Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 11:21, дипломная работа
Объект исследования: процесс социализации воспитанников детского дома.
Предмет исследования: формирование навыков самоорганизации как условие успешной социализации воспитанников детского дома.
Цель состоит в теоретическом обосновании педагогических условий формирования навыков социализации, воспитанников детского дома.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1. Сущность понятия «социализация» 7
1.2. Возрастные особенности воспитанников детского дома 13
1.3. Педагогические условия успешной самоорганизации воспитанников детского дома 22
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ I 29
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМООРГАНИЗАЦИИ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ЦДТ» 31
2.1.Константирующий этап эксперементального исследования 31
2.2 Система мероприятий, направленная на формирование навыков самоорганизации………………………………………………………………39
2.3. Анализ результата экспериментальной работы, по формированию навыков самоорганизации как условие успешной социализации воспитанников детского дома 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
Эта методика представляет собой тест опросника, содержащий 13 вопросов (Приложение 2).
Обработка данных опроса: за ответы «а» и «в» начисляется по 2 балла, за ответ «б» – 1 балл. Учитываются ответы «да» по пунктам 1,2,4, б, 8,10, 12,13 и ответы «нет» по пунктам 7, 9, 11. Высчитывается общая сумма баллов.
Чем больше набранная сумма баллов, тем больше выражена целеустремленность воспитанника (см. таблицу 3).
Таблица 3.
Уровень целеустремленность подростка
№ п/п |
пол |
возраст |
Уровень целеустремленности |
1 |
М |
16 |
22 |
2 |
М |
15 |
24 |
3 |
Ж |
15 |
21 |
4 |
Ж |
15 |
12 |
5 |
Ж |
15 |
10 |
6 |
Ж |
15 |
21 |
7 |
М |
15 |
19 |
8 |
М |
16 |
12 |
9 |
М |
15 |
20 |
10 |
М |
15 |
22 |
11 |
М |
16 |
24 |
12 |
Ж |
16 |
21 |
13 |
М |
16 |
18 |
14 |
М |
16 |
19 |
15 |
М |
15 |
16 |
У воспитанников исследуемой группы выявлено:
В результате исследования в данной группе выявлены результаты целеустремленности у воспитанников детского дома. В основном преобладает низкий уровень целеустремленности воспитанников, есть часть подростков, у которых имеется высокий уровень целеустремленности, но также имеет место и присутствие средней по уровню целеустремленности у воспитанников детского дома.
К группе с низким уровнем развития исследуемого качества целеустремленности отнесены воспитанники, которые знают, какая личность является целеустремленной, но не проявляющие достаточного старания, силы воли для проявления целеустремленности. К этой группе отнесены воспитанники, которые в силу разных причин (долга, необходимости, престижа класса, боязни порицания и т.д.) эпизодически работают над своим поведением. Сюда же отнесены ребята с положительными тенденциями, но не умеющие организовать себя и свое время также в силу различных причин (из-за несобранности, рассеянности, неприспособленности, пробелов в знаниях). Этих учащихся характеризует общий низкий уровень основных знаний, умений и навыков и культуры поведения. Отсутствие ряда компонентов целеустремленной личности (чаще всего, умения ставить цель, организовать деятельность, анализировать), интерес к вопросам воспитания и развития личности у этих ребят почти не проявляется (только в крайних случаях необходимости и, чаще всего, при нажиме извне), самостоятельности и инициативы в их работе не наблюдается. В основном, они - пассивные исполнители конкретных поручений и заданий, не требующих больших усилий и самостоятельности. Поручения выполняются не всегда, при возможности отказываются. Самообразованием и самовоспитанием занимаются мало, имеют смутное представление об идеале.
Средний уровень развития целеустремленности у подростков в учебно-воспитательном процессе характеризуется тем, что они знают, какая- личность является целеустремленной, но не всегда поступают на уровне этих знаний, выборочным проявлением желания и интереса к учебе. Но отличаются пассивностью в проявлении интереса и инициативы при распределении поручений воспитывающего характера, нерешительностью в выборе вида деятельности из-за отсутствия уверенности в себе, достаточных знаний, умений и навыков. У воспитанников данной группе имеют смутное представление о роли целеустремленности в дальнейшей жизни, об адекватности знаний и поступков. Для них характерна' непоследовательность в действиях, еще не всегда ясно представляют себе пути достижения поставленной цели, в результате чего у них появляется неуверенность. Воспитанники данной группы присуще проявление интереса ко многим сторонам школьной жизни, связанным с выполнением поручений и частичное самообразование и самовоспитание в определенных ситуациях. У них уже сформировалось достаточно четкое представление об идеале, пытаются обосновать свой выбор, хотя часто он не вполне правдоподобен.
