Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 11:18, дипломная работа
Цель исследования – теоретическое обоснование и изучение педагогического мастерства у воспитателей детского дошкольного учреждения.
Гипотеза исследования – если воспитатели овладеют современными методами диагностики профессиональных умений, а также будут включены в разнообразные тренинги, то это повысит педагогическое мастерство воспитателей детского дошкольного учреждения.
Цель и гипотеза определили необходимость решения следующих задач:
1. Проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме педагогического мастерства в дошкольном учреждении.
2. Изучить особенности педагогического мастерства у воспитателей
детского дошкольного учреждения.
3. Проследить влияние тренингов, на формирование педагогического мас-
терства.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА У ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО
ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ……………………………………………. 8
1.1. Сущность и структура деятельности воспитателя детского дошкольного
учреждения………………………………………………………………… 8
1.2. Индивидуальный стиль педагогического общения и индивидуальный
стиль деятельности воспитателя детского дошкольного учреждения… 31
1.3. Понятие о профессионально-педагогическом самосовершенствовании
воспитателя детского дошкольного учреждения……………………….. 39
ГЛАВА II. ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
МАСТЕРСТВА У ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ…. 52
2.1. Диагностика педагогического мастерства в дошкольном учреждении.. 52
2.1.1. Профессиональные умения воспитателя детского дошкольного
учреждения…………………………………………………………. 54
2.1.2. Индивидуальный стиль педагогического общения воспитателя
детского дошкольного учреждения………………………………. 58
2.2. Влияние тренингов на повышение профессионального мастерства
воспитателя……………………………………………………………….. 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………. 79
В ходе работы над дипломным проектом были разрешены все поставленные задачи: проанализированы психолого-педагогические исследования по проблеме педагогического мастерства в дошкольном учреждении; изучены особенности педагогического мастерства у воспитателей детского сада; прослежено влияние тренингов на формирование педагогического мастерства воспитателя дошкольного учреждения.
Вот так писал о мастерстве педагога А.С. Макаренко: «Я добивался освоения мастерства: сначала даже не веря, да есть ли такое мастерство, или нужно говорить о так называемом педагогическом таланте. Но разве можем мы положиться на случайное распределение талантов? Сколько у нас таких особенно талантливых воспитателей? И почему должен страдать ребенок, попавший к неталантливому воспитателю? Можем ли мы строить воспитание советского детства и юношества в расчете на талант? Нет. Нужно говорить только о мастерстве, то есть о действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном умении» [49, 198].
Список использованной литературы
1. Азарко Н.В. Задачи акмеологии как науки в системе профессионального мастерства воспитателя детского сада // Развитию полесского региона - энергию молодых ученых: Мат-лы науч. конф. / Под ред. Н.Н.Егоровой. – Мозырь: МГПУ, 2000. – С. 3-5.
2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1988. – 208 с.
3. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. – М., 1968. – 315 с.
4. Архипова Е.А. Формирование педагогического мастерства и педагогического творчества студентов факультета дошкольного воспитания // Мат-лы респ. науч. конф. В 2 ч. Ч.1 / Редкол.: Л.Ф.Мирзаянова и др. – Барановичи: БГВПК, 2001. – С. 43-47.
5. Бараева Е.И. Педагогическое мастерство и творчество педагога // Философия. Культура. Общество: Сб. тр. молодых ученых и аспирантов / Под ред.: Я.С.Яскевич, В.И.Гамова, В.В.Пула. – Мн.: РИВШ БГУ, 2001. – С. 136-138.
6. Блонский П.П. Введение в дошкольное воспитание. – М., 1915. – 167 с.
7. Богомаз С.Л. Представление о себе как профессионале у воспитателей дошкольных учреждений // Современные тенденции трудового обучения и воспитания молодёжи: Мат-лы респ. науч.-практ. конф. – Витебск, 1999. – С. 163-167. 8. Будник Н. Путь к творчеству // Пралеска. – 2002. - № 6. – С. 21-22.
9. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: Пособие для восп-ля дет. сада. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с.
10. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада. – Мн.: Народная асвета, 1986. – 160 с.
11. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Л.Н.Каплан. – М.: Просвещение, 1983. – 80 с.
12. Влияние педагогического мастерства воспитателя на формирование личности ребенка: Метод. рек. / Сост. С.Е.Кулачковская, Ю.А.Приходько. – Киев, 1988. – 22 с.
13. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. – М., 1979. – 391 с.
14. Воронина С.М. Дошкольное воспитание (проблемы, перспективы) // Минская школа. – 2001. - № 2. – С. 26-28.
15. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. – М.: Просвещение, 1991. – 305 с.
16. Воспитателям детского сада: Сб. тр. / Сост. А.Ф.Третьякова. – Магадан. кн. изд., 1966. – 142 с.
17. Гладкова Е.В. Формирование личности воспитателя детского сада в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дис. … канд. псих. наук: 19.00.07 / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И.Герцена. – Л., 1991. – 18 с.
18. Голдаева Г. Воспитатель – конструктор педагогической деятельности // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 8. – С. 61-63.
19. Горький А.М. О молодежи и детях. – М., 1938. – С. 25.
20. Готовимся к аттестации: Метод. пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: «Детство-Пресс», 2002. – 144 с.
21. Денякина Л. Педагогическая диагностика как движущая сила развития образовательного учреждения. – М., 1999. – 68 с.
22. Диагностика социально-педагогических качеств педагогов: Метод. рек. / Сост. Л.Н.Башлакова. – Мн., 1992. – 45 с.
23. Диагностика социально-перцептивных умений воспитателя: Метод. рек. / Под ред. Т.Ф.Федотова. – Мн., 1990. – 28 с.
24. Дошкольник: обучение и развитие / Под ред. В.Н.Белкина, Н.Н.Васильева, Н.В.Елкина. – Ярославль: Акад. Холдинг, 2001. – 255 с.
25. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. – М.: Новая школа, 1995. – 128 с.
26. Исмагилова А.Г. Индивидуальный стиль педагогического общения воспитателя детского сада: Автореф. дис. … канд. псих. наук: 19.00.01.- М., 1989. – 17 с.
27. Исмагилова А.Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада // Вопросы психологии. – 2000. - № 5. – С. 65-71.
28. История дошкольной педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М.Ф.Шабаева, В.А.Ротенберг, И.В.Чувашев и др.; Под ред. Л.Н.Литвина. – М.: Просвещение, 1989. – 352 с.
29. Камiнская С.А. Да пытання развiцця прафессiяналiзму у будучага педагога-выхавальнiка // Весцi Бел. дзярж. пед. ун-та. – 1999. - № 1. – С. 8-13.
30. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М.: Педагогика, 1990. – 142 с.
31. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-ое изд., перераб. и доп. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 416 с.
32. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика педагогического взаимодействия. – Мн., 1993. – 86 с.
33. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Непрерывное
образование и самообразование как средство
развития профессионально-
34. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Что такое педагогическое общение // Дошкольное воспитание. – 1985. - № 6. – С. 45-49.
35. Комарова Т. Воспитатель детского сада … Каким он должен быть? // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 3. – С. 3-5.
36. Концепция дошкольного образования Республики Беларусь // Пралеска. – 2001. - № 1. – С. 5-11.
37. Корчак Я. Как любить ребенка / Пер. с пол. – М., 1990. – 475 с.
38. Коротаев А.А., Тамбовцева Т.С. Исследование индивидуального стиля педагогического общения // Вопросы психологии. – 1990. - № 2. – С. 62-69.
39. Красная Е.В., Панферов В.Н. Психологический анализ проблемных ситуаций, возникающих в работе воспитателя детского сада // Вопросы психологии. 1991. - № 4. – С. 46 – 50.
40. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А.Карпенко; Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: Просвещение, 1985. – 410 с.
41. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. – М.: Просвещение, 1973. – 288 с.
42. Кухарев Н.В., Решетько В.С. Стимулирование педагогического творчества. – Мн.: Ред. журн. «Адукацыя i выхаванне», 1997. – 144 с.
43. Кухарев Н.В. Педагог
– мастер – педагог –
44. Кухарев Н.В., Решетько
В.С. Диагностика
45. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей: Пер. с англ. – М., 1992. – 245 с.
46. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1973. – 235 с.
47. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. – Мн., 1977. – 195 с.
48. Макаренко А.С. Собрание сочинений: В 7 т. – Мн., 1951. – Т.4. – 502 с.
49. Макаренко А.С. Собрание сочинений: В 7 т. – Мн., 1977. – Т.5. – 485 с.
