Формирование сенсорных эталонов у детей третьего года жизни в повседневной жизни ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:40, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования сенсорных эталонов у детей третьего года жизни
Выявить уровень сформированности сенсорных эталонов у детей третьего года жизни
Разработать систему работы (цикл занятий, мероприятий), построенных по принципу доступности освоению детьми данного возраста и последовательности
Обосновать эффективность системы работы по проблеме формирования сенсорных эталонов у детей третьего года жизни

Содержание работы

Введение
Глава 1.Особенности воспитания сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста
1.1.Понятие сенсорного воспитания ребенка младшего дошкольного возраста
1.2.Задачи, формы и методы сенсорного воспитания
1.3. Характеристика детей младшего дошкольного возраста и особенности их сенсорного развития
Глава 2.Изучение уровня сформированности сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста
2.1.Цель, задачи и методика констатирующего этапа эксперимента
2.2.Цель, задачи и методика формирующего этапа исследования
2.3. Цель, задачи и методика контрольного этапа эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

КУРСОВ Формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.doc

— 807.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5.

Перечень используемых на формирующем этапе работы игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста

 

- «Найди такой же»: Приготовьте 5 больших и 5 малых кругов. Смешайте круги, покажите их ребенку со словами: «Эти круги разные». Покажите сначала большие, затем маленькие круги по одному («Это круги большие, а это маленькие»). Большие круги складывайте в одну сторону, а маленькие – в другую. Свои действия поясняйте. Приложите два маленьких круга друг к другу, подчеркните, что они одинаковые. При сортировке третьей пары кругов спросите, куда нужно класть большой, а куда – маленький круг. Ребенок раскладывает круги. Как варианты можно использовать квадрат и треугольник, круг и квадрат и пр.

 

- «Где круг, а где квадрат»: Приготовьте 5 кругов и 5 квадратов, перемешайте их, объясните, что игрушки разные. Начинайте группировать по форме, затем попросите ребенка распределить фигуры на две группы. Варианты: прямоугольник и треугольник, 2 вида пуговиц и т.д.

 

- «Подбери фигуру»: Приготовьте картинки, на которых нарисованы геометрические фигуры – квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, а также несколько самих фигур. Предложите ребенку подобрать фигуру к ее изображению на картинке. Покажите малышу, как это нужно делать, а затем попросите его самого выполнить задание.

 

- «Большой и маленький»: Приготовьте большие и маленькие варианты одного предмета: ложки, чашки, пуговицы, игрушки и т.д. Попросите малыша из каждой пары выбрать бóльший. Можете попросить малыша разложить предметы в две группы – большие и маленькие. Вариант 1: попросите ребенка найти и показать вам большие и маленькие парные предметы домашней обстановки. Вариант 2: предложите малышу два карандаша – большой и маленький. Попросите провести линию большим карандашом. Задание можно и усложнить: пусть ребенок проведет большим карандашом большую дорожку, а маленьким – маленькую.

 

- «Прятки»: Приготовьте 5 больших и 5 маленьких кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов. Попросите малыша «спрятать» маленькие фигуры за большими (обязательно покажите, что маленькую фигуру легко накрыть большой, и тогда маленькую фигуру не будет видно).

 

- «Чудесный мешочек»: В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. Малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки.

 

- «Спрячь листок»: Приготовьте лист бумаги, одна половина которого окрашена в зеленый, а другая – в желтый цвет. Объясните ребенку, что бумага двух цветов. Дайте малышу 6-8 вырезанных из бумаги листиков (одни желтые, другие - зеленые). Положив желтый листик на желтую половину листа бумаги, объясните, что листик «спрятался», его не видно. Затем положите желтый листик на зеленую половину и подчеркните, что теперь его очень хорошо видно. Попросите ребенка «спрятать» листики так, чтобы их не было видно. Если малыш затрудняется, можно дать ему более контрастные цвета – красно-синий лист бумаги и аналогично раскрашенных рыбок, цветочки и т.д. Постепенно усложняйте задачу, стоящую перед ребенком, давая ему предметы близких цветовых тонов (синего и фиолетового, оранжевого и желтого и пр.). Можно также «спрятать» предметы трех-четырех цветов. Каждый раз обсуждайте с ребенком ход выполнения задания.

