Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 11:21, дипломная работа
Объект исследования: процесс социализации воспитанников детского дома.
Предмет исследования: формирование навыков самоорганизации как условие успешной социализации воспитанников детского дома.
Цель состоит в теоретическом обосновании педагогических условий формирования навыков социализации, воспитанников детского дома.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1. Сущность понятия «социализация» 7
1.2. Возрастные особенности воспитанников детского дома 13
1.3. Педагогические условия успешной самоорганизации воспитанников детского дома 22
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ I 29
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМООРГАНИЗАЦИИ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ЦДТ» 31
2.1.Константирующий этап эксперементального исследования 31
2.2 Система мероприятий, направленная на формирование навыков самоорганизации………………………………………………………………39
2.3. Анализ результата экспериментальной работы, по формированию навыков самоорганизации как условие успешной социализации воспитанников детского дома 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ЦДТ организует конкурс «Лучшая семья года». Основная форма работы ЦДТ: КТД; конкурсы; деловая игра; семинары, конференции, беседы,
Детское самоуправление строится на принципах:
Детский совет собирается один раз в неделю, осуществляет свою работу в соответствии с планом работы. Детский совет ведет документацию:
Данное мероприятие способствует развитию самоорганизации, самостоятельности в принятии решений, развитию коллектива, творческой активности и инициативы.
«ЦДТ» состоит из объединений: «Здоровье», «Труд», «Знание», «Досуг».
Объединение «Здоровье»
Основной акцент идет на развитие умений и обучение детей движениям, двигательным действиям, формированию физических качеств, ознакомление с правилами физических упражнений.
1) Организация двигательного
режима: двигательная активность
создает энергетическую основу
для роста и формирования
Двигательная активность - хорошее средство психогигиены ребенка. Концентрация возбуждения в нервных центрах, связанных с работой мышц ведет их к активному торможению, которые берут на себя нагрузку при умственной работе. Движения снимают умственное напряжение, стрессы, раздражение и утомляемость, улучшают самочувствие детей.
Во время физических
упражнений формируются такие
личностные качества как
Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил личной гигиены - комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой, обувью. При выработке гигиенических навыков необходимо придерживаться следующих правил:
Навыки становятся прочными, если они постоянно закрепляются.
Большое значение имеет активный отдых, главная задача которого - доставить детям удовольствие, создать радостное настроение. Очень важно чтобы все дети были активны, радостны, раскрепощены, дружелюбны по отношению друг к другу. Участие в спортивных занятиях и играх улучшают формирование речи и мышления.
Эффективным средством воспитания, обучения и оздоровления является туристический поход. Основная цель похода - оздоровительная, а важнейшая из задач - формирование ЗОЖ.
Совместная деятельность на природе способствует не только физическому развитию, самоорганизации и нравственному воспитанию, формирует положительные эмоции, объединяет детей.
Объединение «Труд»
Труд способствует воспитанию всесторонне развитой, самоорганизованной и конкурентоспособной личности, готовой к самостоятельной жизни.
Все воспитанники детского
дома вовлекаются в
Большое внимание уделяется
формированию навыков по уходу
за зеленой зоной детского
дома. Дети активно участвуют
в работе по уходу за
Планируемые результаты воспитательной деятельности:
Цель: выработка ответственности
за порученное дело, формирование
уважительного отношения к
Задачи:
Объединение «Знание»
1. Организационный момент:
2. Коррекционно-развивающая работа перед самоподготовкой:
Пример: Ребята, давайте настроимся на успешную работу. Закройте глаза, пространство разделите на две части: темная - это все негативное, что окружает вас в процессе подготовки уроков, вам предстоит в течении двух часов писать, решать, отвечать на вопросы, что-то у вас не получиться и вы будете выполнять это задание снова и снова, а так хочется выйти на улицу, пообщаться с друзьями, посмотреть телевизор, заняться своим любимым делом , но вам необходимо заниматься еще два часа и от этих мыслей становиться грустно и тоскливо. Светлая: а теперь давайте перенесемся в другую часть пространства, она светлая, ведь вы знаете, что занимаетесь, вы становиться умнее, развивается ваша память, внимание, мышление, речь. Вы узнаете много нового, тренируете свою волю. А завтра в школе вы, не боясь, сможете ответить на любой вопрос учителя, решите любую задачу, сможет получить хорошую оценку и этим порадует не только себя, но и учителя, воспитателя. А как вам будет приятно, когда самоподготовка закончиться, заняться своим любимым делом.
