Формирование сенсорных эталонов у детей третьего года жизни в повседневной жизни ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:40, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования сенсорных эталонов у детей третьего года жизни
Выявить уровень сформированности сенсорных эталонов у детей третьего года жизни
Разработать систему работы (цикл занятий, мероприятий), построенных по принципу доступности освоению детьми данного возраста и последовательности
Обосновать эффективность системы работы по проблеме формирования сенсорных эталонов у детей третьего года жизни

Содержание работы

Введение
Глава 1.Особенности воспитания сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста
1.1.Понятие сенсорного воспитания ребенка младшего дошкольного возраста
1.2.Задачи, формы и методы сенсорного воспитания
1.3. Характеристика детей младшего дошкольного возраста и особенности их сенсорного развития
Глава 2.Изучение уровня сформированности сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста
2.1.Цель, задачи и методика констатирующего этапа эксперимента
2.2.Цель, задачи и методика формирующего этапа исследования
2.3. Цель, задачи и методика контрольного этапа эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

КУРСОВ Формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.doc

— 807.00 Кб (Скачать файл)

Известно, что  точность движений при обследовании предметов достигается путем  развития мелкой моторики кисти руки, формированием глазодвигательных (зрительно-моторных) координаций; для полноценной пространственной ориентировки следует владеть своим телом, осознавать расположение отдельных его частей (головы, рук, ног и др.) в статическом и динамическом режимах — таких примеров можно привести множество.

Данные факты  позволяют вести речь о единении процессов сенсорного и психомоторного развития детей. Становится возможным расширить круг задач сенсорного воспитания и определить основные следующим образом.

1.Совершенствование  двигательных функций (развитие  и совершенствование общей (крупной)  и ручной (мелкой) моторики, формирование  графомоторных навыков).

2.Тактильно-двигательное  восприятие.

3.Развитие слухового  восприятия.

4.Развитие зрительного  восприятия.

5.Восприятие  формы, величины, цвета.

6.Восприятие  особых свойств предметов (вкус, запах, вес).

7.Восприятие  пространства и времени.

       Итак, в каждом возрастном периоде  стоят свои задачи сенсорного  развития, и решать их следует  путем разработки и использования  наиболее эффективных средств  и методов сенсорного воспитания  с учетом последовательности  формирования функции восприятия  в онтогенезе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Изучение уровня сформированности сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста

2.1. Цель, задачи и методика констатирующего этапа эксперимента

 

Диагностика уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста проходила по ряду этапов:

1.На первом - констатирующем этапе исследования мы подобрали базу исследования – МДОУ № 88 г. Сыктывкара. Нами была сделана выборка - дети младшего дошкольного возраста в количестве 20 человек (приложение 1).

Исследование проводилось в естественных условиях, при активной помощи и поддержке воспитателей данных групп раннего возраста.

2.Далее были сформулированы задачи для реализации первого - констатирующего этапа исследования:

- подобрать  методики, направленные на изучение уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста (цвет, величина, форма) (приложение 2) [21];

- при помощи  подобранных методик выявить  уровень сформированности представления  о цвете, величине и форме  у детей младшего дошкольного  возраста (приложение 3);

- проанализировать  полученные в результате диагностики  данные об уровне сенсорного  развития детей младшего дошкольного  возраста и сделать выводы.

 3.Далее было непосредственно проведено изучение уровня сенсорного развития детей по подобранным методикам и сформулированы выводы по полученным данным.

Анализируя данные первого - констатирующего этапа эксперимента, необходимо отметить, что были получены данные, которые оценивались по следующей шкале:

ВУ – от 2,4 до 3 баллов;

СУ – от 1,7 до 2,3 баллов;

НУ – от 1до 1,6 баллов.

При этом, шкала  для всех трех сенсорных эталонов одинаковая, так как самая высокая  возможная оценка по каждому из эталонов – 3 балла, самая низкая возможная  оценка по каждому из эталонов – 1 балл.

При этом показатели ВУ – это умение ребенком безошибочно выполнить поставленную задачу на сличение эталонов по цвету, форме и величине; выбор по названию цвета, формы или величины; и самостоятельное называние цвета, формы и величины сенсорного эталона.

Показатели  СУ – это умение ребенком справляться с поставленной задачей на сличение, выбор по названию или самостоятельное называние с незначительной помощью со стороны педагога, небольшой подсказкой.

А показатели НУ – это ошибочное выполнение поставленной задачи на сличение, выбор по названию и самостоятельное называние сенсорного эталона ребенком.

Кроме того, необходимо отметить, что сам процесс оценки данных показателей предполагает оценку и тех сенсорных эталонов, которыми должен овладеть ребенок, начиная с 1,5 лет, что обусловлено некоторыми особенностями:

1.так как  до недавнего времени группы  раннего возраста были смешанными, то есть от 1,5 лет до 3 лет, то  и нормативы по усвоению сенсорных  эталонов были рассчитаны на  смешанные группы. Это и объясняет  подбор материала в данной методике начиная с возраста 1,5 лет.