 

- «Найди твой цвет»: Дайте малышу в руки 3 фигурки разного цвета (круги, квадраты и т.д.). Предложите ему пройти по дому и найти предметы таких же цветов. Ребенок может положить свои кружки на одноцветные предметы.

 

- «Бусы»: Возьмите 4 больших круглых и 4 больших квадратных бусины одинакового цвета, тонкий шнур или толстую нить. Объясните малышу, что бусины разной формы и нанизывать их нужно по очереди – шарик, потом кубик. Варианты: нанизывание по очереди бусин одинаковой формы и цвета, но разного размера или одинаковых по форме и размеру, но двух цветов.

 

- «Головоломка»: Разрежьте на 3 части какую-нибудь яркую предметную картинку. Вначале предложите ребенку собрать ее по образцу, а затем – самостоятельно.

 

- «Заклей дырки»: Возьмите любую картинку или фотографию из журнала, книги (изображение должно быть понятно ребенку), вырежьте из нее квадраты, кружки, треугольники. Наклейте картинку «с дырками» на лист белой бумаги и предложите ребенку закрыть образовавшиеся на картинке «белые пятна» фигурами, которые из нее вырезаны.

 

- «Чего не хватает?» Расставьте на столе 5-6 знакомых малышу игрушек: зайца, мишку, петуха и пр. Попросите его внимательно посмотреть и отвернуться, а сами уберите одну игрушку. Спросите: «Чего не хватает?». Игру можно усложнять, вводя в нее большее количество предметов. Вариант: «Что прибавилось?».

 

- «Сделай, как было»: Расставьте на столе 5 знакомых малышу игрушек (машина, кубик и т.д.). Предложите ребенку посмотреть, что где лежит, и отвернуться, предупредив, что переложите одну игрушку. Затем попросите сказать, что изменилось. Постепенно задание можно усложнять.

 

- «Порисуем»: Наклейте на чистый лист бумаги изображения предметов, животных и попросите ребенка соединить их линиями. Другое задание: прикрепите бумагу к столу и расположите на ней кубик, а потом попросите малыша толкать этот кубик карандашом. Карандаш оставит на бумаге след – покажите его малышу.

 

- «Что это?»: Рекомендовано проводить на прогулке, после шумных игр. Выберите три какие-нибудь предмета, например, травинку, маленький камешек и листик. Пусть малыш выберет один из этих предметов и водит им вверх и вниз по вашей руке до тех пор, пока вы с закрытыми глазами не определите по ощущениям, что это за предмет. Теперь очередь малыша закрыть глазки. Выберите что-нибудь одно и водите им по его руке. Малыш должен отгадать, что вы выбрали. Если необходимо, помогите ему подсказкой. Подобные игры требуют серьезных мыслительных усилий и способствуют развитию сенсорного восприятия.

 

- «День и ночь»: Рекомендуется проводить вечером, когда стемнеет. Ход игры: Когда я выключаю свет, становится темно, наступает ночь - и все детки должны спать (лечь на ковёр). Когда я включаю свет, становится светло, наступает день - и все детки начинают играть, бегать, прыгать (выполнять различные действия).

 

- «Солнечные зайчики»: Зеркальцем пускать «зайчиков», малыш пробует их поймать.

 

- «Цветные шарики»: Можно заменить на кубики, палочки, любые другие игрушки, отличающиеся по одному признаку - цвету. Цель: Подбирать пары предметов одинаковых по цвету, сравнивать используя слова «такой же - не такой». Ход игры: Рассыпать шарики по ковру, по полу, на подносе... Взрослый берёт один шарик и показывает малышу: «Смотри какой я взяла шарик. Найди такой же шарик». Затем берёт кубик контрастного цвета и прикладывает к выбранному шарику, практически показывая, что шарики разные. Таким образом, перебирая шарики, находим шарик у которого цвет совпадает с нашим. Все свои действия необходимо проговаривать: «Такой же? Нет, не такой. А этот такой же? Тоже не такой. А если я возьму вот этот шарик, смотри, он такой же, они одинаковые». Сначала цвет не называть, но постепенно вводить название: «Возьми такой же, жёлтый, как солнышко».

