое

10

31,20%

7. Тревожное

4

12,50%

8. Экзальтированное

10

31,20%

9. Эмотивное

3

9,40%

10. Циклотимное

3

9,40%


Полученные данные позволили отметить преобладание у большинства подростков демонстративной акцентуации характера - 46,9%. Сравнительно часто встречается застревающая и гипертимическая акцентуации, которые составляют 40,6%, а также возбудимая (37,5%), дистимическая и экзальтированная (31,2%) и педантичная (15,7%) . Выделенные К. Леонгардом 10 типов акцентуированных личностей разделены на две группы (см. таблицу 7)

                                                                                                         Таблица 7

Типы поведений выбор воспитанников

 

Типы поведений

кол-во

воспи-ков

Типы поведений

кол-во

воспи-ков

1. демонстративный

15

5. Гипертимический

13

2. Застревающий 

13

6. Дистимический

10

3. Педантичный 

5

7. Тревожно - боязливый 

4

4. Возбудимый 

12

8. Экзальтированный 

10

   

9. Эмотивный 

3

   

10. Циклотимический

3


 

После проведённого исследования проанализируем полученные результаты.

Из 32 воспитанников это у 15, это чуть меньше половины всех испытуемых, выражен демонстративный тип поведения, который относится к акцентуации характера. Личность с таким типом поведения характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Воспитанники склоны к фантазерству, лживости и притворству, направленные на приукрашивание своей персоны, авантюризму, артистизму, к позерству. Ими движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает их. Они демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональную лабильность и лёгкую смену настроения, при отсутствии действительно глубоких чувств, склонность к интригам, при внешней мягкости манер общения. У подростков с демонстративным типом акцентуации отмечается беспредельный эгоцентризм, жажда восхищения, сочувствия, почитания, удивления. Обычно похвала других в их присутствии вызывает у них особо неприятные ощущения, они этого не выносят. Стремление к компании обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исключительное положение. Самооценка сильно далека от объективности.

Могут раздражать своей самоуверенностью и высокими притязаниями, сами систематически провоцирует конфликты, но при этом активно защищаются. Обладая патологической способностью к вытеснению, они могут полностью забыть то, о чем они не желают знать. Это расковывает их во лжи. Обычно лгут с невинным лицом, поскольку то, о чем они говорят, в данный момент, для них является правдой; по-видимому, внутренне они не осознают своей лжи, или же осознают очень неглубоко, без заметных угрызений совести. Способны увлечь других неординарностью мышления и поступков.

Застревающий тип поведения предпочли 13 испытуемых. Это говорит о том, что у них умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдают от мнимой несправедливости по отношению к ним. В связи с этим проявляют настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствительны к обидам и огорчениям, уязвимы, подозрительны, отличаются мстительностью, долго переживают происшедшее, не способны "легко отходить" от обид.

Для них характерна заносчивость и поэтому часто выступают инициаторами конфликтов. Самонадеянность, жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие часто приводит их к настойчивому утверждению своих интересов, которые они отстаивают с особой энергичностью. Стремятся добиться высоких показателей в любом деле, за которое берутся и проявляют большое упорство в достижении своих целей. Основной чертой таких воспитанников, является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в проявлении аффектов, в мышлении, в моторике.

Так же 13 воспитанников предпочли гипертимический тип акцентуации темперамента. Воспитанники этого типа отличают большой подвижностью, общительностью, болтливостью, выраженностью жестов, мимики, пантомимики, чрезмерной самостоятельностью, склонны к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими людьми. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Воспитанники с таким типом поведения, обладают повышенной самооценкой, они веселые и легкомысленные, поверхностные и, вместе с тем, деловитые, изобретательны, блестящие собеседники. Это люди, которые умеют развлекать других. Они энергичные, деятельные, инициативные.

Большое стремление воспитанников к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие или терпят неудачу. Они испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям. Им трудно переносить условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность и вынужденное одиночество.

Возбудимый тип поведения проявился у 12воспитанников. Это говорит о том, то у детей развита недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями сочетаются с властью физиологических влечений. Им характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сами и являются активной, провоцирующей стороной. Они раздражительны, вспыльчивы, часто меняют место работы, не уживаются в коллективе. У воспитанников отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, тяжеловесность поступков. Для них никакой труд не становится привлекательным, работают лишь по мере необходимости, проявляют такое же нежелание к учёбе.Воспитанники равнодушны к будущему, целиком живут настоящим, желая извлечь из него массу развлечений. Повышенная импульсивность или возникающая реакция возбуждения гасятся с трудом и могут быть опасны для окружающих. Они могут быть властными, выбирая для общения наиболее слабых.

Дистимический и экзальтированный типы акцентуации темперамента выраженный у одинакового количества испытуемых (10 воспитанников).

Воспитанники с дистимическим типом  поведения отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, медлительностью и слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседе, даже молчаливость. Такие  воспитанники являются домоседами, индивидуалистами. Общество и шумные компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы, заторможены, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни. Они добросовестны и ценят тех, кто с ними дружит и готовы им подчиниться, располагают обостренным чувством справедливости, а также замедленностью мышления.

Воспитанники с экзальтированным типом обладают яркой чертой - способностью восторгаться, восхищаться, а также - улыбчивостью, ощущением счастья, радости и наслаждения. Эти чувства у них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние - от печальных. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость.

Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Но так же они могут быть паникёрами и зачастую подвержены сиюминутным настроениям. Воспитанником свойственна порывистость. Они легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики.

Информация о работе Формирование навыков самоорганизации как условие успешной социализации воспитанников детского дома