Формирование сенсорных эталонов у детей третьего года жизни в повседневной жизни ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:40, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования сенсорных эталонов у детей третьего года жизни
Выявить уровень сформированности сенсорных эталонов у детей третьего года жизни
Разработать систему работы (цикл занятий, мероприятий), построенных по принципу доступности освоению детьми данного возраста и последовательности
Обосновать эффективность системы работы по проблеме формирования сенсорных эталонов у детей третьего года жизни

Содержание работы

Введение
Глава 1.Особенности воспитания сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста
1.1.Понятие сенсорного воспитания ребенка младшего дошкольного возраста
1.2.Задачи, формы и методы сенсорного воспитания
1.3. Характеристика детей младшего дошкольного возраста и особенности их сенсорного развития
Глава 2.Изучение уровня сформированности сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста
2.1.Цель, задачи и методика констатирующего этапа эксперимента
2.2.Цель, задачи и методика формирующего этапа исследования
2.3. Цель, задачи и методика контрольного этапа эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

КУРСОВ Формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.doc

— 807.00 Кб (Скачать файл)

Формирование  сенсорных эталонов у детей третьего года жизни в повседневной жизни  ДОУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

Глава 1.Особенности  воспитания сенсорной культуры детей  младшего дошкольного возраста

1.1.Понятие сенсорного  воспитания ребенка младшего дошкольного возраста

1.2.Задачи, формы  и методы сенсорного воспитания

1.3. Характеристика детей младшего дошкольного возраста и особенности их сенсорного развития

Глава 2.Изучение уровня сформированности сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста

2.1.Цель, задачи и методика констатирующего этапа эксперимента

2.2.Цель, задачи и методика формирующего этапа исследования

2.3. Цель, задачи и методика контрольного этапа эксперимента

Заключение

Список литературы

Приложения

 

 

Введение

 

Как известно, успешность полноценного и всестороннего развития личности зависит в первую очередь  от умственного и физического воспитания, реализуемого на каждом этапе развития ребенка как в семье, так и в дошкольном учреждении.

Ученые доказали, что ребёнок на каждом своем возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям, то есть находится в стадии сензетивности. И самой первой ступенью сензетивности является  сенсорное воспитание ребенка, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Ранний возраст называют «золотой порой» сенсорного воспитания.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах её развития, эта проблема занимала одно из центральных  мест. Видными представителями дошкольной педагогики - Я. Каменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева и др. - были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами предметов. На основе современных дидактических принципов была разработана система сенсорного воспитания. Она была разработана учеными, педагогами и психологами, такими как: А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков и др.

В своей многовековой практике человечество выделило определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Бесконечное их разнообразие было сведено к немногим основным разновидностям. Овладевая такого рода системой, ребенок получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность. Таким образом, основная задача ознакомления малышей со свойствами предметов – это обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов. Поскольку эта система включает основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, синий, фиолетовый, белый и черный), 5 фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), 3 разновидности величины (большой, средний, маленький), то нужно, чтобы у ребенка складывались в первую очередь представления именно об этих фигурах, цветовых тонах, величинах, но без обобщающего значения.

Соотнесение, сличение объектов между собой является обобщенным способом, формирующимся на этапе раннего детства и позволяющим успешно решать определенный круг задач на различение цвета, формы, величины.

Ведущей в раннем детстве является предметная деятельность, поэтому сенсорные задания целесообразно  включать именно в этот вид деятельности, используя игры и игровые занятия, где учет цвета, формы и величины объектов является необходимым условием выполнения предметных действий.

Планомерность обучения детей – один из важнейших  принципов решения комплекса  воспитательно-образовательной работы в ДОУ. При планировании занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов учитывают возраст детей и уровень их развития.

Существенным  фактором в планировании и методике проведения занятий по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т.д.

Исходя из этого, можно сказать, что цель данной работы – выявить эффективные условия формирования сенсорных эталонов у детей третьего года жизни в повседневной жизни ДОУ.

Предмет данной работы – педагогические условия формирования сенсорных эталонов у детей третьего года жизни в повседневной жизни ДОУ.

Объект – педагогический процесс, направленный на формирование сенсорных эталонов у детей третьего года жизни в повседневной жизни ДОУ.

На основании  вышеизложенного, можно предположить, что формирование сенсорных эталонов у детей третьего года жизни будет эффективно при создании следующих условий:

  1. будет отобрано содержание работы по формированию сенсорных эталонов у детей третьего года жизни, доступное освоению детьми данного возраста;
  2. будет разработана система работы (цикл занятий, мероприятий), построенных по принципу доступности освоению детьми данного возраста;
  3. ребенок в процессе формирования сенсорных эталонов у детей третьего года жизни - активный субъект деятельности.

Задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования сенсорных эталонов у детей третьего года жизни
  2. Выявить уровень сформированности сенсорных эталонов у детей третьего года жизни
  3. Разработать систему работы (цикл занятий, мероприятий), построенных по принципу доступности освоению детьми данного возраста и последовательности
  4. Обосновать  эффективность системы работы по проблеме формирования сенсорных эталонов у детей третьего года жизни

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Особенности воспитания сенсорной  культуры детей дошкольного возраста

1.1.Понятие  сенсорного воспитания ребенка  дошкольного возраста

 

Сенсорное воспитание (от лат. «sensus» – чувство, ощущение) представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). То есть, сенсорное воспитание детей - это процесс обучения ребенка навыкам восприятия внешних качеств окружающих ребенка предметов, таких как их форма, цвет, размер, вкус и запах.