 

- «Разноцветные коробочки»: Цель: Подбирать предметы по образцу, учитывая цвет. Ход игры: Перед малышом стоит одна коробочка (мисочка) жёлтого цвета (в дальнейшем довести количество до четырёх коробочек основных цветов). На подносе, столе, ковре... рассыпана мозаика, пуговицы, элементы «лего», разноцветные небольшие игрушки, кубики. Предложить ребёнку выбрать и спрятать в коробку предметы определённого цвета, жёлтого, как коробочка. При усложнении, увеличении количества коробочек, малыш должен разложить предметы по коробочкам соответствующего цвета.

 

- «Цветы и бабочки»: Цель: Подбирать предметы по образцу, учитывая цвет.

Перед проведением игры необходимо подготовить материал: вырезать из плотного цветного картона контуры цветочков красного, жёлтого, зелёного и синего цвета; и контуры бабочек по 3 - 4 бабочки каждого цвета. Ход игры: Гуляя с ребёнком на улице обратить внимание на красивые цветы, растущие на клумбе; бабочек, которые летают вокруг цветов. Когда вернётесь в группу, то предложите ребёнку сделать красивую клумбу из заготовленных заранее цветов. Вспомните, кто летал вокруг цветов на улице, «превратитесь» в бабочек и полетайте по квартире. Пока будете «летать» найдите спрятанных под шляпой, заранее подготовленных бабочек. Они потерялись, помогите им найти дорогу к цветам, посадите бабочек красного цвета на красный цветок, жёлтых бабочек - на жёлтый и т.д.

 

- «Разноцветные домики»: Цель: закрепить знания о цветах. Заранее необходимо подготовить коробку из-под обуви, сверху наклеить однотонную бумагу и вырезать прорези круглой формы. Вокруг каждой дырочки по контуру наклеить или нарисовать контур определённого цвета. Ход игры: Перед малышом поставить корзинку с шариками или бочонками от домино, желательно, чтобы предметы были однотонными и их цвет не совпадал ни с одним цветом на коробке. Взрослый просит ребёнка опустить шарик в красный домик, в синий домик и т.д.

 

- «Поезд»: Заранее на листе ватмана или картона нарисовать поезд с разноцветными вагонами (цветом обозначен контур), и вырезать из цветного картона отдельно прямоугольники – вагончики, а также вырезать фигурки животных или игрушек. Цель: соотносить цвета, закрепить знания о цветах. Ход игры: Включить или спеть вместе с малышом песенку «Мы едем, едем, едем в далёкие края», обыгрывая её (превратиться в поезд). После путешествия по группе нужна остановка, на которой предложите ребёнку сделать поезд для папы (бабушки, дедушки, воспитателя или нянечки).Сначала рассмотрите нарисованный поезд и его части, затем ребёнок должен наложить подготовленные прямоугольники на контуры вагона определённого цвета (часто я использую данную игру, как аппликацию, если ребёнок уже немного знаком с клеем). Когда поезд станет разноцветным в него надо посадить животных (фигурки приготовили заранее): «Возьми зайку, он поедет в синем вагоне…».

 

- «Катится - не катится»: Цель: Практическое изучение свойств объёмных фигур. Ход игры: На ковре рассыпаны шарики и кубики разного размера и цвета. Взрослый показывает ребёнку шарик, катает его в руках и предлагает малышу сделать тоже самое. «Смотри, это шарик, он круглый, гладкий, не колет ручки, похож на колобка. А что умеет делать колобок? Катиться по дороге. И наши шарики, тоже могут катиться по дорожке». Покатайте шарики по полу, по столу, скатите с импровизированной горки. После игры с шариками, взрослый берёт кубик себе и даёт ребёнку. «Смотри, это кубик, он колет ручки, у него есть острые уголки и на колобка он не похож. Давай попробуем его покатать, не получается, мешают уголки. Кубики не могут катиться, из них можно строить домик». Постройте домик - башенку. Также необходимо показать, что из шариков башенку не построить.