К группе с высоким уровнем развития целеустремленности были отнесены подростки, знающие, какая личность является целеустремленной, и поступающие соответственно своим знаниям. У них уже выработан идеал, выбору которого дается полное обоснование, они целеустремленно движутся к нему. Подростки данной группы сами намечают цели, средства, определяют деятельность и анализируют результат. У них выработаны навыки самообразования и самовоспитания. В различных ситуациях они, чаще всего, следуют своему идеалу, поставленной цели. Для них характерен устойчивый интерес к знаниям, умениям и навыкам, к участию во внеклассных мероприятиях: умеют самостоятельно и четко определять цель и задачи своей деятельности, обосновать их, найти пути их решения, правильно спланировать свои силы, возможности и время, умеют сделать критический анализ выполненной работы, выделить достигнутое и неудачи.
В результате полученных результатов можно сделать вывод, развитие и формирование целеустремленности у воспитанников на данном этапе слабое, необходима воспитательная работа. Занятия будут состоять из упражнений, направленных на реализацию поставленных целей.
По третьему критерию была проведена методика изучения поведения личности К. Леонгарда - С. Шмишека. Опросник предназначен для диагностики типа определения поведения. Основная задача опросника - определение типов поведения. В основе опросника лежит представление К. Леонгарда о структуре поведения . Испытуемым была предложена следующая инструкция: вам предлагаются утверждения и вопросы, касающиеся Вашего поведения. Если Вы согласны с утверждением, то ответьте «да», если же не согласны, то ответьте «нет». Над ответами долго думать не следует, правильных и неправильных ответов здесь быть не может. Тестируемым подросткам дается текст опросника, бланк ответов, время не ограничено, по окончании процедуры тестирования результаты интерпретируются в соответствии с ключом и делаются выводы. Оценивание уровня акцентуированного выражения личности производится по ключевой таблице. Личность считается акцентуированной, если полученная величина превышает 18 и это свидетельствует о выраженности данного типа акцентуации. Максимальная сумма баллов получаемых в результате тестирования - 24. По некоторым источникам, признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Другие же на основании практического применения опросника считают, что сумма баллов в диапазоне от 15 до 19 говорит лишь о тенденции к тому или иному типу поведения. И лишь в случае превышения 19 баллов черта характера.
Исследования по методике изучения поведения личности К.Леонгарда - С.Шмишека
После проведённого исследования результаты были интерпретируемы в соответствии с ключом к данному тесту и подсчитаны средние значения по акцентуации. Затем мы подсчитали у скольких воспитанников выражен тот или иной тип поведения и составили таблицу по полученным результатам (см. таблицу 4).
Таблица 4
Представленность подростков с различными типами поведения по методике изучения поведения К. Леонгарда - С. Шмишека
Название поведения |
Количество подростков выбравших определённый тип поведения |
Процентное соотношение |
1. Демонстративный |
15 |
46,90% |
2. Застревающий |
13 |
40,60% |
3. Педантичный |
5 |
15,70% |
4. Возбудимый |
12 |
37,50% |
5. Гипертимический |
13 |
40,60% |
6. Дистимический |
10 |
31,20% |
7. Тревожный |
4 |
12,50% |
8. Экзальтированный |
10 |
31,20% |
9. Эмотивный |
3 |
9,40% |
10. Циклотимный |
3 |
9,40% |
Отметить преобладание у большинства воспитанников демонстративного поведения- 46,9%. Сравнительно часто встречается застревающая и Гипертимическое поведение, которые составляют 40,6%, а также возбудимое (37,5%), дистимическое и экзальтированное (31,2%) и педантичная (15,7%) .
После проведённой
методики, которая показала нам,
какие типы поведения
Таким образом, тотальность патологических черт характера выступает в подростковом возрасте особенно ярко. Подросток, наделенный какой-либо акцентуацией, обнаруживает свой тип поведения в семье и в школе, со сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и в развлечениях, в условиях обыденных и привычных, и в чрезвычайных ситуациях.
2.2. Система мероприятий, направленное на формирование навыков самоорганизации.
Общей целью нашей системы мероприятий является «воспитание, социально-педагогическая поддержка, становления и формирования высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Помимо набора отдельных кружков, в детском доме создан «Центр детского творчества», представляющий единую структуру организации воспитательной работы в детском доме.
Цель: « Центра детского творчества» создание сплоченного, дружного коллектива, формирование активной жизненной позиции, раскрытие творческой индивидуальности личности воспитанников.
Задачи:
Детским коллективом разработан устав « ЦДТ» где определены права и обязанности членов сообщества.
Детский совет (форма самоуправления)- это основная форма деятельности ЦДТ. Детский совет-управление жизнедеятельностью детского коллектива, осуществляемое воспитанниками совместно с педагогами детского дома, основанное на инициативе самостоятельности, творчестве, чувстве ответственности, взаимопомощи и организаторских способностей воспитанников детского дома. В своей деятельности ученическое самоуправление руководствуется Законом РФ «Об образовании». Конвенцией ООН о правах ребенка. Уставом детского дома, а также настоящим Положением и локально-правовыми актами детского дома. В детском доме функционирует четыре объединений ; «Здоровье», «Труд», «Знание», «Досуг», возглавляют работу объединений руководители, выбранные общим, тайным голосованием и ответственный педагог, который курирует работу объединений.
ЦДТ призван активно
содействовать становлению