Формирование сенсорных эталонов у детей третьего года жизни в повседневной жизни ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:40, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования сенсорных эталонов у детей третьего года жизни
Выявить уровень сформированности сенсорных эталонов у детей третьего года жизни
Разработать систему работы (цикл занятий, мероприятий), построенных по принципу доступности освоению детьми данного возраста и последовательности
Обосновать эффективность системы работы по проблеме формирования сенсорных эталонов у детей третьего года жизни

Содержание работы

Введение
Глава 1.Особенности воспитания сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста
1.1.Понятие сенсорного воспитания ребенка младшего дошкольного возраста
1.2.Задачи, формы и методы сенсорного воспитания
1.3. Характеристика детей младшего дошкольного возраста и особенности их сенсорного развития
Глава 2.Изучение уровня сформированности сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста
2.1.Цель, задачи и методика констатирующего этапа эксперимента
2.2.Цель, задачи и методика формирующего этапа исследования
2.3. Цель, задачи и методика контрольного этапа эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

КУРСОВ Формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.doc

— 807.00 Кб (Скачать файл)

 

- «Мисочки – вкладыши» и «Башенки»: Цель: знакомство с величиной при выполнении практических действий со специальными игрушками, знакомство с понятием «самый большой». Ход игры: Сначала вместе с ребёнком разберите «башенку» или «мисочки-вкладыши». Рассмотрите детали, обратите внимание, что все они разного размера. Предложите малышу самостоятельно собрать башенку или спрятать все мисочки. Ребёнок будет использовать доступный для него способ примеривания, реже зрительного соотнесения. Если он не может справиться с задачей и не понимает, что следует учитывать величину деталей, спокойно объясните, что каждый раз необходимо брать самый большой вкладыш и ставить его на предыдущий. Важно: Начните с 2 - 3 деталей, постепенно увеличивая их количество.

                                                                        

- «Пирамидка»: Цель: учить сравнивать предметы по величине способом наложения. Важно: Лучше начинать с пирамидок у которых три кольца одинакового цвета, чтобы малыш не отвлекался на цвет. Постепенно количество колец увеличивать. Ход игры: Обратить внимание на собранную пирамидку, она гладкая. Попросите ребёнка снять колечки, рассмотрите их: найдите самое большое и самое маленькое, обратите внимание на разный размер. Объясните ребёнку, что надо всё время выбирать самое большое колечко. Сначала активно помогайте, постепенно помощь сведите на нет.

 

- «Собираем урожай»: Можно заменить на любые другие предметы (камушки, листья, шишки, грибы, кубики, шарики, карандаши, орехи и т.д.). Цель: учить различать количество предметов, знакомить с понятиями «мало», «много», «пусто», «ни одного». Ход игры: сходить на рынок и купит яблоки, сливы, груши (твёрдые фрукты или овощи). Обратить внимание ребёнка на рассыпанные на ковре яблоки и предложить ему их собрать в коробку или корзинку. Взрослый тоже собирает яблоки и кладёт себе в корзинку не более 2-х яблок. Остальные яблоки подбирает ребёнок. Сравните количество собранных яблок: «Какой ты молодец, как много набрал яблок. У тебя яблок много, а у меня мало». Потом взрослый роняет корзинку и яблоки рассыпаются: «Ой, у меня укатились яблоки, теперь у меня в корзинке ничего нет, пусто».

 

- «Ёжик и грибы»: Цель: различать количество предметов «мало», «много», «один», «ни одного». Подготовить игрушку ёжика и мозаику (если есть муляжи грибов, то просто замечательно). Ход игры: Взрослый показывает поле от мозаики: «Это полянка, на ней растут грибы, давай с тобой посадим много грибов». Вместе с ребёнком высаживайте грибы на полянку. Затем, так, чтобы не заметил малыш, постучите: «Ой, кто это к нам стучится? Посмотри, ёжик, он пришёл к нам в гости, попросить грибов на обед». Дальше побуждаете ребёнка дать один гриб ёжику, один гриб Вам и один гриб пусть возьмёт себе. Обговариваете сколько у каждого грибов. Затем просите ребёнка дать ёжику много грибов, чтобы он поделился со своими друзьями белочками. Обращаете внимание, что на полянке осталось мало грибов, собираете их в кастрюлю, чтобы сварить грибной суп. В конце ребёнок видит пустую полянку, на которой ничего нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6.