 

- «Найди домик»: Цель: учить подбирать нужную форму. Ход игры: Заранее подготовить две коробки (можно из под детского питания), посередине крышки сделать отверстие круглой и квадратной формы. Взрослый просит ребёнка разложить кубики и шарики по домикам. Сначала малыш будет выполнять задание практическим примериванием, и лишь потом зрительно соотносить.

 

- «Почтовый ящик»,  «Доски Сегена», «Рамки – вкладыши»  «Геометрические столбики»: Цель: учить подбирать нужную форму, раскладывать фигуры, учитывая форму. Важно: целесообразно подключать данные игры, после того, как ребёнок научится соотносить 1 - 2 фигуры с прорезями. Для этого Вы сами можете подготовить материал: пустые железные коробочки из под молочной смеси с пластиковыми крышками. На крышке одной коробочки вырезать отверстие в форме круга, а в другой - в форме квадрата (размер должен соответствовать  деталям, которые у Вас есть дома - шарики, кубики). Сначала Вы учите малыша опускать только шарики в коробочку с круглым отверстием, затем - кубики в коробочку с квадратным отверстием. Когда малыш справится с заданием самостоятельно, следует предложить сразу две коробочки и кубики с шариками вместе.

                                                                    

- «Прятки»: Цель: практическое знакомство с величиной. Ход игры: Перед ребёнком разложены кубики, шарики, мячики и любые другие предметы большого и маленького размера. Взрослый просит ребёнка спрятать маленький шарик в ладошке, шарика не видно; затем ещё маленький предмет прячется в ладошке и проводится игра «Ку-ку». Далее даём большой шарик и тоже просим его спрятать, не получается. Делаем вывод, что маленькие предметы можно спрятать в ладошках, а большие нет.

 

- «Строители»:1 вариант. Цель: сортировать предметы по размерам. Ход игры: На машине привозим кубики большие и маленькие (можно взять детали «лего»). «Превращаемся» в строителей и строим дома-башенки: один дом для медведя из больших кубиков, а другой для зайчика - из маленьких кубиков. Желательно обыграть «медведя» и «зайца» с помощью стихотворения: «У медведя дом большой (разводим руки), А у зайца маленький (соединяем ладошки). Наш медведь домой пошёл (изображаем походку медведя), А за ним и заинька (прыжки)».

 

2 вариант. Цель: закреплять знания о величине предметов, познакомить с понятиями «высокий», «низкий», «одинаковые по высоте». Ход игры: На машине привозим кубики одинакового размера. Взрослый строит две одинаковые по высоте башни и рассказывает малышу, что башни одинаковые. Потом убирает или добавляет детали и опять рассказывает,

что теперь башни разные одна высокая, как папа (как дерево, как фонарный столб), а другая низкая, как сынок (как дочка, как цветочек). Важно: провести зрительное сравнение по высоте окружающих ребёнка предметов. Предлагайте детям строить низкие, высокие и одинаковые башенки.

 

- «Накормим кукол»: Цель: учить сортировать предметы по размерам. Заранее подготовить большую и маленькую кукол, грецкие орехи и фундук. Важно: игрушки должны быть объёмные, плоскостные картинки не подходят. Ход игры: Взрослый читает стишок: «Сидит кукла на тележке, продаёт она орешки» и достаёт большую куклу. «Посмотри к нам пришла кукла и принесла орешки». Пока ребёнок рассматривает орешки, появляется маленькая куколка. Взрослый побуждает малыша сравнить кукол по размеру и затем поделить орешки: большой кукле - большие грецкие орехи, а маленькой куколке - маленькие, фундук. Далее можно орешки посчитать и покатать ладошками для развития мелкой моторики.

Информация о работе Формирование сенсорных эталонов у детей третьего года жизни в повседневной жизни ДОУ