Как известно, познание окружающей действительности у детей  начинается с анализа информации, которую они получают при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, различных вкусах и т.д. От того, насколько полно малыш научится воспринимать объекты, предметы и явления, а также оперировать знаниями о них зависит его благополучное обучение в целом. Следовательно, младший дошкольный возраст (от 1 года до 3 лет) является тем периодом жизни ребенка, когда можно максимально эффективно повлиять на процесс положительного формирования органов чувств [2].

Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Например, предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твердость (или мягкость), шероховатость и т.д.; звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает наше ухо. Таким образом, ощущения и восприятия – непосредственное, чувственное познание действительности.

В связи с  этим необходимо дать определение этим процессам.

Ощущение — простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы. Оно начинается с воздействия внешней (окружающей) среды на рецепторы сенсорного органа (то есть органа ощущения) и затем ведёт к перцепции, или восприятию (распознаванию) [4].

Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие — одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Дошкольный  возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью, вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка. Ребенок познает предметный мир с его многообразными свойствами, также он познает явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают. Оба эти пути познания тесно связаны между собой [1].

В дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. При этом правильные представления о предметах, о сенсорных эталонах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами.

Важно знать, что  развитие процессов ощущения и восприятия у детей значительно обгоняет развитие мышления. Дети еще не умеют самостоятельно рассматривать предметы, подмечать их характерные черты (форму, цвет, величину), значит взрослым необходимо формировать у детей младшего дошкольного возраста сенсорные эталоны через ощущения и восприятия. Эта задача целенаправленно решается в дошкольном возрасте с помощью использования дидактических игр и игровых упражнений, направленных на формирование у детей представлений о форме, цвете, величине.

К основным линиям сенсорного развития детей дошкольного возраста можно отнести [3]:

1) усвоение сенсорных  эталонов. Как отмечает Л.А. Венгер, В.С. Мухина, это наглядные представления  об основных образцах внешних  свойств предметов. Сенсорные  эталоны цвета – цвета спектра  и их оттенки, формы – геометрические фигуры и их разновидности, величины – единицы метрической системы линейных мер и т.д.

2) способы восприятия. Выделяют 2 способа восприятия:

- внешние пробы,  к которым относятся такие  приемы, как: прикладывание образца  к предмету, обведение контура образца и предмета пальцем. Данный способ характерен для детей младшего дошкольного возраста.  Для детей младшего дошкольного возраста характерны такие приемы, так как у них пока что наглядно-действенное мышление.

- зрительное  сравнение, когда дети на глаз воспринимают предмет, могут без помощи внешних проб сравнивать, соотносить его с другими предметами, что характерно для детей старшего дошкольного возраста.

3) обследование  предметов, в ходе которого  ребенок сначала в процессе  ведущей деятельности обследует предмет, выделяя его цвет, форму, размер, части, а затем в старшем дошкольном возрасте словесно описывает различные свойства конкретного предмета.

 Таковы основные  линии развития восприятия детей  дошкольного возраста. Лишь посредством систематического и целенаправленного обучения можно достичь высокого уровня сенсорного развития дошкольников.

Исходя из этого, можно выделить задачи сенсорного воспитания детей дошкольного возраста [4]:

1)  формирование  у детей системы перцептивных (обследовательских) действий;

2)  формирование  у детей системы сенсорных  эталонов;

3) формирование  у детей умения самостоятельно  применять систему перцептивных  действий и систему сенсорных  эталонов в практической к  познавательной деятельности.

Содержание  сенсорного воспитания представляет собой круг свойств и качеств, отношений предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком дошкольного возраста. Успешное выполнение практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируется само собой в ходе той или иной деятельности; требуется специальное обучение по определенной системе. Так, важно в предметах выделять форму, величину, цвет, материалы, части и пространственное их отношение, скорость и направление перемещения предмета относительно других, соотношение предметов по величине, удаленность предметов и др. [6].

Предметы и  явления окружающей действительности обладают комплексом свойств (величина, цвет, форма и т.д.) Чтобы познакомиться со свойством предметом, необходимо заметить характеризующее его свойство, как бы выделить его из предмета. Поэтому с древних пор педагоги пользовались в сенсорном воспитании способом сравнения предметов по тем или иным признакам.

Если предметы одинаковы по форме и по величине, но отличаются по цвету (шарики, например), то можно по ним учить различать  цвета. Также можно подобрать  предметы, одинаковые по форме, но отличающиеся по величине (набор кукол-матрешек, мисочек, яичек и т.д.) Могут быть наборы игрушек, отличающиеся по величине и цвету, но одинаковые по форме. Подобранные таким образом предметы, игрушки становятся дидактическими пособиями на различение цвета, величины и формы. Задача выделения того или иного свойства облегчена. Более того, все внимание направляется на сравнение по данному свойству, а сам предмет с комплексом свойств как бы отступает на задний план. В этом случае познаются не предметы, а свойства, присущие и данным и многим другим предметам.

Восприятие детьми окружающего всегда определяется теми или иными интересами, потребностями, замыслами. Разнообразную направленность восприятия у детей следует развивать, используя и совершенствуя их интересы и потребности. Эта цель достигается путем использования игр и игровых упражнений, направленных на формирование сенсорных эталонов и других представлений о предметах и явлениях [3].

Информация о работе Формирование сенсорных эталонов у детей третьего года жизни в повседневной жизни ДОУ