Система работы с детьми младшего дошкольного возраста

 

В ряду всех познавательных процессов ощущение и восприятие занимают место первоисточника информации в целостном процессе познания: на основе ощущений развивается восприятие, затем память, речь, а восприятие является фундаментом для мышления.

Особенно это  проявляется в дошкольный период, когда сенсорные процессы являются ведущими в ходе знакомства ребенка  с миром. Поэтому в школах раннего  развития и в дошкольных учреждениях  необходимо уделять внимание развитию всех видов восприятия, поскольку отставание в сенсорном развитии задерживает интеллектуальное развитие ребенка, что может оказаться невосполнимым на более поздних этапах психического развития.

Виды восприятия определяются характером воспринимаемых свойств, предметов и явлений  действительности.

Каждый вид  восприятия ребенок начинает осваивать  в определенном возрасте с опорой на предыдущий опыт.

Различают следующие  виды восприятия:

- восприятие  формы – первый вид восприятия, доступный ребенку в младенческом  возрасте до 1 года, он учится различать предметы прежде всего по форме;

- восприятие  цвета,

- восприятие  величины – наиболее трудное  для освоения свойство, поскольку  каждый раз эталоном является  другой предмет;

- восприятие  пространства – формируется на  основе опыта через движение тела, конечностей, головы, глаз, к которым присоединяются зрительные образы изменяющихся при движении предметов, их пропорций, положения; формируется по мере развития двигательной сферы и речи (в словах закрепляются пространственные понятия);

- восприятие времени – формируется на основе опыта, полученного через действия, эмоциональные переживания происходящий жизненных событий, внешние признаки изменения окружающей обстановки и предметов; совокупность этих признаков закрепляется в таких понятиях: названиях времени суток, времени года, единиц измерения времени, течения времени (быстро, долго, часто, редко, вчера, сегодня, завтра).

- восприятие  движений тела – складывается  из ощущений позы тела, конечностей,  движений и закрепляется в  целостный динамичный образ;

- восприятие  особых свойств предметов и  явлений – объединение ощущений  от разных органов чувств: зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных  и двигательных, слуховых, которые  дают более правильное и разностороннее  представление о любом предмете  или явлении;

- восприятие  целостных предметов – главная  задача восприятия, которая осуществляется  благодаря комплексному объединению  информации от всех видов восприятия;

- восприятие  сложных явлений действительности  – осуществляется в согласованной  работе с интеллектуальными процессами мышления, речи, памяти и воображения. 

Начинается  в раннем возрасте вместе с развитием  речи: взрослые обучают ребенка восприятию изображений предметов на рисунках, затем восприятию иллюстраций, литературных произведений, природы, отношений между людьми, восприятию действий и музыки.

Каждый вид  восприятия ребенок начинает осваивать  в определенном возрасте с опорой на предыдущий опыт. Для целенаправленного  обучения восприятию в настоящее  время создана система педагогических приемов, которые опираются на психологические закономерности, специфические для каждого вида восприятия. На основе наблюдений в возрастных группах психологи отмечают следующие особенности освоения детьми различных видов восприятия в возрасте от 1-го до 3-х лет.

В ходе данной работы использовала рекомендации таких педагогов, как Аксарина Н.М. «Дошкольное учреждение и ребенок в нем», Алямовская В.Г. «Ясли – это серьезно», Ватутина Н.Д. «Ребенок поступает в детский сад», Ноткина Н.А. «Воспитателю о психологических особенностях детей раннего возраста», Печора К.Л. «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях», Сафронова В.М. «Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения». Построила свою профессиональную деятельность с учетом физиологических и возрастных особенностей, отмечаемых такими психологами,  как  Аркин Е.А. «Ребенок в дошкольные годы», Мухина В.С. «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество», Миронов А.И. «Критические периоды детства», Урунтаева Г. А. «Дошкольная психология», поэтому текст системы будет представлен не полностью.