50. Макоско В.В. Личность педагога – воспитателя вуза и профессионализм: аксиологический подход // Современные подходы к организации воспитательной работы в условиях общежитий. – Мн., 2004. – С. 35 – 41.
51. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 190 с.
52. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. – СПб., 1997. – 285 с.
53. Мерлин В.С. Индивидуальный стиль общения // Психологический журнал. -1982. - № 4.– Т.3. – С. 43-46.
54. Мастера дошкольного воспитания / Сост. Н.А.Реуцкая. – М.: Просвещение, 1991. – 197 с.
55. Методическая работа в дошкольном учреждении: Метод. рек. / Сост. В.П.Дуброва, Е.П.Милашевич. – Витебск, 1992. – 73 с.
56. Николаева А.Б. Психологические особенности влияния личности воспитателя детского сада на дошкольников: Автореф. дис. … канд. псих. наук: 19.00.07. – М., 1985. – 18 с.
57. Ожегов С.И. Лексикология, лексикография, культура речи. – М., 1974. – 365 с.
58. О развитии новых форм дошкольного образования // Обруч. – 2000. - № 1. – С. 1-7.
59. Орлов А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя // Вопросы психологии. – 1988. - № 1. – С. 26-27.
60. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / Под ред. И.А.Зязюна. – М.: Просвещение, 1989. – 302 с.
61. Основы профессионального самосовершенствования педагога дошкольного учреждения: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Е.А.Панько. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 2001. – 156 с.
62. Павлова Л.П. Педагогический практикум по курсу «Педагогическое мастерство воспитателя» / Могил-кий гос. пед. инст-т им. А.А.Кулешова. – Могилёв, 1997. – 40 с.
63. Панько Е.А. Важное условие профессионального совершенствования воспитателя // Пралеска. – 2002. - № 2. – С. 31-36.
64. Панько Е.А. Воспитатель детского сада: Психология: Пособие для педагога дошкольного учреждения. – Мн.: Народная асвета, 1998. – 176 с.
65. Панько Е.А. Изучение деятельности педагога детского дошкольного учреждения: Метод. рек. / Мин. гос. пед. ин-т им. А.М. Горького. – Мн., 1993. – 19 с.
66. Панько Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада: Учеб. пособие для пед. ин-тов. – Мн.: Высшая школа, 1986. – 156 с.
67. Панько Е.А. Психология труда воспитателя детского сада. Примерная программа самообразования (для педагогов и руководителей дошкольных учреждений). – Мн.: БГПУ, 1996. – 176 с.
68. Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. – М., Педагогика, 1989. – 560 с.
69. Педагогическая энциклопедия. – М., 1965. – Т. 2. – С. 739.
70. Пенькова Л. Подготовка дошкольных работников к творческой профессиональной деятельности // Дошкольное воспитание. – 1999. - № 2. – С. 26-27.
71. Поздняк Л. Подготовка педагогов нового поколения // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 2. – С. 86-90.
72. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. – М.: Academia, 2000. – 432 с.
73. Пралеска: Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении: Базисная программа и метод. рек. – Мн.: БНМ Центр, 2000. – 472 с.
74. Прохорова Г., Бочкарева М. Конкурс профессионального мастерства // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 4. – С. 80-82.
75. Регуш Л.А. Тренинг педагогической наблюдательности // Вопросы психологии. – 1988. - № 3. – С. 62-65.
76. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1973. – 286 с.
77. Рященко О. В поисках новых форм методической работы с воспитателями дошкольного учреждения // Дошкольное воспитание. – 1999. - № 4. – С. 46-49.
78. Семушина Л.Г. Определение профессиональных умений // Дошкольное воспитание. – 1980. - № 11. – С. 61-65.
79. Сергеева Р. О формировании основ педагогического мастерства // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 4. – С. 80-82.
80. Синицына Е.Е. Педагогический такт и мастерство учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 235 с.
81. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1973. – Т.1. – 264 с.
82. Тюринкова Т. Самообразование в системе непрерывного образования // Дошкольное воспитание. – 1991.- № 5. – С. 38-40.
83. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. – М., 1953. – Т.1. – 375 с.
84. Child Development. – New York: Harcourt Brace Jovanovich College Publishers. – 1992.– 776 p.
85. Interventions with Infants and Parents: The Theory and Practice of Previewing. – New York: John Wiley and Sons.– 1992. – 557 p.
Информация о работе Формирование педагогического мастерства у воспитателей детского сада