Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:40, курсовая работа
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования сенсорных эталонов у детей третьего года жизни
Выявить уровень сформированности сенсорных эталонов у детей третьего года жизни
Разработать систему работы (цикл занятий, мероприятий), построенных по принципу доступности освоению детьми данного возраста и последовательности
Обосновать эффективность системы работы по проблеме формирования сенсорных эталонов у детей третьего года жизни
Введение
Глава 1.Особенности воспитания сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста
1.1.Понятие сенсорного воспитания ребенка младшего дошкольного возраста
1.2.Задачи, формы и методы сенсорного воспитания
1.3. Характеристика детей младшего дошкольного возраста и особенности их сенсорного развития
Глава 2.Изучение уровня сформированности сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста
2.1.Цель, задачи и методика констатирующего этапа эксперимента
2.2.Цель, задачи и методика формирующего этапа исследования
2.3. Цель, задачи и методика контрольного этапа эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложения
Известно, что
точность движений при обследовании
предметов достигается путем
развития мелкой моторики кисти руки,
формированием
Данные факты позволяют вести речь о единении процессов сенсорного и психомоторного развития детей. Становится возможным расширить круг задач сенсорного воспитания и определить основные следующим образом.
1.Совершенствование
двигательных функций (
2.Тактильно-двигательное восприятие.
3.Развитие слухового восприятия.
4.Развитие зрительного восприятия.
5.Восприятие формы, величины, цвета.
6.Восприятие
особых свойств предметов (
7.Восприятие пространства и времени.
Итак, в каждом возрастном периоде
стоят свои задачи сенсорного
развития, и решать их следует
путем разработки и
Глава 2.Изучение уровня сформированности сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего этапа эксперимента
Диагностика уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста проходила по ряду этапов:
1.На первом - констатирующем этапе исследования мы подобрали базу исследования – МДОУ № 88 г. Сыктывкара. Нами была сделана выборка - дети младшего дошкольного возраста в количестве 20 человек (приложение 1).
Исследование проводилось в естественных условиях, при активной помощи и поддержке воспитателей данных групп раннего возраста.
2.Далее были сформулированы задачи для реализации первого - констатирующего этапа исследования:
- подобрать методики, направленные на изучение уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста (цвет, величина, форма) (приложение 2) [21];
- при помощи
подобранных методик выявить
уровень сформированности
- проанализировать
полученные в результате
3.Далее было непосредственно проведено изучение уровня сенсорного развития детей по подобранным методикам и сформулированы выводы по полученным данным.
Анализируя данные первого - констатирующего этапа эксперимента, необходимо отметить, что были получены данные, которые оценивались по следующей шкале:
ВУ – от 2,4 до 3 баллов;
СУ – от 1,7 до 2,3 баллов;
НУ – от 1до 1,6 баллов.
При этом, шкала для всех трех сенсорных эталонов одинаковая, так как самая высокая возможная оценка по каждому из эталонов – 3 балла, самая низкая возможная оценка по каждому из эталонов – 1 балл.
При этом показатели ВУ – это умение ребенком безошибочно выполнить поставленную задачу на сличение эталонов по цвету, форме и величине; выбор по названию цвета, формы или величины; и самостоятельное называние цвета, формы и величины сенсорного эталона.
Показатели СУ – это умение ребенком справляться с поставленной задачей на сличение, выбор по названию или самостоятельное называние с незначительной помощью со стороны педагога, небольшой подсказкой.
А показатели НУ – это ошибочное выполнение поставленной задачи на сличение, выбор по названию и самостоятельное называние сенсорного эталона ребенком.
Кроме того, необходимо отметить, что сам процесс оценки данных показателей предполагает оценку и тех сенсорных эталонов, которыми должен овладеть ребенок, начиная с 1,5 лет, что обусловлено некоторыми особенностями:
1.так как
до недавнего времени группы
раннего возраста были
2.чаще всего дети, поступающие в ДОУ, находятся в возрастных группах с недостаточно четко выраженными границами, то есть в группу с 2 до 3 лет может попасть ребенок и в возрасте от 1,5 до 1,9 лет, что связано со спецификой наполняемости группы.
Итак, рассмотрим полученные результаты.
Необходимо отметить, что дети младшего дошкольного возраста не в достаточной степени владеют сенсорными эталонами цвета, формы и величины.
Дети уверенно показывают (сличение по цвету, форме и величине) предметы названного цвета, формы (показатели высокого уровня – 100%), менее успешно справляются с заданием по показу предмета заданной величины (показатели высокого, граничащего со средним, уровня – 50%, показатели среднего уровня – 50%).