 

 

Календарно-тематическое планирование работы с детьми младшего дошкольного возраста

 

Месяц, № занятия

Задачи

Формы организации педагогического  процесса

Развивающая среда

Компонент ДОУ

Результат

Информационно-методической обеспечение

Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми

Сентябрь

Начальная диагностика

Октябрь

1:

-учить детей выполнять  действия с предметами, имеющими  сквозное отверстие  (разбирать  и собирать пирамидку из 5 колец);

-развивать мелкую моторику пальцев рук (брать кольцо кончиками большого, указательного и среднего пальцев и нанизывать на вертикальный стержень);

-расширять сенсорный  опыт детей при действии с  разноцветными предметами;

занятие

вертикальный стержень высотой 20-25 см (от пирамидки), 5 разноцветных колец для нанизывания (диаметр 2-2,5 см), коробочка (размер 20*20*5 см) на каждого ребенка

наглядный – показ  воспитателя (снимает кольца со стрежня  по одному и выкладывает перед  собой, нанизывает кольца по одному на стержень),

словесный – описание действия снимания колец со стержня  и нанизывания на стержень,

предметно-манипулятивный – поочередное снимание колец  со стержня детьми с помощью воспитателя  и нанизывание колец на стержень,

игровой – самостоятельное  снимание колец со стержня и нанизывание колец на стержень в любой последовательности

физпауза «Заинька»

овладение способом снимания колец одинакового размера  со стержня и нанизывания колец  на стержень в любой последовательности

2:

-знакомить детей с  особенностями куба в процессе практических действий (устойчивая геометрическая фигура, одинаковые грани);

-развивать целенаправленные  действия в зависимости от  поставленной задачи: выложить, переложить  и т.д.;

-формировать стремление  детей манипулировать предметами (ощупывать предмет, перекладывать из руки в руку и т.д.);

занятие

пять кубиков одного цвета и размера (4 куб. см) и 2 коробки (10*10*3 см и 5*5*15 см) на каждого ребенка 

наглядный – показ  воспитателя (вынимает кубики из коробки  и выкладывает на стол),

словесный – описание действия  вынимания кубиков поочередно, рассказ о том,  что коробка была полная, а теперь стала пустая (показ – переворачивание пустой коробки),

предметно-манипулятивный – вынимание кубиков из своих  коробок детьми при помощи воспитателя  и выкладывание их на поверхности стола,

игровой – самостоятельное  вынимание кубиков из коробок  детьми, выкладывание их на стол, постройка  простых конструкций: домик, поезд, башенка

физпауза «Стук да стук»

овладение способом выкладывания кубиков из низкой коробки, накладывание кубиков друг на друга для создания конструкции

3:

-продолжать учить  детей выполнять действия с  предметами, имеющими сквозное отверстие  (разбирать и собирать пирамидку  из 5 колец);

-продолжать развивать  мелкую моторику пальцев рук  (брать кольцо кончиками большого, указательного и среднего пальцев и нанизывать на вертикальный стержень);

-продолжать расширять  сенсорный опыт детей при действии  с разноцветными предметами;

занятие

вертикальный стержень высотой 20-25 см (от пирамидки), 5 разноцветных колец для нанизывания (диаметр 2-2,5 см) и одно большое кольцо (диаметр 3-3,5 см), коробочка (размер 20*20*5 см) на каждого ребенка

наглядный – показ  воспитателя (снимает кольца со стрежня  по одному и выкладывает перед  собой, нанизывает кольца по одному на стержень),

словесный – описание действия снимания колец со стержня  и нанизывания на стержень,

предметно-манипулятивный – поочередное снимание колец  со стержня детьми с помощью воспитателя  и нанизывание колец на стержень,

игровой – самостоятельное  снимание колец со стержня и нанизывание колец на стержень в любой последовательности

физпауза «Заинька»

овладение способом снимания колец одинакового размера  со стержня и нанизывания колец  на стержень в любой последовательности

4:

-продолжать знакомить  детей с особенностями куба в процессе практических действий (устойчивая геометрическая фигура, одинаковые грани);

-продолжать развивать  целенаправленные действия в  зависимости от поставленной  задачи: выложить, переложить и т.д.;

-продолжать формировать  стремление детей манипулировать предметами (ощупывать предмет, перекладывать из руки в руку и т.д.);

занятие

пять кубиков одного цвета и размера (4 куб. см) и 2 коробки (10*10*3 см и 5*5*15 см) на каждого ребенка 

наглядный – показ  воспитателя (вынимает кубики из коробки и выкладывает на стол),