2.чаще всего дети, поступающие в ДОУ, находятся в возрастных группах с недостаточно четко выраженными границами, то есть в группу с 2 до 3 лет может попасть ребенок и в возрасте от 1,5 до 1,9 лет, что связано со спецификой наполняемости группы.

Итак, рассмотрим полученные результаты.

Необходимо  отметить, что дети младшего дошкольного возраста не в достаточной степени владеют сенсорными эталонами цвета, формы и величины.

Дети уверенно показывают (сличение по цвету, форме и величине) предметы названного цвета, формы (показатели высокого уровня – 100%), менее успешно справляются с заданием по показу предмета заданной величины (показатели высокого, граничащего со средним, уровня – 50%, показатели среднего уровня – 50%).

Средние показатели наблюдаются при выполнении заданий на выбор предметов по цвету (показатели высокого, граничащего со средним, уровня – 50%, показатели среднего уровня – 50%), форме (показатели высокого уровня – 30%, показатели среднего уровня – 70%) и величине (показатели среднего уровня – 40%, показатели низкого уровня – 60%).

Еще менее высокие  показатели наблюдаются при анализе процесса самостоятельного называния предметов по цвету (показатели среднего уровня – 50%, показатели низкого уровня – 50%), подобные показатели отмечены и при самостоятельном назывании формы предмета (показатели среднего уровня – 40%, показатели низкого уровня – 60%), самые незначительные показатели наблюдаются при анализе называния величины предметов (средние показатели – 25%, низкие показатели – 75%), что обусловлено в первую очередь тем, что дети еще не очень хорошо разговаривают. Данные, подтверждающие информацию, представлены в таблицах (таблица 1, 2, 3, 4).

 

Таблица 1.

Данные анализа  уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста - цвет

эталон

цвет

код

Сличение 

Выбор по названию

Самостоятельное называние цвета

Оля

3

3

2

Олег

3

2

1

Юля Х.

3

3

2

Ира

3

2

1

Кирилл И.

3

3

2

Кирилл Г.

3

3

2

Арина

3

2

1

Артем З.

3

3

2

Ян

3

2

1

Диана

3

3

2

Кирилл Ш.

3

2

1

Влад

3

2

1

Юля Ш.

3

2

1

Алина

3

3

2

Артем Н.

3

2

1

Уля

3

3

2

Злата

3

3

2

Милена

3

2

1

Рома

3

2

1

Максим

3

3

1

Общий балл

60

52

32

Средний балл

3

2,6

1,6

В

100%

50%

-

С

-

50%

50%

Н

-

-

50%

итог

ВУ

В-СУ

С-НУ


 

Таблица 2.

Данные анализа  уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста - форма

эталон

форма

код

Сличение 

Выбор по названию

Самостоятельное называние формы

Оля

3

2

1

Олег

3

2

1

Юля Х.

3

3

2

Ира

3

2

1

Кирилл И.

3

3

2

Кирилл Г.

3

3

2

Арина

3

2

1

Артем З.

3

2

2

Ян

3

2

1

Диана

3

3

2

Кирилл Ш.

3

2

1

Влад

3

2

1

Юля Ш.

3

2

1

Алина

3

2

1

Артем Н.

3

2

1

Уля

3

3

2

Злата

3

2

2

Милена

3

2

1

Рома

3

2

1

Максим

3

3

1

Общий балл

60

48

27

Средний балл

3

2,4

1,4

В

100%

30%

-

С

-

70%

40%

Н

-

-

60%

итог

ВУ

СУ

НУ


 

Таблица 3.

Данные анализа  уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста - величина

эталон

величина

код

Сличение 

Выбор по названию

Самостоятельное называние размера

Оля

3

1

1

Олег

2

1

1

Юля Х.

3

2

1

Ира

2

1

1

Кирилл И.

3

2

2

Кирилл Г.

3

2

1

Арина

2

1

1

Артем З.

3

2

2

Ян

2

1

1

Диана

3

2

2

Кирилл Ш.

2

1

1

Влад

2

1

1

Юля Ш.

2

1

1

Алина

3

1

1

Артем Н.

2

1

1

Уля

3

2

2

Злата

3

2

2

Милена

2

1

1

Рома

2

1

1

Максим

2

1

1

Общий балл

49

27

25

Средний балл

2,5

1,4

1,3

В

50%

-

-

С

50%

40%

25%

Н

-

60%

75%

итог

В-СУ

НУ

НУ

Информация о работе Формирование сенсорных эталонов у детей третьего года жизни в повседневной жизни ДОУ