Вот некоторые варианты мотивирующих высказываний воспитателя: «Как человек становится умным? Прочитал 1000 умных книг и стал умным? Нет. Человек становится умным, когда думает, ищет на каждый вопрос свой ответ. Сначала на маленькие вопросы, не очень трудные, а постепенно – на сложные и большие. Вот и мы с вами будем развивать свой ум прямо сейчас, выполняя задание по предмету (математика) или др.
Регулирующую роль в самостоятельной деятельности воспитанников играет ограничение времени на выполнение задания, но предмету. В учебном классе желательно установить часы так, чтобы они были видны с каждого рабочего места. Воспитатель объявляет, сколько минут отводится на выполнение задания.
5. Деление ребят на группы, звенья, пары, назначение контролеров
6. Самостоятельная работа воспитанников над выполнением домашних заданий.
Во время самоподготовки должна активно работать учебная доска, имеющаяся в каждой группе.
Доска — это « инструкционное поле»: здесь плакаты с памятками, план, алгоритмы выполнения заданий; познавательные задачи. Воспитатель должен показать образец действий.
7. Индивидуальная работа
со слабоуспевающими
8. Дополнительная работа на закрепление материала.
Работа по карточкам, решение занимательных задач, ребусов, кроссвордов, повторение таблицы умножения, чтение интересных книг.
9. Работа с детьми, раньше других выполнившими домашнее задание
(Сюрпризный момент, игра,
вручение воспитаннику яркого
конверта с хитроумной
10. Контроль выполнения заданий (частичный, индивидуальный, фронтальный)
Воспитатель подбирает формы контроля по- своему усмотрению:
11. Во время самоподготовки
рекомендуется использовать
12. Подведение итогов.
Форму проведение итогов воспитатель может выбрать сам.
Объединение «Досуг»
Объединения досуг, цель которого в создании условий для самоорганизации, самореализации, развития инициативы и творчества на основе разнообразной творческой деятельности.
Задачи:
Деятельность объединения «досуг» обеспечивает участие детей в социальных отношениях и развитие творческих способностей, рассматривается нами как актуализация индивидуальных способностей личности, которая ведет к самоорганизации личности как субъекта и , опираясь на потребности подростка, приводит к активности в сфере личностного роста.
«ЦДТ» помогает каждому воспитаннику познать и раскрыть себя: свои возможности, способности, стать самостоятельным. Брать на себя ответственность за свои поступки и вырасти достойным человеком и гражданином своего отечества. На сегодняшний день, современное общество требует, чтобы молодые люди активную жизненную позицию, были творческими и инициативными, самостоятельными, способными к дальнейшей социализации и адаптации на рынке труда. «ЦДТ» помогает решить данные требования. А также способствует развитию в ребенке нравственных качеств: доброты и милосердия по отношению к окружающему миру и к себе, развитию самоорганизации, самостоятельности и формированию активной жизненной позиции. В сообществе «ЦДТ» дети живут под девизом «Твори добро», в рамках нашей системе мероприятий действует Волонтерское движение. Мы организуем помощь «Дому малютки», «Дому ветеранов». Наша помощь заключается в организации концертных программ. Театральных постановок, в уборе территорий, в оказании внимания и помощи тем, кто в этом нуждается. В «ЦДТ» найдется дело по душе и по способностям, каждый сможет найти способ реализовать себя в той или иной деятельности и поэтому в нашем сообществе один из принципов- принцип « Всеобщей талантливости» . В нашем сообществе «ЦДТ» мы создаем условия для того . чтобы каждый ребенок чувствовал себя спокойным , уверенным, значимым и полезным обществу.
Основная форма реализации системы мероприятий –»Центр Детского Творчества» и «Детский совет» (приложение №1). Детский, полноправный орган самоуправления, который ведет активную работу по организации жизни детей в детском доме и за его приделами при непосредственном участии взрослых, что способствует развитие навыков самоорганизации.