словесный – описание действия  вынимания кубиков поочередно, рассказ о том,  что коробка  была полная, а теперь стала пустая (показ – переворачивание пустой коробки),

предметно-манипулятивный – вынимание кубиков из своих  коробок детьми при помощи воспитателя и выкладывание их на поверхности стола,

игровой – самостоятельное  вынимание кубиков из коробок  детьми, выкладывание их на стол, постройка  простых конструкций: домик, поезд, башенка

физпауза «Стук да стук»

овладение способом выкладывания кубиков из низкой коробки, накладывание кубиков друг на друга для создания конструкции

5:

-на эмоционально-чувственной  основе знакомить детей с физическими  свойствами предметов конической  формы в процессе практических  действий (устойчивая геометрическая фигура, неустойчивая вершина, сужение предмета от основания к вершине);

-развивать целенаправленные  действия левой и правой рук  при действии с колпачками  большого размера и пальцев  кистей рук при действии с  колпачками маленького размера  (складывать пальцы щепотью);

-обогащать сенсорный  опыт детей (ощупывать предмет,  перекладывать из руки в руку  и т.д.);

занятие

восемь, последовательно  вкладывающихся один в другой, колпачков  разного цвета в соответствии с основными цветами спектра

наглядный – показ воспитателя колпачков (выставляются  колпачки на стол так, что детям виден только верхний – самый большой),

словесный – опрос  детей (что стоит на  столе? Что  вы видите?), описание действий каждого  ребенка  при снимании колпачков  поочередно, сравнение колпачков по размеру после снимания  всех колпачков,

предметно-манипулятивный – поочередное снимание колпачков  всей рукой или щепотью пальцев  и выкладывание их перед собой,

игровой – самостоятельное  снимание колпачков, начиная с большого к самому маленькому и выкладывание их перед собой, обратное нанизывание колпачков друг на друга

физпауза «Дует ветер»

овладение способом снимания колпачков всей кистью руки и щепотью пальцев

Ноябрь

1:

-знакомить с различной  величиной предметов-вкладышей через  использование народной игрушки-матрешки;

-учить находить по  просьбе взрослого предметы, одинаковые  по конфигурации, но разные по  величине (маленькие, большие);

-развивать эмоциональное  отношение к предметному манипулированию  игрушками;

занятие

двенадцать матрешек (шесть больших и шесть маленьких), два столика разной величины, двенадцать чашек (шесть больших и шесть маленьких), тележка для матрешек

наглядный – показ  матрешек, которые приехали в гости  к детям,

словесный – рассказ  воспитателя о том, что большие  и маленькие матрешки приехали в гости,

предметно-манипулятивный – самостоятельное рассматривание матрешек (у каждого ребенка по три матрешки: 2 больших, 1 маленькая  или 1 большая, 2 маленьких),

игровой – рассаживание матрешек за соответствующие столы (больших за большой, маленьких за маленький) и угощение матрешек чаем

физпауза «Маленькие ножки, большие ножки»

овладение способом соотнесение предметов в соответствии с их размером через сравнение

2:

-на эмоционально-чувственной  основе продолжать знакомить  детей с физическими свойствами предметов конической формы в процессе практических действий (устойчивая геометрическая фигура, неустойчивая вершина, сужение предмета от основания к вершине);

-продолжать развивать  целенаправленные действия левой  и правой рук при действии с колпачками большого размера и пальцев кистей рук при действии с колпачками маленького размера (складывать пальцы щепотью);

-продолжать обогащать  сенсорный опыт детей (ощупывать  предмет, перекладывать из руки  в руку и т.д.);

занятие

восемь, последовательно вкладывающихся один в другой, колпачков разного цвета в соответствии с основными цветами спектра

наглядный – показ  воспитателя колпачков (выставляются  колпачки на стол так, что детям виден  только верхний – самый большой),

словесный – опрос  детей (что стоит на  столе? Что вы видите?), описание действий каждого ребенка  при снимании колпачков поочередно, сравнение колпачков по размеру после снимания  всех колпачков,

предметно-манипулятивный – поочередное снимание колпачков  всей рукой или щепотью пальцев и выкладывание их перед собой,

игровой – самостоятельное  снимание колпачков, начиная с большого к самому маленькому и выкладывание их перед собой, обратное нанизывание  колпачков друг на друга

физпауза «Дует ветер»