Средние показатели наблюдаются при выполнении заданий на выбор предметов по цвету (показатели высокого, граничащего со средним, уровня – 50%, показатели среднего уровня – 50%), форме (показатели высокого уровня – 30%, показатели среднего уровня – 70%) и величине (показатели среднего уровня – 40%, показатели низкого уровня – 60%).
Еще менее высокие
показатели наблюдаются при анализе процес
Таблица 1.
Данные анализа уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста - цвет
эталон |
цвет | ||
код |
Сличение |
Выбор по названию |
Самостоятельное называние цвета |
Оля |
3 |
3 |
2 |
Олег |
3 |
2 |
1 |
Юля Х. |
3 |
3 |
2 |
Ира |
3 |
2 |
1 |
Кирилл И. |
3 |
3 |
2 |
Кирилл Г. |
3 |
3 |
2 |
Арина |
3 |
2 |
1 |
Артем З. |
3 |
3 |
2 |
Ян |
3 |
2 |
1 |
Диана |
3 |
3 |
2 |
Кирилл Ш. |
3 |
2 |
1 |
Влад |
3 |
2 |
1 |
Юля Ш. |
3 |
2 |
1 |
Алина |
3 |
3 |
2 |
Артем Н. |
3 |
2 |
1 |
Уля |
3 |
3 |
2 |
Злата |
3 |
3 |
2 |
Милена |
3 |
2 |
1 |
Рома |
3 |
2 |
1 |
Максим |
3 |
3 |
1 |
Общий балл |
60 |
52 |
32 |
Средний балл |
3 |
2,6 |
1,6 |
В |
100% |
50% |
- |
С |
- |
50% |
50% |
Н |
- |
- |
50% |
итог |
ВУ |
В-СУ |
С-НУ |
Таблица 2.
Данные анализа уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста - форма
эталон |
форма | ||
код |
Сличение |
Выбор по названию |
Самостоятельное называние формы |
Оля |
3 |
2 |
1 |
Олег |
3 |
2 |
1 |
Юля Х. |
3 |
3 |
2 |
Ира |
3 |
2 |
1 |
Кирилл И. |
3 |
3 |
2 |
Кирилл Г. |
3 |
3 |
2 |
Арина |
3 |
2 |
1 |
Артем З. |
3 |
2 |
2 |
Ян |
3 |
2 |
1 |
Диана |
3 |
3 |
2 |
Кирилл Ш. |
3 |
2 |
1 |
Влад |
3 |
2 |
1 |
Юля Ш. |
3 |
2 |
1 |
Алина |
3 |
2 |
1 |
Артем Н. |
3 |
2 |
1 |
Уля |
3 |
3 |
2 |
Злата |
3 |
2 |
2 |
Милена |
3 |
2 |
1 |
Рома |
3 |
2 |
1 |
Максим |
3 |
3 |
1 |
Общий балл |
60 |
48 |
27 |
Средний балл |
3 |
2,4 |
1,4 |
В |
100% |
30% |
- |
С |
- |
70% |
40% |
Н |
- |
- |
60% |
итог |
ВУ |
СУ |
НУ |
Таблица 3.
Данные анализа уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста - величина
эталон |
величина | ||
код |
Сличение |
Выбор по названию |
Самостоятельное называние размера |
Оля |
3 |
1 |
1 |
Олег |
2 |
1 |
1 |
Юля Х. |
3 |
2 |
1 |
Ира |
2 |
1 |
1 |
Кирилл И. |
3 |
2 |
2 |
Кирилл Г. |
3 |
2 |
1 |
Арина |
2 |
1 |
1 |
Артем З. |
3 |
2 |
2 |
Ян |
2 |
1 |
1 |
Диана |
3 |
2 |
2 |
Кирилл Ш. |
2 |
1 |
1 |
Влад |
2 |
1 |
1 |
Юля Ш. |
2 |
1 |
1 |
Алина |
3 |
1 |
1 |
Артем Н. |
2 |
1 |
1 |
Уля |
3 |
2 |
2 |
Злата |
3 |
2 |
2 |
Милена |
2 |
1 |
1 |
Рома |
2 |
1 |
1 |
Максим |
2 |
1 |
1 |
Общий балл |
49 |
27 |
25 |
Средний балл |
2,5 |
1,4 |
1,3 |
В |
50% |
- |
- |
С |
50% |
40% |
25% |
Н |
- |
60% |
75% |
итог |
В-СУ |
НУ |
НУ |