овладение способом снимания колпачков всей кистью руки и щепотью пальцев

3:

-продолжать знакомить  с различной величиной предметов-вкладышей  через использование народной  игрушки-матрешки;

-продолжать учить  находить по просьбе взрослого  предметы, одинаковые по конфигурации, но разные по величине (маленькие, большие);

-продолжать развивать  эмоциональное отношение к предметному  манипулированию игрушками;

занятие

двенадцать матрешек (шесть больших и шесть маленьких), два столика разной величины, двенадцать чашек (шесть больших и шесть  маленьких), тележки для матрешек (большая и маленькая)

наглядный – показ  матрешек, которые приехали в гости  к детям,

словесный – рассказ  воспитателя о том, что большие  и маленькие матрешки приехали в  гости,

предметно-манипулятивный – самостоятельное рассматривание матрешек (у каждого ребенка по три матрешки: 2 больших, 1 маленькая или 1 большая, 2 маленьких),

игровой – рассаживание матрешек за соответствующие столы (больших за большой, маленьких за маленький) и угощение матрешек чаем

физпауза «Маленькие ножки, большие ножки»

овладение способом соотнесение предметов в соответствии с их размером через сравнение

4:

-на эмоционально-чувственной  основе знакомить детей с физическими  свойствами предметов цилиндрической  формы в процессе практических  действий (устойчивая геометрическая фигура, подвижна, катается, если положить на бок);

-продолжать развивать  целенаправленные действия левой  и правой рук при действии  с цилиндрами большого размера  и пальцев кистей рук при  действии с цилиндрами маленького  размера (складывать пальцы щепотью);

-продолжать обогащать  сенсорный опыт детей (ощупывать  предмет, перекладывать из руки  в руку и т.д.);

занятие

восемь, последовательно  вкладывающихся один в другой, цилиндров  разного цвета в соответствии с основными цветами спектра  и разного размера (самый большой: высотой – 10 см, диаметр сечения – 10 см, маленький: высотой – 3 см, диаметр сечения – 3 см)

наглядный – показ  воспитателя цилиндров (выставляются  цилиндры на стол так, что детям виден  только верхний – самый большой),

словесный – опрос  детей (что стоит на  столе? Что вы видите?), описание действий каждого ребенка  при снимании цилиндров поочередно, сравнение цилиндров по размеру после снимания  всех цилиндров,

предметно-манипулятивный – поочередное снимание цилиндров  всей рукой или щепотью пальцев и выкладывание их перед собой,

игровой – самостоятельное  снимание цилиндров, начиная с большого к самому маленькому и выкладывание их перед собой, обратное нанизывание  цилиндров друг на друга

физпауза «Маленькие ножки, большие ножки»

овладение способом снимания цилиндров всей кистью руки и щепотью пальцев

5:

-знакомить детей с  предметами круглой формы (шар)  через простое манипулирование  предметом (катать по ровной  поверхности, катать между ладонями);

-продолжать развивать  целенаправленные действия с  предметами круглой формы через нанизывание шаров одного цвета на стержень пирамидки;

-продолжать обогащать  сенсорный опыт детей через  ощупывание предметов круглой  формы;

занятие

пирамидки на каждого  ребенка с нанизывающимися шариками (одного размера, одного размера) на стрежень, шарики одного цвета, но разного размера на каждого ребенка, коробочка для шаров,

наглядный – показ  воспитателя шариков (выкладываются  шарики разного размера на стол так, что детям виден каждый шарик), аналогично с шариками, нанизывающимися на стержень,

словесный – опрос  детей (что стоит на  столе? Что  вы видите?), описание действий каждого  ребенка  при ощупывании каждого  шарика, сравнение шариков по размеру, аналогично и с шариками, нанизывающимися  на стержень,

предметно-манипулятивный – поочередное катание шариков по поверхности стола и в руках, снимание шариков со стержня всей рукой или щепотью пальцев и выкладывание их перед собой,

игровой – самостоятельное  снимание шариков и выкладывание их перед собой, обратное нанизывание  шариков на стержень

физпауза «Шарики разбежались»

овладение способом снимания и нанизывания шариков  на стержень, понимание формы шарообразных предметов через непосредстенное  манипулирование, ощупывание и катание  шариков по поверхности стола, пола и в руках

Декабрь

1:

-знакомить детей с  предметами, имеющими грани (кубиками) через ориентировочно-исследовательскую  деятельность;

-развивать пространственное  воображение, умение сравнивать  предметы по цвету и величине  с опорой на действие вкладывания;

-воспитывать умение помогать, сопереживать при выполнении задания;

занятие

восемь кубиков одного размера и цвета, две коробки  разного размера с соответствующими  крышками,

наглядный – показ  воспитателя действия манипулирования  кубиками (постройка домика, башни),

словесный – опрос детей (что стоит на  столе? Что вы видите? Что с этим можно делать?), описание действий каждого ребенка при ощупывании кубиков, сравнение кубиков по размеру и цвету,

предметно-манипулятивный – самостоятельное ощупывание кубиков, проверка кубиков на возможность прокатить его по поверхности стола, самостоятельный поиск крышки к коробке для укладывания кубиков в коробку и ее закрывания,

игровой – самостоятельное  построение разнообразных поделок  из имеющегося количества кубиков (домик, башенка, паровозик и т.д.), самостоятельная уборка игрового материала в коробки

физпауза «Стук да стук»

овладение способом манипулировать предметами, имеющими грани, создание построек по своему смотрению, умение соотносить предметы по величине

2:

-знакомить с особенностями полых предметов разной величины: накладывание меньшего на больший, накрывание меньшего большим;

-развивать моторику  и координацию рук, совершенствовать  относительно тонкие движения  большого, среднего и указательного  пальцев;

-воспитывать ощущение  величины предметов, выполняя задание с ориентировкой на одно свойство – величину;

занятие

набор из восьми одноцветных  полых кубок (коробок),

наглядный – показ  воспитателя полых предметов (кубиков  или коробок) одного цвета,

словесный – опрос  детей (что стоит на  столе? Что вы видите?), описание действий каждого ребенка  при ощупывании кубиков, сравнение кубиков по размеру и цвету,

предметно-манипулятивный – самостоятельное ощупывание кубиков, проверка кубиков на возможность  прокатить его по поверхности  стола, самостоятельное манипулирование кубиками – снимание кубиков друг с друга поочередно, вкладывание кубиков друг в друга, постройка башни через выставление кубиков по принципы меньший на больший,

игровой – самостоятельное  построение разнообразных поделок  из имеющегося количества кубиков или коробок (домик, башенка, паровозик и т.д.)

физпауза «Большой и  маленький»

овладение способом вкладывания и вынимания полых  предметов относительно друг друга 

3:

-учить действовать  со сборно-разборными игрушками  разного цвета и величины (бочата), состоящими из двух одинаковых частей (половинок) и учить открывать и закрывать бочата через разъединение и соединение двух одинаковых половинок;

-развивать глазомер, мелкие движения пальцев, их  цепкость и силу;

-воспитывать чувство  эмоционального удовлетворения от выполненной работы (подбора и соединения половинок в правильном порядке);

занятие

бочата – по две  штуки на каждого ребенка (разной высоты и разного цвета), ленточки, бубенчики, салфетки, звучащие наполнители  крупного размера,

наглядный – показ бочат,

словесный – опрос  детей (что стоит на  столе? Что  вы видите?), описание действий каждого  ребенка  при ощупывании бочат, сравнение  их по размеру и цвету, объяснение, что в бочатах что-то лежит,

предметно-манипулятивный – показ воспитателя и самостоятельное ощупывание бочат, самостоятельные попытки открыть и закрыть бочата, соединив последовательно обе  половинки друг с другом,

самостоятельное манипулирование  бочатами – открывание, закрывание, поиск половинки для своего бочонка, проверка на звучание лежащих внутри предметов,

игровой – самостоятельные  игровые действия с бочатами всех размеров и цветов,  поиск пары к своему бочонку, постройка башенок  из половинок

физпауза «Кто в домике живет?»

овладение способом соединять две половины одного целого путем подбора и самостоятельной ориентировки среди предлагаемых предметов


 

Анализ результатов  усвоения данной системы работы и  ее продуктивности проводится на основании  данных педагогического мониторинга  для детей младшего дошкольного  возраста в соответствии с реализуемой «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А.

 

Приложение 7.

Конспект  родительского собрания в средней  группе на тему: «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

 

Цель: дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка; заинтересовать проблемой;  приобщить к игре ребенка в условиях семьи; выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из спорных ситуаций, обосновывая их.

Ход:

П-п.: Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что дает игра ребенку? Помните, во что играли вы в своем детстве? (предлагается перечислить игры.)

П-п.: Немного  статистики. Из 300 опрошенных родителей никто не сказал, что ребенок не любит играть. Многие из них отметили роль игры в развитии их детей, но не отличают ее от других видов деятельности. Так, к игре детей они относят забавы, шалости, досуг, занятия лепкой, слушание книг, просмотры телепередач и др. Любимые игры детей, по их мнению, это «школа», «детский сад», «больница», «куклы», «война» и др. подвижные, настольно-печатные, компьютерные. Вместе с тем некоторые взрослые недооценивают роль игры в развитии их ребенка.

Вопрос для  обдумывания: Спрашивает мама: «Моя дочка  все время играет. Она постоянно  разговаривает сама с собой, сделала  кассу, нарезала бумажные «деньги», перекладывает их с места на место... Разве это помогает ее развитию?» (родители высказываются с обоснованием мнения).

П-п.: Да, роль игры, к сожалению, недооценивается некоторыми родителями. Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д. Сюжетно-ролевая игра очень популярна, и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Она называется так потому, что основными ее элементами являются игровой замысел, разработка сценария (сюжета), собственно игровые действия, выбор и распре деление ролей. Это вид творческой игры, которая создается самими детьми, они сами придумывают в ней правила.

О значении игры в развитии ребенка сказано очень  много. Игра - потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка.

Вопросы для  обсуждения: В чем, по вашему мнению, заключается роль игры в развитии ребенка? Как вы думаете, обучается  ли ребёнок во время игры? (родители высказывают мнение, обосновывают его, п-п. помогает обобщить и сделать вывод).

П-п.: В игре ребёнок  обучается эмоционально вживаться, «врастать» в сложный социальный мир взрослых людей. Переживать жизненные  ситуации других людей как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков. Осознать своё реальное место среди других людей. Уважать себя и верить в себя. Решая игровые задачи, дети проявляют максимальную компетенцию, они действуют уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него разрешения. Игра - это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых - закрепить у ребёнка уверенность в себе, проявляя положительное отношение к его игровой деятельности.

Надеяться на собственные  силы при столкновении с проблемой: игра предоставляет детям возможность  ставить и решать собственные задачи. Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие.

Свободно выражать свои чувства. Ребёнок, живущий под  постоянным неусыпным контролем  взрослых, начинает вести себя неестественно. Он недостаточно смел и решителен для того, чтобы обнаруживать свои подлинные чувства, отчего его поведение становится скованным. Возникают барьеры в общении. Поэтому взрослые должны положительно относится к его неподдельным эмоциям и сами проявлять естественность и чистоту отношений.

Переживать  свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство. В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход  и ослабевают, что значительно  облегчает реальные взаимоотношения  между детьми.

Давайте попробуем проанализировать: «На участке детский гомон. Новенький, мальчик пяти лет, впервые попавший в детский сад, с любопытством рассматривает играющую детвору: одни подвозят песок, другие грузят его в машину, третьи строят песочный город. «Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ними?» - обращается к ребенку воспитатель. Тот удивленно смотрит на педагога и равнодушно отвечает: «Не-е-е... Я их сейчас расстреляю!» Он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесенный из дома, и целится в сторону играющих. «За что же ты их хочешь расстрелять?» - снова обращается к мальчику педагог. «А так, ни за что... Я разбойник! Сейчас совершу на них налет!» - голосе недружелюбные нотки. «Ему бы только стрелять да в войну играть», - жалуется вечером мать воспитателю. «Для таких игр у него, кажется, нет недостатка в игрушках», - замечает воспитатель, имея в виду саблю, пистолет с пистонами, самодельный щит, лежащие в хозяйственной сумке матери. «Да, конечно», - соглашается мать. «Он требует, приходится покупать. Боевой растет, даже слишком». «А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к более спокойным играм, например...» «А зачем? недоумевает женщина. Пусть играет, во что хочет. Хоть в Соловья-разбойника! Какое это имеет значение!»

Информация о работе Формирование сенсорных эталонов у детей третьего года жизни в повседневной жизни ДОУ